Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 16:52, контрольная работа
Термин "правовое государство" ввел в оборот во второй половине XIX в. немецкий ученый Р.Моль. Однако сама концепция правового государства была разработана Дж. Локком в 1690 г. Сторонники концепции правового государства заявляли, что она направлена одновременно и против старых отживших порядков, и против революционных потрясений. Ими особенно подчеркивалось, что правовое государство противостоит в равной степени и патриархальному, и полицейскому, и народному государству.
1. Понятие и принципы правового государства.
2. Предпосылки возникновения, сущность и условия существования гражданского общества.
3. Особенности становления правового государства и гражданского общества в Республике Беларусь.
3. Особенности формирования
гражданского общества в
Взаимодействие гражданского общества и государства дает разнообразные варианты государственного устройства. Сфера компетенции как одного, так и другого зависит от взаимной заинтересованности в обоюдном развитии и готовности к оптимальному взаимодействию. В этом смысле для белорусского общества, впрочем, как и для других постсоветских обществ характерно постижение демократии методом дедукции. Проблема идентификации классических принципов демократии с белорусской реальностью, ее культивация в белорусской среде некоторое время назад поставили вопрос о разумных пределах такого опыта и о его вариантах. Особый интерес представляет проблема гражданского общества как необходимой питательной среды демократии.
Гражданские институты, по определению, не учреждаются сверху, государством, а возникают преимущественно снизу, спонтанно, как результат взаимодействия свободных и равноправных граждан, их ассоциаций. Определенным парадоксом возрождения гражданского общества в посттоталитарных странах является то, что решающую роль в этом процессе играет государство. Тоталитаризм, ликвидировав естественно сложившиеся классы и социальные группы, оставил после себя фактически пустыню. Поэтому создать структурированное гражданское общество, сформировать группы с четко выраженными и политически оформленными интересами можно только с помощью государственной целенаправленной политики, и в первую очередь, политики приватизации.
На этом фоне Беларусь представляет
собой уникальное явление в восточно-
В результате блокирования рыночных
реформ в Беларуси сложилась весьма
своеобразная экономическая и социально-
Такая форма организации
общества представляет собой государственно-
Гражданский мир и согласие возможны прежде всего в условиях естественной, органической самоорганизации гражданского общества на основе универсальных базисных ценностей. Такой процесс идет в большинстве стран Восточной Европы в ходе смены социально-экономической и политической систем. Однако в белорусском обществе, как показывают результаты социологических исследований, раскол в отношении фундаментальных мировоззренческих ориентаций ("капитализм" или "социализм", рынок или государственное распределение, независимость или восстановление СССР, демократия или диктатура) не только сохраняется, но по мере углубления экономического кризиса приобретает все более острый социально-политический характер. В стране, где нет консенсуса по основополагающим ценностям, процесс формирования гражданского общества не может идти успешно.
Серьезным препятствием на пути
гражданской самоорганизации
Прежде всего следует помнить, что Беларусь долгое время испытывала противоречивое влияние (как впрочем испытывает и теперь) двух генетически противоположных культур - западной и восточной, носителями которых, с одной стороны, выступало Польское государство, а с другой стороны -- Российское. Последние два столетия она находилась под влиянием евразийской и своеобразной советской культуры. В силу этого индивидуальное начало не получило сколь-нибудь существенного отражения в политической культуре белорусского общества.
Однако традиционная ментальность
белорусов восходит своими истоками
не столько к коллективному
Национальная идея и религиозное сознание являются двумя основными факторами, содействующими зарождению и развитию гражданского общества в посттоталитарный период. Национальные чувства помогают преодолеть индифферентность граждан и атомизацию, свойственные тоталитаризму. Поэтому национальное возрождение выступает как первый шаг в борьбе с государством за общественную автономию, как одно из необходимых условий гражданской самоорганизации. Тем не менее, несмотря на определенные успехи национально-демократического движения, национальная идея еще не превратилась в Беларуси в форму артикуляции общества, альтернативную коммунистической. Разочарование большинства белорусов в коммунизме соседствует у них с безразличием, а иногда и с явным неприятием национализма. Возник определенный идеологический вакуум, который является серьезным препятствием на пути создания гражданского общества.
Обновленная национальная идея должна базироваться на признании всех граждан Республики Беларусь белорусами вне зависимости от их языка, культуры, религии и т.д. У всех общая родина, общая судьба, общие коренные интересы, равные права и обязанности. Важнейшая задача всех граждан страны на современном этапе - это сохранение и укрепление независимости Беларуси. Только после решения этой задачи можно вести речь о демократической политике добровольной белорусизации, ведущейся без ущемления интересов представителей других национальностей.
К серьезным отрицательным
последствиям может привести отсутствие
в Беларуси среднего класса, на который
обычно опирается политика модернизации.
Без многочисленного и
Сложился порочный социально-политический
круг: отсутствие политически организованного
среднего класса, способного оказывать
давление на правительство, снижает
сопротивление властей
Отталкиваясь от модели Айзенштадта, можно представить некоторую картину современного гражданского общества в Беларуси. Как уже упоминалось выше, в гражданском обществе должна присутствовать организованная общественная жизнь и свободные ассоциации, самостоятельно регулирующие свою деятельность (первый признак самоорганизованной, саморазвивающейся системы по Айзенштадту). Вполне можно согласиться, что в Беларуси существует это явление, с тем, правда, лишь условием, что речь может идти только об определенных сегментах общества, а не об обществе в целом.
К ним относятся малочисленный негосударственный сектор в экономике, а также "третий сектор" (неправительственные некоммерческие организации, не только реализующие свои собственные, узкогрупповые интересы, но и стремящиеся оказывать бесплатные услуги населению в самых различных сферах общественной и частной жизни). Безусловно, что большинство существующих ассоциаций носит открытый характер, если речь не идет о каких-то закрытых фондах, либо полулегальных организациях (как, например, обросшие слухами организации "черных рыцарей" или "белого легиона"). И поэтому можно сказать, что второе условие (открытый характер публичной деятельности) также присутствует в Беларуси.
Вместе с тем проблема открытости и публичности для Беларуси выражается в том, что зачастую, желая быть публичными, многие организации не имеют для этого достаточно ресурсов, а значит, не могут пропагандировать в полной мере свою деятельность и привлекать людей.
К тому же неправительственные
организации и гражданские
С другой стороны, проблема слабой
связи общества и гражданского сектора,
имеет своим истоком
Попытки привлечь различные общественные группы к поддержке гражданских инициатив имеют слабую эффективность и в силу того, что основная часть общества не связывает с этими инициативами изменения в лучшую сторону, и в силу того, что менталитету белорусов, как уже отмечалось, вообще не свойственно стремление к созданию долговременных коммунитарных форм взаимодействия.
И, наконец, последнее: организации
гражданского общества имеют весьма
ограниченный доступ в основную политическую
сферу. Сложившаяся после
Итак, отмеченные выше объективные
факторы обуславливают крайне медленные
темпы самоорганизации
В итоге: сохраняется атомизированность общества, разобщенность людей. Вместо коллективных действий, консолидации вокруг какой-либо идеи, социальная активность населения реализуется в индивидуальных усилиях по выходу из экономического кризиса. Это, поначалу естественное и положительное (после распада тоталитарных структур всеобщей зарегулированности), явление приняло характер долговременной тенденции. Поэтому процесс самоорганизации гражданского общества в Беларуси может затянуться на неопределенно длительный срок.
Особенности геополитического положения Беларуси неизбежно усиливают роль "демонстрационного эффекта" и внешнего давления в развитии белорусского общества к рынку и демократии. Это обстоятельство имеет как позитивное, так и негативное значение для страны. С одной стороны, общемировая тенденция к демократизации не может не повлиять на ситуацию в государстве, расположенном в географическом центре Европы, призванном быть мостом между постиндустриальным Западом и модернизирующимся Востоком. С другой стороны, слишком сильная зависимость от соседей, особенно от России, создает угрозу превращения Беларуси в рынок дешевой рабочей силы и сбыта недоброкачественной продукции. К тому же, за любой "демократической волной" может следовать "откат". Поэтому гарантиями стабильности развития демократии являются ее внутренние условия, формирование многочисленного и влиятельного среднего класса, гражданского общества. Эти условия невозможно создать в Беларуси без прихода к власти новой политической элиты, ориентированной на государственную независимость и радикальные рыночно-демократические реформы.
Информация о работе Правовое государство и гражданское общество