Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 09:52, контрольная работа
Актуальность изучения данной темя связано с тем, что радикальные социально-экономические и политические преобразования в России выдвинули необходимость теоретической разработки и обоснования принципов формирования и функционирования политической системы переходного типа, а также их практической реализации. Разложение прежней и становление новой политической системы в России занимают немало времени, требуют больших усилий и происходят болезненно. Этот процесс начался в 1991 году с избрания Президента РСФСР. Распад СССР ускори
Введение 3
1. «Политическая система» как категория политологии 4
2.Особенности политической системы советского типа в бывшем СССР 5
3.Создание постсоветской политической системы в Российской Федерации на базе Конституции России 1993 года 7
4.Модернизация политической системы России на современном этапе 9
Заключение 11
Список литературы 12
Политическая система России.
Содержание
Актуальность изучения данной темя связано с тем, что радикальные социально-экономические и политические преобразования в России выдвинули необходимость теоретической разработки и обоснования принципов формирования и функционирования политической системы переходного типа, а также их практической реализации. Разложение прежней и становление новой политической системы в России занимают немало времени, требуют больших усилий и происходят болезненно. Этот процесс начался в 1991 году с избрания Президента РСФСР. Распад СССР ускорил разрушение политической системы, существовавшей с 1917 года. Первым реальным шагом в изменении советской системы стала радикальная либерализация цен в январе 1992 года. Второй шаг был сделан в результате силового разрешения конфликта между законодательной (Верховный Совет РСФСР) и исполнительной (Президент, Правительство) ветвями власти в октябре 1993 года. Различные политические явления неразрывно взаимосвязаны и составляют определенную целостность, социальный организм, имеющий относительную самостоятельность. Это их свойство и отражает понятие политической системы.
Целью данной работы является изучение политической системы общества. Объект исследования – политология, предмет – политическая система. Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
При рассмотрении содержания понятия «политическая система» следует отметить, что среди политологов до сих пор существуют самые различные толкования этого явления.
В современной политологической литературе можно насчитать не менее 30—40 определений политической системы. Объясняется это принадлежностью ученых к различным направлениям, течениям, школам, доктринам современной политической науки.
Большинство западных политологов под политической системой понимают совокупность политических взаимосвязей и отношений, существующих в каждом политическом сообществе.
В «Словаре политического анализа» (1982) дано следующее определение: «Политическая система — это устойчивая форма человеческих отношений, с помощью которой принимаются и проводятся в жизнь авторитетно-властные решения для данного общества.
В российской политологической литературе преобладающим является следующее определение: «Политическая система общества — это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть».
Таким образом, политическая система включает организацию политической власти, отношения между государством и обществом, характеризует протекание политических процессов, включающих институализацию власти, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер политического участия, неинституциональных политических отношений.1
Главные звенья политической системы СССР были определены Конституцией СССР 1977 г. Она же регулировала основные нормы отношений между этими звеньями. Согласно Конституции, вся власть в Советском Союзе принадлежала народу. Государственную власть он осуществлял через Советы, которые составляли политическую основу СССР. Советы составляли и основу государственного аппарата, куда кроме них входили органы государственного управления, комитеты народного контроля, органы прокуратуры и арбитража. Статья 6 Конституции СССР в прямой форме юридически закрепляла особую роль Коммунистической партии в политической системе. КПСС характеризовалась как руководящая и направляющая сила советского общества, ядро его политической системы. К звеньям политической системы Конституция относила профсоюзы, комсомол, кооперативные и Другие общественные организации, которые участвовали в управлении государственными и общественными делами в соответствии со своими уставными задачами. Наконец, в качестве первичного звена политической системы Конституция закрепила трудовой коллектив.
Основные недостатки (или пороки) политической системы СССР, осознанные и озвученные в конце 80-х годов, сводились к следующему: во-первых, отсутствие гласности в деятельности как системы в целом, так и ее отдельных звеньев, в частности; во-вторых, смещение функций партии и Советов, подмена Советов партией; в-третьих, подмена партийных организаций партийными комитетами; в-четвертых, подмена выборных органов аппаратом; в-пятых, бюрократизация аппарата (государственного, партийного, общественных и творческих организаций).
Первоначальная концепция
На партийном форуме впервые после 20-х годов Генеральному секретарю партии возразили. Возразили против идеи съезда и прямого представительства общественных организаций, обоснованно считая, что подобные предложения являются отступлением от основных принципов демократической избирательной системы — прямых и равных выборов.
Важной составной частью новой
концепции перестройки
Поскольку Конституция представляет собой юридическую основу политической системы и правопорядка страны, последовательная реализация конституционных положений абсолютно необходима для функционирования всех общественных институтов, а следовательно, для нормального существования всего общества. Заложенная в Конституции концепция приоритета прав и свобод граждан неразрывно связана с либералистским подходом к организации общественной жизни. Конституция РФ закрепила выбор пути развития страны, опирающийся на экономическую свободу. Главное в правовом государстве — формальное равенство граждан и недопущение произвола власти — достигается с помощью институтов самого государства (законами, правозащитными органами, судами), но еще более ной и эффективной гарантией выступают общественное мнение и общественная активность — эти постоянные наблюдатели и стражи конституционной законности.
В России прошедшее десятилетие было наполнено попытками различных сил, опираясь на конституционные гарантии, сформировать независимые структуры общественного мнения, но они в значительной части преследовали цель противодействия власти и проведению реформ. Использование свободы вплоть до о откровенного злоупотребления ею ожесточало власть, которая, не опасаясь существенных противовесов, о все же прибегала к авторитарным методам, которые не нарушали букву Конституции, хотя и шли против ее духа. Неразвитость гражданского общества и социально-психологическая вялость населения, разбросанного на большой территории, будет еще многие годы питать эту тенденцию нашей государственно-политической системы.
Прошедшее десятилетие характеризовалось нарастающим стремлением «войти во власть» людей, далеких от жажды служения народу. Это предопределило исключительную динамику избирательного законодательства, в котором подчас не столько демократии, сколько профилактики злоупотреблений. Пока остается нереализованным конституционное допущение федерального референдума, Конституционный Суд РФ был вынужден воспрепятствовать использованию этой формы народовластия в партийных интересах, если она, соприкасаясь по времени, создает помехи проведению всеобщих выборов.
Упоминание в Конституции о «многопартийности» (ст. 13), по существу, закрепляет свободу создания политических партий и дает гарантию от сползания к однопартийной системе.
Глава Конституции о правах и свободах — почти безупречна, во всяком случае она не вызывает серьезной критики даже со стороны радикально настроенных сторонников конституционного обновления. Здесь нам существенно помогает международное право, с которым у Конституции почти нет разногласий. Реальным конституционализмом нашей системы можно считать запрет дискриминации, свободу вероисповедания, свободу слова и другие гражданские свободы.
Внешне и напрямую Конституция безразлична к политической системе, о которой в ней ничего не говорится. Длительное время государство спокойно взирало на стихийный процесс появления и исчезновения политических партий, полагая, что нельзя вмешиваться в реализацию гражданами свободы объединений. Более того, практически отсутствовали связи и сотрудничество исполнительной власти с партиями. Результатом этого стали конфликты законодательной и исполнительной властей, проявлявшиеся на уровне как Федерации, так и ее субъектов, в представительные органы стали проникать отдельные криминальные элементы, лоббисты «денежного мешка» и просто случайные люди.3
Политическая система российского общества на современном этапе характеризуется переходным состоянием от тоталитаризма к демократии. Следует заметить, что данный процесс развивается в России неравномерно, поскольку наше общество «учится» демократии, а это всегда сложный и длительный исторический процесс.
Другими словами, для перехода к демократии далеко недостаточно одних прав и свобод. Права и свободы должны стать частью сознания, души народа. Опыт перехода России на демократические рельсы показывает, что участие масс в управлении и регулировании общественно-политического процесса, а также выражение своей воли носит часто формальный, показной характер.
Каковы основные направления демократической реформации страны? Основные направления — становление и развитие гражданского общества и правового государства, формирование многопартийной политической системы, и в последнем мы весьма; преуспели. Сейчас можно лишь констатировать один факт с уверенностью: демократизация российского общества носит сугубо количественный характер, что выражается в расширении участия граждан в политической жизни страны; качественная же сторона, которая может быть выражена в появлении и утверждении новых политических институтов власти на основе рационального демократического процесса, пока оставляет желать лучшего. Возникает вопрос: является ли Россия демократическим государством? Конечно, с формально-правовой точки зрения Россия является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления, и высшей ценностью в нашем государстве объявлен человек, его права и свободы. Народ объявляет единственным источником власти, изъявление воли которого на референдумах и выборах формирует органы управления государство Россия, согласно Конституции, является социальным государством, что означает направленность политики на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого гражданина. Основными функциями Российского государства считаются также охрана труда и здоровья людей, забота о поддержании благосостояния малообеспеченных и недееспособных граждан поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. Одним словом если опираться на правовую сторону режима в России, самое развитое демократическое государство не нашло бы изъянов в нашем демократическом устройстве. Вместе с тем очевидно, что интерес широких слоев российского общества так и остаются удовлетворенными лишь на бумаге и за высокими словами и яркими лозунга демократического образца остаются обманутые надежды и нереализованные перспективы. Таким образом, практическое состояние дел свидетельствует о том, что демократия в России носит во многом формальный характер и социальным государством его можно назвать с большой осторожностью. Выходом из создавшейся ситуации в России видится создание гражданского общества, которое будет являться гарантом демократических принципов.4