Метод наблюдения в социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 19:10, контрольная работа

Описание работы

Особенно урожайным на открытие нового в поведении людей считается метод наблюдения. В нем ученый непосредственно регистрируют события, очевидцем которых он оказался. Этот метод активно примнется во всех социальных науках. В одних, например в статистике и демографии, наблюдением называют любую полевую процедуру наблюдение, сбор письменных сведений путем обхода по домам). Здесь наблюдение как бы противопоставляется методу косвенного знания по литературным источникам. В психологии, социологии и антропологии наблюдением именуют только визуальную процедуру сбора данных непосредственно самим ученым[1].

Содержание работы

Введение
1.Специфика метода наблюдения в социологии
2. Виды наблюдения
3.Подготовка к проведению наблюдения
4. Программа социологического наблюдения
4.1 Методологическая часть
4.2 Программа социологического исследования на тему «Отношение студентов к представителям других национальностей»
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

социология реферат.docx

— 57.35 Кб (Скачать файл)

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ФАКУЛЬТЕТ Юриспруденции

(Ф.И.О. студента полностью)

РЕФЕРАТ

На тему: « Метод наблюдения в  социологии»

   Преподаватель  Грунтовский Иосиф Иосифович

Студент (ка): Грачев Андрей Николаевич.

Учебная группа Р.2012.08.СО.БЗ-43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение

1.Специфика метода  наблюдения в социологии

2. Виды наблюдения

3.Подготовка к проведению  наблюдения

4. Программа социологического  наблюдения

4.1 Методологическая  часть

4.2 Программа социологического  исследования на тему «Отношение  студентов к представителям других  национальностей»

Заключение 

Список использованных источников

 

                                                                                                                                                                                                                                                       

 

Введение

Всякая наука основана на фактах. Собирая, сопоставляя, группируя  и обобщая эти свидетельства  объективной реальности, она открывает  самое дорогое, для чего, собственно, и создана наука, а именно существующие независимо от нашей воли и сознания объективные законы мира. Способы  получения этих фактов называются методами научного исследования.

Особенно  урожайным на открытие нового в поведении  людей считается метод наблюдения. В нем ученый непосредственно  регистрируют события, очевидцем которых  он оказался. Этот метод активно  примнется во всех социальных науках. В одних, например в статистике и демографии, наблюдением называют любую полевую процедуру наблюдение, сбор письменных сведений путем обхода по домам). Здесь наблюдение как бы противопоставляется методу косвенного знания по литературным источникам. В психологии, социологии и антропологии наблюдением именуют только визуальную процедуру сбора данных непосредственно самим ученым[1].

В психологии основные методы научного исследования — наблюдение и эксперимент. В социологии —  опрос и анализ документов, нельзя сказать, что наблюдение для социологии находится на положении падчерицы.

Принято считать, что  метод наблюдения пришел в социологию из антропологии — науки о дописьменных культурах и племенах. Антропологи наблюдают образ жизни, социальные отношения и взаимодействие, обычаи, нравы и традиции забытых и малочисленных народов, племен и общин. Из антропологии пришла и классификация видов наблюдения. Правда, этот метод применяется не только в антропологии. Его прекрасно освоили психологи и экономисты, этнографы, политологи, культурологи, не говоря о представителях естественных наук, скажем биологах, которые без наблюдения и шага ступить не могут. Развитие этнографии как науки было связано, в частности, с переходом от сбора отдельных сведений о культуре народов к стационарному наблюдению, при котором исследователь достаточно долго живет в среде изучаемой группы.

Основная нагрузка выпадает на глаза. Наблюдение по существу означает внимательное вглядывание в происходящие события, их правильное восприятие и  фиксацию — желательно по особому  сценарию и с помощью специальных  бланков.

Как только человек начал  себя помнить и осознавать, он постоянно  прибегал к наблюдению — полета птиц, цикла разлива рек, поведения  животных, взаимоотношений людей. Наблюдал, вычленял повторяющееся и закономерное, анализировал события, делал выводы и даже пытался прогнозировать будущее. Налицо все элементы научного исследования. Так что наблюдение — древнейший из методов познания. Древнейший — и все еще самый доступный.

А самым привлекательным  делает его удивительная естественность. В этом — его первое преимущество. Позиция наблюдателя значительно  ближе природе человека, чем позиция  тестирующего. А комфортно чувствующий  себя ученый и выводы делает более  адекватные.

Другое его преимущество — непосредственность. Ученый, подобно  акыну, что видит, о том и поет. Социальные явления могут быть зафиксированы  особенно удачливым «фотографом» в  момент их возникновения, в контексте  предшествующих и последующих событий. Для любителей социальной динамики лучшего и не придумаешь.

Непосредственность  во все времена служила вернейшим  индикатором эмпирического знания. Его добывали непосредственно, т.е. с помощью слуха, зрения и осязания, фиксируя все попадающееся под руку. Вначале несистематично, а позже  — облекая в сложнейшие типологии  и теоретические модели. Таким  образом, именно наблюдение стоит у  истоков эмпирического знания.

Третье  преимущество — неквалифицированность. Для того чтобы стать внимательным наблюдателем, вовсе не обязательно оканчивать Гарвардский университет или годы стажироваться в крупном маркетинговом агентстве. Как раз «незамутненный взгляд» часто видит то, что скрыто от перегруженного книжными знаниями мудреца[2].

Отсюда вытекает четвертое  преимущество: используя метод наблюдения, исследователь может собирать данные независимо не только от умения, но и  от желания членов исследуемой группы быть изученными. Напротив, в социологическом  опросе нередко приходится сталкиваться с сопротивлением респондента, который  отказывается или уклоняется от анкетирования, например, боясь разглашения каких-то важных для него сведений.

Пятое достоинство —  отсутствие специальной аппаратуры. Если речь идет об обыденном наблюдении, то никаких вольтметров, тренажеров, типографии для размножения анкет  и прочих технических приспособлений не нужно. Принцип наблюдателя —  пришел, увидел, победил.

Еще одно преимущество —  экологичность — весьма сомнительно. Далеко не всегда наблюдение протекает на природе, в горах или лесопарке. Часто ученому приходится рисковать, иногда репутацией, реже — жизнью. Если вы вознамерились провести наблюдение подростковой субкультуры, особенно экстремистского типа, то готовым надо быть практически к любому повороту событий.

Только  введение дополнительных параметров позволяет  выделить научное наблюдение в самостоятельный  вид и понять его природу. Оказывается, что это целенаправленное восприятие, обусловленное научными целями и  задачами. Основное условие научного наблюдения — объективность, т.е. возможность  контроля путем либо повторного наблюдения, либо применения иных методов исследования (например, эксперимента). «Когда мы хотим  найти новую информацию о каком-либо явлении, мы в первую очередь используем прямое наблюдение, которое обладает наивысшей степенью точности. Научный  метод устанавливает определенную последовательность и правила для  объективного, точного и систематичного наблюдения. Прямое наблюдение, которое  можно повторить и которое  имеет известные параметры, является наиболее надежным, потому что, повторив такое наблюдение при соблюдении тех же параметров, другие ученые могут  убедиться в его достоверности»[3].

Даже будучи утяжелено  научной терминологией — правда, не только ей, а еще, пожалуй, и научной  технологией — наблюдение и тогда  остается самым универсальным методом, используемых во всех без исключения науках.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что тема курсовой работы является достаточно актуальной и интересной для изучения.

Цель данной курсовой работы - изучить особенности применения метода наблюдения в социологии.

Задачи работы:

1)Изучить специфику  метода наблюдения в социологии;

2) Рассмотреть виды  наблюдения, его преимущества и  недостатки;

3) Изучить процедуру  фиксации результатов наблюдения, подготовки наблюдателя;

4)Разработать программу  социологического исследования, рассчитанного  на проведение методом наблюдения  на тему «Отношение студентов  к представителям других национальностей».

 

1. Специфика метода  наблюдения в социологии

наблюдение социология программа результат

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ - метод сбора первичной социальной информации об изучаемом объекте  путем направленного, систематического и непосредственного визуального  и слухового восприятия (отслеживания) и регистрации значимых с точки  зрения целей и задач исследования социальных явлений, процессов, ситуаций, подвергающихся контролю и проверке.

В процессе применения социологического наблюдения необходимо иметь в виду и учитывать следующие его  особенности. Во-первых, для социологического наблюдения характерна связь наблюдателя  с изучаемым объектом. Ни в одной  другой науке, кроме социологии, исследователю  не приходится осуществлять наблюдение за совокупностью, к которой он сам  принадлежит или которая на него оказывает сильное воздействие. Дело в том, что социолог изучает  общество, ту или иную его совокупность - территориальную, этническую и др., сам являясь членом данного общества, а иногда и членом изучаемой социальной совокупности. И эта принадлежность к обществу или какой-то его части  накладывает существенный отпечаток  на восприятие наблюдателем социальной действительности, на ее понимание, истолкование и оценку.

Во-вторых, наблюдатель  воспринимает изучаемый социальный объект через призму своих интересов, привязанностей, эмоций, симпатий, антипатий  и т.п., а все это не может  не накладывать определенный отпечаток  как на сам процесс наблюдения (выбор его объекта, точки зрения на объект и т.п.), так и на его  оценку и интерпретацию.

В-третьих, в процессе социологического исследования наблюдение всегда является селективным, т.е. изобразительным, направленным на совершенно определенные объекты, которые подлежат наблюдательным операциям, и не принимающим во внимание все остальные. Направленность селективности  определяется целями и задачами проводимого  исследования.

В-четвертых, в социологии, в отличие от других наук, обычно сложно провести повторное  наблюдение. Такое наблюдение чрезвычайно  затруднительно, так как социальные явления и процессы подвергаются воздействию огромного количества факторов, под влиянием которых постоянно  видоизменяются, даже если объектом наблюдения являются так называемые циклические  события, например, движение людей на работу и с работы, их участие  в избирательных кампаниях и  т.п. Поэтому только хорошо организованное, тщательно проведенное и неоднократное  наблюдение может обеспечить исследователя  достоверной информацией. По той  же причине наблюдение как метод  сбора первичной социологической  информации редко выступает в  качестве основного инструмента  социологического исследования. Чаще всего оно используется в совокупности с другими методами[4].

В научных  исследованиях, проводимых в области  микрофизических явлений, существует определенное взаимодействие между  наблюдателем-исследователем, применяемым  им в процессе исследования прибором и изучаемым микрообъектом, поведение  которое существенно зависит  от особенностей данного взаимодействия. В еще большей степени является значимым взаимодействие между наблюдателем и наблюдаемым объектом в сфере социальных явлений и процессов[5]. Исследуя социальный процесс или ситуацию, необходимо всегда иметь в виду возможность искажения результатов наблюдения, определяемые, с одной стороны, фактом присутствия наблюдателя в определенной социальной ситуации, где действуют различные личности и их общности, а с другой - самими особенностями наблюдения: интересами, предпочтениями, жизненными позициями наблюдателя, его профессиональной компетентностью и др. Необходимо иметь в виду, что само присутствие наблюдателя может вызывать у наблюдаемых индивидов застенчивость, неврозность, неуверенность в своих действиях, особенно когда эти действия расходятся с действующими в обществе нормами и стандартами поведения или не соответствуют переживаемой ситуации.

Поэтому применение метода наблюдения в прикладном социологическом  исследовании с учетом: 1) особенностей социологического надлюдения как специфического процесса; 2) особенностей взаимодействия между наблюдателем и наблюдаемым социальным объектом - индивидами, их группами, действиями и т.д. В связи с этим возникает вопрос: когда, при каких обстоятельствах желательно или необходимо применение метода наблюдения.

Чаще  всего социологическое наблюдение применяется тогда, когда информация, необходимая исследователю, не может  быть получена никакими иными способами, например, при изучении поведения  людей на митингах или во время  массовых зрелищ - футбольного матча, выступления рок-группы, экстремальной  ситуации - дорожного происшествия, пожара и т.д. Кроме того, наблюдение целесообразно использовать при изучении поведения людей в привычных, часто повторяющихся ситуациях (перемещение на работу и с работы, осуществление покупок в продовольственных магазинах и т.п.), когда действия индивидов и их групп приобретают "автоматизированный" характер, а человеку становится трудно объяснить, почему он осуществил именно данное действие из привычных ему в соответствующей ситуации. С другой стороны, попадая в экстремальную ситуацию и испытывая в связи с этим чрезмерное эмоциональное напряжение, человек чаще всего действует как бы не рассуждая, по первому побуждению, а поэтому впоследствии оказывается не в состоянии объяснить, почему он совершил один поступок, а не другой, наблюдение же в таком случае позволяет выявить типичные реакции людей на чрезвычайные ситуации и в шоковых состояниях[6].

Наблюдение следует  также применять при исследованиях  разведывательного характера, когда  еще не выработано четкое представление  о проблеме и объекте исследования, а предварительные гипотезы еще  не сформулированы.

Наблюдение как метод  социологического исследования способствует получению весьма ценных сведений, которые часто невозможно извлечь  с помощью других методов.

При написании  «Положения рабочего класса в Англии»  Ф. Энгельс основывался как на документах, так и на непосредственном наблюдении. В документах трудно было выявить реальную картину повседневной жизни, и прежде всего картину  борьбы пролетариата, а личные наблюдения никогда не могут дать полной картины  явлений и массовых процессов. Поэтому  Ф. Энгельс дополнял непосредственные наблюдения изучением документов, сравнивал  их между собой, проверяя таким образом познавательную ценность каждого из этих методов[7].

Как правило, наблюдение дает информацию описательного характера. Поэтому оно применяется на тех  стадиях исследования, где необходимо нарисовать картину происходящих процессов, поведения коллектива, индивидуальные действия его членов и т. п. Наблюдение дает исследователю ряд преимуществ, реализация которых помогает многое узнать об изучаемом объекте. Важнейшее  из них - это непосредственность наблюдения.

Информация о работе Метод наблюдения в социологии