Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 18:50, реферат
Современная наука под идеологией понимает утверждения относительно ценностей и фактов, актуальные для конкретной социальной группы, индивида и выражающие ее интересы. Идеология выражает интересы крупных групп населения. Это не знание об идеях, а системы идей. Можно сказать, что политические идеологии являются мотивацией политического поведения и выступают в качестве мировоззренческой основы политики. Идеологии наделяют смыслом и значениями политическую деятельность индивидов, групп, партий в пределах актуально значимых для них идеалов и ценностей.
Введение………………………………………………………………………………...3
Определения идеологии…………………………………………………………4
Политическая идеология………………………………………………………..5
Политическая мифология……………………………………………………….7
Заключение……………………………………………………………………………10
Список литературы……………………………………………………………………11
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Современная наука под идеологией понимает утверждения относительно ценностей и фактов, актуальные для конкретной социальной группы, индивида и выражающие ее интересы. Идеология выражает интересы крупных групп населения. Это не знание об идеях, а системы идей. Можно сказать, что политические идеологии являются мотивацией политического поведения и выступают в качестве мировоззренческой основы политики. Идеологии наделяют смыслом и значениями политическую деятельность индивидов, групп, партий в пределах актуально значимых для них идеалов и ценностей.
На сегодняшний день, идеология - мощная сила. Она постоянно стремится что - то преувеличить или затушевать - то общечеловеческие ценности, то национальные, то классовые. Идеология исходит из крайностей, например, двух противоположных классов - капиталистов и пролетариата, двух противоположных взглядов на человека - демократического и тоталитарного.
В длительной истории человечества роль политической идеологии первоначально выполняли мифы и утопии. Мобилизующие мифы были могущественными факторами политической истории. Под их знаком создавались и уничтожались громадные и могущественные империи.
Мифические элементы в
Новое время - время океанических цивилизаций и объединения людей новыми мощными средствами коммуникации в единое человечество. Вовлеченность масс в политическую и культурную жизнь потребовала создания особого способа организации масс, получившего название идеологии, а также особого способа обслуживания масс - массовой культуры. Идеология сама выступает культурой масс и культурой для масс и стимулирует развитие массовой культуры, которая не может не опираться на ту или иную идеологию, поскольку идеология ближе всех отраслей культуры к материальным потребностям, а массы живут в основном ими.
Управлять массами эффективнее рассчитанной на воздействие на них идеологией, чем элитарной по сути наукой, которую массы не способны понять. С выходом на историческую арену масс идеология получила преимущество перед наукой в борьбе за господство. Идеология имеет дело с массами, подстраивается под их интересы и запросы, что принижает культуру и ведет к ее кризису. Идеология означает переход от разума и религиозной веры к материальным интересам толпы.
Идеологии - не мифы, хотя в них много от мифологии, а мистическое начало скрывается под рациональной оболочкой.
Идеологии не религии, хотя в них есть приземленная вера, в которой на место бога ставят идеолога, правителя или материальный идол.
У идеологии имеются философские корни, и ее предшественником можно считать Платона. Идеология взяла само название у философии (термин «идея» идет от Демокрита и Платона). «Идеология - социально - философская категория, обозначающая один из двух уровней общественного сознания… Она определяется как система политических, правовых, нравственных, религиозных и философских взглядов, в которых осознается и оценивается отношение людей к социальной действительности».
Она стремится подчинить себе искусство, заявляет о своей научности. Она пытается соединить науку с высшими идеалами человека - его стремлением к счастью и благополочию.
Идеология выражает интересы крупных групп населения. Это не знание об идеях, а системы идей.
Идеология должна обладать одновременно противоположными свойствами: быть логичной и абстрактной и в то же время простой и понятной массам, отвечать их надеждам и насущным нуждам.
Термин «идеология» был введен в научный обиход французским исследователем Антуаном Дестют де Траси в конце 18 века и означал «науку об идеях», предпочтения определенных социальных групп в конкретно - исторических условиях.
«Идеологии как политико - социальное мировоззрение являются специфическим феноменом, содержание которого составляет область ценностных суждений, имеющих силу веры. Исходным пунктом идеологии является идея, развивающаяся в определенной интеллектуальной среде, воздействующая на общественное сознание и порождающая массовые политические движения. Будучи политическим мировоззрением, идеология обладает способностью наделять смыслом действия индивидов, социальных групп в пределах актуальной для них системы ценностей и вызывать к жизни определенную практику».
Современная наука под идеологией понимает утверждения относительно ценностей и фактов, актуальные для конкретной социальной группы, индивида и выражающие ее интересы.
Можно сказать, что политические идеологии являются мотивацией политического поведения и выступают в качестве мировоззренческой основы политики. Идеологии наделяют смыслом и значениями политическую деятельность индивидов, групп, партий в пределах актуально значимых для них идеалов и ценностей.
На сегодняшний день, идеология - мощная сила. Она постоянно стремится что - то преувеличить или затушевать - то общечеловеческие ценности, то национальные, то классовые. Идеология исходит из крайностей, например, двух противоположных классов - капиталистов и пролетариата, двух противоположных взглядов на человека - демократического и тоталитарного.
Главное содержание, общие цели и социальное назначение политики обосновывается политической идеологией. Понятие идеология (от греч. idea – идея, образ и logos – учение слово) впервые ввел в научный оборот французский философ и политик А. Дестют де Траси (1754-1836) в многотомном труде «Элементы идеологии». В его понимании идеология – это учение об идеях, которые должны выступать основополагающими принципами государства, права и воспитания.
В эпоху Просвещения это понятие получило негативную окраску как неадекватное реальности сознание, основанное на религиозных и других предрассудках и противостоящее рациональному, объективному познанию действительности. Это отрицательное отношение к идеологии было закреплено и событиями Великой французской революции, когда имело место массовое уничтожение людей во имя идеологических абстракций. И только со временем идеология получила признание.
Опираясь на достижения современной политологической мысли, политическую идеологию можно определить как систематизированную совокупность идей, относящихся к проблемам власти и устройства общественной жизни и отражающих интересы определенных групп (слоев, классов), которые служат закреплению или изменению существующих общественных институтов и отношений.
Носителями идеологии выступают, как правило, достаточно крупные общественные группы – это прежде всего классы: буржуазия, рабочий класс, мелкая буржуазия, интеллигенция, крестьянство, а также нации. Однако существуют и идеологии, не имеющие классового или национального выражения, а ориентируются на определенные ценности. Например, идеология анархизма (дословно - безвластие) привлекает в свои ряды сторонников максимальной свободы личности, не ограниченной никакой формой власти. Идеологию «зеленых» «исповедуют» представители самых разных социальных групп, ориентирующиеся на постматериальные ценности.
Существующие в обществе идеологии отражают социальную дифференциацию общества и прежде всего характеризует остроту социальных, экономических, политических, религиозных, ценностных и иных конфликтов. Наиболее острая борьба идеологий происходит в странах с глубокими системными социальными конфликтами, связанными с проблемами переустройства общества.
Характерные черты идеологий – групповой эгоизм, идеализация, приукрашивание места и роли данной группы в обществе, ее противопоставление другим группам (классам), гипертрофированное выражение ее интересов, не учет интересов других слоев (яркий пример – марксизм с его учением о пролетариате как гегемоне в революционных преобразованиях общества и диктатуре пролетариата как выражающей интересы всех слоев общества). Эти отличительные черты идеологий определяются прежде всего их сущностной характеристикой как социально тенденциозной коллективной формы сознания.
В обществе идеологии могут играть различную роль – и отрицательную, и положительную, укореняясь в массовой психологии и закрепляясь в нормах и традициях политической жизни. Они могут тормозить назревшие социальные проблемы, искусственно поддерживать классовые, национальные, религиозные и другие конфликты. Особенно это характерно для политических систем, не допускающих плюрализма идеологий, их свободного соревнования за влияние на общественное сознание. Но и в развитых демократических обществах роль идеологий не всегда однозначно положительна. И все же многообразие и противоречивость общественных интересов и ценностей, которое находит свое выражение и теоретическое обоснование в различных идеологиях, конституируют идеологии как необходимый компонент современного общества. Конструктивная роль идеологий определяется их базированием на общечеловеческих ценностях и национальных интересах.
Один из принципиально важных, хотя, возможно, и не самых очевидных факторов, влияющих на развитие ситуации в нынешней России, - это структурирование новой политической мифологии.
Р. Барт, отвечая на вопрос: «Что такое миф в наше время»,- подчеркивал, что любая идеология постоянно преобразует продукты истории в неизменные сущности (выделение наше – Г. К.), все время пытается затушевать процесс изменения и развития, превратить миф в застывший объект вечного обладания. Современные мифы, порожденные идеологией, имеют одну цель – «обездвижение мира. Они должны давать внутреннюю картину вселенского хозяйственного механизма с раз и навсегда установленной …иерархией». Т. о., мифы, являясь «освященными» государственной идеологией образцами для подражания, «настигают человека всегда и повсюду, отсылают его к тому неподвижному прототипу, который не позволяет ему жить своей жизнью, не дает ему особенно вздохнуть». Они парализуют человека, лишают его инициативы, делают его безвольным и пассивным.
Политический миф – это не столько произведение искусства, сколько функциональное средство, позволяющее упорядочить картину мира и организовать деятельность людей. Современный политический миф - коллективное бессознательное творение нации, государства или политической партии. Они создают мифы для обоснования законности и своевременности своих желаний, стремлений и ненависти.
Вся структура политических мифов направлена на возбуждение людей. Политическая идеология, напичканная политическими мифами, имеет больше шансов на овладение массами, нежели идеология с изложением конструктивной программы.
В периоды нестабильности мы можем наблюдать парадоксальную ситуацию: старые мифы еще не разрушены, а новые мифы уже созданы. Как первые, так и вторые не способствуют движению социума вперед, хотя новые мифы могут его стабилизировать. Вследствие диалога двух пластов мифов, происходит их трансформация, что чревато возвращению в хаос самодовольства, самолюбования, что, в свою очередь, разрушает человеческую личность.
В кризисной ситуации мифы рождаются и распространяются с огромной скоростью. На наш взгляд, причинами этого являются:
• необходимость компенсации недостатка информации о социальной действительности;
• потребность в целостном осмыслении действительности;
• потребность в сравнительно простых средствах отражения действительности, чему способствуют доступность и легкость мифа;
• распространенность в обществе различных форм непродуктивной активности, выступающей следствием насильственного отрыва человека от труда, низкого уровня профессионализма, чрезмерной политизации общества и т. д.;
• возрастание роли мифа стимулируется понижением культурного уровня населения, распадом сложившихся систем образования и воспитания, возникшим духовным вакуумом, насаждением антиинтеллектуализма.
По мнению В. П. Макаренко, структура политических мифов в СССР базировалась на трех постулатах: 1) «Мы – гонимые»; 2) «Тайный враг»; 3) «Мир на краю пропасти».
В основе первой мифологемы лежит обычное своекорыстие и элементарная зависть. В основе действия людей лежат потребности – голод, холод, сексуальная неудовлетворенность, социальная или национальная ущемленность и т. д. Несправедливый образ мира дает мощный стимул к действию. Сказать людям: «Вам плохо», - значит заложить основу для призыва их к действию. Постулат о несправедливости дает им особые права на ее восстановление, на требование чего-то для себя, на возможность брать то, на что притязают, на ответную несправедливость. Представление «Мы гонимые» мотивирует действия и «развязывает руки» при выборе средств, позволяет воевать. Если действительность несправедлива, то, значит, ее разрушение – благо.
Информация о работе Роль политической идеологии и мифологии в современном мире