Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 18:34, реферат
Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Оно, безусловно, является центральным, интегрирующим общество, политическим институтом. Оно концентрирует в себе и реализует высшие властные полномочия и обладает способностью управлять и целенаправленно регулировать социальные процессы. Государство как главная властвующая и организующая сила общества призвано обеспечить нормальную деятельность всех негосударственных организаций в рамках их уставных задач, содействовать их развитию и совершенствованию.
Введение 2
1. Понятие и сущность государства. Его основные признаки, задачи и функции 3
2. Правовое и социальное государство. Соотношение правового и социального принципов 7
3. Формы государственного устройства и правления 9
4. Органы государственной власти Российской Федерации 13
Заключение 16
Список использованной литературы 17
Содержание
Введение
1. Понятие и сущность государства. Его
основные признаки, задачи и функции
2. Правовое и социальное государство.
Соотношение правового и социального
принципов
3. Формы государственного устройства
и правления
4. Органы государственной власти Российской Федерации 13
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Оно, безусловно, является центральным, интегрирующим общество, политическим институтом. Оно концентрирует в себе и реализует высшие властные полномочия и обладает способностью управлять и целенаправленно регулировать социальные процессы. Государство как главная властвующая и организующая сила общества призвано обеспечить нормальную деятельность всех негосударственных организаций в рамках их уставных задач, содействовать их развитию и совершенствованию. Такое сотрудничество и взаимодействие государственных и общественных организаций, в том числе и частных, способствует стабильности общественной жизни, установлению в обществе режима реальной демократии. Государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от их принадлежности какому-либо роду или племени. Это означает, что государство имеет свою территорию, определяет ее границы и защищает от нападения извне.
Государство представляет собой базисную структуру правления и порядка в обществе. Это — институт, призванный коллективно ограничивать индивидуальные интересы и тем самым обеспечивать контролируемую и упорядоченную свободу перед лицом возможного злоупотребления силой, хаоса и беспорядков, т.д.
Целью моей работы является рассмотрение государства, как политического института общества. Для достижения поставленной цели в работе, прежде всего, необходимо дать общую характеристику понятия “государство” определить его сущность. В работе целесообразно рассмотреть теории и принципы правового государства, формы государственного устройства и правления.
1. Понятие и сущность государства. Его основные признаки, задачи и функции
Центральным институтом политической системы является государство. В его деятельности концентрируется основное содержание политики.
В XVI веке, благодаря трудам Н. Макиавелли, в которых впервые использовался термин stati (от латинского status - положение) для обозначения особой, отличной от общества структуры власти, появился термин государство.
У термина «государство», как и у любого другого термина в общественных науках, существует множество определений, каждое из которых отражает определённые черты и свойства этого понятия или совокупность этих свойств и черт, но ни в науке, ни в международном праве не существует единого и общепризнанного определения понятия «государство».
Сам термин «государство» обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. В современной науке государство, в узком смысле, понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории.
Между тем существуют и другие определения государства:
Государство - это «особая
организация политической власти общества,
располагающая специальным
В настоящее время вся суша на планете Земля, за исключением Антарктиды и прилегающих к ней островов, разделена между примерно двумястами государствами.
Государства разных исторических
эпох и народов мало схожи между
собой. И все же они имеют некоторые
черты, которые в большей или
меньшей степени присущи
Общими для государства являются следующие признаки:
- наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны, материализованной в специфических принудительных учреждениях и распространяющейся на всю территорию страны и на всех проживающих в ней лиц (государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, ибо публичная власть - это чиновники, армия, полиция, тюрьмы);
- обязательность членства
в государстве.
- система налогов,
податей, займов, необходимых для
материального обеспечения госу
- территориальное деление
населения (государство
- суверенитет (присущее
государству верховенство на
своей территории и
- право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легальной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства);
- монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми является жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти);
- претензии на
Сущность государства наиболее полно проявляется в его функциях.
Функции государства (это внутренняя и внешняя политика) – основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним целей и задач.
Основными функциями государства являются:
- обеспечение безопасности и правопорядка;
- регулирование социальных
отношений и разрешение
- распределение ценностей в обществе;
- защита национальных
интересов и обеспечение
Основной причиной появления государства у разных народов явилась осознанная необходимость общего управления для соблюдения жизненно важных условий существования.
Существуя на протяжении многих тысячелетий, государство изменяется вместе с развитием всего общества, частью которого оно является. В развитии государства можно выделить два глобальных этапа: традиционный и конституционный.
Традиционные государства возникли и существовали преимущественно стихийно, на основе обычаев и норм, уходящих корнями в глубокую древность. Они имели институционально неограниченную власть над подданными, отрицали равноправие всех людей. Не признавали личность как источник государственной власти.
Конституционное государство является объектом сознательного человеческого формирования, управления и регулирования. Оно не стремится охватить своим регулятивным воздействием все проявления жизнедеятельности человека – его экономическую, культурную, религиозную и политическую активность и ограничивается лишь выполнение функций, делегированных гражданами и не нарушающих свободу личности.
В целом, конституционный этап в развитии государства, связан с появлением конституции.
Конститу́ция (от лат. constitutio
— «устройство») в формальном смысле — нормативно-правовой
акт высшей юридической силы государства
или государственно-
Она представляет собой
систему зафиксированных в
Первые конституции были приняты в 1789 г. в США (в 1791г. Билль о правах) и во Франции (в 1789г. «Декларация прав человека и гражданина» и в 1791г. конституция), хотя ряд правовых документов, фактически носящих характер конституционных актов, появились еще раньше – в 1215, 1628, 1679, 1689 г.г. в Англии. В современном мире лишь несколько государств (Великобритания, Израиль, Саудовская Аравия, Бутан и Оман) не имеют конституционных сводов законов.
2. Правовое и социальное государство. Соотношение правового и социального принципов
Принципиально новый этап в развитии государственности связан с идеей правового государства.
Правовое государство имеет основное предназначение в развитии структур, обеспечении защиты прав всех членов общества. Граждане подчиняются праву как высшей силе. Гарантировано равноправие всех граждан и правителей перед законом.
Правовому государству присущи следующие признаки:
-наличие развитого гражданского общества;
-ограничение сферы
деятельности правового
-правовое равенство
всех граждан, приоритет прав
человека над законами
- всеобщность права, его распространение на всех граждан, все организации и учреждения, в том числе органы государственной власти;
-суверенитет народа, конституционно-правовая регламентация государственного суверенитета;
-разделение законодательной,
исполнительной и судебной
Важнейшей предпосылкой построения правового государства является гражданское общество
Гражданское общество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, не зависимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти.
Возникновение гражданского общества обусловило разграничение прав человека и прав гражданина. Права человека обеспечиваются гражданским обществом, а права гражданина - государством.
Социальное государство
Социальные государства возникли примерно в 60-х гг. XX в. Их необходимой материальной предпосылкой явился высокий уровень экономического развития ведущих стран Запада, позволяющий обеспечивать прожиточный минимум каждому нуждающемуся. В западной политологии выделяют три основных типа социального государства: консервативный, либеральный и социал-демократический.
Важной функцией социального
государства стало обеспечение
благоприятной для
Между правовым и социальным
В развитии современных государств наблюдаются две тенденции. Первая из них – деэтатистская – состоит в активизации гражданского общества, его контроля над государством. Вторая тенденция – этатистская – проявляется в повышении роли государства как регулятивного и интеграционного инструмента общества.
3. Формы государственного устройства и правления
Государства различаются по формам правления и формам государственного устройства. Принято различать две основные формы правления — республику и монархию.
В монархии формальным источником власти является одно лицо. Глава государства получает свой пост по наследству, независимо от избирателей или представительных органов власти. В этой форме правления «высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства – монарху, который престол по наследству и не несет ответственности перед населением».
Существует несколько разновидностей монархической формы правления:
- Самодержавные, абсолютные. Преобладавшие в прошлом, сегодня очень редки и сохранились лишь в Саудовской Аравии, Катаре, Омане и Объединенных Арабских Эмиратах и др.