Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 23:04, реферат
Международный воздушный транспорт — это динамичная, высокотехническая и капиталоемкая отрасль обслуживания, получившая в 1950—2000 гг. быстрое развитие на основе четко определенных юридических, экономических, нормативных и организационных принципов, изложенных в Чикагской конвенции 1944 г.
Описанный механизм
позволяет государству
Что касается принимающего назначенного авиаперевозчика государства, то за ним сохраняется с учетом его законных прав и интересов дискреционное право отказа в выдаче разрешения в качестве меры контроля. Сохранение этого права в сочетании с усилением нормативного контроля, в том числе назначающей стороны, как представляется, предоставляет принимающей стороне необходимые средства для решения таких потенциальных проблем, как безопасность полетов и авиационная безопасность, недопущение появления «удобных флагов».
Потенциальные преимущества такого механизма заключаются в том, что он может способствовать созданию благоприятной эксплуатационной среды, в которой авиаперевозчики будут осуществлять свою коммерческую деятельность в соответствии с условиями рынка и своими коммерческими потребностями. Пользу от этой системы могут получить также государства, чьи авиаперевозчики нуждаются в иностранных инвестициях.
Несмотря на очевидную пользу либерализации на основе ука занного механизма, большинство государств, в том числе и Россия, продолжают использовать в своих двусторонних соглашениях традиционные критерии и применять принцип национального владения и контроля к собственным перевозчикам. На конференции ИКАО этим государствам было предложено учитывать потребности государств, осуществляющих либерализацию, путем:
выражения согласия со своими партнерами по двусторонним соглашениям с применением ими расширенных, т. е. либеральных критериев назначения авиаперевозчиков, при условии сохранения права на применение традиционных критериев в отношении собственных назначенных перевозчиков (как это сделано, например, в двусторонних соглашениях, стороной которых является Гонконг, особый административный район Китая);
признания назначенного перевозчика своего партнера по соглашению, который не отвечает традиционному критерию владения и контроля, однако соответствует другим важнейшим требованиям, таким, как обеспечение безопасности полетов и авиационной безопасности;
провозглашения условий, при которых оно будет признавать нетрадиционные способы назначения иностранных авиапредприятий.
Что касается государств, отстаивающих либерализацию, то им было предложено принять на себя добровольное обязательство либерально подходить к требованиям о владении и контроле при рассмотрении назначений иностранных авиапредприятий из стран, традиционно применяющих принцип национального владения и контроля.
Выводы ИКАО. Исходя из изложенного на конференции ИКАО были сделаны выводы о необходимости:
модернизации порядка назначения авиапредприятий и выдачи им разрешений для предоставления им возможности быстрой адаптации к условиям рынка;
принятия государствами, осуществляющими либерализацию, надлежащих мер по обеспечению безопасности полетов и авиационной безопасности;
применения альтернативного механизма назначения авиапредприятий в двусторонних соглашениях о воздушном сообщении;
содействия либерализации, признавая за назначенными иностранными авиапредприятиями, не отвечающими традиционным критериям владения и контроля, равное право на доступ к рынку; — признания за ИКАО ведущей роли в содействии либерализации в области международного воздушного транспорта.
Либерализация доступа к рынку. На конференции обсуждался также вопрос о либерализации доступа к рынку, охватывающий три аспекта: 1) либерализация доступа к рынку; 2) аренда и 3) либерализация воздушных перевозок.
Выяснилось, что несмотря на прогресс в области либерализации доступа к рынку, достигнутый на двустороннем, субрегиональном и региональном уровнях, условия для заключения глобального многостороннего соглашения об обмене коммерческими правами еще не созрели. Практика либерализации показывает, что доступ к рынку не сводится только к предоставлению коммерческих прав. Необходимо проводить либерализацию провозной емкости, ценообразования, нерегулярных перевозок и соответствующих видов обслуживания, таких как совместное использование кодов, наземное обслуживание и автоматизированные системы бронирования.
Большие проблемы возникают у авиакомпаний при осуществлении коммерческих прав в условиях нехватки аэропортовых «окон». В связи с этим ИКАО было поручено провести исследование, которое позволило бы определить средства получения для перевозчиков «окон» в аэропортах с тем, чтобы они имели доступ к рынкам в аэропортах с ограниченным количеством «окон» с учетом ст. 15 Чикагской конвенции и принципов транспарентности, недискриминации и предоставления равных возможностей.
Следует отметить,
что обсуждение вопросов доступа
к рынку было начато на Всемирной
авиатранспортной конференции 1994 г. В
соответствии с рекомендацией конференции
ИКАО разработала инструктивный материал
для государств по мерам обеспечения участия
в процессе либерализации регулирования,
в том числе по вопросу доступа к рынку.
С тех пор был достигнут значительный
прогресс на региональном и субрегиональном
уровнях. Согласно данным ИКАО с января
1995 г. по декабрь 2005 г. было заключено и
изменено свыше 600 двусторонних соглашений,
которые содержат в той или иной мере положения
о либерализации. На региональном и субрегиональном
уровнях группы государств создали многосторонние
режимы регулирования, направленные на
развитие сотрудничества и либерализацию
регулирования воздушного транспорта
среди государств-членов. Если до конференции
1994 г. существовало всего два региональных
механизма — Европейский
Союз и Андский пакт, то с 1995 г. в различных районах мира появилось восемь механизмов: два в Северной и Южной Америке, один — в Азии/Тихом океане, один — на Ближнем Востоке и четыре — в Африке. В семи из них предусматривается немедленная или поэтапная либерализация, ведущая к предоставлению полного доступа.
Одновременно с этим увеличилось количество двусторонних соглашений, включающих положения о неограниченном доступе к рынку. К 1 января 2005 г. было заключено 85 соглашений об «открытом небе», участниками которых стали приблизительно 70 стран. Эти соглашения охватывают не только развитые, но и все большее число развивающихся стран. В плане доступа к рынку эти соглашения, как правило, предусматривают неограниченные права на маршруты и эксплуатационные права, а также права третьей — пятой и шестой «свобод воздуха». Но часть соглашений допускает постепенное или поэтапное введение доступа к рынку. Кроме того, в 2001 г. пять членов организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АРЕС), а именно Бруней, Новая Зеландия, Сингапур и США, подписали многостороннее соглашение «об открытом небе», к которому могут присоединиться другие члены АРЕС, а также государства, не входящие в ее состав. Позднее имело место присоединение к этому соглашению Перу, проявляют интерес к нему и другие государства.
Характеристика
ИКАО либерализации. На конференции
ИКАО было отмечено, в частности, что
в целом государства после 1994
г., стали более открыто и
Что касается аренды воздушного судна, как с экипажем, так и без, то на конференции было признано, что она предоставляет значительные преимущества авиаперевозчикам, позволяя расширить и разнообразить воздушные сообщения, и открывает воз можности для создания новых перевозчиков, хотя при этом возникают серьезные проблемы экономического регулирования и обеспечения безопасности полетов, которые еще требуют своего разрешения.
В отношении
авиагруза конференция
осуществлять одностороннюю либерализацию доступа к грузовым перевозкам;
осуществлять либерализацию грузовых перевозок путем заключения двусторонних соглашений и проведения переговоров в целях обеспечения взаимности;
использовать многосторонний подход к либерализации грузовых перевозок.
Кроме того, конференция сделала сводные выводы, рекомендации и декларации по другим аспектам либерализации, в частности, по вопросам обеспечения добросовестной конкуренции, защиты интересов потребителей, разрешения споров и типового соглашения о воздушном сообщении.
Декларация глобальных
принципов либерализации
обеспечение высокого уровня безопасности полетов и авиационной безопасности;
содействие эффективному и стабильному участию всех государств на основе принципа «общности интересов» и посредством использования преференциальных мер в отношении развивающихся стран;
обеспечение предоставления адекватной вспомогательной инфраструктуры по разумным ценам;
содействие предоставления ресурсов для международного воздушного транспорта, в особенности для развивающихся стран;
содействие развитию стабильной экономической основы международного воздушного транспорта, адаптируемой к условиям регулирования и хозяйствования;
сведение к
минимуму экологических последствий;
обеспечение разумных ожиданий потребителей и потребностей обслуживания населения, в особенности для маршрутов с небольшим объемом движения или по иным причинам неэкономичных маршрутов;
содействие повышению эффективности рынка и сведению к минимуму искажения рынка;
создание адекватных и эффективных гарантий, способствующих добросовестной конкуренции;
укрепление сотрудничества и гармонизация на субрегиональном, региональном и глобальном уровнях;
должный учет интересов всех участников в деятельности гражданской авиации, включая авиаперевозчиков и других эксплу-атантов, пользователей, аэропорты, общественность, рабочую силу и поставщиков услуг в области туризма и путешествий.
Конференция призвала государства осуществлять «либерализацию доступа к рынку международного воздушного транспорта, доступа авиаперевозчиков к международному капиталу и представлять авиаперевозчикам свободу осуществления коммерческой деятельности». Конференция указала, что в этом процессе важную роль будет играть применение во всем мире современного единообразного режима ответственности авиаперевозчиков, установленного Монреальской конвенцией 1999 г.
Обсуждение на конференции вопросов конкуренции и сотрудничества завершилось принятием выводов о том, что важной гарантией обеспечения добросовестной конкуренции могут стать национальные законы о конкуренции, которые позволяют исключить конфликты в области международного воздушного транспорта. Конференция также рекомендовала государствам избегать принятия односторонних мер, отрицательно сказывающихся на упорядоченном и гармоничном развитии международного воздушного транспорта, а при условии соблюдения применимых законов о конкуренции по-прежнему признавать наличие систем многостороннего интерлайна, позволяющих государствам, авиаперевозчикам и грузоотправителям получать доступ к глобальной авиатранспортной сети на недискриминационной основе.
Особо конференция отметила
Несмотря на
то, что выводы конференции имеют
рекомендательный характер, нет сомнений
в том, что мировой процесс либерализации
международного воздушного транспорта
постепенно вовлечет в него все страны,
даже те, кто пока находится в стороне
от него и занимает выжидательную позицию.
Информация о работе Либерализация международного воздушного транспорта