Особенности обеспечения питанием летных экипажей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 20:32, реферат

Описание работы

Человек в целях поддержания расхода энергии постоянно с пищевыми продуктами употребляет
углеводы, жиры и белки, которые окисляясь восстанавливают энергетический баланс. Энергетические
затраты в основном зависят от уровня основного обмена, а величина основного обмена в свою очередь
зависит от массытела, возраста, роста и характера выполняемой мышечной работы.
В летной практике на величину основного обмена оказывают большое влияние нервно-психическое
напряжение, определенный недостаток кислорода во вдыхаемом воздухе, вибрация, шум, неравномерное по
времени питание, режим, а иногда и гиподинамия, обусловленная длительными полетами, и ряд других
факторов. В этих условиях энергетический обмен и функции желудочно-кишечного тракта нередко
изменяются.

Файлы: 1 файл

ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПИТАНИЕМ ЛЕТНЫХ ЭКИПАЖЕЙ.docx

— 16.84 Кб (Скачать файл)

ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ  ПИТАНИЕМ ЛЕТНЫХ ЭКИПАЖЕЙ.

Человек в целях поддержания  расхода энергии постоянно с  пищевыми продуктами употребляет

углеводы, жиры и белки, которые  окисляясь восстанавливают энергетический баланс. Энергетические

затраты в основном зависят  от уровня основного обмена, а величина основного обмена в свою очередь

зависит от массытела, возраста, роста и характера выполняемой мышечной работы.

В летной практике на величину основного обмена оказывают большое  влияние нервно-психическое

напряжение, определенный недостаток кислорода во вдыхаемом воздухе, вибрация, шум, неравномерное по

времени питание, режим, а  иногда и гиподинамия, обусловленная  длительными полетами, и ряд других

факторов. В этих условиях энергетический обмен и функции  желудочно-кишечного тракта нередко

изменяются.

В полетах повышается потребность  организма в витаминах, белках и  углеводах. Поэтому

необходимо обеспечение  членов экипажей рациональным питанием, т. е. таким питанием, которое могло  бы

Аэроклуб «Аист»АВИАЦИОННАЯ МЕДИЦИНА 13

полностью обеспечить потребность  организма в пище, как в количественном, так и в качественном

отношении. Пищевые продукты должны быть доброкачественными, обработанными и приготовленными

таким образом, чтобы они  вызывали аппетит, были легко усвояемыми и оптимально распределялись по

калорийности рационов в  течение рабочего дня с учетом особенностей полетов. Важным условием

безопасности полетов  является также оптимальное обеспечение  летного состава бортовым питанием на

многоместных самолетах в длительных полетах. Должен осуществляться своевременный контроль за

доброкачественностью продуктов, санитарным состоянием пищеблоков и  обработкой сырья в целях

предупреждения возможностей появления метеоризма и пищевых  отравлений. При разработке режима

питания должен также быть учтен и ряд моментов, связанных  с метеорологическими и климатическими

условиями, а также с  ассортиментом и наличием продовольствия.

Следует иметь в виду, что  прием большого количества пищи перед  полетом или во время полета

может снизить работоспособность  пилота, так как прием пищи ведет  к приливу крови к органам

пищеварения, а это в  свою очередь может неблагоприятно сказаться на кровоснабжении головного  мозга и

работоспособности мышц. Кроме  того, переполненные желудок и кишечник могут оказывать стесняющее

действие на диафрагму  и затруднять дыхательные движения и сердечную деятельность.

Перед полетом пища должна быть по объему компактной, обладать достаточной  насыщающей

способностью, быть легко  усваиваемой и перевариваемой и  не вызывать чрезмерного газообразования  в

кишечнике. Перед высотным полетом желательно ограничить в пищевом рационе содержание жира, а также

бобов и гороха и увеличить  содержание легкоусвояемых углеводов, которые повышают высотную

устойчивость. При значительных промежутках времени между приемами пищи у некоторых лиц могут

появляться чувство голода, ощущение слабости, головокружение, ухудшение  самочувствия и снижение

работоспособности.

Особо важную роль в обеспечении  полноценности питания во время  длительного полета играют

такие пищевые вещества, как  аскорбиновая кислота, рибофлавин, тиамин, которые входят в состав

ферментов, участвующих в  окислительно-восстановительных процессах. Учитывая, что при длительных

полетах в кабине экипажа и пассажирских салонах относительная влажность значительно уменьшается и

воздух становится сухим, а у экипажей и пассажиров возникает  ощущение сухости во рту и чувство  жажды,

целесообразно применять  кондитерские изделия, содержащие в  себе органические кислоты, которые

уменьшают эти ощущения и  способствуют утолению жажды.

Питание летных экипажей, основанное на рациональных принципах, должно удовлетворять

энергетическим, пластическим и другим потребностям организма  и обеспечивать необходимый уровень

обмена веществ и работоспособности  членов экипажей.

Питание, основанное не на рациональных принципах, может привести к нарушению  обмена

веществ и расстройству функционального  состояния различных органов  и систем организма.

По пищевым ингредиентам питание членов экипажей должно быть сбалансировано и

индивидуализировано в соответствии с энергозатратами, особенностями метаболизма в условиях высоты, а

также наличием тех или  иных отклонений в состоянии здоровья (чрезмерная полнота, нарушение обмена

веществ и др.).

Питание может быть четырех- или трехразовым, поэтому суточный рацион питания по

калорийности рекомендуется  распределять в зависимости от принятого  режима питания. При

четырехразовом питании рацион может быть распределен ориентировочно следующим образом: на первый

завтрак - 25 % общего количества суточной пищи, на 2-й завтрак-15%, на обед-40% и на ужин-20%; при

трехразовом: на завтрак-30%, на обед - 40 % и на ужин - 30 %. Прием пищи с соблюдением таких режимов

может обеспечить регулярное поступление в организм пилота необходимых  питательных веществ и

предотвратить возникновение  чувства переедания или голода.

Аэроклуб «А


Информация о работе Особенности обеспечения питанием летных экипажей