Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 20:03, реферат
Способность вертолета перевозить груз на внешней подвеске породила идею создания специализированного вертолета-крана. Он должен был отличаться отсутствием грузовой кабины, что значительно облегчало и упрощало конструкцию. Кроме того, вертолету-крану не нужен был большой запас топлива. Он должен был перевозить грузы на небольшие расстояния и работать отчасти в зоне влияния земли. Все это позволяло надеяться на увеличение грузоподъемности примерно на 10-20% по сравнению с аналогичными фюзеляжными вертолетами. Уже в 40-е годы утвердилось мнение, что вертолеты большой грузоподъемности должны быть бесфюзеляжными вертолетами-кранами.
Летающий кран
Ми-10 и Ми-10К
Введение
Способность вертолета перевозить груз на внешней подвеске породила идею создания специализированного вертолета-крана. Он должен был отличаться отсутствием грузовой кабины, что значительно облегчало и упрощало конструкцию. Кроме того, вертолету-крану не нужен был большой запас топлива. Он должен был перевозить грузы на небольшие расстояния и работать отчасти в зоне влияния земли. Все это позволяло надеяться на увеличение грузоподъемности примерно на 10-20% по сравнению с аналогичными фюзеляжными вертолетами. Уже в 40-е годы утвердилось мнение, что вертолеты большой грузоподъемности должны быть бесфюзеляжными вертолетами-кранами. Другой концепцией, породившей строительство вертолетов-кранов, была идея создания вертолетов одной весовой категории, но с разными фюзеляжами, оптимизированными под каждое конкретное задание. Однако такая концепция требовала создания большого многообразия узкоспециализированных вертолетов и была экономически трудноосуществимой. Идея присоединять разнообразные специализированные контейнеры под без-фюзеляжный вертолет-кран позволяла наиболее экономично решить данную проблему. Кроме того, предполагалось, что кран сможет самостоятельно наезжать или садиться верхом на перевозимый груз, что значительно ускоряло и упрощало его загрузку. Груз в этом случае мог крепиться под фюзеляжами.
Назначение
Первоначально предполагалось, что Ми-10 будет использоваться в армии для обеспечения мобильного базирования ракетных комплексов. Существовало несколько проектов, но до лётных испытаний был доведён только комплекс 9К74 (пусковая установка 9П116, ракета 4К95). Но со снятием ракет этого типа с вооружения работы были прекращены. Было разработано несколько военных модификаций вертолёта.
С середины 70-х годов Ми-10К активно использовались на различных стройках для монтажа крупогабаритных конструкций.
Перечисление работ Ми-10К впечатляет: монтажные работы в Ленинграде и Дагестане; перенос радиобашни на стадион «Строитель» в Москве; установка 70-метровой ретрансляционной вышки; установка опор ЛЭП-500 при прокладке линии через Волгу; монтаж вентиляционных шахт (масса 10 т) прямо внутрь цеха на тросах длиной 35 м; уникальные операции, когда использовались сразу два летающих крана (100-метровая ретрансляционная мачта массой 40 т); телевизионная вышка в Миассе (спасли вырубку реликтового леса). Даже найденный поисковиками Ил-2 вертолет вытащил из болота под Новгородом.
Устройство
Вертолет классической одновинтовой схемы с рулевым винтом, двумя ГТД и четырехопорным шасси. Фюзеляж цельнометаллический полу-монококовой конструкции переменного сечения, с плоской нижней частью. Состоит из носовой и центральной частей, хвостовой и концевой балок. Носовая часть вмещает кабину экипажа с улучшенным обзором вниз. Центральная часть включает входной тамбур и грузовую кабину с грузовой дверью с правого борта и электрической лебедкой грузоподъемностью200 кг. В кабине можно было перевозить 28 пассажиров или груз до 3 т. В варианте Ми-10К под кабиной экипажа снизу под фюзеляжем подвешена гондола с кабиной оператора для управления грузовыми и монтажными работами. Несущий винт – пятилопастный, диаметром35 м, с трехшарнирным креплением лопастей к втулке и гидравлическими демпферами. Лопасти цельнометаллическои конструкции прямоугольной формы в плане с профилями NACA 230М и ЦАГИ. К цельному стальному трубчатому лонжерону присоединяются двадцать секций, состоящих из носовой части с противовесом и противообледенитель-ным пакетом, хвостовой части с сотовым заполнителем и концевого обтекателя. Лопасти имеют электрическую противо-обледенительную систему и сигнализатор повреждения лонжерона. Хвостовой винтчетырехлопастный, толкающий, диаметром6,3 м, с лопастями трапециевидной формы в плане с профилем NACA 230 и переменной относительной толщиной. Лопасти деревянные с лонжероном из дельта-древесины и стальным наконечником, имеют оковку носка и противообледенительную систему.
1- диаметр главного винта (35 м)
2- диаметр хвостового винта (6,3 м)
3- грузовой отсек ( макс. 3000 кг)
4- кабина для пилота-
5- шасси вертолета (от земли до фюзеляжа 1,86 м.)
6- тросовая подвеска ( макс. 11,8 т)
7- кабина экипажа (3-4 чел.)
8- двигатели ( 2 двигателя
Д-25В мощностью 5500 л.с.
Силовая установка состоит из двух газотурбинных двигателей Д-25В конструкции П.А.Соловьева, мощностью4045 кВт/5500 л.с, которые установлены над грузовой кабиной. Двигатели работают независимо друг от друга, что позволяет производить полет с одним работающим. Каждый двигатель имеет автономную маслосистему с маслобаком и маслорадиатором. Во входном тамбуре установлена вспомогательная силовая установка АИ-8. Шасси Ми-10К четырехопорное неубирающееся, ферменное с масляно-воздушными амортизаторами и сдвоенными колесами. Передние стойки имеют рычажную подвеску колес. Клиренс фюзеляжа -1,65 м. На хвостовой балке имеется ферменная предохранительная опора. Топливная система. Топливо содержится в двух подвесных топливных баках общей емкостью9000 лпо бокам фюзеляжа перед главными опорами шасси и расходном баке, находящемся за главным редуктором. Возможна установка четырех дополнительных баков на полу грузовой кабины. Общая емкость баков:11660 л.
Достоинства:
ГИ продолжались до 1968 г. Они позволили сделать вывод, что при выполнении целого ряда работ применение вертолета обходится на 50% дешевле, чем башенных кранов, требует на 70% меньше рабочей силы и позволяет решить задачу на 70% быстрее.
- скорость;
- дальность (может достичь любой точки планеты за тысячи километров);
- проходимость (по бездорожью, горы, болота, морские суда);
- доступность (куда стрела не дотянется);
- оперативность.
Недостатки:
По-прежнему существенной проблемой оставался высокий уровень вибрации. Высказывались и другие замечания, в частности, требовалось улучшить условия работы пилота-оператора. Доводка вертолета растянулась на несколько лет, после чего последовало решение о его серийном производстве.
Технические характеристики
Двигатели
Взлётная мощность, э.л.с. 2х5500 2х5500
Диаметр несущего винта, м 35 35
Габариты, м:
длина вертолёта с
вращающимися винтами
длина фюзеляжа (без рулевого винта) 32,86 32,86
ширина фюзеляжа
высота до втулки несущего
винта
7,8
Габариты грузо-пассажирской кабины, м:
длина
ширина
высота
Масса, т:
пустого вертолёта
взлётная нормальная
взлётная максимальная
Коммерческая нагрузка, т:
нормальная
максимальная
на внешней подвеске
Число пассажиров, чел.
Запас топлива, л
Скорость, км/ч:
максимальная у земли
крейсерская
Потолок, м:
статический без влияния
земли
статический с влиянием земли
динамический
Практическая дальность полёта, км: 430 500
Экипаж, чел.
Литература
http://www.vertolet-media.ru
http://www.airwar.ru
http://ftrww.narod.ru
http://heavytransport.
http://vert-mi8.ru