Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 00:08, контрольная работа
Авиационная промышленность играет системообразующую роль в экономике Российской Федерации: благодаря тесной связи с другими (обеспечивающими) отраслями ее развитие как одной из наиболее наукоемких и инновационных отраслей экономики способно оказать значительное влияние на темпы роста развития экономики. Кроме того, авиационная промышленность оказывает ключевое влияние на формирование машиностроительного комплекса страны.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ГРУППОВОЕ ЗАДАНИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «ЭКОНОМИКА ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ»
ПО ТЕМЕ: «РЫНОК АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РФ»
Выполнили студенты 4 курса
очной формы обучения
направления «Экономика»
группа 25э05
Онищенко Е., Пивкина Е.
Тюмень 2013
Авиационная промышленность играет системообразующую роль в экономике Российской Федерации: благодаря тесной связи с другими (обеспечивающими) отраслями ее развитие как одной из наиболее наукоемких и инновационных отраслей экономики способно оказать значительное влияние на темпы роста развития экономики. Кроме того, авиационная промышленность оказывает ключевое влияние на формирование машиностроительного комплекса страны.
Авиационная промышленность
является также важнейшим элементом
обеспечения интересов
Однако, несмотря на это Россия не является основным производителем гражданских самолетов. Конкурентоспособным сегментом данного рынка можно считать лишь производство военной техники, которая пользуется значительным спросом на мировом рынке.
В 2011 году объем рынка самолетостроения, включая продукцию военного и гражданского применения, составил 109,5 млрд. долларов США. Ожидается, что в связи с ростом мировых пассажиро- и грузопотоков спрос на новые воздушные суда увеличится до 2025 года почти в 2,9 раза.
Крупнейшей страной-
Как сообщается в докладе Минпромторга России В 2011 г. в России произведено 19 гражданских самолетов, в том числе по два среднемагистральных пассажирских самолета Ту-214 и Ту-204-300, пять региональных пассажирских самолетов Sukhoi SuperJet 100 (в том числе один — на экспорт), два ближнемагистральных пассажирских самолета Ан-148, два самолета-амфибии Бе-2000 В 2012 г. самой результативной, по мнению экспертов, в плане серийного производства в России стала программа регионального самолета Sukhoi Superjet 100. В течение года ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» (входит в структуру ОАК) изготовило 12 новых самолетов SSJ 100-95B. В 2013 г. корпорация «ГСС» планирует произвести 40 гражданских воздушных судов, в том числе 26 самолетов Sukhoi Superjet 100.
Таблица 1. Показатели российского рынка самолетостроения за 2011-2012г.г.
Показатель |
2011г. |
2012 г. |
Отклонение |
Темп роста, % |
Количество шт. |
19 |
22 |
3 |
115,79 |
Выручка, млн. руб. |
608140 |
623951 |
15811 |
102,59 |
Средняя цена, млн. руб. |
863 |
884 |
21 |
102,43 |
Производство самолетов в 2012 год выросло по сравнению с 2011. Однако рост незначительный. Главными причинами такого положения в 2012 г. стало невыполнение имевшихся планов крупнейшей российской компанией по производству самолетов корпорации» ГСС» по выпуску новых региональных самолетов SSJ 100 (12 вместо планировавшихся 24—28) и Ан-148 (3 вместо 7—9).
Таблица 2. Динамика изменения доли российских компаний на рынке авиации.
Конструкторские бюро |
Объем выпущенной продукции |
Доли рынка |
Отклонение |
d22011 |
d22012 | ||
2011 |
2012 |
2011 |
2012 | ||||
ОАО «Компания Сухой» |
10 |
12 |
0,5263 |
0,5454 |
0,0191 |
2769,92 |
2974,61 |
ОАО «Туполев» |
4 |
4 |
0,2105 |
0,1818 |
-0.0287 |
443,10 |
330,51 |
ОАО «Корпорация „Иркут“ |
5 |
6 |
0,2631 |
0,2727 |
0,0096 |
692,22 |
743,65 |
Всего |
19 |
22 |
100 |
100 |
Х |
Х |
Х |
1)Индекс концентрации:
Для расчета выбраны 2 крупнейшие фирмы-производители:
Ck(2011)=52,63+26,31=78,96%
Ck(2012)=54,54+27,27=81,81%,
Вывод: Проведенные расчеты позволяют сделать вывод, что уровень концентрации на рынке крупнейших компаний увеличился, а это говорит об уменьшении уровня конкуренции на рынке. Уровень концентрации увеличился на 2,85%
2) Индекс Херфиндаля-Хиршмана:
В расчете участвуют все фирмы-производители.
HHI(2011)= 2769,92+443,10+692,22=3905,24
HHI(2012) =2974,61+330,51+743,65=4048,77
Вывод: Показатель данного индекса свидетельствуют об увеличении уровня концентрации. Рынок стал менее конкурентоспособным, а значит, появились дополнительные барьеры входа на рынок других фирм.
Россия объективно может конкурировать за 30% мирового рынка только военных самолетов. Но одновременно утверждается, что возможности России по увеличению объемов производства военной авиационной техники практически исчерпаны. Максимально возможный темп роста 10% и вряд ли будет увеличиваться. Вот почему для кардинального увеличения загрузки предприятий авиапрома требуется активизация работ в двух других сегментах — транспортной и гражданской авиации.
Ориентируясь на гражданский
вектор развития, ОАК до 2020 г. предполагает
скорректировать свою деятельность,
перенеся акцент с выпуска самолетов
боевой авиации на строительство
гражданских и военно-
Для более подробного изучения рынка авиатехники России имеет место рассмотреть его с учетом наличия самолетов иностранного производства. Практически весь авиапарк крупнейших компаний составляют самолеты иностранных компаний, которые составляют большую конкуренцию Российским компаниям. Для анализа было взято 13 крупнейших авиакомпании России, чей пассажиропоток составляет более 1 млн пассажиров в год: Аэрофлот, Трансаэро, ЮТэйр, S7 Airlines, Россия, Уральские авиалинии, Оренбургские авиалинии, Северный Ветер, Глобус, ВИМ-Авиа, Владивосток Авиа, Таймыр, Якутия.
Таблица 3. Динамика изменения рынка авиационной техники
Марка самолета |
Количество |
Доли рынка |
Отклонение |
d22012 |
d22013 | ||
2012 |
2013 |
2011 |
2012 | ||||
Airbus |
195 |
221 |
30 |
31,52639087 |
26 |
900 |
993,9133213 |
Boeing |
246 |
262 |
37,84615385 |
37,37517832 |
16 |
1432,331361 |
1396,903954 |
Sukhoi Superjet |
5 |
12 |
0,769230769 |
1,711840228 |
7 |
0,591715976 |
2,930396967 |
Ил |
19 |
22 |
2,923076923 |
3,138373752 |
3 |
8,544378698 |
9,849389806 |
Ту |
44 |
42 |
6,769230769 |
5,991440799 |
-2 |
45,82248521 |
35,89736285 |
Ан |
77 |
77 |
11,84615385 |
10,98430813 |
0 |
140,3313609 |
120,6550251 |
ATR |
41 |
41 |
6,307692308 |
5,848787447 |
0 |
39,78698225 |
34,20831459 |
Як |
5 |
5 |
0,769230769 |
0,713266762 |
0 |
0,591715976 |
0,508749473 |
Bombardier |
18 |
19 |
2,769230769 |
2,710413695 |
1 |
7,668639053 |
7,346342397 |
Итого |
650 |
701 |
100 |
100 |
Х |
Х |
Х |
Желтым цветом выделены самолеты иностранных компаний.
Рассчитаем необходимые
показатели для анализа
1)Индекс концентрации. Для расчета выбраны 3 крупнейшие фирмы:
Ck(2012)=30+37,85+11,85=79,7
Ck(2013)=31,53+37,38+10,98=79,
Вывод: Уровень концентрации
на рынке уменьшился, что опять
ж говорит о падении
2. Индекс Херфиндаля-Хиршмана:
В расчете участвуют все фирмы-производители.
HHI(2012)= 2575,668639
HHI(2013) =2602,212856
Вывод: Показатель данного индекса свидетельствуют об увеличении уровня концентрации. Рынок стал менее конкурентоспособным, а значит, появились дополнительные барьеры я входа на рынок других фирм, в частности российских
3.Индекс энтропии.
E2012= -298,813
E2013= -298,360
Вывод: Чем выше значение индекса энтропии, тем ниже концентрация продавцов на рынке, то исходя из значений, полученных ранее, можно сделать вывод: поскольку произошло его увеличение, то, как следствие, концентрация уменьшилась, что говорит о том, что конкуренция на данном рынке увеличивается. Однако, следует учесть, что уровень конкуренции увеличивается лишь за счет участия иностранных компаний, так как доля изменения и совокупная доля является на рынке наибольшей.
4)Дисперсия логарифмов рыночных долей.
Данный показатель используют для определения неравенства размеров фирм, действующих на рынке, но оценку уровня концентрации получить не удастся. Эти значения будут использоваться, в роли вспомогательных средств к общему анализу рынка.
2012 = 0,8871
2013 = 0,7546
Вывод: Произошло уменьшение дисперсии логарифмов рыночных долей. Следовательно, фирмы весьма вариативны по своим долям участия на рынке, но уменьшение показывает, что на рынке имеет место появление доминирующей фирмы (дисперсия логарифмов рыночных долей не равна 0).
Исследуя российский рынок
авиационной техники можно