Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 19:16, контрольная работа
Политическое сознание выступает как существенный фактор политики, в значительной степени определяющий функционирование политической системы общества, направленность политических процессов, характер политической деятельности и поведения людей. Оно составляет субъективную основу функционирования политической системы и выражает рациональную сторону поведения каждого отдельного человека, тесно связано с политической культурой и во многом определяет ее, в обобщенной форме выражает степень знакомства личности с политикой. В самом общем виде можно представить политическое сознание как специфическое отражение политики социальными общностями и индивидами. Эта констатация, однако, нуждается в развернутом обосновании, в рассмотрении структуры и функций изучаемого феномена.
Содержание
Введение
Политическое сознание выступает как существенный фактор политики, в значительной степени определяющий функционирование политической системы общества, направленность политических процессов, характер политической деятельности и поведения людей. Оно составляет субъективную основу функционирования политической системы и выражает рациональную сторону поведения каждого отдельного человека, тесно связано с политической культурой и во многом определяет ее, в обобщенной форме выражает степень знакомства личности с политикой. В самом общем виде можно представить политическое сознание как специфическое отражение политики социальными общностями и индивидами. Эта констатация, однако, нуждается в развернутом обосновании, в рассмотрении структуры и функций изучаемого феномена.
Целью данной работы является рассмотрение политологической категории “политическое сознание”. Для достижения поставленной цели представляется необходимым решить следующие задачи:
Прежде всего, следует отметить, что политическое сознание наряду с правосознанием, моралью, наукой, религией, искусством представляет собой особую форму общественного сознания; она возникает вместе с появлением государственности, политической власти. Это наиболее общая категория, характеризующая субъективную сторону политики. По своему содержанию она охватывает чувственные и теоретические, ценностные и нормативные представления граждан, опосредствующие их связи с институтами власти. Следовательно, политическое сознание выступает как совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к осуществляемой и желаемой политике, определяющих способность человека к участию в управлении делами общества и государства.
Одновременно политическое сознание является атрибутом политического действия, его непременным составляющим элементом. Политика – это целесообразная деятельность, она предполагает наличие у действующего субъекта определенных представлений о политической действительности, осознание своих устремлений, формулирование цели, выбор средств и способов ее достижения.
Как мы видим, главным вопросом отношений людей в политической сфере является вопрос о государственной власти. Соответственно этот вопрос занимает главное место и в структуре политического сознания. Без его уяснения не может быть и речи о сознательном участии в политике.
Не менее важное место в политическом сознании занимает проблема политических интересов людей, которые выступают в качестве побудительных мотивов политического действия.
Вместе с тем, политическое сознание отражает гораздо более широкий круг социальных явлений. Это вытекает из самой природы политики. Поскольку она имеет в качестве объекта своей деятельности все сферы общественной жизни, то политическое сознание, так или иначе, включает в себя все отраженное социальное бытие.
Таким образом, политическое сознание является отражением производственно-экономических и иных общественных отношений индивидов, социальных групп, классов, наций, общества в их совокупном отношении к государственной власти. По своему содержанию оно охватывает все представления людей, опосредующие их объективные связи, как с институтами власти, так и между собой по поводу участия в управлении делами государства и общества.
Однако
определение политического
Политическое сознание способно опережать общественную практику, прогнозировать развитие политических процессов, определять природу деятельности в сфере власти, как отдельных людей, так и их общественных объединений. Поэтому от политического сознания напрямую зависит содержание и характер политического процесса, цели и средства режима правления.
Вместе с тем, политическое сознание, если оно в искаженном виде отражает социальную действительность, может приводить к волюнтаризму в политике, когда действующий субъект не считается с объективными законами общественной жизни, руководствуется субъективными желаниями и произвольными решениями.
Сущность политического сознания заключается в том, что это результат и одновременно процесс отражения и освоения политической реальности с учетом интересов людей.
1.2. Подходы к рассмотрению политического сознания.
Важно отметить, что различные философские направления по-разному рассматривают природу сознания. Идеализм исходит из того, что сознание развивается спонтанно и может быть понято исключительно из самого себя.
Диалектико-
С социологической точки зрения, сознание выступает, прежде всего, как отображение в духовной жизни людей в первую очередь их политического бытия – всего разнообразия политической жизни, политических процессов и явлений.
В
науке сложились две точки
зрения на сущность политического сознания.
Так сторонники бихевиорального
подхода рассматривают
Второй, аксиологический, подход относится к политическому сознанию как к определенному уровню социального мышления. С этой точки зрения в него входят также различные обыденные, общечеловеческие воззрения и ценности человека, но суть политического сознания людей определяется его способностью и умением вычленять их групповые интересы, сопоставлять их с другими групповыми потребностями, а также видеть пути и способы использования государства для решения задач по их реализации. В рамках такого подхода появляется возможность выделить, опираясь на те представления, которыми пользуется человек в сфере власти, две разновидности форм сознания – политическое и предполитическое (потестарное, от лат. potestas – власть), ориентирующееся на различные принципы и критерии отражения действительности.
Политические формы сознания предполагают способность человека вычленять в социальной жизни динамику межгрупповой борьбы за власть, умение вырабатывать оценку политических отношений с учетом целей соперников, средств и степени их достижения в рамках краткосрочной и долгосрочной перспективы развития, навыки прогнозирования условий проигрыша (выигрыша) и других параметров этого взаимодействия. Такого рода воззрения, дополняясь этическими суждениями, позволяют людям осознавать ограничения политических методов борьбы, относить себя к сторонникам левых и правых политических движений.
В
противоположность этому
1.3. Черты политического сознания и его политические носители.
Как и сознание в целом, политическое сознание может принадлежать только определенным субъектам, а именно: субъектам политических отношений.
Как известно, субъектами политики выступают индивиды, социальные группы, классы, нации, общество в целом. Они и являются социальными носителями политического сознания.
Соответственно различают политическое сознание индивида, социальной группы, класса, нации, общества.
Политическое сознание отдельного индивида, социальной группы и общества не тождественны друг другу. Политическое сознание группы и общества не есть простая сумма политических представлений составляющих их индивидов. Каждая социальная группа, как и каждое общество, будучи самостоятельными субъектами политики, вырабатывают свои собственные политические представления. В то же время между индивидуальным, групповым и массовым, т. е. присущим народу, обществу, видами политического сознания существует диалектическая взаимосвязь.
Совокупность политических идей, носителями которых выступают социальные группы и общество в целом, является основой формирования индивидуального политического сознания.
В свою очередь личностные особенности политических взглядов и убеждений благодаря творческой активности их носителей могут приобретать характер групповой или общественной ценности.
Важно также отметить, что политика есть область отношений всех классов и слоев к государству и правительству, сфера взаимоотношений между социальными группами, классами, нациями и народами. В силу этого политическое сознание не в последнюю очередь выступает и как специфическая форма выражения политических интересов социальных классов и групп. Оценка социально-политической действительности зависит от того конкретного положения, которое занимает носитель этой оценки – личность, социальная группа, класс – в данной системе общественных отношений. Поэтому политическому сознанию указанных социальных субъектов объективно присущи социально-классовые черты.
Такие черты в значительной мере присущи и политическому сознанию общества в целом. Каждая социальная группа стремится представить свои политические интересы как отвечающие общим интересам.
Однако
наиболее существенное влияние на характер
политического сознания общества оказывают
экономически доминирующие социальные
силы, которые располагают
Вместе с тем, политическое сознание, отражая объективный интерес нации, народа в целом, характеризуется и общенациональными чертами, которые присущи всем социальным группам и индивидам.
Между социально-классовыми и национальными элементами политического сознания происходят сложные процессы взаимодействия и взаимовлияния. Обе эти стороны постоянно в той или иной мере присущи сознанию любого субъекта политики, однако в различные периоды общественного развития доминируют или одни, или другие. Несомненно, например, что в периоды внешней угрозы безопасности страны на первый план в политическом сознании всех общественных сил выходят общенациональные интересы.
В конце XX века перед лицом глобальных проблем человечества в политическом сознании народов все большее место занимают общечеловеческие ценности и интересы.
Политическое сознание, будучи вплетено в различные виды деятельности, внутренне структурируется, разделяясь на различные элементы и образования. В настоящее время вся совокупность духовных образований, обслуживающих политическую деятельность, в основном исследуется в рамках трех основополагающих структур: