Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 21:36, реферат
Среди основных и самых важных проблем общественного развития в современном мире, особенно в России, на первом месте стоит проблема политического лидерства - поиска и выдвижения на решающие политические и государственные посты новых людей, способных на преобразование государства в лучшую сторону и на проведение политики улучшающей жизнь населения страны.
Введение……………………………………………………………………………3
I. Политический лидер и его функции………………….…………..……......5
1.1 Определение понятия политического лидера……………………..5
1.2 Функции политического лидера……………………………………6
1.3 Типология……………………….………………………………….....8
II Путин – современный политический лидер России..............................….13
2.1 Биография……………………………. ……….………………..…...13
2.2 Путин – политик….………………….………………………..….…15
Заключение………………………………………………………………………..18
Список использованной литературы…………………………………………….20
рационально-легальных или рутинных - это лидеры, избранные демократическим путем;
харизматических, наделенных, по мнению масс, особой благодатью, выдающимися качествами, способностями к руководству. Харизма складывается из реальных способностей лидера и тех качеств, которыми его наделяют последователи. При этом индивидуальные качества лидера нередко играют второстепенную роль в формировании его харизмы.
Данная
классификация лидерства
Социологи, психологи, политологи выделяют множество лидерских типов по самым различным признакам.
Формальные и неформальные лидеры.
По способу утверждения (установления) лидерства в малых группах и организациях различают лидеров формальных и неформальных.
Формальным лидером называют руководителя, «назначенного сверху» и управляющего людьми согласно действующим постановлениям и инструкциям.
Неформальное
лидерство – то, которое сложилось
естественно, как бы само собой, в процессе
личных взаимоотношений людей, на основе
их доверия и симпатий к своему «избраннику».
Традиционные, рациональные и харизматические
лидеры.
Следующий признак типологии
лидеров близок к предыдущему. Однако
здесь он рассматривается в масштабах
не группы, а общества. Речь идет о способе
легитимации власти лидера в обществе,
т.е. о способе признания народом законности
этой власти. В частности, власть традиционных
лидеров (вождей племен, религиозных лидеров,
монархов и т.п.) узаконивается в силу вековых
и ставших священными традиций. Этот тип
лидерства был особенно характерен для
доиндустриальных обществ. Рационально-легальные
лидеры – это законно и демократически
выбранные руководители общества, получившие
власть в результате обдуманного, сознательного
(рационального) выбора людей. Такой лидерский
тип присущ современным демократическим
обществам.
Наконец,
харизматические лидеры – это, как говорится,
лидеры по призванию, народные вожди “от
бога”, наделенные, по мнению масс, выдающимися
способностями к руководству, особой мудростью,
святостью, героизмом и т.п. Примерами
таких лидеров могут служить Владимир
Ленин в
России, Ким Ир Сен (1912—1994) в Северной Корее,
Фидель Кастро (родился в
1927) на Кубе и другие.
Однако харизма и притягательность подобных руководителей складывается не только из их реальных способностей. Подчас образ “богоизбранности” лидера создается его “свитой” и последователями, а затем “дорисовывается” и приукрашивается народной молвой. При этом может возникнуть культ личности, т. е. Предельно завышенная оценка качеств и роли лидера в обществе, своего рода идолопоклонничество. Такое возвеличивание вождей особенно характерно для тоталитарных обществ и многих государств востока с патриархальной и подданической политической культурой народных масс, верящих в “хорошего царя”, всесильного “отца”-благодетеля и склонных к страху, покорности и угодничеству перед любым “начальством”. Наиболее ярким примером культа личности является культ Иосифа Сталина в бывшем СССР, а также Ким Ир Сена и Фиделя Кастро.
Харизма,
кроме того, может обернуться для
обладающего ею лидера и другой стороной.
Воодушевленный этой харизмой народ
ждет от своего кумира скорых чудес, а
их, как известно, в суровой и
«упрямой» реальности не бывает. Поэтому,
не дождавшись чуда, наивная и мало размышляющая
часть публики очень быстро разочаровывается
и бросается из одной крайности
(безмерной любви) в другую – охлаждение
и огульную ненависть к «ставшему плохим»
лидеру. Не это ли произошло с последними
советскими и российскими руководителями?..
Таким
образом, если в основе традиционного
лидерства лежит привычка людей
к определенному типу власти, то
рационально-легальное
При этом у каждого из этих трех типов
лидерства есть свои плюсы и минусы, свой
период в развитии общества. В относительно
спокойные времена эти типы лидеров отличаются
друг от друга по стилю руководства и управления.
Так, авторитарное лидерство предполагает
единовластие и директивное (т. е. Категорически
приказное, не терпящее возражений) управление
людьми. Лидер здесь сосредоточивает в
своих руках почти все основные управленческие
функции и не позволяет подчиненным выходить
за жесткие рамки отведенных им ролей.
Тщательно контролируя работу людей, он
постоянно держит их под угрозой применения
силы или других мер принуждения и наказания.
В противоположность этому, либеральное руководство отличается тем, что организованность, дисциплина и порядок в обществе или группе пускаются на самотек, либеральный лидер практически отстраняются от управления людьми, предоставляя им полную свободу действий (недаром этот стиль руководства иногда называют еще попустительским).
Наконец,
демократический лидер
Имидж и призвание лидеров.
Следующим критерием в классификации политических лидеров может служить их внешний образ (имидж) и призвание. Здесь важно социальное предназначение лидера, т. е. характерные для него роль и ситуация, в которой он проявляет себя и привлекает людей в наибольшей степени.
Так,
первый из четырех предлагаемых и, как
всегда, условно- собирательных образов
– лидер-знаменосец – эффективно
действует как идейный
Владимир Ленин, Адольф Гитлер.
Второй
– лидер-служитель – напротив,
ориентирован, прежде всего, на обеспечение
интересов выдвинувшей его группы сторонников.
Последние же, в свою очередь, поддерживают
в народе образ служения всей данной группы
интересам общества. Именно так было в
«послехрущевско-
(1964—1985) застойный период истории СССР:
руководящая верхушка компартии выдвигала
послушных и «удобных» для себя больших
и малых лидеров- ставленников, которые
были верными проводниками в стране «ленинского
курса»
КПСС. Лидер-служитель стремится, прежде
всего, исправно служить своим конституентам
и приверженцам, не забывая в то же время
идти «навстречу пожеланиям трудящихся»
(избирателям). Лидерами этого типа были
Леонид
Брежнев, Константин Черненко.
Лидер-торговец – фигура современная, рациональная, «рыночная». Он окружает себя командой компетентных профессионалов-помощников, определяющих наиболее эффективные пути социально-экономического развития общества. Лидер- торговец умеет ярко преподнести и выгодно продать свои идеи и планы, привлекая все больше сторонников тем, что знает их потребности и хочет вместе с ними добиться их удовлетворения. Именно такой линии поведения следовал Рональд Рейган.
Лидер-пожарный
лучше всего проявляет себя в
чрезвычайных ситуациях
(политические кризисы, социальные и международные
конфликты, экономические потрясения
и т. п.), а также в оперативном решении
самых неотложных проблем. Лидер-пожарный
«специалист» по кризисным ситуациям.
Он эффективно действует «по обстановке»,
как на пожаре, направляя струю воды туда,
где появляются новые языки пламени. Он
находит решения самых насущных проблем.
Именно так действует сейчас Владимир
Путин.
Психологическое поведение лидеров.
Последний признак в нашей лидерской типологии
– стиль психологического поведения вождей.
Так, одна из разработок политических
психологов предлагает следующую классификацию
политиков по этому признаку.
Названия
стилей поведения даны здесь в
основном в медицинских терминах,
которые, однако, употреблены в переносном
смысле и являются условными.
Разумеется, приведенные
в этой таблице примеры и типологические
черты не носят абсолютного характера,
могут взаимопереплетаться и быть иными.
Скажем, более позднего Ленина
отличал уже не шизоидный, а скорее параноидальный
и отчасти демонстративный стиль поведения.
А догматичность и бескомпромиссность
«отличника» вполне могут быть присущи
как «хозяину», так и «соратнику».
Родился
7 октября 1952 в Ленинграде. В 1975 г. окончил
юридический факультет
Во
время обучения в университете познакомился
с Анатолием Собчаком, который
в качестве ассистента некоторое
время вел у него занятия. После
окончания института был
В начале 90-х годов Путин сам сообщил о своей работе в органах госбезопасности - после того, как ряд политиков обвинили его в сотрудничестве с КГБ.
По возвращении в Ленинград стал помощником проректора ЛГУ по международным вопросам. В 1990 году благодаря ректору ЛГУ Станиславу Меркурьеву возобновил знакомство с А.Собчаком, избранным в мае 1990 председателем Ленсовета. С.Меркурьев отрекомендовал Путина как исполнительного работника и А.Собчак взял его к себе на должность советника. С 1991 г. по июнь 1996 г. возглавлял в мэрии Санкт-Петербурга комитет по внешним связям.
С
марта 1994 г. - июнь 1996 г. первый заместитель
мэра Санкт-Петербурга. Июнь 1996 г. - март
1997 г. - заместитель управляющего делами
администрации президента РФ 2 ноября
1996 г. избран руководителем петербургского
отделения движения "Наш дом - Россия".
С марта 1997 г. - заместитель руководителя
Администрации президента РФ - начальник
Контрольного управления администрации
президента РФ. 26 марта 1997 Указом Президента
РФ был назначен заместителем Руководителя
Администрации Президента РФ - начальником
Главного контрольного управления Президента
РФ, сменив на этом посту Алексея Кудрина,
ставшего заместителем Министра финансов.
По словам Путина, на этот пост его рекомендовал
сам Кудрин. В июне 1997 года Путин был освобожден
от должности председателя совета Санкт-
Петербургской региональной организации
НДР. 19 сентября 1997 включен в состав Межведомственной
комиссии СБ РФ по экономической безопасности.
25 мая 1998 был назначен первым заместителем
Руководителя Администрации Президента
РФ, ответственным за работу с регионами,
оставшись также начальником Контрольного
управления Администрации Президента
(до начала июня, когда это упралвение
возглавил Николай Патрушев). 15 июля 1998
года возглавил Комиссию при Президенте
РФ по подготовке договоров о разграничении
предметов ведения и полномочий между
федеральными органами государственной
власти и органами государственной власти
субъектов Российской Федерации вместо
С.Шахрая. 25 июля 1998 года Указом Президента
был инзанчент директором Федеральной
службы безопасности России (ФСБ). 1 октября
1998 введен в состав постоянных членов
Совета Безопасности РФ. 18 ноября 1998 Указом
Президента РФ включен в новый состав
постоянных членов Совета Безопасности
РФ. В декабре 1998 г. вошел в состав попечительского
совета Международного фонда защиты от
дискриминации. 1 декабря 1998 г. вошел в
состав Межведомственной комиссии по
оптимизации государственного оборонного
заказа.
2.2 Путин – политик
Очередные президентские выборы были намечены на июнь 2000. Однако, согласно конституции, новый президент должен был быть избран в течение 90 дней после ухода со своего поста прежнего президента. Выборы были объявлены на 26 марта 2000, и Путин легко победил на выборах, набрав 53% голосов (лидер компартии Г.А.Зюганов – 30%). Во время предвыборной кампании Путин призвал к возвращению страны к правлению закона, укреплению государства и развитию рыночной экономики под контролем властей.
Новый президент начал с того, что признал скромные размеры российской экономики и отсталость ее по сравнению не только с ведущими державами, но и с вторым-третьим эшелоном стран современного мира. Одновременно Путин признал ответственность самих россиян (в советскую и постсоветскую эпоху) за такое положение дел. Вместо того, чтобы повторять риторику о непреходящем величии державы, Путин сместил акцент на необходимость сделать Россию «сильной страной». При этом он подчеркнул, что сила этой будущей России будет заключаться прежде всего в ее экономической состоятельности - остальное приложится. Экономика, о которой говорит Путин как о цели, это, безусловно, экономика капиталистического типа, преодолевшая искривления периода первоначального накопления капитала. Соответственно, Путин формулирует главные задачи страны в терминах модернизации при помощи интеграции в мировые процессы и привлечения иностранных инвестиций. В принципе, в этих положениях заключена не только внешнеэкономическая, но и внешнеполитическая стратегия страны. Если исходить только из этого, можно было бы вывести примерно такую формулу: при Путине внешняя политика призвана стать ресурсом для реализации «российского экономического проекта», а не наоборот (когда внутренние ресурсы растрачиваются для удовлетворения внешних амбиций). Несмотря на свою привлекательность, такой вывод, однако, был бы по крайней мере поспешным.