Правовое государство и гражданское общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 16:52, контрольная работа

Описание работы

Термин "правовое государство" ввел в оборот во второй половине XIX в. немецкий ученый Р.Моль. Однако сама концепция правового государства была разработана Дж. Локком в 1690 г. Сторонники концепции правового государства заявляли, что она направлена одновременно и против старых отживших порядков, и против революционных потрясений. Ими особенно подчеркивалось, что правовое государство противостоит в равной степени и патриархальному, и полицейскому, и народному государству.

Содержание работы

1. Понятие и принципы правового государства.
2. Предпосылки возникновения, сущность и условия существования гражданского общества.
3. Особенности становления правового государства и гражданского общества в Республике Беларусь.

Файлы: 1 файл

политология Е.docx

— 32.23 Кб (Скачать файл)

 

 

 

3. Особенности формирования  гражданского общества в Беларуси 

 

Взаимодействие гражданского общества и государства дает разнообразные  варианты государственного устройства. Сфера компетенции как одного, так и другого зависит от взаимной заинтересованности в обоюдном развитии и готовности к оптимальному взаимодействию. В этом смысле для белорусского общества, впрочем, как и для других постсоветских  обществ характерно постижение демократии методом дедукции. Проблема идентификации  классических принципов демократии с белорусской реальностью, ее культивация  в белорусской среде некоторое  время назад поставили вопрос о разумных пределах такого опыта  и о его вариантах. Особый интерес  представляет проблема гражданского общества как необходимой питательной  среды демократии.

 

Гражданские институты, по определению, не учреждаются сверху, государством, а возникают преимущественно  снизу, спонтанно, как результат  взаимодействия свободных и равноправных граждан, их ассоциаций. Определенным парадоксом возрождения гражданского общества в посттоталитарных странах является то, что решающую роль в этом процессе играет государство. Тоталитаризм, ликвидировав естественно сложившиеся классы и социальные группы, оставил после себя фактически пустыню. Поэтому создать структурированное гражданское общество, сформировать группы с четко выраженными и политически оформленными интересами можно только с помощью государственной целенаправленной политики, и в первую очередь, политики приватизации.

 

На этом фоне Беларусь представляет собой уникальное явление в восточно-европейском  регионе. Несмотря на падение тоталитарного  режима, основные рычаги экономической  и политической власти по-прежнему принадлежат представителям старой коммунистической номенклатуры. Правящий класс не только не сменился, но даже не претерпел сколь-нибудь существенной трансформации, как это произошло  в России или в Украине. Попытки  реставрации некоторых, узловых  элементов прежнего советского порядка  определяются не только персоналистским характером нынешнего авторитарного режима, но и стремлением государственной бюрократии удержать власть, сохранить контроль над собственностью, приспособить процессы модернизации прежде всего к своему собственному положению и интересам. Поэтому белорусское государство выступает сегодня не столько агентом преобразований и партнером рождающегося гражданского общества, сколько силой, ему противостоящей.

 

В результате блокирования рыночных реформ в Беларуси сложилась весьма своеобразная экономическая и социально-политическая модель, характерными чертами которой  являются: сверхмонополизированный рынок с весьма ограниченной конкуренцией и низкой степенью экономической эффективности; тотальная криминализация экономики; латентное слияние государственной бюрократии с предпринимательством, паразитирующим на тесных связях с госсектором; монополия номенклатуры на государственную власть, выраженная в установлении открытой президентской диктатуры.

 

Такая форма организации  общества представляет собой государственно-бюрократический  капитализм, больше напоминающий (по ряду параметров) традиционное или раннеиндустриальное, нежели современное гражданское общество. Характерное для "азиатского способа производства" единство власти и собственности по-прежнему сохраняется, но теперь уже на примитивной государственно-капиталистической подкладке, окрашенной популистской и социалистической фразеологией.

 

Гражданский мир и согласие возможны прежде всего в условиях естественной, органической самоорганизации гражданского общества на основе универсальных базисных ценностей. Такой процесс идет в большинстве стран Восточной Европы в ходе смены социально-экономической и политической систем. Однако в белорусском обществе, как показывают результаты социологических исследований, раскол в отношении фундаментальных мировоззренческих ориентаций ("капитализм" или "социализм", рынок или государственное распределение, независимость или восстановление СССР, демократия или диктатура) не только сохраняется, но по мере углубления экономического кризиса приобретает все более острый социально-политический характер. В стране, где нет консенсуса по основополагающим ценностям, процесс формирования гражданского общества не может идти успешно.

 

Серьезным препятствием на пути гражданской самоорганизации является господство традиционалистско-подданической культуры, модифицированной в годы советского тоталитаризма. Это - консерватизм мышления, заниженный уровень запросов, страх перед свободой и конкуренцией, зависть к чужому достатку, приверженность к патерналистским ценностям, стремление к единоначалию, непонимание роли представительной власти, культ авторитарного правителя, высокая степень индивидуальной приспособляемости к социально-экономической и политической системе, политическая пассивность и покорность.

 

Прежде всего следует помнить, что Беларусь долгое время испытывала противоречивое влияние (как впрочем испытывает и теперь) двух генетически противоположных культур - западной и восточной, носителями которых, с одной стороны, выступало Польское государство, а с другой стороны -- Российское. Последние два столетия она находилась под влиянием евразийской и своеобразной советской культуры. В силу этого индивидуальное начало не получило сколь-нибудь существенного отражения в политической культуре белорусского общества.

 

Однако традиционная ментальность белорусов восходит своими истоками не столько к коллективному началу, сколько к изолированной самостоятельности, к индивидуальной замкнутой, отгороженной от внешнего мира независимости, сочетающейся с поразительной покорностью внешним обстоятельствам, выраженной способностью адаптации к ним и практически неверием в то, что их как-то можно изменить. По данным социологического исследования, изучавшего проблему фатализма в белорусском обществе, 73% опрошенных ответили, что они вольны поступать так, как им вздумается и в то же время более 61% респондентов полагали, что они не могут изменить внешние обстоятельства своей жизни. Этот социально-психологический фон накладывает самый непосредственный отпечаток на развитие гражданского общества в Беларуси.

 

Национальная идея и религиозное  сознание являются двумя основными  факторами, содействующими зарождению и развитию гражданского общества в  посттоталитарный период. Национальные чувства помогают преодолеть индифферентность граждан и атомизацию, свойственные тоталитаризму. Поэтому национальное возрождение выступает как первый шаг в борьбе с государством за общественную автономию, как одно из необходимых условий гражданской самоорганизации. Тем не менее, несмотря на определенные успехи национально-демократического движения, национальная идея еще не превратилась в Беларуси в форму артикуляции общества, альтернативную коммунистической. Разочарование большинства белорусов в коммунизме соседствует у них с безразличием, а иногда и с явным неприятием национализма. Возник определенный идеологический вакуум, который является серьезным препятствием на пути создания гражданского общества.

 

Обновленная национальная идея должна базироваться на признании всех граждан Республики Беларусь белорусами вне зависимости от их языка, культуры, религии и т.д. У всех общая  родина, общая судьба, общие коренные интересы, равные права и обязанности. Важнейшая задача всех граждан страны на современном этапе - это сохранение и укрепление независимости Беларуси. Только после решения этой задачи можно вести речь о демократической политике добровольной белорусизации, ведущейся без ущемления интересов представителей других национальностей.

 

К серьезным отрицательным  последствиям может привести отсутствие в Беларуси среднего класса, на который  обычно опирается политика модернизации. Без многочисленного и компетентного  среднего класса невозможны стабильность и одновременно динамичность общественного процесса. Без политически активного среднего класса невозможно возникновение сильных центристских партий, социальной базой которых он является. Однако парадоксальность ситуации в том, что социально-профессиональные группы, составляющие в стране потенциальную базу среднего класса, оказываются, напротив, в положении низшего класса. Поэтому основная масса населения все еще слабо структурирована в социальном и политическом плане.

 

Сложился порочный социально-политический круг: отсутствие политически организованного  среднего класса, способного оказывать  давление на правительство, снижает  сопротивление властей требованиям  отраслевых монополий; а уступки  их требованиям, в свою очередь, продолжают размывать средние слои, разрушают  зачатки среднего класса, отчуждают  его от власти, усиливают политическую апатию и индифферентность. Все это  изначально подорвало потенциал рыночно-демократических реформ и создало благоприятную почву для отката назад, реставрации в модифицированном виде прежних советских порядков.

 

Отталкиваясь от модели Айзенштадта, можно представить некоторую картину современного гражданского общества в Беларуси. Как уже упоминалось выше, в гражданском обществе должна присутствовать организованная общественная жизнь и свободные ассоциации, самостоятельно регулирующие свою деятельность (первый признак самоорганизованной, саморазвивающейся системы по Айзенштадту). Вполне можно согласиться, что в Беларуси существует это явление, с тем, правда, лишь условием, что речь может идти только об определенных сегментах общества, а не об обществе в целом.

 

К ним относятся малочисленный  негосударственный сектор в экономике, а также "третий сектор" (неправительственные  некоммерческие организации, не только реализующие свои собственные, узкогрупповые  интересы, но и стремящиеся оказывать  бесплатные услуги населению в самых  различных сферах общественной и  частной жизни). Безусловно, что большинство  существующих ассоциаций носит открытый характер, если речь не идет о каких-то закрытых фондах, либо полулегальных  организациях (как, например, обросшие слухами организации "черных рыцарей" или "белого легиона"). И поэтому  можно сказать, что второе условие (открытый характер публичной деятельности) также присутствует в Беларуси.

 

Вместе с тем проблема открытости и публичности для  Беларуси выражается в том, что зачастую, желая быть публичными, многие организации  не имеют для этого достаточно ресурсов, а значит, не могут пропагандировать в полной мере свою деятельность и  привлекать людей.

 

К тому же неправительственные  организации и гражданские инициативы сталкиваются с бесчисленными ограничениями  и препятствиями, исходящими от авторитарных властных структур, которые не заинтересованы в самоорганизации и развитии гражданского общества. В политике правящего режима по отношению к  политическим партиям и к "третьему сектору" отчетливо прослеживаются две основные тенденции. С одной  стороны, государство стремится  ликвидировать сколько-нибудь авторитетные независимые структуры, а с другой - создает собственные, квазиобщественные корпоративные организации, которым искусственно предоставляется монополия на представительство интересов соответствующих слоев населения. Данные корпоративные союзы не столько представляют интересы соответствующих сегментов общества в отношениях с государством, сколько проводят государственную политику в этих сегментах. Это очень опасная тенденция, поскольку она ведет к ретоталитаризации белорусского общества.

 

С другой стороны, проблема слабой связи общества и гражданского сектора, имеет своим истоком незначительную структурированность самого общества, в котором не определились основные социальные группы со своими особыми  материальными интересами. Отсутствует, как уже отмечалось, многочисленный и влиятельный средний класс. Поэтому возникающие организации часто обречены на статус клубных узкогрупповых собраний. В своей основной массе они вызывают незначительный интерес у населения, к тому же их отличает явно городская интеллектуальная представительность и зачастую финансовая зависимость от внешних фондов. Все это, безусловно, отражается на спектре и содержании деятельности самих организаций.

 

Попытки привлечь различные  общественные группы к поддержке  гражданских инициатив имеют  слабую эффективность и в силу того, что основная часть общества не связывает с этими инициативами изменения в лучшую сторону, и  в силу того, что менталитету белорусов, как уже отмечалось, вообще не свойственно  стремление к созданию долговременных коммунитарных форм взаимодействия.

 

И, наконец, последнее: организации  гражданского общества имеют весьма ограниченный доступ в основную политическую сферу. Сложившаяся после государственного переворота в ноябре 1996 г. политическая система функционально прекрасно  обходится без политических партий и легальных групп интересов. Поэтому государству нет необходимости  согласовывать с ними принятие решений. А это еще больше снижает потенциал  гражданского общества и тормозит его  дальнейшее развитие.

 

Итак, отмеченные выше объективные  факторы обуславливают крайне медленные  темпы самоорганизации белорусского гражданского общества. Группы интересов  малочисленны, не отличаются организационной  сплоченностью, изолированы друг от друга. Политические партии в своем  подавляющем большинстве являются политическими клубами, не имеющими должной организации, разработанной  идеологии и социальной опоры. Что  же касается системы социального  представительства, то она приобрела  черты авторитарного корпоративизма. Это свидетельствует о незавершенности  процесса политического структурирования, низком уровне институализации в стране.

 

В итоге: сохраняется атомизированность общества, разобщенность людей. Вместо коллективных действий, консолидации вокруг какой-либо идеи, социальная активность населения реализуется в индивидуальных усилиях по выходу из экономического кризиса. Это, поначалу естественное и положительное (после распада тоталитарных структур всеобщей зарегулированности), явление приняло характер долговременной тенденции. Поэтому процесс самоорганизации гражданского общества в Беларуси может затянуться на неопределенно длительный срок.

 

Особенности геополитического положения Беларуси неизбежно усиливают  роль "демонстрационного эффекта" и внешнего давления в развитии белорусского общества к рынку и демократии. Это обстоятельство имеет как  позитивное, так и негативное значение для страны. С одной стороны, общемировая  тенденция к демократизации не может  не повлиять на ситуацию в государстве, расположенном в географическом центре Европы, призванном быть мостом между постиндустриальным Западом и модернизирующимся Востоком. С другой стороны, слишком сильная зависимость от соседей, особенно от России, создает угрозу превращения Беларуси в рынок дешевой рабочей силы и сбыта недоброкачественной продукции. К тому же, за любой "демократической волной" может следовать "откат". Поэтому гарантиями стабильности развития демократии являются ее внутренние условия, формирование многочисленного и влиятельного среднего класса, гражданского общества. Эти условия невозможно создать в Беларуси без прихода к власти новой политической элиты, ориентированной на государственную независимость и радикальные рыночно-демократические реформы.

Информация о работе Правовое государство и гражданское общество