Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 20:32, реферат
Человек в целях поддержания расхода энергии постоянно с пищевыми продуктами употребляет
углеводы, жиры и белки, которые окисляясь восстанавливают энергетический баланс. Энергетические
затраты в основном зависят от уровня основного обмена, а величина основного обмена в свою очередь
зависит от массытела, возраста, роста и характера выполняемой мышечной работы.
В летной практике на величину основного обмена оказывают большое влияние нервно-психическое
напряжение, определенный недостаток кислорода во вдыхаемом воздухе, вибрация, шум, неравномерное по
времени питание, режим, а иногда и гиподинамия, обусловленная длительными полетами, и ряд других
факторов. В этих условиях энергетический обмен и функции желудочно-кишечного тракта нередко
изменяются.
ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПИТАНИЕМ ЛЕТНЫХ ЭКИПАЖЕЙ.
Человек в целях поддержания расхода энергии постоянно с пищевыми продуктами употребляет
углеводы, жиры и белки, которые окисляясь восстанавливают энергетический баланс. Энергетические
затраты в основном зависят от уровня основного обмена, а величина основного обмена в свою очередь
зависит от массытела, возраста, роста и характера выполняемой мышечной работы.
В летной практике на величину основного обмена оказывают большое влияние нервно-психическое
напряжение, определенный недостаток кислорода во вдыхаемом воздухе, вибрация, шум, неравномерное по
времени питание, режим, а иногда и гиподинамия, обусловленная длительными полетами, и ряд других
факторов. В этих условиях энергетический обмен и функции желудочно-кишечного тракта нередко
изменяются.
В полетах повышается потребность организма в витаминах, белках и углеводах. Поэтому
необходимо обеспечение членов экипажей рациональным питанием, т. е. таким питанием, которое могло бы
Аэроклуб «Аист»АВИАЦИОННАЯ МЕДИЦИНА 13
полностью обеспечить потребность организма в пище, как в количественном, так и в качественном
отношении. Пищевые продукты должны быть доброкачественными, обработанными и приготовленными
таким образом, чтобы они вызывали аппетит, были легко усвояемыми и оптимально распределялись по
калорийности рационов в течение рабочего дня с учетом особенностей полетов. Важным условием
безопасности полетов является также оптимальное обеспечение летного состава бортовым питанием на
многоместных самолетах в длительных полетах. Должен осуществляться своевременный контроль за
доброкачественностью
предупреждения возможностей появления метеоризма и пищевых отравлений. При разработке режима
питания должен также быть учтен и ряд моментов, связанных с метеорологическими и климатическими
условиями, а также с ассортиментом и наличием продовольствия.
Следует иметь в виду, что прием большого количества пищи перед полетом или во время полета
может снизить работоспособность пилота, так как прием пищи ведет к приливу крови к органам
пищеварения, а это в свою очередь может неблагоприятно сказаться на кровоснабжении головного мозга и
работоспособности мышц. Кроме того, переполненные желудок и кишечник могут оказывать стесняющее
действие на диафрагму и затруднять дыхательные движения и сердечную деятельность.
Перед полетом пища должна быть по объему компактной, обладать достаточной насыщающей
способностью, быть легко усваиваемой и перевариваемой и не вызывать чрезмерного газообразования в
кишечнике. Перед высотным полетом желательно ограничить в пищевом рационе содержание жира, а также
бобов и гороха и увеличить содержание легкоусвояемых углеводов, которые повышают высотную
устойчивость. При значительных
промежутках времени между
появляться чувство голода, ощущение слабости, головокружение, ухудшение самочувствия и снижение
работоспособности.
Особо важную роль в обеспечении полноценности питания во время длительного полета играют
такие пищевые вещества, как аскорбиновая кислота, рибофлавин, тиамин, которые входят в состав
ферментов, участвующих в окислительно-восстановительных процессах. Учитывая, что при длительных
полетах в кабине экипажа и пассажирских салонах относительная влажность значительно уменьшается и
воздух становится сухим, а у экипажей и пассажиров возникает ощущение сухости во рту и чувство жажды,
целесообразно применять кондитерские изделия, содержащие в себе органические кислоты, которые
уменьшают эти ощущения и способствуют утолению жажды.
Питание летных экипажей, основанное на рациональных принципах, должно удовлетворять
энергетическим, пластическим и другим потребностям организма и обеспечивать необходимый уровень
обмена веществ и
Питание, основанное не на рациональных принципах, может привести к нарушению обмена
веществ и расстройству функционального состояния различных органов и систем организма.
По пищевым ингредиентам питание членов экипажей должно быть сбалансировано и
индивидуализировано в соответствии с энергозатратами, особенностями метаболизма в условиях высоты, а
также наличием тех или иных отклонений в состоянии здоровья (чрезмерная полнота, нарушение обмена
веществ и др.).
Питание может быть четырех- или трехразовым, поэтому суточный рацион питания по
калорийности рекомендуется распределять в зависимости от принятого режима питания. При
четырехразовом питании рацион может быть распределен ориентировочно следующим образом: на первый
завтрак - 25 % общего количества суточной пищи, на 2-й завтрак-15%, на обед-40% и на ужин-20%; при
трехразовом: на завтрак-30%, на обед - 40 % и на ужин - 30 %. Прием пищи с соблюдением таких режимов
может обеспечить регулярное поступление в организм пилота необходимых питательных веществ и
предотвратить возникновение чувства переедания или голода.
Аэроклуб «А
Информация о работе Особенности обеспечения питанием летных экипажей