Предмет, объект и методы политологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2012 в 14:57, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение и обоснование предмета, объекта и методов политологии.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………………..3
1. Предмет политологии ……………………………………………………………….4
2. Объект политологии ………………………………………………………………...8
3. Методы политологии ………………………………………………………………11
Заключение ……………………………………………………………………………16
Библиографический список ………………………………………………………….17

Файлы: 1 файл

полит.doc

— 106.00 Кб (Скачать файл)

4) в последней трети XX в. наступил новый, постбихевиористский этап, характеризующийся сочетанием «традиционных» и «новых» методов.

Споры о приоритетных подходах продолжаются до сих пор, основными течениями в рамках методологии политической науки по-прежнему являются «традиционалистское» (исповедующее качественные методы классической и институциональной политологии) и «бихевиористское» (ратующее за приоритет «точных», эмпирических и количественных методов).

Институциональный метод связан со стремлением выявить определенные юридические нормы, проанализировать основные законы общества, начиная с конституции, и их смысл для существования и нормального развития общества. Большое влияние оказали здесь воззрения Ш. Монтескье, Дж. Локка, Э. Берка, Т.Джефферсона и др.

В данном подходе основное внимание уделяется политическим институтам (парламенту и правительству, партиям и избирательным процедурам, механизмам разделения властей и конституционному устройству). Анализ строится, исходя из сложившихся и общественно укорененных политических форм. Эти формы или институты, с одной стороны, являются логическим продолжением и закреплением социальных отношений и норм, а с другой — призваны вносить в общество стабилизирующее начало.

Сравнительный (компаративный) метод известен со времен Аристотеля, Платона, Монтескье. Его особенность заключается в сопоставлении двух (или более) политических объектов. Сравнительный метод позволяет установить, в чем состоит их подобие, вычленить общие черты либо показать, по каким признакам они (политические объекты) различаются.

Любое сравнительное исследование включает следующие этапы: а) отбор и описание фактов; б) выявление и описание тождества и различий; в) формирование взаимосвязей между элементами политического процесса и другими социальными явлениями в форме экспериментальных гипотез; г) последующая проверка гипотез; д) «признание» некоторых основополагающих гипотез[9].

Сравнительный политический анализ позволяет: 1) разработать поддающуюся проверке систему знаний о политике; 2) дать оценку политическому опыту, институтам, поведению и процессам с точки зрения причинно-следственных связей; 3) прогнозировать события, тенденции и последствия.

Для того чтобы понять истинную сущность мира политического, необходимо изучать различные формы его проявления в различных странах и регионах, социально-экономических, общественно-исторических ситуациях, у разных наций и народов и т.д. В этом контексте в качестве объектов сравнительного анализа могут выступать не только политическая система во всей целостности, ее формы, типы и разновидности, но и ее конкретные составляющие, такие, как государственные институты, законодательные органы, партии и партийные системы, избирательные системы, механизмы политической социализации и т.д. Современные компаративные политические исследования охватывают десятки, а то и сотни сравниваемых объектов, проводятся с использованием как качественных подходов, так и новейших математических и кибернетических средств сбора и обработки информации.

С помощью социологического метода можно выявить взаимосвязь политики и других сфер жизни, раскрыть социальную природу власти, государства, права и т.д., определить социальную направленность принимаемых государством решений, установить, в интересах каких групп они осуществляются.

Антропологический метод, который исходит из природы человека, широко используется при анализе механизмов, институтов власти и социального контроля преимущественно в до индустриальных обществах, а также проблем адаптации и трансформации традиционных механизмов контроля при переходе к современным политическим системам. Этот метод дает ключ к изучению таких проблем, как связь типа человека (устойчивых черт его интеллекта, психики) и политики, влияние национального характера на политическое развитие, и наоборот[10].

Психологический метод ориентирован на изучение субъективных механизмов политического поведения, индивидуальных качеств, черт характера, а также типичных механизмов психологических мотиваций. В основание этого метода легли наиболее значительные идеи Аристотеля, Сенеки, Н. Макиавелли, Ж.Ж. Руссо,Т. Гоббса и др. о соотношении личности и власти, о природе человека в политике, о воспитании гражданина, о том, каким надлежит быть правителю.

Своеобразную революцию в политической науке совершил бихевиористский метод, возникший как альтернатива юридическому методу, в рамках которого политическая жизнь анализировалась путем изучения государственно-правовых и политических институтов, их формальной структуры, процедур их деятельности.

Применение бихевиористского метода в политологии основывается на убеждении, что политика как общественное явление имеет прежде всего индивидуальное измерение, и потому все групповые формы деятельности она стремится вывести именно из анализа поведения индивидов, соединенных групповыми связями. Подход такого рода предполагает, что доминирующим мотивом участия в политике является психологическая ориентация. Для бихевиористов политика — это вид социального поведения индивидов (групп), характеризующийся установками и мотивациями, связанными с участием во власти и властвовании.

Основные принципы бихевиорального движения можно сформулировать следующим образом: 1) стремление к обнаружению элементов единообразия в политическом поведении, их обобщение и выражение в теориях и моделях, имеющих эвристическую и прогностическую ценность; 2) любые выводы должны соотноситься с эмпирическими фактами и строиться на их основе; 3) для получения данных необходимо использовать адекватные методы; 4) интерпретация полученных данных и их оценка должны быть дифференцированы, их нельзя путать; 5) исследование должно носить системный характер, т.е. стремится раскрыть основные причинно-следственные связи, вое многообразие наблюдаемых структур; 6) политическая наука должна активно использовать результаты и данные других наук: психологии, антропологии, социологии и т.д.

Из психологии и медицины в политическую науку начали вторгаться тесты и лабораторные эксперименты, из социологии — анкетные опросы, интервью, наблюдения, из математики и статистики — регрессионный, корреляционный, факторный и другие виды анализа, а также математическое моделирование и методы теории игр. Впоследствии начали активно создавать информационные базы политических данных и экспериментальные системы «искусственного интеллекта» на основе электронно-вычислительной техники.

В основе метода экспертных оценок лежит проведение экспертных оценок специалистами в той области политической деятельности, по поводу которой ведется экспертиза. Опыт показывает, что наиболее эффективным является применение метода экспертных оценок для решения широкого круга неформализуемых проблем политической жизни — выработки управленческого решения, оценки политической ситуации, прогноза политического развития и т.д. Понятно, что особое значение для данного метода имеет подбор экспертной группы[11].

Коммуникативный метод позволяет разработать кибернетическую модель политического процесса, рассматривая политические структуры как коммуникативные единицы, единицы общения. Политические взаимодействия рассматриваются как информационные потоки, главный из которых — политическое решение и реакция на него агентов политики. Последние должны быть адекватны поставленной в решении цели, что возможно при учете всех информационных потоков, исходящих от людей.

Метод политического моделирования состоит в исследовании политических процессов и явлений путем разработки и изучения их моделей. Возможны различные классификации моделей. Например, по назначению выделяют измерительные, описательные, объяснительные, критериальные и предсказательные модели.

Некоторые политические процессы — такие, как принятие решений на выборах или распределение голосов избирателей, могут быть определены полностью в математических терминах. Математические модели помогают политологам изучать особенности политических процессов. Во многих случаях возможна и компьютерная имитация политического процесса. Используя математические средства, политолог оказывается в состоянии взять на вооружение многие из методов, разработанных в логике, статистике, физике, экономике и других отраслях знаний, и применить их к изучению политического поведения.

Сегодня в связи с совершенствованием ЭВМ и программных средств моделирование политических макро и микро процессов стало одним из перспективных направлений в развитии методологии политической науки, которое в свою очередь имеет множество собственных разветвлений. Одно лишь системное моделирование политики охватывает и динамические, и стохастические модели политической жизни, активно применяемые для анализа циклически повторяющихся избирательных процессов и кампаний, а также для прогнозирования выборов в парламент.

Заключение

Итак, политология сегодня занимает важнейшее место в зарубежном обществознании. Еще в античной общественной мысли политика, наряду с философией, была одной из центральных наук. В «Никомаховой этике» Аристотель именно ей отводит центральное место в соей всеобъемлющей по тому времени классификации наук. В иерархии Аристотеля политика является важнейшей наукой постольку, поскольку ее функция связана с основной общественной целью – согласованием всеобщего блага с благом отдельных людей посредством управления человеческим общежитием. Другие же науки связаны со средством достижения этой гармонии. Итак, политика и политическое знание даже ранее прочих предметов стали объектом интереса мыслителей прошлого.

Таким образом, изучение содержание политической науки имеет большое значение в понимании многих явлений и процессов общественной жизни.

В данной работе рассмотрены предмет, объект, методы и функции политологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

1.      Василик М.А. Политология: Учебник для вузов. – М.: Юристъ, 1999. 

2.      Малышев Ю.А. Современная российская политика: Учебно-методический комплекс. – 2-е изд. дополн., перераб. – Новосибирск: СибАГС, 2002.

3.      Марченко М.Н. Политология: курс лекций. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 1997. 

4.      Мухаева Р.Т. Политология: Учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов. – М.: Юристъ, 2001.

5.      Шевченко В.Н., Зиновьев А.П. Политология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 

 

 



[1] Марченко М.Н. Политология: курс лекций. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 1997. С.30.

[2] Марченко М.Н. Политология: курс лекций. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 1997. С.32.

[3] Марченко М.Н. Политология: курс лекций. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 1997. С.34.

[4] Мухаева Р.Т. Политология: Учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов. – М.: Юристъ, 2001. С. 23.

 

[5] Василик М.А. Политология: Учебник для вузов. – М.: Юристъ, 1999. С. 7.

 

[6] Василик М.А. Политология: Учебник для вузов. – М.: Юристъ, 1999. С. 10-11.

 

[7] Малышев Ю.А. Современная российская политика: Учебно-методический комплекс. – 2-е изд. дополн., перераб. – Новосибирск: СибАГС, 2002. С.35.

[8] Марченко М.Н. Политология: курс лекций. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 1997. С.26.

[9] Шевченко В.Н., Зиновьев А.П. Политология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 

С. 32.

[10] Мухаева Р.Т. Политология: Учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов. – М.: Юристъ, 2001. С. 37.

[11] Мухаева Р.Т. Политология: Учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов. – М.: Юристъ, 2001. С. 39.


Информация о работе Предмет, объект и методы политологии