Мажоритарная
и пропорциональная система имеют
свои достоинства и недостатки.
К числу достоинств мажоритарной
избирательной системы относится
то, что в ней заложены возможности
формирования эффективно работающего
и стабильного правительства. Это
достигается путем распределения
мандатов среди крупных, хорошо организованных
партий, которые на основе большинства
формируют однопартийные правительства.
Эта система также побуждает
мелкие партии создавать блоки или коалиции
еще до начала выборов. Практика показывает,
что созданные на этой основе органы власти
являются устойчивыми и способными проводить
твердую государственную политику. При
мажоритарной избирательной системе население
голосует за конкретных депутатов. В результате
возникают крепкие устойчивые связи между
депутатами и избирателями. Поскольку
депутаты непосредственно избираются
гражданами определенного округа и обычно
рассчитывают на свое переизбрание, то
они больше ориентируются на свой электорат,
стараются, по возможности, выполнить
свои предвыборные обещания или
откликнуться на текущие просьбы избирателей.
В свою очередь избиратели лучше знают
своих депутатов, чем при их избрании в общем партийном списке
при пропорциональной системе. Вместе
с тем мажоритарная избирательная
система содержит и ряд существенных недостатков.
Эта система во многом искажает реальную
картину предпочтений и тем самым не отражает волю избирателей.
При данной системе для распределения
парламентских мандатов чаще всего имеет
значение только факт получения кандидатом
относительного большинства голосов. Голоса же отданные всем другим
кандидатам, при распределении мандатов
во внимание не принимаются и в этом смысле
пропадают. Существует довольно большая
возможность манипулировать волей избирателей через “нарезку избирательных
округов”. Знаяпредпочтения избирателей, можно манипулировать географией
округов. Например, создать чисто сельские
и чисто городские округа, либо, наоборот,
их смешивать, когда это выгодно тому или
иному кандидату и т.д. Таким образом, мажоритарная
избирательная система создает возможность
формирования правительства, опирающегося
на большинство в парламенте, но не пользующегося
поддержкой большинства населения. Она
сильно ограничивает доступ в парламент
представителей меньшинства, в том числе
небольших партий. В результате мажоритарная
избирательная система может ослаблять
легитимность власти, вызвать у граждан
недоверие к политическому строю, пассивность
на выборах. Пропорциональная избирательная
система в значительной мере позволяет
устранить явное несоответствие между
количеством поданных за партию голосов
и количеством получаемых ею депутатских
мест. Тем самым пропорциональная избирательная
система наиболее адекватно отражает
политическую волю населения. К достоинствам
пропорциональной избирательной системы
относится и то, что в сформированных с
ее помощью органах власти представлена
реальная картина расстановки политических
сил. Она создает возможность быть представленным
в органах власти национальным, религиозным
меньшинствам и другим социальным слоям,
образующим мелкие партии. Тем самым пропорциональная
избирательная система обеспечивает обратную
связь между государством и организациями
гражданского общества, способствует
легитимизации власти, активизирует участие
населения в выборах. К недостаткам пропорциональной
избирательной системы следует отнести
относительно меньшую стабильность правительства.
Характерное для этой системы широкое
представительство в парламенте различных
политических сил очень часто не позволяет
какой-либо партии сформировать однопартийное
правительство и побуждает к образованию
коалиций. Объединение же разнородных
по своим целям партий может приводить
к обострению противоречий между ними,
к распаду коалиций и отставке правительства.
Поскольку при пропорциональной избирательной
системе голосование осуществляется не
за конкретных кандидатов, а за списки
партий, объединений, постольку весьма
слаба непосредственная связь между депутатами
и избирателями. Это обстоятельство также
способствует большей зависимости депутатов
от своих партий, чем от избирателей. Такая несвобода может отрицательно
сказаться на процессе принятия важных
законов, депутат чаще всего голосует
в интересах партии и ее лидеров, чем своих
избирателей. Для того, чтобы преодолеть
чрезмерное партийное дробление состава
парламента, ограничит возможность проникновения в
него мелких партий или же представителей крайне радикальных, а порой
и экстремистских сил, многие страны используют
так называемые “избирательные пороги” устанавливающие необходимый
для получения депутатских мандатов минимум
голосов избирателей. В разных странах,
использующих пропорциональную систему
этот “порог” колеблется. Так в Израиле
он составляет 1%, в Дании – 2%, в Украине – 3%, в
Италии, Венгрии – 4%, в Германии, России
– 5%, в Грузии – 7%, в Турции – 10%. Кандидаты
тех партий или партийных блоков, которые
не преодолели этот “порог”, автоматически исключаются
из списка претендентов. Высокий “избирательный
порог” подчас приводит к тому, что значительная
часть избирателей оказывается непредставленной
в парламенте. Минимальный – по существу
оказывается неэффективным. В ряде стран
с целью соединить положительные стороны
различных систем и свести к минимуму
их недостатки создаются избирательные
системы смешанного типа. В которых тем или иным образом
сочетаются элементы мажоритарной и пропорциональной
систем. Практическая реализация смешанной избирательной
системы в процессе голосования состоит
в том, что каждый избиратель получает
два бюллетеня. Соответственно у него
два голоса: одним он голосует за конкретного
кандидата, баллотирующегося по данному
избирательному округу, другим - за политическую
партию, объединение.
Попытки максимально использовать
достоинства базовых избирательных
систем и нивелировать их недостатки
приводят к возникновению смешанных
избирательных систем. Суть смешанной
избирательной системы заключается
в том, что часть депутатов в один
и тот же представительный орган власти
избирается по мажоритарной системе, а
другая часть - по пропорциональной системе.
Предполагается при этом создание мажоритарных
избирательных округов (чаще всего, одномандатных,
реже - многомандатных) и избирательных
округов (при пропорциональной системе
с многомандатными округами) или единого
общенационального многомандатного избирательного
округа для голосования по партийным спискам
кандидатов. Соответственно, избиратель
получает право одновременно проголосовать
за кандидата (кандидатов), баллотирующегося
в мажоритарном округе на персональной
основе и за политическую партию (список
кандидатов от политической партии). В
реальности при осуществлении процедуры
голосования избиратель получает минимум
два бюллетеня: один для голосования за
конкретного кандидата по мажоритарному
округу, другой - для голосования за партию.
Следовательно, смешанная избирательная
система - это система формирования представительных
органов власти, при которой часть депутатов
избирается на персональной основе по
мажоритарным округам, а другая часть
- на партийной основе по пропорциональному
принципу представительства.
2. Сущность и
природа политической элиты
С позиции статусно-функционального подхода даются следующие определения
элиты:
* люди, обладающие высоким социальным положением в обществе и благодаря этому
влияющие на социальный прогресс (Л. Дюпре);
* меньшинство населения, которое принимает важнейшие решения в обществе
и правит большинством (П. Шаран);
* специфические властно-политические группы, которые представляют исполнительную
часть правящего класса (М. Нарта);
* меньшинство, осуществляющее
наиболее важные функции в обществе, имеющее
в нем наибольшие вес и влияние (С. Келлер);
* особая, относительно небольшая
социальная группа людей, занимающая командные,
ключевые позиции, принимающая важные
решения и оказывающая влияние в различных
сферах общественной жизни (Б. Головачев);
* люди, занимающие такие социально-политические
позиции, которые дают им возможность
возвыситься над средой обыкновенных
людей и принимать решения, имеющие крупные
последствия (Р. Миллс);
* наивысший социальный слой,
осуществляющий основные (коренные) функции управления обществом и государством (В. Соколов);
* чиновники высшего звена, обладающие
формальной властью в организациях и институтах,
определяющих жизнь в обществе (Т. Дай);
* небольшая группа лиц, занимающих
ведущие позиции в политической жизни
общества (В. Геттсмэн).
Сторонники ценностного подхода трактуют понятие элиты
так:
* люди с исключительными интеллектуальными способностями
и наивысшим чувством личной ответственности
(X. Ортега-и-Гассет, Ж. Тощенко);
* особая группа «боговдохновленных»,
харизматических личностей (Ж. Фройнд);
* к элите можно отнести только
людей большого ума и сильного характера, обладающих образованием, которых лишены другие (Т. Корбет);
* группа людей, отличающаяся
особыми качествами, благодаря которым
достигла наивысших вершин в сфере политики
(А. Сребницкий);
* творчески мыслящее меньшинство
общества (А. Тойнби);
* лица, пользующиеся в обществе
наибольшим престижем и богатством (Г.
Лассуэл);
* люди, которые благодаря своему
богатству, власти и выдающимся личным способностям возвышаются над массой прочих индивидов, приобретают
широкую известность, оказывают влияние
на судьбы многих людей и оставляют след
в истории (А. Зиновьев).
Таким образом, ведущими признаками
элиты являются:
* относительная самостоятельность
по отношению к обществу;
* высший социальный статус в
политической сфере и престижность социального
положения;
* политическая власть и ориентированность
на власть;
* относительное совпадение целей
и интересов, групповое сознание;
* сила воли и харизматичность,
тяготение к лидерской роли;
* способность к принятию важнейших
государственных решений и готовность
нести ответственность за них;
* однонаправленность вектора
карьерных устремлений;
* чувство принадлежности к касте
избранных.
Причем чем меньше по численности
элитный слой, тем он гибче, тем
четче просматривается в нем
предводительская «магнетическая сила»,
тем более согласованно действуют
его представители. Г. Моска писал: «...
чем больше политическое сообщество, тем
пропорционально меньше по сравнению
с управляемым большинством и тем труднее
будет для большинства организовывать
отпор меньшинству». Он же считал, что
доступ в политическую элиту (политический
правящий класс) открывают, прежде всего, такие признаки, как «военная
доблесть, богатство, происхождение и
личные достоинства, место в церковной
иерархии, искусство управления». Именно
эти параметры он считал ведущими признаками
принадлежности к элите и главными элитообразующими
элементами.
Все вышеизложенное позволяет
дать следующее определение политической
элиты: политическая элита -- это относительно самостоятельная,
привилегированная группа политических
деятелей и высших руководителей государства
и общества, обладающих выдающимися профессиональными,
социальными и психолого-личностными
качествами, обеспечивающими возможность
реализации принципиальных кардинальных
решений.
3. Типологическое
многообразие, классификация политической
элиты
В качестве базовых моделей
элиты в современной социологии
принято выделять такие, как статусно-функциональная,
ценностно-психологическая, организационно-управленческая,
техниче-ская. Под таким углом зрения элиты
можно классифицировать натрадиционные, формируемые по признаку наследственности; меритократические -- по признаку личных заслуг и
достижений;позиционные -- по социально-статусному положению
ее членов; функциональные -- по функциональной роли и ответственности;нормативные -- референтные группы. Зачастую
можно встретить и другие подходы к элитному
моделированию: макиавеллевский, бихевиористский,
плюралистический, социально-стратификационный.
Нередко эти подходы переплетаются, дополняют
друг друга. Отсюда типологическое многообразие
теоретических моделей элит.[ Политология: Учебное пособие
/ Под ред. А.С. Тургаева, А.Е. Хренова.- СПб.:
Питер, 2005.- 560 с.: ил.
По уровню властных полномочий и социально-политическому
статусу элита бывает: правящая (собственно
элита) или оппозиционная (контрэлита);
по уровню компетенции -- высшая, общегосударственная
(федерального уровня), средняя, региональная
(областная, краевая, республиканская),
местная, муниципальная (городская, районная);
по стилю, по формам и методам правления
-- элита-лис (мастеров политического
маневра и компромисса, социального балансирования
и неожиданных ударов, обход-ного маневра
и политического манипулирования) и элита-львов,
которую отличают сильные харизматические
качества, консерватизм, склонность к
силовым методам руководства и прагматизму;
по характеру выражаемых интересов -- профессиональная, демографическая,
этническая, религиозная; по результатам деятельности -- элита конструктивная, псевдоэлита,
антиэлита; по технологиям формирования -- закрытая и открытая.
Такое многообразие не означает, что элиты не взаимосвязаны.
Наоборот, они не могут существовать одна
без другой, тесно переплетены между собой
как по вертикали, так и по горизонтали.
Не меньше связа-ны они и по форме, и по
содержанию своей деятельности. Мало того,
многие видные представители верхних
эшелонов одновременно представляют и
политическую, и экономическую, и военную,
и религиозную, и даже спортивную элиты.
В современной российской
политической социологии различают типы элиты, интегрирующих в себе
несколько критериев их оценки:
тоталитарная -- элита монопольной авторитарной
власти. Это элита унитарная по своему
кадровому составу и политическим ценностным
ориентациям, закрытая по механизмам формирования,
монопольная по идеологическим установкам
и конфронтационная по стратегии и тактике
участия в политике. Для многих ее представителей
характерны жесткая нацеленность на политическую
карьеру, социальная безответственность,
лицемерие и стремление поддерживать
видимость идеологического единства,
отчуждение от народа;
либеральная -- элита демократического разделения
власти. Чаще всего это унитарная по качественному
составу и ценностным предпочтениям система,
открытая по формам, но корпоративная
по принципам формирования своих рядов.
Это элита со специфической идеологической
концепцией, консенсусная по методам и
формам политической деятельности. Ее
характерные черты -- сочетание в политике
гибкости с твердостью в защите своих
элитных интересов, умеренный консерватизм,
либерально-революционная направленность;
доминантная -- элита демократической ориентации,
плюралистическая и мобильная по своему
составу, открытая по механизмам рекрутирования
своих членов, доминантная по идеологическим
установкам и консенсусная по методам
политико-управленческой деятельности.
Такая элита чаще всего характерна для
общества переходного этапа. Ей присущи
способность к лавированию и компромиссам,
перспективность и конструктивность,
либерально-демократические воззрения,
смелость и самостоятельность. Оналегко
вбирает в себя людей передовых взглядов,
инициативных и способных на смелый поступок;
демократическая -- элита цивилизованного демократического
общества с сильной законодательной, исполнительной
и судебной ветвями власти, плюралистическая
по своему составу, идеологическим ориентациям
и приоритетности социальных идеалов,
открытая по механизмам формирования,
консенсусная по формам и методам политической
деятельности. Ее власть основана на авторитете,
компетентности, богатстве, определенности
нравственных позиций.
Опыт нашей страны свидетельствует,
что политическая элита в условиях
командно-административной системы
была по своей сути тоталитарной, особенно
в период сталинского правления,
когда во главе всей системы стоял
вождь со своей номенклатурой, каждый
представитель которой был лично
обязан вождю и обладал своей
четко определенной властью на государственном
или региональном уровне. Номенклатура
возвышалась над государством и
партией, использовала (особенно не оглядываясь
на законодательство) партгосаппарат
и прежде всего силовые структуры как
свое оружие. Позже ситуация несколько
изменилась: усилились позиции бюрократической
составляющей, через которую проводилась
политика. Но суть авторитарного тоталитарного
правления не менялась.