Система международных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 19:06, реферат

Описание работы

В ядерную эпоху человечество должно выработать новое политическое мышление, новую концепцию мира, дающую надежные гарантии выживания человечества. Люди хотят жить в более безопасном и более справедливом мире».

Содержание работы

Введение______________________________________________________стр.1
1. Методы и способы урегулирования международных споров_________стр.3
1.1 Применение силы____________________________________________стр.4
1.2 Мирные способы урегулирования международных отношений______стр.5
2. Международная политика государства и международные отношения _стр.8
2.1 Функции внешней политики государства________________________стр.8
2.2 Проблемы международной безопасности и сохранения мира в современный период_________________________________________________________стр.11
Заключение ____________________________________________________стр.17
Список литературы______________________________________________стр.18

Файлы: 1 файл

реферат Политология.docx

— 41.55 Кб (Скачать файл)

  Переговоры проводятся даже тогда, когда между государствами не установлены дипломатические отношения.

  Посредничество используется в ситуации, когда стороны конфликта не способны приступить к непосредственному урегулированию спорной ситуации.

6

В таком  случае обращаются к помощи другого  государства или субъекта международных  отношений. Добрые услуги состоят в  том, что субъект международных  отношений, не будучи стороной в споре, пытается склонить стороны к принятию непосредственных мер, разрешающих  конфликтную ситуацию. Тем самым  посредничество состоит в активном участии третьей стороны в  переговорах с возможностью внесения предложений по урегулированию спора, которые не носят обязывающего характера.

  Комиссии по изучению могут созываться сторонами конфликта в случае, когда при обсуждении между сторонами проявляется разница в представлениях о фактическом положении дел (например, по вопросу границ). Такая комиссия только устанавливает факты, и ее позиция не может быть обязывающей для конфликтующих сторон. Комиссия разрабатывает предложения по безопасному решению спорного вопроса.

  Арбитраж (третейский суд) ставит своей целью урегулировать споры, как правило, юридического характера, хотя могут быть также споры, которые включают, в основном, элементы политического характера. Стороны добровольно соглашаются на судебное рассмотрение проблемы третьей стороной. Арбитром может быть государство или международная специализированная организация постоянного или одноразового типа, которая специализируется в какой-нибудь отрасли, например, Постоянный третейский суд и т.д. При рассмотрении спора третейские судьи руководствуются нормами международного права. С согласия сторон они могут в своих постановлениях опираться на доводы целесообразности и рациональности.

  Передача дела на рассмотрение арбитража содержит в себе обязательство добровольного подчинения его решению.

  Международное судопроизводство, точнее говоря, Международный суд создан на основе многостороннего соглашения. Он опирается на международное право, действует непрерывно и является независимым.

  7

Государство может передать ему для решения  международный спор. С момента  передачи дела в компетенцию Международного суда применяются нормы судебной процедуры. Решения суда обязательны  для конфликтующих сторон.

  В международной практике наблюдается возрастание роли международных организаций в решении споров между государствами. Ссылаясь на международно-правовые основы, стороны могут требовать вмешательства международной внесудебной организации, которая считается компетентной в этой проблеме. Международный орган (например, Совет Безопасности) может по собственной инициативе санкционировать способы урегулирования спора.

 

2. Международная политика  государства и  международные отношения

2.1 Функции внешней  политики государства 

Политика  по отношению к другим государствам и ее цели составляют одну их сложнейших проблем, которые исследуются и  подлежат прогнозированию в рамках науки о международных отношениях. К определению понятия международной  политики существуют разные подходы, в  зависимости от толкования сущности политики вообще. Речь идет о деятельности, которая касается выбора целей в  поведении государства и других субъектов международных отношений, а также выбора средств для реализации этих целей с учетом интересов, которые представляют эти субъекты. Регулятивную деятельность государства в отношениях с внешним окружением можно определить, исходя из потребностей сохранения равновесия в интересах всего общества. Цель внутренней политики формулируется с учетом необходимости постановки и реализации заданий функционального равновесия общества, которое всегда имеет непостоянный и относительный характер. Внешняя политика, напротив, может преследовать цель - нарушение такого равновесия,

8

для того чтобы восстановить его на новом, заранее запланированном уровне. Она может также быть направлена на сохранение равнове-1 сия, если это  равновесие содействует в данный период реализации целей внутреннего (экономического) развития страны.

  Гарантия безопасности государства - это цель, вытекающая из необходимости удовлетворения самых насущных потребностей его существования и сохранения. В годину самых серьезных испытаний, особенно в случае проведения оборонительной войны, государство отдает все силы достижению этой главной цели.

  Реальность и рациональность внешней политики определяются средствами, достаточными для достижения поставленных целей. Обычно выделяют следующие виды средств проведения внешней политики:

Политические  средства, которые включают международные  отношения в широком смысле слова, - переговоры, участие в конференциях, сотрудничество в международных  организациях и участие в союзах.

  Экономические средства: использование экономического потенциала страны, зависящее от уровня развития промышленности, финансов, что позволяет влиять на экономику, а также на политику других государств.

Военные средства, среди которых такие, как  численность армии, состояние ее вооружения, дислокация, моральный  дух. Эти средства в наше время  используются редко, особенно в Европе.

  Большое значение для достижения поставленных целей внешней политики и эффективного использования ее средств имеют принципы международной политики государства. Они составляют совокупность правил или основ поведения на международной арене. Свое выражение они находят в общедемократических принципах международных отношений, сформулированных в Заключительном Акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. Участники Заключительного акта приняли на себя обязательства нерушимо соблюдать права человека.                                       9

Внешняя политика исполняет три основные функции:

  Охранительная, заключающаяся в защите прав и интересов своей страны и живущих в ней граждан.

Представительски-информационная, осуществляемая представительством государства и его органов за границей, а также представительством взглядов основных политических сил, которые имеют решающее влияние на структуры власти в государстве. С другой стороны, она проявляется в стремлении информировать свои власти о целях и намерениях руководящих политических сил других государств. Эта функция играет важную роль в формировании правильных представлений о месте государства в расстановке сил на международной арене и дает возможность проведения реалистической внешней политики.

Переговорно-организаторская  функция. Она проявляется в виде инициативных организаторских действий, а также в эффективном использовании внешних контактов государства. Эта функция служит целям практического упорядочения внешнеполитических средств, соотнесения этих средств с целями, а также для определения методов, гарантирующих получение выгоды от реализации уже достигнутых целей и намеченных на будущее.

  Внешняя политика государства со своими функциями и целями составляет органическую часть системы Международных отношений. Именно в этих отношениях Непосредственным образом выражается воля государства и его аппарата. Международные отношения не являются механической суммой внешних политик государств-участников международной жизни. Однако политика государства (особенно сверхдержавы) имеет Наибольшее влияние на формирование этих отношений. Следует подчеркнуть, что внешняя политика государства осуществляется не только в русле международных политических отношений. Ее цели и функции подтверждают, что она должна охватывать все виды отношений, поскольку только таким образом она может выполнять служебную роль, касающуюся внутренней политики как единого целого.          10

2.2 Проблемы международной  безопасности и  сохранения мира  в современный  период

  Главной и неизменной проблемой современности остается сохранение мира и международной безопасности. Понятие "безопасность" является многозначным термином. В целом, однако, под ним понимают положения и условия, при которых не существует угрозы внешнего нападения или достаточно способов отражения такого нападения. Угроза может иметь военный, экономический и политический характер, причем она не всегда может быть ликвидирована военными способами. Фундаментальное значение для безопасности имеют два элемента: территориальная неприкосновенность и политическая независимость. На них опираются другие атрибуты независимого государства, главным из которых является суверенность и способность оберегать основные идеалы и ценности, то есть основу общественно-политического устройства.

Государства, стремясь сохранить и укрепить свою безопасность, используют разные средства, способы и методы. Политологи считают, что государства имеют возможность  выбрать один из вариантов:

Сохраняют вооруженные силы, не связывая себя союзами  с другими государствами.

Принимают участие в союзах, направленных против общего врага, и стремятся  к системе равновесия сил.

Создают систему коллективной безопасности.

Обеспечивают  безопасность в рамках расширяющейся империи, опирающейся на решающий перевес над другими  государствами.

  После окончания Второй мировой войны предпринимались серьезные усилия для создания системы коллективной безопасности в мире. За этот период были приняты четыре миротворческих проекта. Организация Объединенных Наций с момента своего создания (1944 г) заявила о себе как о системе коллективной безопасности, которая под руководством государств-союзников по

11

антигитлеровской  коалиции приняла на себя обязательства  покарать потенциального агрессора  и обеспечить мир во всем мире. Провозглашение Декларации прав человека ООН (1948 г) должно было стать основой мирного обустройства планеты. Однако с ростом противоречий и силового противостояния Востока  и Запада ООН часто оказывалась  не способной выполнять свою миротворческую миссию. Ей приходилось выступать  на стороне одного из блоков, как  это произошло во время агрессии КНДР против Южной Кореи в 1950-1953 гг., когда войска ООН остановили агрессию против Восточного блока.

  В условиях "холодной войны" возникла и получила развитие система запугивания, которая опиралась на ядерное оружие. Политика "равновесия страха" удерживала от использования ядерного оружия обе соперничавшие сверхдержавы (СССР и США) и не давала возникнуть ядерному конфликту. Берлинский кризис (1948 г), который возник вследствие политики СССР, направленной на блокирование путей снабжения и коммуникаций Западного Берлина со странами Западной Европы и США, и Кубинский кризис 1962 г., который разразился в связи с доставкой советских ракет на Кубу и требованием США вывести их из этой страны, выразительно свидетельствовали, что политика "балансирования на грани войны" может привести мир к самому краю пропасти - всемирной атомной катастрофе.

  Понимание опасности политики конфронтации, а также растущее осознание преимуществ тесного сотрудничества (в первую очередь в хозяйственной сфере) привело к созданию и реализации иной политической концепции "Восток - Запад". Эта политика хоть и не вела к радикальному разрешению конфликта между Востоком и Западом, но все ж делала акцент на аспектах сотрудничества в отношениях между двумя противоположными блоками. Такая политика получила название политики разрядки международной напряженности. Ее методом стали переговоры по обеспечению международной безопасности,

12

ограничение вооружений, а также разработка системы  контроля над вооружением. Результатом  ее стало подписание договоров - о  приостановке испытаний ядерного оружия на земле, в небе и под водой, о  нераспространении ядерного оружия и другие. Большой вклад в этот процесс внесли: четырехсторонний договор (СССР, США, Великобритания, Франция) по Западному Берлину (1971 г), договоры СССР и Польши с ФРГ о признании  нерушимости границ, установленных  в результате Второй мировой войны, и другие, а также Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Хельсинки (1975 г), который подписали 35 государств Европы, а также Канада и США. Серьезное значение имел также договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО), подписанный СССР и США в 1972 г.

  Однако советская интервенция в Афганистан (декабрь 1979 г) и введение военного положения в Польше (декабрь 1981 г), а также усиление консервативных настроений в США в начале 80-х годов привели к новому росту международной напряженности между странами Востока и Запада. В ряде стран, особенно в США, возобладало мнение, что из политики разрядки СССР извлекает одностороннюю выгоду: имея доступ к западной технологии, он усиливает гонку вооружений. США провозгласили тогда, что они готовы вести дальнейшие переговоры между Западом и Востоком только с позиций силы. На сессии НАТО США и их союзники высказались за политику "довооружений" и одновременно за переговоры по вопросам ограничения вооружений. Вместо концепции политики разрядки была принята политика равновесия, управления кризисной ситуацией и предотвращения войны.

Информация о работе Система международных отношений