Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2015 в 05:16, реферат
Методы педагогического исследования – это способы изучения педагогической действительности. Существует несколько подходов к классификации методов педагогического исследования. Согласно одному из них [2], методы педагогического исследования подразделяются на эмпирические (методы изучения педагогического опыта), теоретические (методы теоретического исследования) и математические (статистические).
Любой метод педагогического исследования не является универсальным, каждый их них эффективен лишь при правильном использовании.
1.Структура и этапы педагогического исследования
Педагогическое исследование имеет сложную структуру. Ее компонентами являются:
1. проблема как
сущность противоречий в
2. область –
некоторая сравнительно
3. аспект – фундоментальный, теоретический и прикладной, методический. Например, изучение философских основ теории воспитания представляет теоретический аспект, то же – разработка концепции непрерывного образования; изучение методики трудового воспитания – прикладной, то же – подготовка сборника задач, упражнений.
Любое педагогическое исследование состоит из следующих этапов.
1. Идея эксперимента.
2. Диагностический
этап (объекты педагогической
3. Прогностический этап (цели и задачи эксперимента; гипотезы эксперимента; составление плана-программы эксперимента).
4. Организационно-
5. Практический этап (констатирующий, формирующий, контролирующий эксперименты; параллельный и перекрестный эксперименты).
6. Обобщающий этап
(алгоритм подведения итогов
7. Внедренческий этап.
1. Особенности формирования личности будущего специалиста на современном этапе
Выпускник вуза должен не только хорошо знать теоретические основы профессии и профессиональных задач, но и уметь творчески их решать. Творчество, оригинальность в деятельности специалиста в значительной степени являются следствием самобытности, неповторимости его личности, внутренней самостоятельности, целостной яркой индивидуальности, социальной и деловой активности, которые соответствуют интересам ускоренного развития нашего общества в новых социально-экономических условиях.
Необходимо отметить, что в новых условиях проблема гуманизации и гуманитаризации образования также приобретает более глубокий смысл, чем просто приобщение человека к гуманитарной культуре. Гуманизация - одно из необходимых направлений дальнейшего прогресса современного высшего образования. Сущность гуманизации - формирование высокой нравственности и эстетической культуры молодых специалистов. Практика показывает, что наиболее целесообразных путей гуманизации существует два: включение гуманитарных дисциплин в подготовку инженера и гуманизация инженерного образовании, т. е. обогащение инженерного знания гуманитарной компонентой, а самое главное - внесение такой компоненты в будущую инженерную деятельность. Смысл в том, что необходимо гуманизировать деятельность профессионалов, и это не только увеличение доли гуманитарных дисциплин в учебных планах. Студентам предлагают различные искусствоведческие и другие гуманитарные дисциплины, что редко бывает связано с будущей деятельностью инженера. Но это - так называемая внешняя гуманитаризация технического образования. Сущность гуманитаризации образования видится прежде всего в формировании культуры мышления, творческих способностей студента на основе глубокого понимания истории культуры и цивилизации, всего культурного населения. Как уже отмечалось выше, вуз призван выпустить специалиста с яркой и богатой натурой, которая наилучшим образом смогла бы проявиться в его профессиональной деятельности.
Таким образом, отвечая требованиям времени в области решения проблемы гуманизации образования, построение системы высшего образования на основе индивидуализации обучения может стать фактором становления личности компетентного специалиста и гражданина демократического общества.
Вместе с тем, важно
подчеркнуть, что эффективность формирования
личности студента в вузе зависит не только
от содержания, методов и форм проводимых
учебных занятий, но и от личности преподавателя,
руководителя, их взаимоотношений и общения
со студентами, деятельности студенческих
коллективов, общественных организаций,
руководства учебно-воспитательным процессом,
морально-психологической атмосферы вуза.
В ряду этих факторов воздействие преподавателя
на студентов в период их учения имеет
решающее значение для достижения целей
формирования личности. Прав был
К. Д. Ушинский, когда утверждал, что «...в
воспитании все должно основываться на
личности воспитателя, потому что воспитательная
сила изливается только из живого источника
человеческой личности. Никакие уставы
и программы, никакой искусственный организм
заведения, как бы хитро он ни был придуман,
не может заменить личности в деле воспитания».
Для успешного формирования у студентов профессионально важных качеств преподавателю необходимо правильно определить особенности каждого из них, постоянно изучать уровень развития, строить свою работу со студентами так, чтобы они поняли важность этих качеств, сделали их совершенствование личной целью, предметом коллективного внимания и оценки. Со стороны совместной деятельности студентов и преподавателей к числу психологических условий успешного формирования личности будущих специалистов следует отнести:
единство взглядов, установок, общую устремленность на полное и высококачественное выполнение задач учебы и всех видов деятельности в вузе; профессиональную направленность взаимодействия;
положительные взаимоотношения, взаимопонимание и взаимоуважение;
согласованность активности в соответствии с ролью и местом в системе воспитания и обучения в вузе;
коллективизм в деятельности,
взаимопомощь и взаимовыручку;
ориентацию на высокую успеваемость.
Только путем соблюдения всех этих условий можно повлиять на развитие личности студента, на приобретение им профессионально важных качеств.
2. Педагогическая деятельность как наука и искусство
Педагогика как наука имеет ряд признаков:
педагогика возникла из потребностей общества (для того, чтобы общество прогрессировало, оно должно передавать социальный опыт новым поколениям);
педагогика имеет предмет исследования - воспитание человека;
педагогика имеет собственный категориальный аппарат - это такие основные категории (понятия), как: воспитание, обучение, образование, развитие;
педагогика имеет собственные методы исследования: педагогический эксперимент, учебные тесты, педагогическое наблюдение, опытная работа.
педагогика как наука осуществляет поиск и конструирование наиболее эффективных педагогических систем, выявляет условия их наиболее эффективного функционирования: выделяют педагогические системы, направленные на создание условий для реализации педагогических целей (государственно-общественная система образования и воспитания, региональные системы образования) и педагогические системы, в рамках функционирования которых взаимодействуют родители, педагоги и учащиеся (педагогические системы в семье, в школе, в учреждениях дополнительного образования и т. д.).
Таким образом, педагогика - это наука о воспитании человека (понятие ``воспитание'' здесь употребляется в самом широком смысле, включая образование, обучение, развитие). В трактовке М. И Рожкова педагогика - наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса.
Практическая педагогика как искусство неповторима и всегда идентифицируется с конкретным человеком - учителем, его индивидуальным стилем педагогической деятельности. Вместе с тем высокое искусство воспитания опирается на научные знания.
3. Общие методы педагогической деятельности. Классификация методов педагогической деятельности.
В реальных условиях
педагогического процесса
Лекторское мастерство предполагает умение пользоваться текстом лекции. Знание текста и сценария лекции необходимо для ее успешной интерпретации и одновременного управления работой студентов. Текст регламентирует речевую деятельность преподавателя, не позволяет ему увлекаться, забыв о лимите времени. Необходимо воспитывать в себе умение не только аннотирования, реферирования и конспектирования, но "свертывания" устного изложения без ущерба его информативности, если этого требуют обстоятельства.
Лектору необходимо умение управлять процессом конспектирования. Студенты, особенно младшекурсники, не умеют писать конспект. Они зачастую просят лектора диктовать им. Их следует учить умению извлекать информацию из устной речи и перерабатывать ее в конспект: вычленять главное, опускать второстепенное, применять аббревиатуры, сокращения и т.д.
Лекторское мастерство, как уже отмечалось, тесно связано с психологией, а именно, с психологией управления аудиторией. Необходимо знать так же правила логики, которые помогают выбрать наиболее рациональную композицию лекции, создать стройную, непротиворечивую систему аргументов, умозаключений и выводов. Главная психологическая задача оратора - пробуждать и поддерживать интерес аудитории к произносимым словам.