Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 21:42, контрольная работа
Наличие полноценной многопартийной системы в развитых странах является одним из важнейших условий существования демократии, формирования ценностей свободы личностной автономии, гражданских прав и гражданского общества, развитие новых отношений общества с государством. Вопросы же о будущем многопартийности в России все чаще привлекают внимание многих политологов, ученых. И совсем неслучайно.
В политической науке под влиянием работ французского политолога Р. Арона утвердилось мнение о том, что характер политической системы и политического режима определяется в первую очередь типом партийной системы. В этом случае для противопоставления демократии и тоталитаризма (авторитаризма) «в качестве критерия» применяются «различия между многопартийностью и однопартийностью»1.
Введение 3
Становление многопартийной системы в России 3
Особенности многопартийной системы в современной России 7
Заключение 15
Список литературы 17
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВЛАДИМИРСКИЙ ФИЛИАЛ
Кафедра социально-гуманитарных дисциплин
КОТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине "Политология"
Тема: Особенности многопартийной системы в современной России.
Выполнил:
Володченко С.В.
заочная форма обучения
3 курс, группа ВГ810
Специальность «Государственное и муниципальное управление»
Владимир 2011
План контрольной работы
Наличие полноценной многопартийной системы в развитых странах является одним из важнейших условий существования демократии, формирования ценностей свободы личностной автономии, гражданских прав и гражданского общества, развитие новых отношений общества с государством. Вопросы же о будущем многопартийности в России все чаще привлекают внимание многих политологов, ученых. И совсем неслучайно.
В политической науке под влиянием работ французского политолога Р. Арона утвердилось мнение о том, что характер политической системы и политического режима определяется в первую очередь типом партийной системы. В этом случае для противопоставления демократии и тоталитаризма (авторитаризма) «в качестве критерия» применяются «различия между многопартийностью и однопартийностью»1.
Поэтому политические преобразования в России 90-х годов прошлого века направлены были в первую очередь на ликвидацию монополии КПСС на власть в обществе и на утверждение партийной системы европейского типа, т.е. многопартийной политической системы. И во многих публикациях последних 20-ти лет, и в общественном сознании российских граждан сложилось твердое убеждение, что на смену однопартийной системе пришла близкая к европейской классической модели многопартийная система. Однако критически мыслящие политологи уже с середины 90-х годов стали замечать, что реальные политические процессы в России существенно отличаются как от традиционных, так и от современных европейских.
В данной работе попытаемся разобраться во всех сложностях и противоречиях становления и дальнейшего развития многопартийной системы нашей страны.
Первые политические
партии в России появились в конце
XIX в. (социал-демократическая
Основные положения правового статуса политических партий, общественно-политических движений и иных общественных объединений России закреплены в Конституции Российской Федерации и в Федеральном законе №95 ФЗ от 11.07.2001 г. «О политических партиях».
В качестве одной из основ конституционного строя закреплена многопартийность, что означает не только возможность существования ряда партий с различными программами (идеологический плюрализм), но и равноправие всех созданных и действующих в соответствии с законом о партиях.
Политические партии создаются свободно, без каких-либо разрешений, на учредительном съезде или конференции партии. Членство в партии добровольное и никто не может быть принужден к вступлению в нее или лишен возможности выхода из нее. Свобода вступления в политическую партию ограничена законом для некоторых должностных лиц (судей, военнослужащих). Запрещены создание и деятельность партий, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности российской государственности, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, национальной и религиозной розни. Действующим законодательством не допускается создание и деятельность организационных структур политических партий в органах государственной власти (кроме представительных), в государственных учреждениях и на предприятиях, в вооруженных силах, органах госбезопасности и правоохранительных органах.
Процесс формирования многопартийной системы в России происходит сложно и противоречиво, сопровождается внезапным появлением и столь же внезапным исчезновением с политической арены большого числа партий, расколами и размежеваниями партийных рядов. Причины этого заключаются как в своеобразии самих российских политических партий, так и в особенности исторической ситуации, в которой партиям приходится действовать.
Прежде всего, следует отметить взрывной характер формирования многопартийности в России. За несколько лет в стране возникло большое количество партий. Однако деятельность многих из них не затрагивает глубинные слои общества. По возможностям и способам влияния на принятие решений большинство ныне существующих российских партий ближе к группам давления, а по основным признакам – к протопартиям, характеризующимся малочисленностью, организационной слабостью, аморфностью программ, популизмом.
Особенности формирования партий в России связаны также с их социальной базой или электоратом. Исторически партии появились, когда в обществе сформировались классы и слои, которые достаточно четко осознали свои интересы. Партийное же строительство в России опережает трансформацию ее социальной структуры. Что касается избирателей, то их электоральное поведение можно условно разделить на «патриархальный», «советский», «постсоветский» и «партийный» типы, среди которых последний (подразумевающий наличие устойчивых идейно-политических ориентаций, мотивирующих электоральное самоопределение и участие) представлен весьма незначительно.
Трудности процесса становления многопартийности в стране связаны и со сложностью конкретной исторической ситуации, когда перед обществом стоит проблема поиска и выбора нового пути развития, который соответствовал бы как культурным, историческим и иным особенностям России, так и стандартам, выработанным мировым сообществом. В условиях поиска нового пути развития партии обращаются не к отдельным слоям и группам населения, а к обществу в целом, отстаивая свою модель развития страны. Зачастую эти обращения носят общий и неопределенный характер.
Попытки ориентации на стандарты, выработанные мировым обществом, в том числе попытки перенести многие элементы современного западного общества (либерализацию, политическую институализацию по западному типу) на российскую почву, обусловили формирование у российских политических партий черт, присущих новому типу электорально-профессиональных партий Запада, к которому последние пришли в процессе длительной эволюции.
В 2004 году у нас было 48 партий. На сегодняшний день в России действуют семь партий, официально зарегистрированных Минюстом России. Но количество партийных фракций в региональных парламентах резко возросло: с 91 фракции в 2004 году до 211 – в 2007 году и 248 – в 2009 году. В 2004 году фракции «Единой России» действовали в 56 субъектах Федерации, а в прошлом году – во всех; компартии Российской Федерации в 2004 году – в 17 региональных парламентах, а в 2009-м – в 67; либерально-демократической партии: в 2004 году – в 6, в 2009 году – в 43; «Справедливой России»: 18 такого рода фракций было в 2006 году и 50 – в 2009-м.
За последние годы были приняты действенные решения, направленные на укрепление и укрупнение партий. Вместе с тем партии получили и дополнительные возможности. Выборы в Государственную Думу проходят исключительно по партийным спискам. Как минимум половина депутатов региональных законодательных собраний также избирается по партийным спискам. Партии получают финансирование из федерального бюджета, то есть существуют практически на деньги избирателей. Только партиям с прошлого года дано право выдвигать кандидатов на замещение должностей в субъектах Федерации, представляя их Президенту.
Перечень этих полномочий можно продолжить. В результате той работы, которую вели в последние годы Президент и правительство, количество партий стало меньше, но их влияние заметно повысилось, в том числе и на региональном уровне. Организационно все партии стали сильнее: и правящая партия, и партии оппозиционные.
Перечисленные доводы еще раз подтверждают тот факт, что многопартийность в России это сложное противоречивое явление, которое в первую очередь обусловлено как особенностями действующего законодательства, так и менталитетом российского общества.
О значимости данной проблемы говорит еще и тот факт, что в Кремле 22 января 2010 года под председательством Дмитрия Медведева состоялось заседание Государственного совета, посвящённое вопросам развития политической системы страны, на котором значительная часть времени была уделена вопросам партийной системы в России. Кроме того, стоит отметить тот факт, что данный вопрос постоянно освещается в ежегодном послании президента России к Федеральному собранию. Глава российского государства в ходе оглашения послания 12.11.2009 г. Федеральному Собранию РФ констатировал, что "многопартийная система в целом в Российской Федерации сложилась. Политические партии прошли испытание временем. Они завоевали доверие, стали по-настоящему массовыми. Их программы отражают весь спектр существующих в обществе политических взглядов".
Однако, следует отметить, что в предшествующих шестнадцати посланиях Президентов современной России о многопартийности говорилось не так уж и много. Дважды к этой теме обращался Президент России Ельцин Б.Н. В послании Президента РФ Федеральному Собранию от 17.02.1998 "Общими силами - к подъему России (о положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)" он отметил, что «есть несколько препятствий на пути к формированию нормальной многопартийной системы. О двух существенных хочу упомянуть. Первое - отсутствие закона о партиях. Второе - неадекватность действующей избирательной системы современным социально - политическим условиям России. Во многом из-за этого происходит дробление партий. Одновременно необходимо продолжать совершенствование избирательного законодательства по следующим направлениям:
- усиление общественного контроля за ходом выборов;
- изменение принципов
- ужесточение наказания за
В Послании Федеральному собранию от 30 марта 1999 года «Россия на рубеже эпох (о положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)» Президент Ельцин Б.Н. отметил, что «многочисленность соревнующихся между собой объединений еще не свидетельствует о наличии в стране настоящей многопартийной системы. Подлинная многопартийность предполагает длительный процесс формирования гражданской культуры в обществе, организационного и политического становления партий».
В мае 2003 года Президент России Путин В.В. в своем Послании Федеральному собранию РФ отметил, что считает «предстоящие выборы в Государственную Думу еще одним этапом развития нашей многопартийной системы, развития в сторону большей открытости намерений, большей эффективности действий, большей ответственности перед народом России».
Безусловно, со времени нахождения во главе государства Б.Н. Ельцина до прихода к руководству страной Д.А. Медведева произошло достаточно много того, что способствовало формированию определенных особенностей развития партийной системы России. Приведенные выше высказывания в разное время президентов об этом лишний раз свидетельствуют.
Переходя к раскрытию
особенностей политической системы
России, отметим в первую очередь
то, что сама Конституция РФ 1993 года
не позволяет создать ни многопартийную,
ни двухпартийную систему в
Во-первых, в России невозможно партийное правительство, так как согласно Конституции правительство формируется не победившей на выборах партией, а беспартийным президентом. Позиция правительства определяется не партийной программой, а администрацией президента. Перед представителями партии (равно как и партийной коалиции) неизбежно возникнет дилемма: либо выйти из правительства, когда правительственный (и президентский) курс не будет соответствовать партийной программе, либо отказаться от партийной идентичности и полностью следовать «генеральной линии» президентской команды.
Во-вторых, в России невозможна правящая партия в полном смысле этого слова, так как ни доминирующая партия, ни партийная коалиция согласно Конституции не полномочны определять состав и политику правительства. В современной России отсутствует также потребность в создании партийных коалиций, так как любая коалиция, даже обладающая 100% мандатов в парламенте не сможет существенно влиять на позицию беспартийных правительства и президента. К этому критическому замечанию В.Я. Гельмана уместно добавить, что в России в силу невостребованности партийных коалиций оказывается бесполезной и сама многопартийная модель.
В-третьих, отмечает В.Я. Гельман, в России малоэффективна деятельность оппозиции. Занимать конструктивную оппозицию не в состоянии ни одна из партий, ни любая партийная коалиция, ибо отсутствует реальный механизм проведения конструктивной оппозиции. Даже «оппозиционное президенту парламентское большинство оказывается перед выбором между стратегией радикального противостояния всем инициативам исполнительной власти без малейшей надежды на успех… и стратегией «врастания во власть», чреватой потерей идентичности и утратой электоральной базы»3. Любая партийная система в России малоэффективна потому, что Конституция ставит не политическую партию, не правительство, а президента в привилегированное положение. При неудаче президент легко выйдет из положения, отправив правительство или какого-либо министра в отставку. В.Я. Гельман разделяет точку зрения еще одного политолога А. Рябова о том, что российскому президенту выгодно находиться вне какой-либо политической партии и быть свободным от партийного контроля. «Для президента подобная зависимость объективно не выгодна, и потому попытки создания «партии власти» регулярно проваливаются».
Информация о работе Особенности многопартийной системы в современной России