Признаки и основные функции государства. Перспективы развития современного государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 23:14, контрольная работа

Описание работы

Тень государства лежит едва ли не на всех видах человеческой деятельности. От образования до экономического управления, от систем социальной поддержки до здравоохранения и от охраны внутреннего порядка до внешней безопасности государство все формирует и контролирует, а где не формирует и не контролирует, то регулирует, надзирает, разрешает или запрещает. Даже те стороны жизни, которые обычно считаются личными или частными (брак, развод, аборт, вероисповедание и тому подобное) так или иначе находятся в поле зрения государства.

Содержание работы

Введение 4
1. Понятие и сущность государства 5
2. Признаки государства. 7
3. Основные функции государства. 9
4. Классификация государства 12
5. Правовое и социальное государство 16
6. Перспективы развития современного государства. 18
Заключение 21
Список литературы: 22

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ - ПОЛИТОЛОГИЯ.doc

— 126.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Великий Новгород

2010 г.

Рецензия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Тень государства лежит  едва ли не на всех видах человеческой деятельности. От образования до экономического управления, от систем социальной поддержки  до здравоохранения и от охраны внутреннего  порядка до внешней безопасности государство все формирует и контролирует, а где не формирует и не контролирует, то регулирует, надзирает, разрешает или запрещает. Даже те стороны жизни, которые обычно считаются личными или частными (брак, развод, аборт, вероисповедание и тому подобное) так или иначе находятся в поле зрения государства. Неудивительно, что политологию часто и понимают как изучение государства, как анализ его институтов, оценку его воздействия на общество и так далее. Да и идеологические дискуссии (а вместе с тем и политика партий) вечно вращаются вокруг одного и того же вопроса — как точнее всего определить функцию государства, что в обществе должно делаться государством, а что должно быть оставлено на усмотрение частных лиц и общественных ассоциаций? Таким образом, сущность государственной власти и в самом деле стала одной из центральных проблем политологии. Едва ли не самые главные разделы политической теории так или иначе связаны с этим «государственным вопросом».

Объектом контрольной  работы является комплексное исследование сущности государства и его роль в жизни человека и общества в современных условиях.

Цель и задачи данной работы обусловлены сущностью «государства как политического института» и его место в политической системе общества. К числу указанных задач также можно отнести следующие:

    • Анализ существующих в науке точек зрения по вопросу происхождения государства
    • Изучение основных признаков и функций государства
    • Рассмотрение существующих в мире форм государства
  1. Понятие и сущность государства

 

Государство является основным институтом политической системы общества. Оно организует совместную деятельность и отношения людей, социальных групп, классов, ассоциаций и контролирует ее. В руках государства концентрируются власть и ресурсы, позволяющие ему решающим образом влиять на все проявления общественной жизни. Данный центральный институт власти в обществе сосредотачивает в руках рычаги, приводящие в движение общественный организм.

Долгая история формирования и развития государства сопровождалась не менее длительными и не всегда результативными попытками теоретического объяснения источников возникновения данного института, его отличительных черт, социального назначения и перспектив будущего развития. Долгое время государство практически отождествлялось с обществом, его социальной организацией. И только в XVI веке благодаря трудам Н. Макиавелли, в которых впервые использовался термин stato (от лат. status – положение) для обозначения особой, отличной от общества структуры власти, появился и термин «государство». [10]

Сложность и многообразие путей формирования этого института власти, его функций и назначения отразилась и на объяснении причин его происхождения. Существует несколько концепций происхождения государства:

а) теократическая концепция, связывающая происхождение государства с божьим установлением. Оно, то есть государство, якобы предписано человеку Богом: « вся власть от Бога». Подчинение людей воле Божьей, принципам божественного разума обеспечивает порядок в обществе, самосохранение и продолжение человеческого рода;

б) патриархальная концепция (основатель английский политический мыслитель ХVIII в. Роберт Фильмер) определяет государственную власть как опекунскую, возникшую в результате соединения родов в племена, племён в большие общности, вплоть до государства. Государство рассматривается как большая семья во главе с отцом - монархом. Глава государства олицетворяет собой отца всех семей. Он осуществляет власть посредством издания законов;

в) договорная концепция (Дж. Локк, Т. Гоббс, Ж-.Ж. Руссо) возникла в ХУ11 - ХУ111вв., хотя подобные идеи высказывались ещё в Древней Греции (Эпикуром). Она выводит государство из соглашения между правителем и подданными, заключаемого в целях обеспечения порядка и организации общественной жизни. Причины заключения такого договора объяснялись Т. Гоббсом, который оценивал «естественное состояние» как «войну всех против всех», и полагал, что люди сами пришли к пониманию необходимости облечь кого-то властью в целях обеспечения своей жизни, безопасности и собственности и вручили атрибуты власти суверенному абсолютному монарху. Реализацией этого процесса и был юридический акт - общественный договор, который является порождением разумной воли народа, даже своеобразным изобретением;

г) концепция  насилия. Она получила широкое распространение в Х1Х в. Ёе суть состоит в утверждении : государство возникло в результате насилия одних групп над другими и завоевания. Наиболее известным представителем этого направления был Л. Гумплович, согласно которому государство в его первоначальной форме было организацией победителей над побеждёнными. Это результат внутреннего и внешнего насилия. Сторонники данной концепции считали, что первые государства возникли в результате завоевания воинственными кочевниками или викингами земледельческих обществ и эксплуатации их победителями;

д) классовая концепция. Эта концепция возникла в Х1Х в. Её создатели К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин. Суть данной концепции в утверждении, что государство появилось в результате образования частной собственности и классов (класс собственников, эксплуататоров и класс несобственников, эксплуатируемых). Классики марксизма-ленинизма утверждали, что « государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчинённые классы» (Ленин В. И. Полн. собр. соч. - Т. 39. - С.75). В то же время они отмечали, что деятельность государства не ограничивается только этим, а включает « и выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч.  2 -е изд. -Т. 25. Ч. 1. - С. 422). Тем не менее они считали государство исторически преходящим, временным явлением. Оно появилось вместе с возникновением классов, так же неизбежно отомрёт вместе с исчезновением классов. [3]

Рассмотренные теории, разумеется, не исчерпывают всего многообразия взглядов современных исследователей на происхождение государства. Большинство ученых исходят из того, что нельзя связывать возникновение государства только с каким-то одним фактором, а именно комплекс факторов, объективные процессы, происходившие в обществе, обусловили появление государственной организации. [4]

  1. Признаки государства.

Выяснив содержание основных теорий происхождения государства, остановимся на его признаках. Признаки государства делятся на две группы: к первой относятся признаки, которые являются одновременно и элементами государства; ко второй - те, которые отличают его от общества и других политических организаций. К первой группе относятся: территория, население и суверенная власть.

 


 

 

 

Территория - это часть пространства и земли, на которую распространяются полномочия данного государства. Она очерчена границами, которые, как правило, подтверждаются на формально - договорной основе всеми пограничными государствами. Территория как признак государства нераздельна, неприкосновенна, исключительна и неотчуждаема. [3]

  • «неразделенность» (даже в условиях существования частной собственности на землю принадлежность земли частным собственникам не означает деления между ними территории);
  • «неприкосновенность» (что означает незыблемость границ и неподчинение власти другого государства);
  • «исключительность» (на территории государства господствует власть только этого государства);
  • «неотчуждаемость» (государство, лишившееся территории, перестает быть государством). [7]

Население - это сообщество людей, проживающее на территории данного государства и подчиняющееся его власти. Властные полномочия государства над населением носят всеобщий характер. Каждый гражданин государства, а также иностранные граждане обязаны подчиняться единой государственной власти. Всеобщее подчинение существующей власти является условием целостности государства.

Суверенная  власть (от суверен, властелин, позднелат., производное от лат. Super – над) - независимое от каких - либо сил, обстоятельств и лиц верховенство. Суверенная власть является определяющим элементом (признаком) государства. Только государство обладает высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений. Только оно обладает правом на издание законов и установление норм, обязательных для всего населения, только оно обладает прерогативой отменить любые действия всех иных общественных властей.

Таковы три рассмотренные  нами компоненты (признака) государства. Эти признаки характеризуют государство, рассматриваемое с обществом. Но государство - не только государственно-национальное образование,  оно является и ведущим политическим институтом, который отличается рядом признаков как от общества, так и от других политических организаций.

1. Наличие публичной  власти. Публичная власть - это особая управляющая система (механизм), которая руководит основными сферами общественной жизни и опирается в случае необходимости на силу принуждения. Эта система представлена центральными периферийными органами. Публичная власть складывается из аппарата управления и аппарата принуждения. К аппарату управления относятся чиновники законодательных, исполнительных, распорядительных и прочих органов, численность которых по мере развития государства растёт. Аппарат принуждения в каждом государстве представлен армией, полицией, органами государственной безопасности и т. д.

2. Исключительное право  собирать налоги, выпускать денежные знаки, проводить денежную политику и т. д. Налоги в значительной мере используются на содержание аппарата управления и органов принуждения, а также для выполнения общественных дел.

3. Монополия  на легальное применение силы, физического принуждения. Государство может ограничить свободу передвижения (выезд за границу) или присвоить себе право лишения свободы и самой жизни граждан. Для выполнения этих функций государство имеет специальные органы - суды, прокуратуру, службу безопасности, полицию. В реализации этих мер применяются оружие, специальные меры устрашения и тюрьмы.

4. Обязательность  членства в государстве. Государственное гражданство человек получает с момента рождения.

5. Выступление  в качестве субъекта международного  права.

Таковы основные признаки, отличающие государство от других политических организаций и учреждений общества.

  1. Основные функции государства.

Наряду с признаками государства важную роль в выяснении его сущности играют функции. [3]

Современное государство  выполняет множество самых разнообразных  политических, социальных, экономических и других функций и полномочий. Общее число выполняемых государством функций и полномочий в нынешних условиях начисляется тысячами. Так нынешнее российское государство, по сведениям из официальных источников, имеет около 5 тысяч таких функций и полномочий.

Ввиду многочисленности и многообразия функций государства  и конкретно-исторической специфики их проявления немало и их классификаций, типологий. [1]

В зависимости от продолжительности  действия функции государства классифицируются на постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства) и временные (прекращают свое действие после решения определенной задачи, как правило имеющей чрезвычайный характер). В зависимости от значения на основные и неосновные. Чаще всего функции государства делят на внутренние и внешние. [2]

Внутренние функции характеризуют деятельность государства внутри данной страны, внешние же направлены на решение задач государства вовне – на международной арене. [4]

К основным внутренним функциям относятся следующие:

1) экономическая, суть которой заключается в организации, координации, регулировании экономических процессов. Эту функцию государство выполняет с помощью бюджетной, налоговой, кредитной политики, создания стимулов роста или применения санкций, составления программ экономического развития;

2) социальная функция выражается в заботе о людях как членах общества, особенно о нуждающихся, оказание помощи в удовлетворении потребностей в работе, жилье, поддержании здоровья, отдыхе, образовании и т.д.;

Информация о работе Признаки и основные функции государства. Перспективы развития современного государства