Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 21:40, реферат
Наша гражданская авиация сравнительно молода. Первая эпизодическая авиалиния Москва - Нижний Новгород протяженностью 420 км была открыта в 1923 г. В это же время начала действовать регулярная линия Москва - Кенигсберг, обслуживаемая четырехместными самолетами "Фоккер F-III".
Содержание. 1
История отечественной Гражданской авиации. 3
Гражданская авиация в годы ВОВ. 3
Послевоенный период. 6
Начало внедрения реактивной техники. 7
Сверхзвуковой пассажирский самолет. Ту-144. 16
Современная гражданская авиация. 21
Заключение. Секреты авиалайнеров. 24
Посадка пассажиров. 24
Взлет. 24
Набор высоты. 25
Горизонтальный полет 25
Посадка. 26
Безопасность полетов. 27
Список литературы 29
Большое принципиальное значение имело создание в нашей стране атомного и термоядерного оружия, освоение производства межконтинентальных ракет, обеспечивших надежную защиту мирного труда народов стран социалистического содружества, сохранение и упрочение всеобщего мира. Эти достижения наглядно свидетельствовали о высоком уровне советской науки и техники, развитой промышленности, способных в короткие сроки решать самые сложные проблемы.
В директивах съезда по шестому пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1956-1960 годы перед воздушным транспортом ставились ответственные задачи: «Увеличить за пятилетие грузооборот в два раза и объем пассажирских перевозок примерно в 3,8 раза. Внедрить в эксплуатацию на магистральных воздушных линиях скоростные многоместные пассажирские самолеты. Реконструировать основные аэропорты на магистральных воздушных линиях».
Для решения задач, необходимо было обеспечить среднегодовой прирост грузооборота на 25,5 процента, а перевозки пассажиров на 30 процентов.
Такие высокие темпы могли быть достигнуты лишь путем значительного повышения производительности труда на основе дальнейшего технического прогресса. Прежде всего, широкого внедрения реактивной техники, комплексной механизации и автоматизации производства, внедрения нового оборудования и передовой технологии.
В Советском Союзе проблема создания
первого пассажирского
Несмотря на трудности превращения бомбардировщика
в пассажирский самолет, Ту-104 конструктору удался, особенно
после того, как число пассажиров увеличили
до 100. На протяжении нескольких лет, начиная
с 1956 г., Ту-104 был основной машиной на магистральных
авиалиниях ГВФ. Крейсерская скорость
его превышала 800 км/час, а дальности полета
3100 км. Ту-104 был большим достижением отечественного
самолетостроения: он проложил пути широкому
применению реактивных пассажирских самолетов
на воздушных магистралях страны.
Его выход на трассы требовал коренной
перестройки работы практически всех
служб, качественных изменений в эксплуатации
самолетов, двигателей и наземного оборудования,
разработки и применения новых форм и
методов труда на авиапредприятиях.
Еще в период эксплуатационных испытаний
самолета Ту-104 были обучены летные
экипажи, инженерный состав и технические
бригады по обслуживанию этого самолета.
Специалисты Аэрофлота
В связи с предстоящим массовым поступлением в Аэрофлот реактивных самолетов из личного состава цехов линейных эксплуатационно-ремонтных мастерских во Внукове была укомплектована специальная техническая бригада, а в марте 1956 года создано первое подразделение реактивных самолетов. Перед началом регулярных полетов на Ту-104 Управление инженерно-авиационной служба ГУГВФ направило в аэропорты посадок (Омск, Иркутск) своих ведущих инженеров для проверки подготовки службы к эксплуатации реактивной техники и оказания практической помощи в обслуживании самолетов.
15 сентября 1956 года самолет Ту-104
совершил первый регулярный
В том же году реактивные первенцы стали летать на линиях Москва-Тбилиси, Москва-Ташкент, Москва-Хабаровск.
Начав регулярную перевозку пассажиров на реактивных самолетах, Советский Союз на два года опередил по массовой эксплуатации пассажирских турбореактивных самолетов США, Англию и другие западные страны: американский реактивный самолет «Боинг-707» и английская «Комета-IV» вышли на воздушные линии только в конце 1958 года, а французский «Каравелла» - в 1959 году.
Однако уже в марте 1955 года было принято
решение о создании нового магистрального
турбовинтового самолета, предназначенного
для беспосадочных полетов на большие
расстояния. За короткий срок были рассмотрены
эскизный проект и макет самолета Ту-114, созданного конструкторским
бюро А. Н. Туполева, проведены заводские,
государственные и эксплуатационные испытания.
На всех этапах - от проектирования до
внедрения в эксплуатацию самолета Ту-114
- большую работу провел коллектив научных
сотрудников ГосНИИ ГВФ. Контроль за испытаниями
самолета осуществляли ведущие управления
ГУГВФ - Управление летной службы, Управление
инженерно-авиационной службы и другие.
Благодаря хорошим аэродинамическим качествам, четырем турбовинтовым двигателям НК-12МВ мощностью по 15 тысяч л. с. самолет Ту-114 имел высокие летно-технические характеристики - скорость 800 км/ч, дальность полета 7000-8000 км и мог взять на борт 120-170 пассажиров.
На Всемирной авиационной
28 мая 1959 года на 52-й Генеральной конференции Международной авиационной федерации (ФАИ), проходившей в Москве, создателю самолетов Ту-104 и Ту-114, выдающемуся советскому авиаконструктору А. Н. Туполеву была вручена высшая награда Федерации - золотая авиационная медаль ФАИ.
Ту-114 оказался самым экономичным самолетом на беспосадочных трассах большой протяженности. Более шести лет он был единственным дальним магистральным самолетом, выполнявшим межконтинентальные рейсы с пассажирами, почтой и грузами в США, на Кубу, в Канаду и Японию. В дальнейшем самолет успешно применялся на внутренних линиях в компоновке на 200 пассажирских мест с общей коммерческой загрузкой 22,5 тонн.
В 1956 году коллектив ОКБ С. В. Ильюшина приступил к проектированию и созданию среднего магистрального турбовинтового самолета Ил-18. Менее чем за полтора года были построены и испытаны опытные образцы этой машины. Заканчивая заводские испытания самолета Ил-18, летчик-испытатель дважды Герой Советского Союза В. К. Коккинаки 21-23 марта совершил дальний перелет по маршруту Москва - Иркутск - Петропавловск-Камчатский - бухта Тикси - станция «Северный полюс-6» - бухта Тикси - Москва, преодолев около 18 000 км за 27 часов 34 минуты летного времени со средней скоростью 650 км/ч. Эти испытания подтвердили высокие летно-технические данные самолета. С мая по август 1958 года проводились государственные испытания самолета Ил-18 в компоновке на 89 пассажирских мест.
В процессе проектирования, испытаний, освоения, доводки и эксплуатации этой машины большую творческую энергию и инициативу проявили руководители, научные работники и пилоты ГосНИИ ГВФ, а также экипажи Внуковского авиаподразделения, первыми начавшие выполнять рейсы с пассажирами на этом самолете.
Серийное производство самолетов Ил-18 началось в 1958 году. На Всемирной выставке в Брюсселе самолет Ил-18 был удостоен золотой медали. Это было еще одним признанием зарубежными авиационными специалистами достижений науки и техники Советского Союза. Регулярные полеты этих самолетов с пассажирами начались с апреля 1959 года по трассам Москва - Адлер, Москва - Алма-Ата, а затем и по другим линиям.
Пилотажно-навигационное
Почти одновременно с С.В. Ильюшиным начал разработку пассажирского самолета Ан-10 с четырьмя турбовинтовыми двигателями коллектив, возглавляемый О.К. Антоновым. Самолет бал построен в короткий срок - за 15 месяцев. В начале 1957 года состоялся первый полет. В мае 1959 года был выполнен технический рейс на самолете Ан-10 по маршруту Киев - Тбилиси - Адлер - Харьков - Киев, а 10 сентября после успешного завершения эксплуатационных испытаний он вышел на воздушные трассы. Стоместный Ан-10 эксплуатировался на линиях средней протяженности - от 2000 до 3000 км, скорость его составляла 600 км/ч. Общая коммерческая загрузка достигала 13 500 кг. Конструкторское бюро О. К. Антонова спроектировало и построило в 1959 году грузовой самолет Ан-12 с четырьмя турбовинтовыми двигателями АИ-20 мощностью по 4 тысячи л. с. Грузоподъемность самолета составляла 12 тонн.
В январе 1958 года специалисты этого же ОКБ начали проектирование турбовинтового самолета Ан-24 для местных (протяженностью 1500 км) воздушных линий. В октябре 1959 года состоялся его первый полет. Оснащенный двумя турбовинтовыми двигателями АИ-24 самолет развивал скорость до 450 км/ч, мог перевозить 48-50 пассажиров, способен был выполнять полеты с грунтовых аэродромов.
Характерной особенностью наших пассажирских самолетов того времени являлось то, что все они, за исключением самолета Ту-104, на котором стояли турбореактивные двигатели, были оснащены более экономичными по расходу топлива турбовинтовыми установками.
Таким образом, к концу 50-х годов
на линиях ГВФ эксплуатировались
три магистральных пассажирских
самолета: Ту-104, Ан-10, Ил-18 и трансконтинентальный
Ту-114.
Из первых трех самолетов наиболее
экономичным, обладающим большей дальностью
полета, лучшими взлетно-посадочными
характеристиками и наименее требовательным
к погодному минимуму оказался Ил-18,
так как он специально проектировался,
как чисто пассажирский самолет со всеми
необходимыми пассажирскому самолету
особенностями. Ил-18 длительное время
был основным пассажирским самолетом
воздушных линий Министерства гражданской
авиации.
Ил-18 выпускался серийно как для внутренних
линий СССР, так и для экспорта. Однако
122-местный Ил-18 - машина основных магистралей,
а страна испытывала большую потребность
также в самолетах местных линий. Для этой
цели были запущены в серию и с начала
60-х годов начали поступать на линии Аэрофлота
самолеты Ан-24 и Ту-124.
Самолет Ту-124 с двумя 5-тонными двигателями
Д-20П, по своей архитектуре и аэродинамической
схеме являющийся подобием Ту-104, но в уменьшенном
масштабе, подвергся коренной модификации,
которая свелась к установке двух турбореактивных
двигателей Д-30 с тягой по 6800 кг каждый
снаружи хвостовой части фюзеляжа и увеличению
числа мест в пассажирском салоне до восьмидесяти.
Так появился пассажирский самолет Ту-134, предназначенный для перевозки
пассажиров па воздушных линиях средней
протяженности, т.е. в пределах 1500-2000 км.
Крейсерская скорость этого самолета
850 км/час. В 1967 г. начались регулярные пассажирские
перевозки на Ту-134.
В результате
многолетних широких
Борясь за увеличение эффективности эксплуатации новой техники, работники ГосНИИ ГВФ разработали методику определения режимов полета самолетов, что позволило снизить нормы расхода топлива.
В связи с массовой эксплуатацией новых многоместных скоростных самолетов, расширением сети воздушных линий необходимо было значительно повысить культуру обслуживания пассажиров. Для обеспечения эксплуатации самолетов Ту-104 в более широких масштабах потребовалось реконструировать ВПП в ряде аэропортов, построить рулежные дорожки, самолетные стоянки и многие другие объекты. Было решено поставить строительство в стране на современную индустриальную основу. В соответствии с этим строительные организации гражданской авиации стали шире использовать железобетонные сборные конструкции, применять индустриальные методы работ.
В 1961 году Внуковский аэропорт отметил свое 20-летие. За эти годы он неузнаваемо изменился, стал главной воздушной гаванью столицы страны. Здесь имелись все необходимые радиотехнические средства для приема и выпуска самолетов в сложных метеоусловиях, реконструирован аэровокзал.
В течение 1956 - 1958 годов были построены и введены в эксплуатацию аэровокзалы в Донецке, Омске, Актюбинске, Сталинграде, Кишиневе, Караганде, Минске, Ташкенте, Симферополе, Днепропетровске, Южно-Сахалинске, Ульяновске, Иванове и других городах.
В 1959 году руководство ГУГВФ приняло
решение о строительстве
Продолжались работы по дальнейшему оснащению аэропортов светотехническими средствами, радио- и радиолокационным оборудованием, обеспечивавшими полеты и посадку скоростных многоместных лайнеров в сложных метеоусловиях и ночью. В 1956 году начала эксплуатироваться система светосигнального оборудования «Свеча-1» с прожекторными и линзовыми огнями, а в 1958 году - система Д-1 с прожекторными огнями высокой интенсивности и линзовыми огнями с параллельным соединением, что обеспечивало посадку самолетов в условиях плохой видимости.