Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 00:23, реферат
Господство права, плюрализм и права человека суть нерасторжимые слагаемые демократии. Не может быть демократии в отсутствие уважения к правам человека. И, наоборот, утверждение демократии создает условия для объединения прав человека. «Отстаивая ценность человеческой личности, государство и гражданское общество закладывают тем самым надежный фундамент политической стабильности, социального консенсуса и динамичного развития» . Через каждую отдельную личность, ее права и свободы они ограждают себя от опасностей злоупотребления властью. Права человека включаются в систему сдержек и противовесов, только не между отдельными
Введение………………………………………………………………………... 3
Глава 1. Природа и сущность прав и свобод человека и гражданина.
1.1. Понятие прав и свобод человека и гражданина………………………. 5
1.2. Права человека и права гражданина………………………………….. 17
1.3. Конституционное регулирование прав и свобод человека и граждани-на……………………………………………………………………………………... 25
Глава 2. Классификация прав и свобод………………………………………28
2.1. Личные (гражданские) права и свободы………………………........... 33
2.2. Политические права…………………………………………………… 43
2.3. Социально-экономические права…………………………………….. 53
Глава 3. Гарантии прав и свобод человека и гражданина.
3.1. Понятие и виды механизмов защиты прав человека………………... 63
3.2. Конституционные гарантии правосудия…………………………….. 76
Заключение…………………………………………………………………… 82 Список использованной литературы………………………………………………
Особое внимание органы ООН по правам человека уделяют вопросу гарантий от пыток на всех стадиях отправления правосудия. Комиссия ООН по правам человека, в частности, отмечает, что общество, в котором проявляется терпимость к применению пыток, ни при каких обстоятельствах не может утверждать, что в нем соблюдаются права человека (Резолюция 2000/43). В той же Резолюции подчеркнуто, что лица, которые поощряют, санкционируют, совершают такие действия или проявляют к ним терпимость, включая должностных лиц, в ведении которых находится место содержания под стражей, должны нести ответственность и подвергаться суровому наказанию.
Комитет ООН против пыток неизменно рекомендует всем государствам-участникам #M12293 2 1900532 3981728547 4166937870 272144778 4 1154227437 438486177 3313983571 396586Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания#S включить в свое национальное законодательство определение состава преступления пытки в соответствии со #M12293 1 1900532 1265885411 77 77 4291814449 3214039683 4241973515 165009900 2054173413ст.1 Конвенции#S.
В качестве предмета особой озабоченности органы ООН по правам человека рассматривают специфическое положение детей и несовершеннолетних в системе отправления правосудия, необходимость учета их особых потребностей и уязвимости перед различными формами злоупотреблений, несправедливости и унижения. Наилучшие условия защиты интересов ребенка должны быть основным соображением при принятии любых решений, касающихся лишения свободы, а само лишение свободы должно использоваться лишь в качестве крайней меры и в течение кратчайшего необходимого периода времени, особенно до суда (Резолюция 2000/39).
Комиссия ООН по правам человека рекомендует государствам использовать техническую помощь в области отправления правосудия в рамках программ ООН по консультативному обслуживанию и обращаться с просьбой к международному сообществу положительно откликаться на запросы об оказании финансовой и технической помощи для расширения и укрепления деятельности по отправлению правосудия [92].
Совокупность средств, используемых государствами и другими субъектами международного права в целях реализации предписаний его норм, принято называть механизмом имплементации. «Под международным механизмом имплементации соглашений о правах человека следует понимать совокупность методов и средств юридического, организационно-исполнительного и контрольного характера, осуществляемых государствами на коллективной основе в целях своевременной, всесторонней и полной реализации норм, содержащихся в таких актах»[93].
Международные соглашения в области защиты прав человека предусматривают в настоящее время целую систему интернациональных органов с функциями контроля и имплементации, то есть обеспечения практического осуществления международных норм по правам человека. Большое внимание уделяется «регулированию конкретных правовых средств и процедур, которые предоставляются в их распоряжение для выполнения непростых задач международной правозащиты» [94].В то же время «имплементация международного гуманитарного права должна осуществляться на основе бережного отношения к национальному законодательству, играющему, по оценкам Совета Европы, ключевую роль в обеспечении защиты прав человека в странах членах Совета и, что особенно важно, соответствующей должна быть и правоприменительная практика в этой области»[95].
Таким образом, хотя первостепенное значение для защиты прав человека имеют внутренние факторы, никак нельзя недооценивать международных механизмов и процедур.
Во-первых, потому что сам человек, а, следовательно, и его права и свободы – это главное, ради настоящего и будущего. Поэтому в деле обеспечения прав и свобод человека важны все усилия.
Во-вторых, практика деятельности международных контрольных механизмов в области прав человека показывает, что они наиболее эффективны там и тогда, где и когда государства сами готовы к заботе о правах человека.
В международных документах предусмотрено создание контрольного механизма по наблюдению за выполнением государствами взятых на себя обязательств, в том числе по соблюдению прав человека. Формы такого контроля разнообразны – от изучения докладов государств о соблюдении ими своих международных обязательств до рассмотрения индивидуальных жалоб граждан о нарушении их прав. Использование возможностей, предоставляемых таким контролем, также «может послужить одним из средств борьбы за демократию и соблюдение прав человека»[96].
Весной 1998 года Россия ратифицировала Конвенцию о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) [97] (далее Конвенция), что сделало реальной для российских граждан возможность защиты своих прав вне государства.
Европейский суд по правам человека, или Страсбургский суд, как его называют по месту нахождения, это наднациональный судебный орган, в компетенцию которого входит рассмотрение споров о нарушениях прав человека в государствах членах Совета Европы. Все лица, как граждане, так и не имеющие гражданства, находящиеся на территории государства - члена Совета Европы, наделяются неотъемлемым правом на то, чтобы с ними обращались в соответствии со стандартами, определяемые Конвенцией. В случае нарушения этих прав любой человек может за защитой обратиться с жалобой в Европейскую Комиссию или Европейский Суд по правам человека.
Страсбургский суд успешно выполняет миссию защиты прав человека, но для обращения к нему необходимо знать основания и правила, предварительные условия, которые должны быть соблюдены, чтобы дело было принято к рассмотрению.
Во-первых, суд разбирает только дела о нарушении тех прав, которые гарантирует Конвенция и Протоколы к ней, например - «Запрещение пыток», «Право на свободу и личную неприкосновенность», «Право на справедливое судебное разбирательство», «Защита собственности», «Свобода слова». В остальных случаях жалобы отклоняются. Большинство социально-экономических прав не закреплены в Конвенции, в ней устанавливаются, главным образом, гражданские и политические права, в разделе втором нашей Конституции перечень защищаемых права и свобод несколько шире.
Во-вторых, Суд рассматривает только те жалобы, которые направлены на действия государственных органов и должностных лиц государства, подписавшего и ратифицировавшего Конвенцию. Суд не может рассматривать жалобы, направленные против частных лиц или негосударственных (коммерческих) организаций.
Страсбургский суд исходит из того, что обеспечение прав человека является первейшей задачей государства и только тогда, когда все выбранные средства правовой защиты исчерпаны и не помогли, вступает в дело Европейский суд. Таким образом, третье и очень существенное условие должны быть пройдены все этапы судебных инстанций от рассмотрения дела районным, областным судом вплоть до вынесения окончательного решения Верховным Судом РФ. Путь этот долог, но вынесенные и обжалуемые судебные решения будут являться доказательствами исчерпанности возможности аппелировать дальше несправедливые, по мнению заявителя, постановления национальных судов при обращении в Европейский суд. В связи с этим, особое внимание следует обратить на правило, согласно которому Суд может принять дело к рассмотрению в течение шести месяцев с даты принятия окончательного решения на национальном уровне.
Четвертое - жаловаться можно только на те нарушения, которые имели место после ратификации Конвенции. На это положение следует обратить особое внимание. Ни один российский гражданин или неправительственная организация не имеют права настаивать на удовлетворении даже самых справедливых требований, если сам факт нарушения тех или иных прав произошел до ратификации Россией Конвенции по правам человека (5 мая 1998 г). Исключение может быть сделано для длящихся нарушений, т.е. таких, которые начались до момента ратификации и продолжаются после нее.
Решение Суда относительно приемлемости жалоб является окончательными и не подлежит обжалованию [98].
Итак, что же такое механизм защиты прав человека? Это — система юридических норм, процедур и организационных инструментов, действующих на международном и национальном уровне, с целью выявления (мониторинга), изучения и осуждения нарушений международно признанных норм и стандартов в области прав человека.
Рассмотрение дел о правах человека представляет особую сложность. Поскольку речь идет о правах индивида, то именно суд призван играть главную роль в их толковании и применении. Однако в этой области правительства нередко стремятся ограничить компетенцию суда со ссылкой на то, что суд не должен вовлекаться в политику и нарушать принцип нейтральности судебной власти. По мнению И.И. Лукашук, - и с ним следует полностью согласиться, - «обеспечение независимости суда при применении норм о правах человека в конкретных делах не только является необходимым условием реальности этих судов, но и содействует определенной «деполитизации» суда»[99].
Конституция РФ закрепляет общепризнанные в цивилизованном мире гарантии, имеющие также значение принципов демократического правосудия Эти гарантии лежат в основе уголовно-процессуального законодательства и направлены на исключение произвола в судебном разбирательстве. Гарантии правосудия — это гарантии свободы личности, отсюда вытекает необходимость конституционного уровня закрепления этих гарантий. Борясь с преступностью, государство может и должно лишать свободы тех, кто нарушает уголовно-правовое законодательство, но оно обязано делать это с соблюдением демократической процедуры, установленной законом.
Для человека важно, чтобы его дело рассматривалось в том суде и тем судьей, которые в соответствии с законом должны его рассматривать, о чем он заранее должен быть извещен. Определение законом такого суда и судьи называется подсудностью. Изменение подсудности, весьма частое на практике в связи с загруженностью судов или по другим причинам, может поставить человека в невыгодное положение, лишить внутреннего психологического равновесия, необходимого для своей защиты по уголовному обвинению или для выступления стороной по гражданскому делу.
Конституция устанавливает, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Эта гарантия в равной мере распространяется как на уголовное, так и на гражданское судопроизводство. В частности, об этом говорит ч. 3 ст. 9 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ [100].
Важной гарантией демократического правосудия выступает суд присяжных, получивший широкое признание как в дореволюционной России, так и в современной мировой судебной практике. Суд присяжных, состоящий из рядовых граждан, призван самостоятельно, отдельно от судьи, решать только один вопрос: о виновности (или невиновности) подсудимого. Воплощая жизненный опыт присяжных заседателей, этот суд способен дать необходимую оценку доказательствам и личности обвиняемого. Конституция гарантирует обвиняемому в совершении преступления право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом. Именно на это указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 г. № 3-П.
Право на юридическую помощь предполагает, что каждый, кто нуждается в квалифицированной юридической помощи, может получить ее, обратившись к адвокату. Адвокат независим и строит свои отношения с клиентом на основе конфиденциальности, т. е. не вправе разгласить доверенные ему сведения. В уголовном процессе адвокат выступает защитником подозреваемого, обвиняемого, подсудимого и осужденного, а в гражданском — представляет интересы истца, ответчика, третьего лица. Юридическая помощь может оказываться также лицам, привлекаемым к административной ответственности.
Помощь адвоката подлежит оплате. Но не каждый человек в состоянии оплачивать эту помощь. Поэтому Конституция устанавливает, что в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.
Юридическая помощь особенно важна для человека, когда его задерживают в связи с подозрением в совершении преступления. Бывает, что такие подозрения оказываются неоправданными, а следственные органы действуют, нарушая права человека.
Участие адвоката на ранних стадиях уголовного процесса хотя иt затрудняет расследование, но призвано помочь человеку доказать свою невиновность и обеспечить проведение следственных действий с соблюдением закона. Эта концепция уголовно-процессуальной теории, многие годы бывшая предметом острой полемики, нашла свое отражение в Конституции, которая предоставляет каждому задержанному, заключенному под стражу, обвиняемому в совершении преступления право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения (ст. 48).
Право на защиту «производно от права на свободу, т.к. смысл защиты состоит в достижении свободы человека. Отсюда скрупулезное и детальное регулирование этого права для того, чтобы дать человеку максимум возможностей отстоять свою правоту» [101]. В этих же целях новый Уголовно-процессуальный кодекс подробно регламентирует права и действия адвоката на всех стадиях уголовного процесса.
Право на защиту относится к числу абсолютных прав, поскольку ни при каких обстоятельствах человеку нельзя отказать в ней, если он обвиняется в уголовном преступлении.
Гарантия презумпции невиновности запрещает кому бы то ни было обращаться с подозреваемым, обвиняемым или подсудимым, как с преступником, до тех пор, пока не вынесен и не вступил в законную силу приговор суда. Суд и только суд вправе признать лицо виновным в совершении преступления. Без такого признания никого нельзя подвергать уголовному наказанию, ограничивать в правах, бесчестить в прессе и т.д. Формулируя эту важную гарантию, Конституция РФ подчеркивает, что вина должна быть доказана «в предусмотренном федеральным законом порядке», что предполагает соблюдение права на защиту и других процессуальных гарантий обвиняемому.
Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Бремя доказывания лежит на прокуроре, следователе и лице, производящем дознание. Неисполнение этих требований закона ведет к прекращению дела и оправданию подсудимого. Даже признание обвиняемым своей вины недостаточно для вынесения обвинительного приговора, оно может быть принято в расчет только при условии , что подтверждено совокупностью доказательств. Презумпция невиновности имеет еще одну важную грань: неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого. Следовательно, любой факт или приводимое доказательство, вызывающие сомнение, которое невозможно развеять, признаются несуществующими. Все эти конституционные гарантии (ст. 49) способствуют решению одной из главных задач правосудия: не допустить осуждения невиновных.