Методы педагогического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2015 в 05:16, реферат

Описание работы

Методы педагогического исследования – это способы изучения педагогической действительности. Существует несколько подходов к классификации методов педагогического исследования. Согласно одному из них [2], методы педагогического исследования подразделяются на эмпирические (методы изучения педагогического опыта), теоретические (методы теоретического исследования) и математические (статистические).
Любой метод педагогического исследования не является универсальным, каждый их них эффективен лишь при правильном использовании.

Файлы: 1 файл

3-4 seminar.docx

— 46.76 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

1.Структура и этапы педагогического исследования

Педагогическое исследование имеет сложную структуру. Ее компонентами являются:

1. проблема как  сущность противоречий в педагогических  явлениях или разрыв между  теорией и практикой;

2. область –  некоторая сравнительно однородная  часть науки, например, области обученич, воспитания, педагогики семьи, профессиональной подготовки, непрерывного образования и др.;

3. аспект – фундоментальный, теоретический и прикладной, методический. Например, изучение философских основ теории воспитания представляет теоретический аспект, то же – разработка концепции непрерывного образования; изучение методики трудового воспитания – прикладной, то же – подготовка сборника задач, упражнений.

Любое педагогическое исследование состоит из следующих этапов.

1. Идея эксперимента.

2. Диагностический  этап (объекты педагогической диагностики; формулирование проблемы, темы; актуальные  проблемы эксперимента).

3. Прогностический  этап (цели и задачи эксперимента; гипотезы эксперимента; составление  плана-программы эксперимента).

4. Организационно-подготовительный  этап (выбор объектов (и субъектов) эксперимента; выбор характеристик  педагогического процесса для  отслеживания в эксперименте; методическое  обеспечение эксперимента; организационное  обеспечение эксперимента).

5. Практический  этап (констатирующий, формирующий, контролирующий  эксперименты; параллельный и перекрестный  эксперименты).

6. Обобщающий этап (алгоритм подведения итогов эксперимента).

7. Внедренческий  этап.

 

 

 

 

 

 

 

 

Семинар 4. Сущность и структура педагогической деятельности. Личность преподавателя высшей школы и современные требования к его компетентности.

1. Особенности формирования личности будущего специалиста на современном этапе

Выпускник вуза должен не только хорошо знать теоретические основы профессии и профессиональных задач, но и уметь творчески их решать. Творчество, оригинальность в деятельности специалиста в значительной степени являются следствием самобытности, неповторимости его личности, внутренней самостоятельности, целостной яркой индивидуальности, социальной и деловой активности, которые соответствуют интересам ускоренного развития нашего общества в новых социально-экономических условиях.

Необходимо отметить, что в новых условиях проблема гуманизации и гуманитаризации образования также приобретает более глубокий смысл, чем просто приобщение человека к гуманитарной культуре. Гуманизация - одно из необходимых направлений дальнейшего прогресса современного высшего образования. Сущность гуманизации - формирование высокой нравственности и эстетической культуры молодых специалистов. Практика показывает, что наиболее целесообразных путей гуманизации существует два: включение гуманитарных дисциплин в подготовку инженера и гуманизация инженерного образовании, т. е. обогащение инженерного знания гуманитарной компонентой, а самое главное - внесение такой компоненты в будущую инженерную деятельность. Смысл в том, что необходимо гуманизировать деятельность профессионалов, и это не только увеличение доли гуманитарных дисциплин в учебных планах. Студентам предлагают различные искусствоведческие и другие гуманитарные дисциплины, что редко бывает связано с будущей деятельностью инженера. Но это - так называемая внешняя гуманитаризация технического образования. Сущность гуманитаризации образования видится прежде всего в формировании культуры мышления, творческих способностей студента на основе глубокого понимания истории культуры и цивилизации, всего культурного населения. Как уже отмечалось выше, вуз призван выпустить специалиста с яркой и богатой натурой, которая наилучшим образом смогла бы проявиться в его профессиональной деятельности.

Таким образом, отвечая требованиям времени в области решения проблемы гуманизации образования, построение системы высшего образования на основе индивидуализации обучения может стать фактором становления личности компетентного специалиста и гражданина демократического общества.

Вместе с тем, важно подчеркнуть, что эффективность формирования личности студента в вузе зависит не только от содержания, методов и форм проводимых учебных занятий, но и от личности преподавателя, руководителя, их взаимоотношений и общения со студентами, деятельности студенческих коллективов, общественных организаций, руководства учебно-воспитательным процессом, морально-психологической атмосферы вуза. В ряду этих факторов воздействие преподавателя на студентов в период их учения имеет решающее значение для достижения целей формирования личности. Прав был 
К. Д. Ушинский, когда утверждал, что «...в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания».

Для успешного формирования у студентов профессионально важных качеств преподавателю необходимо правильно определить особенности каждого из них, постоянно изучать уровень развития, строить свою работу со студентами так, чтобы они поняли важность этих качеств, сделали их совершенствование личной целью, предметом коллективного внимания и оценки. Со стороны совместной деятельности студентов и преподавателей к числу психологических условий успешного формирования личности будущих специалистов следует отнести:

единство взглядов, установок, общую устремленность на полное и высококачественное выполнение задач учебы и всех видов деятельности в вузе; профессиональную направленность взаимодействия;

положительные взаимоотношения, взаимопонимание и взаимоуважение;

согласованность активности в соответствии с ролью и местом в системе воспитания и обучения в вузе;

коллективизм в деятельности, взаимопомощь и взаимовыручку;  
ориентацию на высокую успеваемость.

Только путем соблюдения всех этих условий можно повлиять на развитие личности студента, на приобретение им профессионально важных качеств.

 

 

 

 

 

2. Педагогическая деятельность как наука и искусство

Педагогика как наука имеет ряд признаков:

педагогика возникла из потребностей общества (для того, чтобы общество прогрессировало, оно должно передавать социальный опыт новым поколениям);

педагогика имеет предмет исследования - воспитание человека;

педагогика имеет собственный категориальный аппарат - это такие основные категории (понятия), как: воспитание, обучение, образование, развитие;

педагогика имеет собственные методы исследования: педагогический эксперимент, учебные тесты, педагогическое наблюдение, опытная работа.

педагогика как наука осуществляет поиск и конструирование наиболее эффективных педагогических систем, выявляет условия их наиболее эффективного функционирования: выделяют педагогические системы, направленные на создание условий для реализации педагогических целей (государственно-общественная система образования и воспитания, региональные системы образования) и педагогические системы, в рамках функционирования которых взаимодействуют родители, педагоги и учащиеся (педагогические системы в семье, в школе, в учреждениях дополнительного образования и т. д.).

Таким образом, педагогика - это наука о воспитании человека (понятие ``воспитание'' здесь употребляется в самом широком смысле, включая образование, обучение, развитие). В трактовке М. И  Рожкова педагогика - наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса.

Практическая педагогика как искусство неповторима и всегда идентифицируется с конкретным человеком - учителем, его индивидуальным стилем педагогической деятельности. Вместе с тем высокое искусство воспитания опирается на научные знания.

3. Общие методы педагогической деятельности. Классификация методов педагогической деятельности.

В сложном и  динамичном  образовательном  процессе  педагогу приходится  решать  бесчисленное множество типовых и оригинальных педагогических задач, которые всегда являются задачами социального  управления,  поскольку обращены к всестороннему развитию личности.  Как правило, задачи эти со многими неизвестными, со сложным  и  вариативным составом исходных данных и возможных решений. Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат,  принимать безошибочные  научно обоснованные решения,  педагог должен профессионально владеть методами педагогической деятельности. 
 Под методами  осуществления  целостного педагогического процесса следует понимать способы  профессионального  взаимодействия педагога  и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Отражая двуединый характер педагогического процесса, методы являются одним из тех механизмов, которые обеспечивают взаимодействие воспитателя и воспитанников. Это взаимодействие строится не на паритетных началах,  а при ведущей и направляющей роли учителя,  который выступает руководителем и организатором  педагогически целесообразной жизни и деятельности учащихся. 
Метод осуществления педагогического процесса расчленяется на  составляющие его элементы (части, детали), которые называются методическими приемами.  Например, составление плана изучаемого материала,  применяемое при сообщении новых знаний,  при  работе  с книгой  и т.п.  По отношению к методу приемы носят частный подчиненный характер.  Они не имеют самостоятельной педагогической задачи,  а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах.  И наоборот, один и тот же метод у разных учителей может включать различные приемы. 
Методы осуществления педагогического процесса и методические приемы тесно связаны между собой, могут совершать взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях.  В одних  обстоятельствах метод выступает как самостоятельный путь решения педагогической задачи,  в других - как прием, имеющий частное назначение.  Беседа, например, является одним из основных методов формирования сознания,  взглядов и убеждений. В то же время она может стать одним из основных методических приемов, используемых на различных этапах реализации метода приучения. 
Таким образом,  метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их простой суммой.  Приемы в то же  время  определяют своеобразие методов работы учителя,  придают индивидуальность манере его педагогической деятельности.  Кроме того, используя разнообразные приемы, можно обойти или сгладить сложности динамичного учебно-воспитательного процесса. 
Нередко методические  приемы  и сами методы отождествляют со средствами обучения и воспитания,  которые тесно связаны с ними и применяются в единстве.  К средствам относятся,  с одной стороны, различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая и др.), а с  другой  - совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры,  привлекаемых для педагогической работы  (наглядные пособия,  историческая, художественная и научно-популярная литература,  произведения изобразительного и музыкального искусства,  технические приспособления,  средства массовой информации и т.п.). 
Педагогический процесс характеризуется разносторонностью содержания,  исключительным богатством и мобильностью организационных  форм.  С  этим  непосредственно связано многообразие методов осуществления педагогического процесса.  Есть методы,  отражающие содержание и специфику обучения, а также воспитания; есть методы, непосредственно ориентированные на работу с младшими или старшими школьниками;  есть методы работы в каких-то специфических условиях.  Но есть и общие методы реализации целостного педагогического процесса.  Общими они называются потому,  что сферы их применения распространяются на весь педагогический процесс.

§ 2. Классификация методов осуществления целостного педагогического процесса

К настоящему времени накоплен обширный научный фонд, раскрывающий сущность и закономерности  функционирования  методов  осуществления целостного педагогического процесса.  Их классификация помогает выявить общее и особенное, существенное и случайное, теоретическое  и практическое и тем самым способствует целесообразному и более эффективному их использованию. 

В современной  дидактике  все  многообразие методов обучения сведено в три основные группы: 
1. Методы организации учебно-познавательной деятельности.  К  _ним относятся словесные, наглядные и практические, репродуктивные  _и проблемно-поисковые, индуктивные и дедуктивные методы обучения.  
2. Методы стимулирования и  мотивации  учебно-познавательной деятельности: познавательные игры, учебные дискуссии и др. 
3. Методы контроля (устный,  письменный, лабораторный и др.)  _и самоконтроля в процессе обучения. 
Применение методов  осуществления  педагогического  процесса ведет к изменению личности постольку,  поскольку оно ведет к возникновению мыслей,  чувств, потребностей, которые побуждают к определенным поступкам.  Отсюда можно сделать вывод, что в процессе учебно-воспитательной работы с учащимися  необходимо  формировать их сознание,  возбуждать соответствующие эмоциональные состояния, вырабатывать практические умения, навыки и привычки. А это происходит как в процессе обучения,  так и в процессе воспитания,  что требует объединения методов обучения и воспитания в единую систему. 
Методы реализации педагогического  процесса,  применяемые  в процессе обучения,  предполагают предъявление требований, поощрение и порицание, создание общественного мнения и др. В то же время  в воспитании нельзя обойтись без обучения воспитанников нормам общественного поведения, без разъяснения требований, формирования взглядов и убеждений. Каждый метод реализует в единстве образовательную,  воспитательную и развивающую функции, а его общее назначение  состоит  в организации и стимулировании педагогически целесообразной деятельности детей. 
Система общих  методов осуществления целостного педагогического процесса имеет следующий вид: 
методы формирования сознания в целостном педагогическом процессе (рассказ,  объяснение,  беседа,  лекция, учебные дискуссии, диспуты, работа с книгой, метод примера); 
методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнения, приучение, метод создания воспитывающих ситуаций,  педагогическое требование, инструктаж, наблюдения,  иллюстрации и демонстрации,  лабораторные работы, репродуктивные и проблемно-поисковые методы,  индуктивные  и  дедуктивные  _методы); 
методы стимулирования и мотивации деятельности  и  поведения  (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.); 
методы контроля эффективности педагогического процесса (специальная диагностика,  устный и письменный опрос,  контрольные  и лабораторные работы, машинный контроль, самопроверка и др.). 

 

          В реальных условиях  педагогического процесса методы  его осуществления выступают  в сложном и противоречивом  единстве.  Решающее  значение  здесь  имеет  не  логика  отдельных,  "уединенных" средств, а гармонически организованная их система. Разумеется, на каком-то определенном этапе педагогического процесса тот или иной метод может применяться в более или менее изолированном виде.  Но без соответствующего подкрепления другими методами,  без  взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение, замедляет движение учебно-воспитательного процесса к намеченной цели.

4.Лекторское мастерство преподавателя высшей школы

Лекторское мастерство предполагает умение пользоваться текстом лекции. Знание текста и сценария лекции необходимо для ее успешной интерпретации и одновременного управления работой студентов. Текст регламентирует речевую деятельность преподавателя, не позволяет ему увлекаться, забыв о лимите времени. Необходимо воспитывать в себе умение не только аннотирования, реферирования и конспектирования, но "свертывания" устного изложения без ущерба его информативности, если этого требуют обстоятельства.

Лектору необходимо умение управлять процессом конспектирования. Студенты, особенно младшекурсники, не умеют писать конспект. Они зачастую просят лектора диктовать им. Их следует учить умению извлекать информацию из устной речи и перерабатывать ее в конспект: вычленять главное, опускать второстепенное, применять аббревиатуры, сокращения и т.д.

Лекторское мастерство, как уже отмечалось, тесно связано с психологией, а именно, с психологией управления аудиторией. Необходимо знать так же правила логики, которые помогают выбрать наиболее рациональную композицию лекции, создать стройную, непротиворечивую систему аргументов, умозаключений и выводов. Главная психологическая задача оратора - пробуждать и поддерживать интерес аудитории к произносимым словам.

 

 


Информация о работе Методы педагогического исследования