Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 14:13, контрольная работа
Политика - это один из основополагающих аспектов человеческого существования, одна из важнейших сфер жизнедеятельности людей. Каждый человек в той или иной форме или степени имеет дело с политикой, будь то в каком-либо государственном учреждении, предприятии, общественной организации, школе, церкви, разного рода клубах и ассоциациях, профсоюзах или политических партиях и т.д. Сами понятия "политика" и "политическое" характеризуются крайней многозначностью.
I. Понятие политика,
ее происхождение, сущность, структура
и функции.
Политика
- это один из основополагающих аспектов
человеческого существования, одна из
важнейших сфер жизнедеятельности людей.
Каждый человек в той или иной форме или
степени имеет дело с политикой, будь то
в каком-либо государственном учреждении,
предприятии, общественной организации,
школе, церкви, разного рода клубах и ассоциациях,
профсоюзах или политических партиях
и т.д. Сами понятия "политика" и "политическое"
характеризуются крайней многозначностью.
Термин "политика" в научный
оборот ввел Аристотель в IV в. до н.э. Греческий
философ определил ее как искусство управления государством. Однако выделение политики
в особую сферу общественной жизни произошло
задолго до того, как греки начали активно
пользоваться этим понятием. Хотя политика
возникла несколько тысяч лет назад, она
формируется значительно позже, чем экономические
и социальные отношения, а также мораль.
Политика формируется как результат неравного
распределения богатства, различия статусов, несовпадающих интересов
социальных групп, неизбежности противоречий
и конфликтов в обществе. Ее появление было
связано с тем, что классовые, этнические и религиозные проблемы, межплеменные
конфликты, с которыми столкнулось общество,
уже не могли быть решены с помощью прежних
регуляторов - традиций, обычаев, нравственных
норм. Для решения этих проблем потребовались
новые регуляторы (правовые и политические)
и новая организационная структура - государство.
Наконец, говоря
о происхождении политики, следует учитывать
и естественные различия людей: биологические,
психологические, интеллектуальные (например,
физическая сила или ярко выраженное стремление
к доминированию - у одних и, наоборот,
желание быть ведомыми - у других). Это естественное неравенство
людей имеет тенденцию закрепляться в
неравенстве социальном, т.е. в разном
доступе к богатству, власти, в престиже.
Политика непосредственно связана с такими
явлениями, как власть и государство. Власть
является главным инструментом политики
и основным объектом политической борьбы.
В первобытном обществе она не носила
политического характера.
Структура и функции
политики.
Политика существует
в различных ипостасях (формах) — в
виде мышления, речи и поведения людей.
Она имеет сложное строение. В научной
литературе выделяются различные аспекты
и составные части политики. Одно из наиболее
широко распространенных препарирований
(делений) политики — разграничение в ней
формы, содержания и процесса (отношений). Подразделяется структура
на: формы, содержание и процесс политики.
Форма политики — это
ее организационная структура, институты
(в том числе и система правовых и организационных
норм), придающие ей устойчивость, стабильность
и позволяющие регулировать политическое
поведение людей. Форма политики реально
воплощается в государстве, партиях и
группах интересов (ассоциациях и движениях),
а также в законах, политических и правовых
нормах.
Содержание политики
выражается в ее целях и ценностях, в проблемах,
которые она решает, в мотивах и механизмах
принятия политических решений.
В политическом процессе отражает
Функции политики.
С общегосударственным, макроуровнем,
политики обычно связывают ее основные
функции в обществе. Они характеризуют
важнейшие направления воздействия политики
на общество. К ним относятся:
- поддержание и укрепление целостности
общества как сложно дифференцированной
социальной системы, обеспечение общественного
порядка и организованности;
- разработка целей всего общества и составляющих
его коллективных субъектов, организация
масс и мобилизация ресурсов на их осуществление;
- авторитарное, обязательное для всех
распределение дефицитных ценностей и
благ;
- предотвращение и регулирование групповых
конфликтов;
- конституирование сложных социальных
субъектов (коммуникационная функция).
Кроме этих, присущих в большей или меньшей
степени любому обществу задач, политика
выполняет и ряд специфических для определенных
типов социальных систем функций. Это -
поддержание классового или социального
господства; защита основополагающих
прав человека; привлечение граждан к
управлению государственными и общественными
делами; обеспечение социальной справедливости
и общего блага и др.
II Политика и ее взаимосвязь
с другими сферами общественной жизни:
экономикой, правом, моралью.
В реальной жизни
политика существует во взаимосвязи с
другими сферами общества. Но у нее есть
границы. Не все явления включают в себя
политический компонент. Даже далеко не
все органы государственной власти занимаются
политикой (работа налоговых и таможенных
служб, судопроизводство). Существует
большая сфера межличностных отношений,
которая является объектом только нравственного
регулирования. В наибольшей степени политический
аспект представлен в деятельности законодательных
органов. Демократический парламент -
это сфера представительства различных
групп, где в мирных формах выясняется
соотношение их интересов и сил, что выражается
в принятии решений по принципиальным
вопросам внутренней и внешнеполитической
жизни. Характер политических проблем,
рассматриваемый законодательными органами,
разнообразен: от гарантий прав и свобод
личности до вопросов о формах собственности,
уровне налогообложения и социальных
расходах государства.
Для того чтобы показать пределы распространения
политики, в науке используется понятие политическая сфера. Политическая
сфера - это "область политики, политической
жизни общества, пределы распространения
непосредственного влияния политиков
и политических организаций, воздействия
политических идей".
Взаимосвязь политики с другими общественными
сферами проявляется в двух аспектах.
С одной стороны, политика детерминирована
экономическими, духовными факторами,
социальной структурой общества, в частности
статусными характеристиками социальных
групп, уровнем социального расслоения
общества, этнической и конфессиональной
структурой. С другой - сама политика способна
воздействовать на эти сферы, проникать
в них.
Политической может стать любая проблема,
порожденная какой-либо общественной
сферой. Это значит, что для ее решения
недостаточно нравственных или правовых
норм. Но у политики есть пределы оказания
воздействия на общественные отношения.
В противном случае общество сталкивается
с искусственной политизацией. Политизация обоз
Мораль и право. Политика
взаимодействует с такими социальными
регуляторами как мораль и право. Общее
в этих формах социальной регуляции предопределено
едиными причинами их происхождения и
основным назначением - регулированием
внутриобщественных отношений, поддержанием
необходимого уровня общественной организованности
и стабильности. Но существуют и отличия
как между политикой и моралью, так и между
политикой и правом. Так, право и политика
возникают значительно позже морали как
потребность в регулировании отношений
в социально-неоднородном обществе именно
в силу недостаточности регулятивной
роли морали. Иерархичность и сложность
организации современного общества требуют
сохранения политических и правовых регуляторов.
Но хотя мораль не может заменить собой
другие формы социальной регуляции, политика
и право не могут обойтись без морали,
которая устанавливает критерии гуманности
для политических и правовых норм. "Встроенность"
морали в политику зависит от характера
политического режима, от норм политической
этики непосредственных субъектов политики.
Потребность во взаимодополнении предопределяется
и другими отличиями морали и политики.
Если мораль опирается на силу общественного
мнения и убеждения, совесть, то политика
может использовать как убеждение, так
и на принуждение, в том числе силу государства.
Мораль же не приемлет насилия. Различаются
и критерии оценки общественных процессов
и поведения. Мораль исходит из категорий
добра и зла, сущего и должного, политика
такими основаниями считает пользу, выгоду
или вред. Наконец, если в моральных нормах
выражены универсальные общественные
ценности, то в политических как общие,
так и групповые ценности, которые могут
носить ситуативный характер. Ситуативность
может предопределяться текущими прагматичными
интересами групп, находящихся у власти.
Политика и право. В
обыденном сознании политику и право иногда
отождествляют. Хотя они и взаимообусловлены,
но все же представляют собой различные
формы регуляции. Они отличаются:
Автономность политики
и права является относительной. Право
имеет политическое содержание. Оно используется
как для оформления общезначимых политических
отношений, институтов и ценностей, так
и для закрепления господства определенных
социальных групп и классов. В то же время
право выступает важнейшим источником легитимации
III. Политика как наука и искусство.
Политику можно рассматривать как науку и искусство. Главная задача политики как науки – определение целей и задач политического развития, разработка, моделирование и прогнозирование различных аспектов политической деятельности. Политика вправе рассматриваться как наука в том смысле, что она может служить источником знаний об одной из жизненно важных сфер бытия людей, классов, партий и государств. Но политика и сама должна строиться на основе соответствующих научных знаний и считаться с результатами действия объективных закономерностей общественного развития, с наличием определенных социальных механизмов, принципов и норм, регулирующих развитие общественного организма. Принятие политических решений в современных демократических системах предполагает всестороннюю научную экспертизу, систему консультаций, профессионализм отношений. Политика всегда есть итог кропотливой трудоемкой работы политических деятелей, исследовательских центров и научных институтов, следствие коллективного ума многих людей и организаций. Однако полного тождества науки и политики быть не может, как не могут быть тождественными теория и практика. Это определяется вероятностным характером политического процесса, присутствием в политике как рациональных, так и иррациональных начал. Политика требует не только знаний, но и мастерства политического лавирования и компромиссов, умения увлечь и повести за собой массы, способность адекватно реагировать на быстро меняющуюся ситуацию, предвидеть ход политических событий. Не все в политике поддается голому расчету; в ней присутствуют и эмоции, интуиция, мастерство. Поэтому политика представляет собой не только науку, но и искусство – искусство управления государством, искусство завоевания и удержания власти, претворения в жизнь различных общественных целей и интересов. Существует мнение, что политика – искусство возможного. Политический руководитель ограничен в своей деятельности наличными ресурсами; он должен учитывать соотношение сил, общественное мнение, состояние политической культуры и ряд других факторов. Искусство политики заключается в том, чтобы достичь поставленной цели с минимальными затратами и потерями
Список литературы
1. Макеев, А.В. Политология./
А. В. Макеев. – М., 2000. – 15-20с.
2. Пугачев, В.П., Соловьев, А.И. Введение
в политологию./ В. П. Пугачев, А. И. Соловьев.
– М., 2000. – 26-33с.
3. Соловьев, А.И. Политология: Политическая
теория, политические технологии./ А. И.
Соловьев. – М., 2004. – 46-67с.