Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 00:00, реферат
Целью реферата является - раскрыть содержание понятия «политика», показать основные функции и особенности политологии.
У политологии как науки и политологии как учебной дисцип¬лины немало общего, но есть между ними и различия.
Введение…………………………………………………………………с.3
1. Политика как общественное явление………………………………. с.6
2. Предмет политологии………………………………………………… с.9
3. Отечественная политология………………………………………… с.11
4. Структура и задачи политологии…………………………………….с.14
5. Национальные политологические школы…………………………… с.19
Заключение……………………………………………………………….с.23
Список используемой литературы…………………………………...с.24
федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский
государственный
Факультет экономики и менеджмента
Кафедра Экономики и менеджмента недвижимости и технологий
Реферат
по дисциплине «Политология»
на тему «Политология как наука и учебная дисциплина»
Выполнила: студентка группы 5072/3 _______________ Лосовская О. Д.
(подпись)
Проверил:
(подпись)
Санкт Петербург
2012
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………...с.24
ВВЕДЕНИЕ
Политические знания являются элементом общей культуры человечества. От того, каков уровень политических знаний, политической культуры граждан, зависит учет интересов различных групп, их участие в политической жизни, отношения между обществом и властью, качество принимаемых решений. Политическое образование базируется на таких демократических ценностях, как права человека, плюрализм, уважение к закону, терпимость к иному мнению. Овладение гражданами, в том числе студентами вузов, этими основами - необходимое условие развития гражданского общества и правового государства. В этом и состоит актуальность выбранной мною темы.
Объектом исследования является политическая наука, которая является важнейшим условием политической социализации личности, формирования политической культуры, приобщения к демократическим ценностям, тесно связана с политическим образованием.
Целью реферата является - раскрыть содержание понятия «политика», показать основные функции и особенности политологии.
У политологии как
науки и политологии как
Во-первых, политология
— учебная дисциплина полностью
базируется на политологии — науке.
Поэтому чем весомее и масштабн
Во-вторых, у науки и учебной дисциплины различные цели, задачи, субъекты. Наука включает в себя творческую деятельность ученых по получению истинных знаний путем использования методологического арсенала, а также всю сумму наличных знаний как результат научного производства. Следовательно, в отличие от целей других видов деятельности цель науки — приращение, накопление истинных знаний, расширение научных горизонтов и тем самым стимулирование любой другой деятельности, в том числе педагогической. Цель и задачи учебной дисциплины — доведение до обучаемых (студентов) при помощи методических приемов в ходе учебного процесса уже добытых наукой и апробированных практикой знаний.
1. ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ
«Политика» — одно из наиболее употребляемых слов в общественном лексиконе. Еще древнегреческий политический деятель Перикл утверждал: «Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все». Мы говорим о политике государства, о политике партий, о семейной политике и т.д.
Термин «политика» (греч.
politika — государственные и
Политика — неустранимый аспект общественного существования. Она возникла из требований, взаимно предъявляемых людьми друг другу и проистекающих из этого усилий по разрешению противоречий, когда требования оказываются конфликтными, по властному распределению дефицитных благ и по руководству обществом в деле достижения общих целей. В многочисленных своих обличьях — в виде деятельности по принятию решений, распределению благ, выдвижению целей, социальному руководству, соисканию власти, осуществлению конкуренции интересов и оказанию влияния — политика может обнаруживаться внутри любой общественной группы.
Анализ различных подходов к теоретической интерпретации политической сферы позволяет сделать вывод о ее многомерном характере. Политика выступает в единстве трех взаимосвязанных аспектов: 1) как сфера общественной жизни; 2) как один из видов активности социальных субъектов; 3) как тип социальных отношений (между индивидами, малыми группами и т.д.).
В первом аспекте политика
предстает в контексте
Второй аспект рассмотрения политики связан с ее интерпретацией как способа совокупной и индивидуальной активности социальных субъектов, вида человеческой деятельности и социального поведения. Именно в этом ракурсе М. Вебер анализирует политику как предприятие и профессиональную деятельность ее субъектов, занимающихся политической деятельностью «по случаю», «по совместительству» и «профессионально».
Что же касается третьего аспекта, то уже Аристотель определяет политику как высший вид человеческого общения. Французские историки периода Реставрации и марксисты трактуют политику как отношения классов по поводу государственной власти. В XX в. разрабатываются концепции «конфликта—консенсуса», характеризующие политику как тип конфликтных отношений и социальных взаимодействий.
Для анализа политического феномена некоторые ученые прибегают к более удобным и адекватным понятиям, выделяя используемые в английском языке категории «polity», «policy», «politics», которым в русском языке нет емких понятийных аналогов.
С понятием polity связывают
институциональное измерение
В структуре политики выделяются форма, содержание и процесс (отношения).
Форма политики — это ее организационная структура (государство, партии и т.д.), а также нормы, законы, придающие ей устойчивость, стабильность и позволяющие регулировать политическое поведение людей.
Содержание политики выражается в ее целях и ценностях, в мотивах и механизмах принятия политических решений, в проблемах, которые она решает.
В политическом процессе находит отражение сложный, многосубъектный и конфликтный характер политической деятельности, проявление и осуществление отношений различных социальных групп, организаций и индивидов.
Политика может осуществляться на нескольких уровнях:
1. Низший уровень включает
решение местных проблем (
Локальный уровень требует государственного вмешательства. Наиболее активно политика осуществляется группами и ассоциациями, заинтересованными в экономическом развитии своего региона.
Национальный уровень занимает центральное место в теории политики, что определяется положением государства как основного института распределения ресурсов.
Международный уровень, на котором основными субъектами политической деятельности выступают суверенные государства.
Роль политики как особой сферы общественной жизни обусловлена тремя ее свойствами: универсальностью, всеохватывающим характером, способностью воздействовать на практически любые стороны жизни, элементы общества, отношения, события; включенностью, или проникающей способностью, т.е. возможностью безграничного проникновения и, как следствие, атрибутивностью (способностью сочетаться с неполитическими общественными явлениями, отношениями и сферами).
Многообразны и функции политики, характеризующие основные направления воздействия политики на общество.
2. ПРЕДМЕТ ПОЛИТОЛОГИИ
Стремление понять, осмыслить политику, равно как и выразить свое отношение к ней, уходит корнями в то далекое время, когда начали формироваться первые государства. Исторически первой формой познания политики была ее религиозно-мифологическая трактовка, для которой типичными были представления о божественном происхождении власти, а правитель рассматривался как земное воплощение Бога. Примерно с середины первого тысячелетия до новой эры политическое сознание стало постепенно приобретать самостоятельный характер, появляются первые политические воззрения, концепции, составляя часть единого философского знания. Этот процесс связан прежде всего с творчеством таких мыслителей древности, как Конфуций, Платон, Аристотель, которые заложили основы собственно теоретических исследований политики.
В средние века и Новое время
проблемы политики, власти, государства
были подняты на качественно новый
теоретический уровень
Современное содержание политическая наука приобретает во второй половине XIX в., когда она оформилась в самостоятельную отрасль знания. Примерно в этот же период происходит становление политологии как самостоятельной учебной дисциплины, появляются .учебные и научные центры. Так, при Лондонском университете в конце XIX в. была основана Лондонская школа экономики и политических наук. В 1857 г. в Колумбийском университете была открыта первая в истории Америки кафедра политической науки.
Позже примеру Колумбийского
1) политическая теория (в том числе история политических идей);
2) политические институты (
3) партии, группы, общественное мнение;
4) международные отношения.
Международный коллоквиум в Париже по существу подвел итоги длительной дискуссии политологов по вопросу, является ли политология общей, интеграционной наукой о политике во всех ее проявлениях, включающей в качестве составных частей политическую социологию, политическую философию, политическую географию и другие политические дисциплины, или речь должна идти о множественных политических науках. Коллоквиум принял решение употреблять термин «политическая наука» в единственном числе. Тем самым произошло конституирование политической науки как самостоятельной научной и учебной дисциплины. В 1949 г. под эгидой ЮНЕСКО была создана Международная ассоциация политической науки. Политология как учебная дисциплина была введена в программы ведущих университетов США и Западной Европы.
3. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПОЛИТОЛОГИЯ
Судьба отечественной
Информация о работе Политология как наука и учебная дисциплина