Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 22:11, контрольная работа
Политическая система: определение, структура, функции.
Классификация и функции политических партий.
Понятие политического лидерства. Типы политических лидеров.
Введение
Понятие политической системы общества……………………………………………….стр 2
Функции политической системы…………………………………………………………стр 7
Основные структурные элементы политической системы…………………………….стр 11
Заключение………………………………………………………………………………..стр 16
II вопрос: Классификация и функции политических партий.
Введение
Признаки политической партии…………………………………………………………стр 18
Функции политических партий………………………………………………………….стр 19
Типология политических партий………………………………………………………..стр 21
Заключение………………………………………………………………………………..стр 25
III вопрос: Понятие политического лидерства. Типы политических лидеров.
Введение
Природа лидерства………………………………………………………………………..стр 26
Типология лидерства……………………………………………………………………..стр 27
Политическое лидерство в России………………………………………………………стр 31
Заключение………………………………………………………………………………..стр 32
Список литературы…………………………………………………………………стр 34
Отмеченные элементы политической системы приобретают свою специфическую конкретизацию в зависимости от типа системы и политических режимов. Неодинаков и конкретный набор элементов в различных обществах. Так, в ряде стран одним из главных элементов политической жизни выступают религиозные учреждения (Иран, Саудовская Аравия, Пакистан). В развитых же капиталистических странах церковь, как известно, отделена от государства и не играет существенной роли в политике. Качественно отличается от других политическая система в странах, где господствует одна идеология и политическая партия.
Функции политических институтов выявляются и реализуются в их взаимосвязях. Последние подразделяются на вертикальные и горизонтальные. Первые означают следование одних институтов предписаниям других (скажем, местных органов власти центральному правительству страны). Централизация власти всегда основана на вертикальных связях. Вторые (горизонтальные связи) характеризуются взаимодействием институтов как равнозначных в политической системе, равноправных по своим властным функциям. Без них не осуществима децентрализация власти и управления.
Институциональные взаимосвязи
динамичны, реализуются и воспроизводятся
в форме живых противоречий, в
чем, собственно, выражается диалектика
политической власти и относительная
самостоятельность институтов. Вертикальные
связи имеют тенденцию к
Политическая система, будучи
организованной совокупностью
Политические отношения
властвования выступают в определенном
аспекте как господство одних
групп людей над другими. До сих
пор в истории общества господство
оставалось объективным законом
политической жизни. Право одних
властвовать над другими в
явном или скрытом виде было не
исключением, а правилом. Социалистические
революции поначалу возвестили миру
о кончине отношений
Политическая система демократического типа характеризуется такой легитимностью, которая предполагает и отношения господства и отношения сотрудничества, добровольного признания авторитета власти как необходимого условия осуществления прав и свобод человека.
Первенство господства в
политических отношениях сохраняется
до тех пор, пока не исчезнут его
источники в социально-
Доминирование отношений
господства в политической жизни
не является критерием качественного
различия систем. Все дело в том,
какой тип господства: легитимный
или нелегитимный, основанный на системе
всеобъемлющих прав или на авторитете
правителей, на признанных большинством
общества ценностях или же ценностях,
навязанных ему меньшинством - элитой,
партией, власть предержащими. От типа
господства зависит устойчивость политических
систем, их жизненность. Драматический
опыт советской модели политических
отношений продемонстрировал
Заключение
Политическая система - это основополагающая форма организации политической, да и всех других сфер жизни современного общества. Разнообразные общественные системы, ныне существующие в многочисленных странах мира, различаются, прежде всего, по характеру присущих им политических структур.
Теория политических систем
занимает в науке о политике одно
из главных мест. Анализ политической
системы дает возможность продвигаться
по пути конкретного раскрытия
Функции политической системы многообразны, что вызвано сложностью и многослойностью политической жизни. В заключении считаю необходимым еще раз перечислить основные функции политической системы общества:
1) определение целей и задач общества;
2) выработка программ
его жизнедеятельности в
3) мобилизация ресурсов общества в соответствии с данными интересами;
4) контроль за распределением ценностей. Именно в этой сфере сталкиваются интересы как социальных групп, так и социальной целостности. Потеря контроля над этим узлом, определяющим жизнеспособность социальной системы, грозит ее кризисом;
5) интеграция общества
вокруг общих социально-
Реализация этой функции предполагает наличие развитой способности политической системы различными путями снимать, сглаживать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, снимать социальную напряженность.
Эффективно и на постоянной основе это можно делать, только осуществляя контроль за сферой распределения социальных ценностей, в которые включаются и материальные ресурсы, и политические привилегии, и культурные приоритеты и достижения, и доступность различных форм образования и досуга. Конечно, контроль не должен быть всеобщим, опускаться до мелочей, он ничего общего не имеет с уравнительным распределением, предполагает возможность дифференциации в степени доступности социальных благ для различных категорий граждан и социальных групп.
II вопрос: Классификация и функции политических партий.
Введение
Более 150 лет назад французский мыслитель А. де Токвиль (1805-1859) заметил, что « в демократических странах умение создавать объединения - первооснова общественной жизни; прогресс всех остальных ее сторон зависит от прогресса в этой области». Ученый подчеркивал актуальность создания разветвленного универсального механизма взаимосвязи государства и гражданского общества. Однако этот механизм является не только посредником во взаимоотношениях власти и общества, но и средством контроля за государством со стороны гражданского общества. Наличие такого механизма свидетельствует о зрелости гражданского общества, его способности к самоорганизации. Благодаря созданию различных ассоциаций, партий, клубов, общественных движений, призванных отражать устойчивые группы интересов, информация об их наличии доводится до властных институтов, которые ищут пути согласования разнородных потребностей и тем самым обеспечивают стабильность и прогресс общества в целом.
Признаки политической партии
Термин «партия» происходит от латинского pars (parts) и обозначает часть чего-то целого, а также сторону какого-то явления или процесса.
Признаки, отличающие партию от других политических институтов, сформулировали Дж. Лапаломбара и М.Вейнер в работе «Политические партии и политической развитие». Они выделили четыре признака партии:
1. Партия - это достаточно
длительно по времени
2. Цель партии - завоевание
и осуществление власти. Здесь
следует отличать партии от
групп давления. Если партии ставят
цель завоевания власти на
выборах, осуществление ее
3. Партия обладает определенной программой деятельности, отражающей мировоззрение членов партии.
4. Партия принимает активное
участие в избирательных
Функции политических партий
Место и роль партии в политической системе определяется ее функциями:
1. Борьба за власть и ее осуществление.
В условиях современной демократии эта функция включает в себя участие в выборах органов центральной, региональной и местной власти; парламентскую деятельность партийных фракций; политическое рекрутирование, управление государством.
В демократическом обществе политические партии отвергают насильственные методы борьбы за власть и ориентируются на избирательный процесс. Выборы являются главной ареной соперничества партий. Поэтому одной из главных задач партии является обеспечение поддержки избирателей, создание и расширение электората. Победившие на выборах партии формируют парламент путем образования парламентских фракций. Результаты выборов влияют также на формирование органов исполнительной власти. В общемировой практике имеется опыт, когда в парламентских республиках премьер-министром становится либо лидер или представитель правящей партии, победившей на выборах и имеющий большинство в парламенте, либо представитель партийной коалиции. В России председатели правительства назначает Президент с согласия Государственной Думы.
2. Агрегирование и представительство интересов классов, социальных групп и слоев. Его содержанием является выявление членами партий совокупного политического интереса поддерживающих ее социальных сил и реализация этого интереса через политическую систему.
В идеале каждая партия стремится определить свои цели, выработать идеологию и стратегию развития общества, чтобы убедить граждан в правильности ее политических действий. Последние десятилетия ХХ в. Внесли значительные перемены в содержание функции представительства. На смену классовым партиям с середины ХХ в. Приходят так называемые «община родные партии» или «партии для всех». Такие партии стремятся избежать отождествления себя с интересами какого-либо одного класса или слоя, представить себя выразителями общего интереса. Облик партии сегодня формирует не столько классовая ориентация, сколько определены тип политики.
В конце ХХ в. партиями всего народа провозглашают себя социал-демократы Западной Европы. На широкую социальную базу ориентированы конфессиональные партии - Христианско-демократическая партия (ХДП) в Италии, Христианско-демократический союз (ХДС) и Христианско-социалистический союз (ХСС) в Германии.
3. Выработка программных установок, социально-политической стратегии. Программные установки, как правило, основываются на определенных идеологических принципах. Для некоторых партий, прежде всего коммунистических, идеологический момент имеет принципиальное значение. Для ряда партий, например республиканской и демократической в США, значение идеологии невелико.
Большинство партий Запада
избегают принятия догматизированных
программ. Чаще всего дело ограничивается
изложением принципов и общих
ориентиров. Основное же внимание уделяется
переработке направлений
Особенно активную деятельность по обновлению своих программных установок партии развивают в период пребывания в оппозиции. Свобода от бремени власти, которую они приобретают после поражения на выборах, дает благоприятную возможность для переосмысления прежней политики и поиска нового лица.
Приверженность членов партий
общим программным установкам не
исключает возможности
4. Формирование общественного мнения, политическая социализация граждан. Партии заинтересованы в поддержке своей политической линии общественным мнением. С этой целью они стремятся не только к обновлению своих доктрин, но и к широкому распространению в средствах массовой информации своих партийных документов и взглядов.
Пропагандистская деятельность партий предполагает политическое просвещение своих членов и сторонников, воспитание общества в духе определенных ценностей и традиций, приобщение граждан к политической социализации общества.
Следует отметить, что эффективность выполнения их деятельности - прагматического или идеологического. Прагматическая лишь предполагает постоянную нацеленность на достижение конкретных целей, использование по преимуществу консенсусных технологий борьбы за власть, готовность жертвовать идеологические ограничениями во имя соглашений, коалиций. Этот стиль повышает политическую стабильность общества, идеологический стиль партийной деятельности, основанный на определенных идеалах и принципах, ведет к конфронтации общественных сил, к конфликтности политического процесса.
Информация о работе Политическая система: определение, структура, функции