СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
- Политический режим: сущность, основные типы.
- Эволюция политических режимов в России.
Заключение.
Список использованной
литературы.
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена
теоретической и практической значимостью
вопросов, связанных с определением
понятия политического режима, типологии
политических режимов, а также с
проблемами становления демократического
политического режима. Указанные
вопросы требуют сегодня серьезной
теоретической разработки, осмысления.
В последнее двадцатилетие в
Российской Федерации осуществляются
глубокие государственно-политические,
социально-экономические, правовые преобразования.
Сопутствующее этому процессу новое
политико-правовое мышление ставит человека,
его жизненные проблемы и интересы
в качестве важнейшего объекта исследования
общественных наук. Одним из фундаментальных
понятий, наиболее тесно связанных
с реальными условиями существования
человека, его правами и обязанностями,
является демократический политический
режим.
В связи с этим вполне закономерна
актуальность в наши дни идеи демократизации
политических режимов в современном
мире (в том числе и в России).
Форма государства, являясь сложным
общественным явлением, определяет, как
государство устроено и организовано,
какими методами осуществляется государственная
власть, какова территориальная организация
государственной власти. От того, какой
будет форма государства, в значительной
степени зависит будущее того
или иного государства в целом,
а соответственно всего общества
и каждого человека в отдельности.
От того, как организована и как
реализуется государственная власть,
определяющим образом зависит эффективность
государственного руководства, действенность
управления, престиж и стабильность
правительства, состояние законности
и правопорядка в стране. Вот почему
проблема формы государства имеет
и весьма существенный политический
аспект. В современных условиях особенно
важно, с помощью каких приемов
и методов государство стремится
снять социальное напряжение, разрешить
те или иные конфликты в обществе,
а это зависит от типа государственного
(политического) режима.
1. Понятие
и характеристики политического
режима
1.1 Политический режим как механизм
формирования и функционирования
политической власти
Политический режим в узком
смысле - это система методов, способов
и средств осуществления политической
власти. В более широком плане
это понятие включает всю функциональную
характеристику политической системы,
совокупность институциональных, социальных
и идеологических элементов, формирующих
определенный облик политической власти.
Именно политический режим придает
качественную определенность политической
системе. Не случайно, поэтому, синонимическое
использование понятий: демократический
политический режим - демократическая
политическая система, тоталитарный политический
режим - тоталитарная политическая система
и т.д.
Вместе с тем понятие политический
режим совместно с понятиями
форма правления и форма государственного
устройства определяют характеристику
формы государства. Форма государства
- суть устройство государственной
власти.
Власть определяют как возможность
распоряжаться или управлять кем-либо
и чем-либо, подчинять своей воле других.
Большинство авторов рассматривают власть
как универсальное свойство социальной
жизни, а потому связывают ее с процессом
властвования, властного воздействия
на поведение людей, коллективов и общества
в целом. При этом различают политическую
и неполитическую власть.
Неполитическая власть - это «власть в объединениях
людей, организациях и движениях, не связанных
непосредственно с государством и не имеющих
непосредственного отношения к нему».
Неполитическая власть выполняет огромную
роль в управлении гражданским обществом.
Сферы ее проявления связаны с насущными
потребностями людей: прежде всего в области
быта, духовного общения, экономики. Особенно
активно она проявляется на местном уровне
и в мелких социальных системах (семья,
религиозная община, жилой комплекс). Важное
место она занимает и в процессе производства,
в торговых, хозяйственных и иных отношениях,
связанных с экономикой.
Политическая власть - это власть, осуществляемая
через государство и в государственной
системе, в системе политических партий,
организаций и движений. Она так или иначе
связана с государством и государственным
регулированием.
Среди отечественных юристов долгое
время велась дискуссия относительно
соотношения политической и государственной
власти. Некоторые ученые утверждали,
что содержание политической власти гораздо
шире, а государственная власть является
лишь частным ее проявлением. Однако более
предпочтительной представляется точка
зрения об идентичности этих понятий.
Государственная власть характеризуется
особыми свойствами:
суверенностью, верховенством, независимостью
и самостоятельностью. С государственной
властью тесно связано понятие «суверенитет
государства».»… Суверенитет - не сама
государственная власть, но лишь определенное
свойство ее, в силу которого она является
высшей и независимой правовой властью,
- отмечал в 1903 г. известный государствовед
Н.И. Палиенко в своей работе «Суверенитет.
Историческое развитие идеи суверенитета
и ее правовое значение». - Сфера государственной
власти определяется территорией государства,
т.е. пространственным пределом его властвования,
населением, живущим в пределах этой территории…
и всей внешней стороной жизни населения,
доступной правовому государству…». «Если
мы называем такое-то государство суверенным,
- продолжает далее автор, - то этим мы выражаем,
что оно обладает в пределах своей территории
высшей и независимой властью. В этих пределах
суверенная государственная власть не
имеет ни равной себе, ни высшей над собой
правовой власти… но сама господствует
над всем и над всякой другой правовой
властью. Суверенитет государства не исключает
поэтому суверенитета других государств,
так как каждое суверенное государство
- суверенно лишь в своих территориальных
пределах. Поэтому суверенитет часто и
называют высшей, независимой территориальной
властью».
1.2 Классификация политических
режимов
Формы политического режима - это
совокупность способов и методов
осуществления политической власти
государством. Тип политического
режима определяется соотношением действующих
в государстве политических сил
и отражает объективную характеристику
сущности политической власти. Стабильный
политический режим существует только
в тех странах, где в силу различных
обстоятельств сложился устойчивый баланс
политических сил и среди них достигнуто
национальное согласие.
В науке существует множество классификаций
политических режимов.
Различают демократические и авторитарные,
военные и гражданские, буржуазно-демократические,
олигархические, фашистские, коммунистические
и другие режимы. В литературе предлагаются
также специальные классификации
политических режимов с учетом форм
правления: абсолютизм, дуализм власти,
парламентаризм, министериализм, президенциализм
и др..
Некоторые авторы в зависимости
от особенностей набора методов и
средств государственного властвования
различают два полярных режима -
демократический и антидемократический.
Многие выдающиеся деятели предлагали
свой подход к классификации политических
режимов. Например, Аристотель предлагал
рассматривать их с двух точек
зрения: правильные (монархия, аристократия
и полития) и неправильные (тирания,
олигархия и демократия).
Наиболее общая классификация
политических режимов следует классификации
политических систем: режимы демократические,
авторитарные и тоталитарные.
При демократической форме
политического режима обеспечиваются
законность, выборность высших органов
государственной власти, соблюдаются
элементарные права и свободы, действуют
легальные партии, профсоюзы, другие общественные
организации (см. схему 2 в приложении).
Понятие «демократия» означает, как
известно, народовластие, власть народа.
Однако ситуация, при которой весь
народ осуществлял бы политическое
властвование, пока нигде не реализована.
Это, скорее, идеал, то, к чему нужно
всем стремиться. Между тем есть
ряд государств, которые продвинулись
в этом направлении дальше других
(Германия, Франция, Швеция, США, Швейцария,
Великобритания) и на которые зачастую
ориентируются иные государства.
Требование законности, т.е. неуклонного
исполнения норм права, было выдвинуто
буржуазией в период ее борьбы за политическое
господство в качестве важнейшего принципа
демократического правления. Буржуазные
конституции ликвидировали сословные
и феодальные привилегии, провозгласили
гарантии свободы личности, установили
основы парламентаризма, новой судебной
системы. Посредством права государство
провозгласило формальное равенство
всех перед законом, закрепило такие
принципы, как разделение властей, верховенство
закона, независимость суда и подчинение
его только закону, положение о
том, что нет преступления и наказания,
не предусмотренных в законе, ввело
целый ряд прогрессивных демократических
институтов (свобода забастовок, всеобщее
избирательное право и т.д.).
Основные признаки демократического
политического режима:
· обеспечение (гарантированность) широкого
спектра демократических прав и
свобод в обществе (в том числе
свободы слова) и признание приоритета
прав личности;
· равенство наций;
· демократические (преимущественно
путем свободных выборов) способы
формирования высших органов государственной
власти; обеспечение подлинного народовластия
(гарантии широкого участия населения
в формировании органов государственной
власти и осуществления контроля
за их деятельностью);
· конституционное разделение властей
как совокупность государственно-правовых
институтов, регулирующих в процессе
осуществления единой и неделимой
государственной власти взаимоотношения
высших органов власти (структурные
связи, распределение предметной компетенции,
средства взаимного воздействия
друг на друга);
· демократические принципы функционирования
механизма государственной власти;
определенный уровень гласности
в работе государственного аппарата;
обеспечение режима законности; независимость
судебной власти;
· наличие механизма ответственности
государства перед своими гражданами
и личности перед государством; ответственность
(в том числе юридическая) должностных
лиц;
· политический плюрализм и идеологическое
многообразие; учет интересов меньшинства
при принятии государственных решений;
реальное обеспечение многопартийной
системы и независимости средств
массовой информации;
· признание многообразия форм собственности
и их защита.
В современном демократическом
государстве признается приоритет
международно-правовых норм.
Демократия (народовластие) может
осуществляться посредством двух форм:
прямой (непосредственной) и представительной.
Прямая демократия позволяет осуществлять
власть самим народом без политических
посредников. Отсюда и ее название -
непосредственная, т.е. та, которая проводится
в жизнь через следующие институты
прямого народовластия: выборы на основе
всеобщего избирательного права, референдумы,
сходы и собрания граждан, петиции
граждан, митинги и демонстрации,
всенародные обсуждения.
Одни из них - выборы, референдумы -
четко регламентированы соответствующими
нормативными актами (Конституцией, специальными
законами), носят императивный (обязательный)
характер и не нуждаются в санкции
государственных структур, другие имеют
консультативный характер. Однако независимо
от юридической природы различных
институтов прямой формы демократии
их влияние на механизм принятия политических
решений трудно переоценить, так
как в них находит выражение
воля народа.
К положительным моментам прямой демократии
можно отнести то, что она: дает
больше возможностей (по сравнению
с представительными институтами)
для выражения интересов граждан
и их участия в политическом процессе;
в большей мере обеспечивает полную
легитимизацию власти; обеспечивает контроль
за политической элитой и т.п.
Недостатки прямой демократии - это
отсутствие стойкого желания у большинства
населения заниматься данной управленческой
деятельностью, сложность и дороговизна
проводимых демократических мероприятий,
низкая эффективность принимаемых
решений вследствие непрофессионализма
большинства «правителей» и т.д.
Представительная демократия позволяет
осуществлять власть представителям народа
- депутатам, другим выборным органам
исполнительной и судебной власти,
которые призваны выражать интересы
различных классов, социальных групп,
слоев, политических партий и общественных
организаций.
Сильная сторона представительной
демократии заключается в том, что
она дает больше возможностей (по сравнению
с институтами прямой демократии)
для принятия эффективных решений,
поскольку в этом процессе участвуют,
как правило, профессионалы, компетентные
лица, специально занимающиеся данной
деятельностью; более рационально
организует политическую систему и
т.п.
К недостаткам представительной демократии
часто относят следующие черты:
возможно неограниченное развитие бюрократии
и коррупции; отрыв представителей
власти от своих избирателей; принятие
решений в интересах не большинства
граждан, а номенклатуры, крупного капитала,
различного рода лоббистов и т.д.
Таковы существенные черты демократического
политического режима, отличающие его
от авторитарного и тоталитарного
режимов. Знание вышеперечисленных признаков
имеет важное значение, помогает четче
ориентироваться в квалификации системы
методов, приемов и средств осуществления
политической власти.
Однако сами демократические режимы
тоже могут быть неоднородными. В
частности, особыми их разновидностями
выступают либерально-демократические
и консервативно-демократические
режимы. Если либерально-демократические
режимы характеризуются тем, что
приоритет отдается личности, ее правам
и свободам, а роль государства
сводится к защите этих прав и свобод,
собственности граждан, то консервативно-демократические
режимы опираются не столько на Конституцию,
сколько на политические традиции,
которые являются основой данных
режимов.
В качестве характерных признаков авторитарного политического режима
можно выделить: