Рассмотренные
выше трактовки политики не исчерпывают
всего многообразия ее определения,
но в совокупности позволяют раскрыть
сущность политики как социального явления. Политика есть
сфера деятельности, связанная с отношениями
между классами, нациями, другими социальными
группами, имеющая целью завоевание, организацию
и использование государственной власти,
управление социальными процессами.
Различают политику
внутреннюю и внешнюю. Внутренняя политика охватывает
основные направления деятельности государства,
его структур и органов по регулированию
взаимодействия людей внутри данного
сообщества. В зависимости от сферы общественных
отношений, которая является объектом
политического воздействия, возможно
выделение экономической, социальной,
культурной, национальной, демографической
и других видов политики.
Внешняя политика -
это деятельность государства на международной
арене, регулирующая его отношения с другими
субъектами внешнеполитической деятельности:
государствами, зарубежными партиями,
иными общественными объединениями, международными
организациями. Внешнеполитический курс
любого государства определяется, главным
образом, характером его внутренней политики,
и в то же время существенно влияет на
внутреннюю политику. В конечном итоге
и внутренняя, и внешняя политика решают
одну задачу - сохранения и упрочения существующей
в государстве системы общественных отношений.
Политика
как наука и
искусство
Политику можно
рассматривать как науку и
искусство. Главная задача политики как
науки - определение целей и задач политического
развития, разработка, моделирование и
прогнозирование различных аспектов политической
деятельности. Политика вправе рассматриваться
как наука в том смысле, что она может служить
источником знаний об одной из жизненно
важных сфер бытия людей, классов, партий
и государств. Но политика и сама должна
строиться на основе соответствующих
научных знаний и считаться с результатами
действия объективных закономерностей
общественного развития, с наличием определенных
социальных механизмов, принципов и норм,
регулирующих развитие общественного
организма. Принятие политических решений
в современных демократических системах
предполагает всестороннюю научную экспертизу,
систему консультаций, профессионализм
отношений. Политика всегда есть итог
кропотливой трудоемкой работы политических
деятелей, исследовательских центров
и научных институтов, следствие коллективного
ума многих людей и организаций. Однако
полного тождества науки и политики быть
не может, как не могут быть тождественными
теория и практика. Это определяется вероятностным
характером политического процесса, присутствием
в политике как рациональных, так и иррациональных
начал.
Политика требует
не только знаний, но и мастерства политического
лавирования и компромиссов, умения увлечь
и повести за собой массы, способность
адекватно реагировать на быстро меняющуюся
ситуацию, предвидеть ход политических
событий. Не все в политике поддается голому
расчету; в ней присутствуют и эмоции,
интуиция, мастерство. Поэтому политика
представляет собой не только науку, но
и искусство - искусство управления государством,
искусство завоевания и удержания власти,
претворения в жизнь различных общественных
целей и интересов. Существует мнение,
что политика - искусство возможного. Политический
руководитель ограничен в своей деятельности
наличными ресурсами; он должен учитывать
соотношение сил, общественное мнение,
состояние политической культуры и ряд
других факторов. Искусство политики заключается
в том, чтобы достичь поставленной цели
с минимальными затратами и потерями.
Предмет
политологии
Указав на сферу
политики как объект политологии, постараемся
определить ее предмет. В научной литературе
вопрос о предмете политологии трактуется
далеко не однозначно. Имеются существенные
разногласия в оценке границ, содержания
политологии, круга охватываемых ею проблем
и даже названии этой области знания. Наряду
с понятием "политология" широко
употребляются термины "политическая
наука", "политические науки". Во
многом это объясняется различными национальными
традициями в использовании политических
терминов, непропорциональностью развития
отдельных политических дисциплин в Европе
и Америке, плюрализмом научных школ и
направлений политической мысли. Но основная
трудность в определении предмета политологии
обусловлена, прежде всего, сложностью
и многоплановостью объекта политологического
знания. Сфера политики, политические
отношения, институты и процессы изучаются
не только политологией, но и другими социальными
и гуманитарными науками - философией,
социологией, правоведением, психологией,
историей и др. Существует целый комплекс
научных дисциплин, которые возникли как
бы на стыке собственно политологического
и иного обществоведческого знания - политическая
философия, политическая социология, теория
государства и права, политическая история
и т.д.
В связи с
этим встает вопрос, в чем специфика
предмета политологии в сравнении
с другими смежными науками? Охватывает
ли политология все богатство политической
жизни или занимается определенным кругом
проблем?
Предмет политологии можно
определить в широком и узком смысле слова.
В широком смысле слова политология выступает
как общая,интегративная наука о политике во
всех ее проявлениях, включающая в качестве
составных частей политическую социологию,
политическую философию, политическую
географию, политическую юриспруденцию,
политическую психологию и другие политические
дисциплины. Политология предстает здесь
как междисциплинарная сфера гуманитарного
знания с высокой степенью сложности и
многомерной структурой. Ее интересует
весь "мир политического" как особая
сфера жизнедеятельности людей, связанная
с властными отношениями, с государством
и государственным устройством, институтами,
принципами, нормами, функционирование
и действие которых призвано гарантировать
жизнеспособность того или иного сообщества.
Политология в
таком ее понимании объясняет
не только отдельные аспекты политической
действительности, но в синтезе - всю
совокупность и развитие политических
отношений и политической практики. Политология
как интегративная, комплексная отрасль
современных знаний имеет своим предметом
раскрытие сущности политики как целостного
общественного образования, выявление
ее внутренних и внешних связей и отношений,
определение основных закономерностей
политического развития.
Согласно другой
точке зрения, политология представляет
собой лишь одну из наук о политике.
Как относительно самостоятельная
область политических исследований,
она не охватывает всю политическую
проблематику, а имеет свой специфический
предмет изучения. Предметом политологии в
узком смысле слова являются закономерности
становления и развития политической
власти, формы и методы ее функционирования
в государственно-организованном обществе.
Категория власти
наиболее полно выражает сущность и
содержание феномена политики. Своеобразие
политологии заключается в том,
что все социально-политические
явления и процессы она рассматривает
через призму политической власти.
"Когда мы говорим о науке в области
политики, мы имеем в виду науку о власти",
- отмечает известный американский политолог
Г.Лассуэлл. (Цит. по Социально-политические
науки. 1991. - № 3. - С. 66). Исследование политической
власти предполагает выяснение ее объектов
и субъектов, целей власти, которые формулируются
политической идеологией; функций власти,
т.е. ее основных задач, направлений деятельности;
механизмов структуры власти (политических
систем); способов ее осуществления (политических
режимов) и т.д.
Список
литературы
1. Антанович
Н.А. Окружение политической системы
как детерминанта ее функционирования
// Веснік БДУ. Серыя 3. 1997. №3.
2. Бобков В.А.,
Божанов В.А. и др. Исполнительная
власть в политической системе
Республики Беларусь: теория, опыт,
проблемы. Мн. 2002.
3. Василевич
Г.А. Органы государственной власти
Республики Беларусь (конституционно-правовой
статус). Учеб. пособие. Мн., 1999.
4. Егоров А.Н.
Политическая система Республики
Беларусь // Весн. Бел. дзярж. экан.
ун-та. 1998. №2.
5. Матусевич
Е.В. Политическая система в Беларуси
//Беларусь и Россия: императивы нового
столетия. Сборник научных трудов. Мн.
2000.
6. Решетников
С.В., Антанович Н.А. Системный
подход как методология анализа
публичной политики Минск, ИСПИ,
2000.