Ульяновское Высшее
Авиационное Училище Гражданской Авиации
(институт)
Кафедра УВД и Н
КУРСОВАЯ РАБОТА
Дисциплина: «Авиационная
метеорология»
«Оценка влияния метеорологических
факторов на полет воздушных судов»
Выполнил: к-т гр. П-12-5
Коковин И.А.
Руководитель: Лобачева О.В.
Дата выдачи :23.10.2014 Срок выполнения:12.12.2014
Работа защищена с оценкой :
Дата :
Ульяновск 2014
Задание по курсовой
работе:
Аэродром вылета Екатеринбург
Аэродром назначения Самара
Запасной аэродром
Уфа
Тип ВС Boeing 737-500
Эшелон полета FL240(24000 ft)
Время вылета 03:00 UTC
Срок телеграмм METAR,TAF
Срок приземной синоптической
карты: 17\07\13
Срок и перечень высотных карт
погоды : АТ-300,АТ-400,АТ-500,АТ-700,АТ-850,АТ-925(
17\07\13)
Время продолжительности полета: 1 час
20 минут
Маршрут проходит с
общим направлением на Юго-Запад протяженностью
993 км
Скорость полета: 800км/ч
Перечень принятых
сокращений
АТ – абсолютная топография
АМСГ – авиационная метеорологическая
станция гражданская
АМЦ – авиационный
метеорологический центр
АКП – авиационная
прогностическая карта погоды
БП – безопасность
полетов
ВПП – взлетно-посадочная полоса
ВС – воздушное судно
ВНГО – высота нижней границы
облаков
ВПР – высота принятия решения
СА – Стандартная
атмосфера ИКАО
(ICAO) – Международная
организация гражданской авиации
КВС – командир воздушного
судна
КТА – контрольная
точка аэродрома
ППП – правило полетов
по приборам
УВД – управление воздушным
движением
BECMG – becoming – постепенно,
устойчивые изменения
САТ – турбулентность
при ясном небе (ТЯН)
METAR – Meteorological aviation report –
регулярная сводка фактической погоды
на аэродроме
NOSIG – no significant change – нет существенных
изменений
QNH – атмосферное давление на
аэродроме, приведенное к среднему уровню
моря по условиям Стандартной атмосферы
QFE – атмосферное давление на
аэродроме – на уровне порога ВПП рабочего
курса посадки
QFF – атмосферное давление на
метеорологической станции, приведенное
к среднему уровню моря по условиям реальной
атмосферы
SPECI – Special selected meteorological report
– специальная выборочная сводка фактической
погоды на аэродроме
TAF – Terminal Aerodrome Forecast – прогноз погоды на аэродроме
UTC – Universal Time Coordinated – всемирное
скоординированное время (по Гринвичу)
Введение
Авиационная
метеорология - наука, изучающая влияние
метеорологических величин и атмосферных
явлений на деятельность авиации и разрабатывающая
теоретические основы и практические
методы метеорологического обеспечения
полетов. Она представляет собой прикладную
научную дисциплину, являющуюся частью
метеорологии.
Целью данной
курсовой работы как формы обучения является
обобщение, закрепление и творческое использование
знаний, умений и навыков, полученных курсантами
в процессе изучения дисциплины. При выполнении
курсовой работы курсанты формулируют
цель, которая заключается в оценке влияния
метеорологических факторов на полет
определенного ВС. Курсовая работа по
авиационной метеорологии имеет большое
практическое значение, способствуя формированию
метеорологической готовности курсантов
к будущей профессиональной деятельности.
Метеорологическая
готовность-это готовность правильно и
своевременно использовать метеорологическую
информацию и комплексно, грамотно анализировать
и оценивать метеорологическую обстановку
в ситуациях профессиональной деятельности
в целях обеспечения безопасности, регулярности
и экономической эффективности полетов
ВС.
Давление, плотность и температура
представляют большой интерес для авиации,
так как являются основными физическими
параметрами, характеризующими воздух
как среду, в которой происходит полёт
летательных аппаратов.
В тоже время они
оказывают существенное влияние
на часовой расход топлива, силу
тяги двигателей, скороподъёмность
и практический потолок самолёта.
Рассмотрим влияние
каждого из них:
Давление (Р) – при увеличении Р увеличивается
тяга двигателей, увеличивается подъёмная
сила крыла, как следствие уменьшается
длина разбега при взлёте, увеличивается
скороподъёмность ВС и время занятия заданного
эшелона. Видно, что такой параметр атмосферы
очень важен для авиации;
Плотность (ρ)
– при увеличении плотности увеличивается
подъёмная сила крыла со всеми вытекающими
отсюда последствиями
Температура
(t) – при уменьшении температуры увеличивается
подъёмная сила крыла (следствие смотри
выше) и уменьшается потребная тяга двигателей,
следствием чего является работа двигателей
на меньших режимах и меньший расход топлива.
Видно, что все вышеперечисленные
параметры оказывают огромное значение
на полёт ВС, на экономическую целесообразность
выполнения рейса при данных метеорологических
условиях, также на безопасность выполнения
полёта.
Так к примеру
случай авиационной катастрофы:
Авиакатастрофа в Киншасе 4
апреля 2011 года произошла в Демократической
Республике Конго во время посадки в аэропорту
столицы страны Киншасы в сложных метеоусловиях,
потерпел крушение самолёт модели «CRJ-100»,
принадлежащий авиакомпании«Airzena» управляемый грузинским экипажем.
Всего на борту воздушного судна находились
32 человека, среди которых были представители
миссии Организации Объединённых Наций и
миротворцы, направленные в ДРК с целью
защиты мирного населения в условиях затяжной
гражданской войны. Как сообщило агентство
«Рейтер» авиакатастрофа произошла около
двух часов дня по местному времени (17:00
по московскому). Посадка проходила при
сильном ливне и ветре и, судя по всему,
экипаж самолёта не справился с управлением.
В результате ошибки пилотирования, самолет
при ударе о землю раскололся на две части
и вспыхнул на взлётно-посадочной полосе.
В результате катастрофы 32 человека погибли,
1 пассажир выжил.
1. Физико-географические
особенности аэродрома вылета, назначения
и запасного.
Маршрут проходит с
общим направлением на Юго-Запад протяженностью
993 км
1.1. Описание аэродрома
вылета Екатеринбург(Кольцово)
Страна: Россия
Крупнейший международный
аэропорт на Урале
Год открытия аэропорта: 1928
Часовой пояс GMT (зима/лето): +6/+6
Географические координаты
аэропорта: Широта (56.74), Долгота (60.8)
Месторасположение: 16
км юго-восточнее г. Екатеринбург
Количество терминалов: 2
Код ИАТА: SVX
Код ИКАО: USSS
Внутренний код: КЛЦ
Официальный cайт аэропорта: www.koltsovo.ru
Базовые авиакомпании: РусЛайн (RusLine), Уральские авиалинии (Ural Airlines)
Информация о взлетно-посадочных
полосах
Взлетно-посадочная полоса |
ВПП-1 класс Б |
ВПП-2 класс Б |
Размеры ВПП |
3004х45 |
3026х53 |
Категория ИКАО |
1 |
1 |
PCN |
101 F/ D/ W/ T |
46/ R/ B/ W/ T |
Магнитные курсы посадки |
76° - 256° |
80° - 260° |
Покрытие ВПП |
асфальтобетон |
цементобетон |
Светосигнальное оборудование |
ОВИ-1 (кроме В-747) |
ОВИ-1 |
Категория УТПЗ |
8 |
8 |
В настоящее время аэродрому
разрешено принимать типы ВС:
А-300-600, A-300B4, А-310, А-319, А-320, A-321,
А-330, A-340,
ATR-42, ATR-72,
В-727-200, В-737-200, В-737-300, В-737-400, B-737-500, B-737-600,
В-737-700, B-737-800, 747-100 (200F, 300, 400, 8F), В-757-200, В-767,
B-777,
AVRO серии RJ-85,
BAE-146,
CRJ-200,
Embraer-120 ER, Embraer-170, Embraer -190,
Fokker 50,
PC-12,
RRJ-95,
SAAB -2000, SAAB-340,
Ан-12, Ан-124 (Ан-124-100), Ан-148,
Ил-18, Ил-62, Ил-76, Ил-76Т, Ил-76ТД, Ил-86, Ил-96,
Ил-114,
Ту-134, Ту-154, Ту-204, Ту-204-100, Ту-204-300, Ту-204С,
Ту-214,
Як-42, другие типы ВС классом ниже и вертолеты
всех типов Аэродром
Классификация ИКАО
4Е
Категория посадки по ИКАО
I
Рулёжные дорожки:
Одна магистральная рулежная дорожка
РД-G;
соединительные рулежные дорожки РД-А,
РД-В, РД-С, РД-Е, РД-К, РД-L, РД-М, РД-N;
перронные рулежные дорожки РД-А, РД-В,
РД-D, РД-С, РД-Е.
Местное время
UTC +6
Время работы
круглосуточно, 7 дней в неделю
Контрольная точка аэродрома
Широта: c. 56°44'35''
Долгота: в. 60°48' 11''
Местоположение:
в середине прямой, соединяющей центры
ВПП
Превышение аэродрома
233,5 м
Магнитное склонение
14°18.0' восточное
Климат Екатеринбурга
Кли́мат Екатеринбу́рга — умеренно-континентальный,
с холодной зимой и тёплым летом. Среднегодовая
температура — 3 °C. Среднегодовое количество
осадков — 537 мм.
Общая характеристика
Екатеринбург находится в зоне умеренно-континентального
климата с характерной резкой изменчивостью
погодных условий, хорошо выраженными
сезонами года. Уральские горы,
несмотря на их незначительную высоту,
преграждают путь массам воздуха, поступающим
с запада, из европейской части России.
В результате Средний Урал оказывается открытым для вторжения
холодного арктического воздуха и сильно
выраженного континентального воздуха
Западно-Сибирской равнины; в то же время
с юга сюда могут беспрепятственно проникать
тёплые воздушные массы Прикаспия и пустынь
Средней Азии. Поэтому для Екатеринбурга
и характерны резкие колебания температур
и формирование погодных аномалий: зимой
— от суровых морозов до оттепелей и дождей,
летом — от жары выше +35 °C до заморозков.
Снежный покров умеренный, достигает своей
максимальной высоты в феврале — 42 см,
однако абсолютный максимум высоты снежного
покрова принадлежит марту (81 см).
Температура
воздуха
Средняя температура воздуха в Екатеринбурге,
по данным многолетних наблюдений, составляет
+3 °C. Самый холодный месяц в городе — январь
со средней температурой −12,6 °C. Самый
тёплый месяц — июль, его среднесуточная
температура +19 °C. Самая высокая температура,
отмеченная в Екатеринбурге за весь период
наблюдений, +38,8 °C (1 июля 1911 года), а самая низкая −46,7 °C (31 декабря 1978 года).[1]
Погода с устойчивой положительной температурой
устанавливается, в среднем, в конце марта—начале апреля, а с устойчивой средней температурой
ниже нуля — в конце октября—начале ноября.В среднем за календарную
зиму в Екатеринбурге наблюдается 4 дня
с оттепелями.За всю историю наблюдений
в Екатеринбурге было 15 зим без оттепелей
и 5 зим с 1 оттепелью.
Максимальная и минимальная
среднемесячная температура |
Месяц |
Янв |
Фев |
Мар |
Апр |
Май |
Июн |
Июл |
Авг |
Сен |
Окт |
Ноя |
Дек |
Самый тёплый, °C |
−5,1 |
−4,5 |
−0,6 |
10,6 |
15,6 |
21,4 |
22,7 |
20,4 |
15,3 |
7 |
1,8 |
−5,5 |
Самый холодный, °C |
−24,5 |
−20,2 |
−15,2 |
−2,2 |
3,8 |
11,6 |
13,7 |
11,5 |
4,8 |
−5,1 |
−16,7 |
−22,1 |
Осадки,
относительная влажность воздуха и облачность
Среднегодовая сумма осадков в Екатеринбурге — около 537 мм. Влажность
воздуха за год составляет около 71 %, от
57 % в мае до 79 % в декабре—январе.
Относительная влажность воздуха |
Месяц |
Янв |
Фев |
Мар |
Апр |
Май |
Июн |
Июл |
Авг |
Сен |
Окт |
Ноя |
Дек |
Год |
Влажность воздуха, % |
79 |
75 |
68 |
60 |
57 |
63 |
68 |
73 |
75 |
75 |
78 |
79 |
71 |
Большая часть атмосферных осадков выпадает
летом, максимум их приходится на июль,
а минимум — на март. В течение года среднее
количество дней с осадками — около 230
(от 14 дней в мае до 24 дней в декабре). Самым дождливым
месяцем был сентябрь 1987 года, когда выпало 229 мм осадков (при норме
55 мм). Самым засушливым месяцем был апрель 1904 года, когда в Екатеринбурге не наблюдалось
осадков вообще.