Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 17:51, контрольная работа
В рамках данной работы, считаю необходимым изучить систему исполнительной власти в Сирии, что определяет цель исследования.
Задачи направлены на рассмотрение:
исполнительной власти в Сирии по Конституции 1973 года;
изменений в системе исполнительной власти в Конституции 2012 года.
Введение 3
1. Исполнительная власть в Сирии по Конституции 1973 года 4
1.1. Президент Сирийской Арабской республики 5
1.2. Правительство Сирийской Арабской республики 7
1.3. Органы исполнительной власти на местах 9
2. Изменения в системе исполнительной власти в Конституции 2012 года 9
Заключение 12
Список использованных источников 13
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ – ФИЛИАЛ РАНХиГС
Кафедра политических наук и технологий
по дисциплине: Политология
Смоленская А.С.___________
Проверил
профессор кафедры, к.и.н.,доцент
(звание, должность преподавателя)
26 февраля в Сирии был проведен всенародный референдум по принятию новой конституции, которая должна сменить предыдущую, принятую в 1973 году. Конституция 1973 года также была принята в результате всенародного референдума и ознаменовала собой новый этап в истории постколониальной Сирии. Начавшиеся в 1970 году «исправительное движение» и период стабилизации в стране были закреплены данной Конституцией – основным законом государства, провозгласившим Сирию «суверенным социалистическим народно-демократическим государством». 1 Как Конституция 1973 года, так и новая Конституция, одобренная почти 90% голосов пришедших на выборы сирийцев, должны определить основные положения, по которым существует Сирийское государство – общие принципы и положения, права человека, государственное устройство, экономическую деятельность.
Новая Конституция установила целый ряд изменений в политическом режиме, государственном устройстве Сирии, что должно сделать ее более демократическим и современным государством, соответствующим современным принципам справедливого и правового государства, что особенно важно в условиях острейшего политического кризиса, разразившегося на Ближнем Востоке в целом, и в Сирии, в частности.
В рамках данной работы, считаю необходимым изучить систему исполнительной власти в Сирии, что определяет цель исследования.
Задачи направлены на рассмотрение:
Конституция 1973 года, несмотря на то, что это была Конституция административно – командного авторитарного государства, закрепляла, пусть и формально, принцип разделения властей, который можно представить следующим образом (рис.1):
Рис.1. Принцип разделения властей по Конституции 1973 года
Исполнительная власть в системе разделения властей должна представлять собой самостоятельную и независимую ветвь государственной власти. Ее основное назначение - организация практического исполнения Конституции и законов государства в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение публичных (общественных) интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.
Содержание исполнительной власти составляет исполнительно-распорядительная деятельность по непосредственному управлению всеми общественно значимыми сторонами жизни государства. Эта деятельность является подзаконной: она должна осуществляться только на основе и во исполнение Конституции и законов. Реализуя содержание законов, исполнительная власть имеет возможность осуществлять определенные действия по собственной инициативе, т.е. распоряжаться. Исходя из конкретных ситуаций и требований законов, она может обязывать путем одностороннего властного волеизъявления к совершению определенных действий и применять административное принуждение. Отсюда исполнительная власть - это власть, которая не только исполняет законы, но и распоряжается в пределах предоставленных ей законом полномочий.
Устройство и функционирование системы исполнительной власти Сирии изложено во второй главе второго раздела Конституции, в котором высшим органом исполнительной и административной власти назван кабинет министров. В этом разделе говорится также о полномочиях президента республики, а также о местных органах исполнительной власти.
Вопрос о том, является ли президент республики представителем исполнительной власти, является спорным. Многие считают, что президент, являясь главой республики, особенно если речь идет о президентских республиках, к которым можно отнести и Сирию, представляет собой особую ветвь власти – «гаранта конституции» и некоего арбитра, регулирующего взаимодействие всех ветвей власти, а также представляющего государство на внешнеполитической арене. Но с учетом того, что в сирийской Конституции президент отнесен к исполнительной ветви власти, а также то, что указанный выше подход противоречит принципу разделения властей, необходимо рассмотреть и специфику института президентства в Сирии, как одной из составляющих органов исполнительной власти республики.
Вопросы, связанные с постом президента, освещены в статьях 83- 1142.
Во - первых, согласно Сирийской Конституции Президентом Республики может быть только араб, граждан Сирии, достигший 40 лет.
Согласно статье 84 кандидатура президента выдвигалась Партией арабского социалистического возрождения и выносилась на всенародный референдум, данная статья также гласит, что избранным президентом Республики считается кандидат, получивший а6солютное большинство, в противном случае должны быть проведены новые выборы. Срок президентства в Сирии – 7 лет ( ст.85), существует также пост вице-президента, который может исполнять полномочия президента при невозможности их исполнения избранным президентом (Ст.86). Президент республики является лицом неприкосновенным, о чем в статье 91 говорится следующим образом: «Президент Республики не может быть привлечен к ответственности за действия, непосредственно вытекающие из его полномочий, за исключением случаев обвинения в государственной измене». При этом обвинения в адрес президента, равно как и требование о его отставке, могут быть приняты, только если они утверждены 2/3 Народного совета, представляющего собой законодательную власть.
Функции президента и его полномочия отражены в статьях 93 – 114
Конституция объявляет президента Сирийской республики своим гарантом, обеспечивающим нормальное функционирование государственных органов и защиту государства. Также сказано, что «Президент Республики осуществляет исполнительную власть от имени народа в пределах, установленных конституцией», разрабатывает направления общегосударственной политики, контролирует осуществление данной политики. Президентом назначаются или освобождаются от должности и вице – президенты, и министры с их заместителями, и глава кабинета министров. Президент вправе созывать заседания кабинета министров и потребовать о них отчета о работе своего ведомства. Законы в стране утверждаются президентом после одобрения их Народным Советом, однако он может и наложить на них «вето», которое, впрочем, может быть преодолено 2/3 голосов Народного Совета.
Конституция 1973 года наделяла президента достаточно широким кругом полномочий: он издает указы, декреты, решения и постановления; являясь верховным главнокомандующим, он решает вопросы внешней политики – может объявлять войну, мобилизацию, заключать мир, подписывать международные договоры, назначать глав дипмиссий; он может вводить и отменять чрезвычайное положение, обладает правом на помилование и амнистию; назначает и снимает высших должностных лиц, как гражданских, так и военных; он также может инициировать проведение референдума и создавать специальные комитеты и организации.
Особого внимания заслуживают статьи, регулирующие взаимоотношения президента и законодательной власти (107- 111). Президенту дается право роспуска Народного Совета, его созывов на чрезвычайные сессии, а также право осуществления законодательной власти в перерывах между сессиями Народного Совета.
С начала действия данной Конституции в Сирии действовало только 2 президента: Хафиз аль – Асад и его сын Башар аль – Асад ( с небольшим перерывом с 10 июня по 17 июля, когда обязанности президента выполнял вице - президент Абдель Халим Хаддам3.
Структуру и полномочия правительства определяют статьи 115-1284.
Правительство Республики представлено Кабинетом министров, состоящим из председателя, его заместителей и министров и контролирующим исполнение законов и других нормативных актов, а также работу государственных учреждений и организаций. Деятельность министров контролируется председателем кабинета, а также президентом республики. Правительство также обязано в период формирования ознакомить Народный Совет с программой своей деятельности, а также ежегодно отчитываться перед Советом. Министры являются высшими должностными лицами, осуществляющими общую государственную политику в том, что непосредственно относится к ведению данного министерства. Министры не могут совмещать данную должность с любыми, в т.ч. и руководящими постами в частных компаниях, иметь другой оплачиваемы пост или должность, заниматься коммерческой или промышленной деятельностью, однако, им разрешено совмещение данной должности с членством в Народном Совете. Министры могут быть подвергнуты уголовной и гражданской ответственности.
Статья 127 определяет полномочия Кабинета министров:
Начиная с 1963 года пост главы правительства
всегда занимал представитель Партии
арабского социалистического
О местных органах исполнительной власти в Конституции кратко говорится в статьях 129-1307.
Исполнительную власть на местах осуществляют Местные народные советы, которые являются органами, «осуществляющими власть в административно территориальных единицах, установленных законом».
Конституция не определяет полномочий и структуры местных органов исполнительной власти, в ней лишь говорится о том, что « Закон определяет полномочия местных народных советов, способ их избрания, состав, права и обязанности их членов и другие вопросы».
В феврале 2012 года была принята новая Конституция, которая вносит некоторые изменения в систему государственной, в т.ч. и исполнительной власти в Сирии.
В новой Конституции совсем не упоминается Партия арабского социалистического возрождения (БААС). Срок президентства остается по-прежнему семилетним, однако теперь он не может занимать этот пост более двух сроков подряд. Конституцией оговаривается, что кандидат на должность президента должен быть «женат на гражданке Сирии и проживать в Сирии не менее 10 лет». Если ранее кандидатура президента выдвигалась правящей партией, то теперь кандидат на пост президента, может быть выдвинут 25% состава парламента. При этом выборы не могут быть назначены до тех пор, пока не будет выдвинуто два или более кандидатов на этот пост8.
Конституция по-прежнему предоставляет президенту значительные полномочия, а именно:
Статья 95 оставляет за президентом
право назначать премьер-