Сравнительный анализ современных идеологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 16:30, доклад

Описание работы

Экономическая концепция либерализма основывается на принципе исходного формального равенства возможностей всех индивидов. Экономическое неравенство рассматривается как результат неравенства природных способностей и усилий, проигрыш в соревновании свободных участников. Экономическим воплощением

Файлы: 1 файл

таблицы политологии.doc

— 124.50 Кб (Скачать файл)

Цыганкова Ксения, 581гр.

 

Таблица №2. Сравнительный анализ современных идеологий

 

Наименование идеологии

Её проявления в экономической сфере

Её проявления в политической сфере

Её проявления в социальной сфере

 

 

Либерализм

Экономическая концепция либерализма основывается на принципе исходного формального равенства возможностей всех индивидов. Экономическое неравенство рассматривается как результат неравенства природных способностей и усилий, проигрыш в соревновании свободных участников. Экономическим воплощением принципов либерализма является свободный рынок,

ничем не ограниченная конкуренция. Принципы либерализма:

1.  Частная   собственность:   люди   усерднее   трудятся   и рациональнее используют ресурсы, когда собственность является частной.

      Ни  одно  правительство  не  может  отбирать  частную   собственность,

частично  или  полностью,  основываясь  на  своем   праве   отчуждения   или

регулирования, равно как и на любом  другом,  за  исключением  тех  случаев,

когда  это  делается  для  общественных  нужд  через  установленную  законом

процедуру  и  после  компенсации   владельцу   полной   рыночной   стоимости отчуждаемой собственности.

     2.  Свобода  обменов:  любые  меры,  препятствующие  законным обменам, сдерживают экономический  рост.

      Право людей открыто торговать легальными товарами и  оказывать  услуги на взаимовыгодных условиях не может подвергаться ограничению федеральными  и местными властями.

      Контроль  за  ценами,  ограничения  на  занятие  определенными  видами

деятельности, законы, административные постановления и  другие  предписания,

ограничивающие торговлю, должны быть запрещены.

    3. Конкуренция: соревнование заставляет с максимальной выгодой

использовать  ресурсы  и  является   постоянным   источником   прогрессивных нововведений.

      Федеральные  власти не имеют права облагать  налогом  либо  ограничивать

квотами импорт или экспорт. 

        4.  Рынок  капитала:  чтобы  рационально  использовать   свои ресурсы, страна должна иметь механизм  направления  капитала в  эффективные

производства и разумные правила ведения бизнеса.

      Высокие  издержки торговли, риски капиталовложений, бегство  капиталов,

повальное   воровство   порождаются   самим   обществом   -   существованием

запредельных налогов, надуманных лицензий, тарифов,  квот,  государственного регулирования заработной платы и ценового контроля.

      Любые злоупотребления  в  этой  сфере  ведут,  в  конечном  счете,  к

торможению развития страны, любого, даже самого богатого, региона.

      5. Финансовая  стабильность: инфляция искажает ценовые  сигналы

и подрывает рыночную экономику.

    6. Низкие налоги:

      Чем больше  средств остается  в  распоряжении  людей,  тем  больше  они

сберегают, тем больше вкладывают в дело, тем больше производят.

     7. Постоянные, эффективные и жесткие правила ведения дел.

      Без этого  немыслимо добиться успеха любого  хозяйства.

Базовые ценности либеральной идеологии:

  • свобода личности, приоритет индивида по отношению к государству, признание права всех людей на самореализацию. Следует отметить, что в идеологии либерализма индивидуальная свобода совпадает с политической свободой и "естественными правами" человека, главнейшие из которых – право на жизнь, свободу и частную собственность;
  • ограничение сферы деятельности государства защищенность частной жизни – прежде от произвола государства; «обуздание государства с помощью конституции, которая гарантирует свободу действий личности в рамках закона;
  • принцип политического плюрализма, свобода мысли, слова, убеждений.
  • разграничение сферы деятельности государства и гражданского общества, невмешательство первого в дела последнего. 

В социальной сфере главным принципом является индивидуализм. Это воплощается в утверждении абсолютной ценности человеческой личности и равенстве всех людей, признании неотчуждаемости человеческих прав на жизнь и на обеспеченное существование. Однако проблеме реализации последнего права, особенно низшим слоям общества, либерализм уделял очень мало внимания. Теоретики этой идеологии обосновывали необходимость прежде всего создания таких условий в обществе, которые не тормозили бы инициативу и деятельность каждого в стремлении жить в законном достатке и поощряли, вознаграждали трудолюбие и деловитость.

Коммунизм

В противовес господствовавшему в XIX в. либерализму марксизм сформулировал учение о построении справедливого общества, в котором будет покончено с эксплуатацией человека человеком и будут преодолены все виды социального отчуждения человека: от власти, собственности и результатов труда. Такое общество было названо коммунистическим.

К экономическим идеям коммунизма относится:

1. Экспроприация земельной  собственности и обращение земельной  ренты на покрытие государственных  расходов. 
2. Высокий прогрессивный налог. 
3. Отмена права наследования. 
4. Конфискация имущества всех эмигрантов и мятежников. 
5. Централизация кредита в руках государства посредством национального банка с государственным капиталом и с исключительной монополией. 
6. Централизация всего транспорта в руках государства. 
7. Увеличение числа государственных фабрик, орудий производства, расчистка под пашню и улучшение земель по общему плану. 
8. Одинаковая обязательность труда для всех, учреждение промышленных армий, в особенности для земледелия. 
9. Соединение земледелия с промышленностью, содействие постепенному устранению различия между городом и деревней.

Главным и необходимым орудием построения Коммунизма выступает социалистическое государство, с помощью которого трудящиеся управляют производством, направляют его развитие в интересах всего общества, осуществляют контроль за мерой труда и мерой потребления, защищают свои социальные завоевания от враждебных классов извне и от "... тунеядцев, баричей, мошенников и тому подобных „хранителей традиций капитализма". С построением социализма государство диктатуры пролетариата превращается в политическую организацию всего народа при руководящей роли рабочего класса во главе с его политическим авангардом — Коммунистической партией. Политическая основа общества, строящего Коммунизм, — союз рабочего класса и крестьянства. В период строительства Коммунизма управление общественными делами, всей жизнью общества имеет политический характер и предполагает учет интересов, как всего народа, так и составляющих его дружественных классов и социальных групп.

Главные направления развития государственности в период создания Коммунизма — развитие и совершенствование социалистической демократии, укрепление сознательной дисциплины и повышение чувства ответственности всех граждан, их активное участие в управлении государством, в руководстве хозяйственным и культурным строительством, улучшение работы государственного аппарата и усиление народного контроля за его деятельностью, укрепление законности и правопорядка. Всемерно развиваются демократические основы управления, усиливается роль общественных организаций трудящихся. Все процессы создания нового общества в материальной и духовной сферах могут протекать успешно, если усилия масс на решение задач строительства Коммунизма организует и направляет Коммунистическая партия, вооружённая передовой теорией.

Базовые ценности при этом следующие:

  • общественная собственность на средства производства материальных благ;
  • классовый подход к регулированию социальных отношений (главная цель — защита интересов неимущих слоев в ходе классовой борьбы за искоренение частной собственности на средства производства; пролетарская революция — путь достижения этой цели);
  • воспитание нового человека, презревшего материальную выгоду, ориентированного на моральные стимулы к труду;
  • забота об общественных интересах взамен индивидуализму, труд на общее благо («кто не работает, тог не ест»);
  • идеал равенства и принцип эгалитаризма, т. е. «равенство результатов» против «равенства возможностей» в либерализме;
  • коммунистическая партия как главный механизм интеграции элементов социальной структуры (для полной реализации этой функции партия должна срастись с государством, которое под ее руководством постепенно заменится системой общественного самоуправления).

В социальной сфере коммунизм ориентируется на преодоление социально-классовых различий, преодоление различий между городом и деревней, физическим и умственным трудом, создание бесклассового общества, достижение полного социального равенства и т.п. Духовные ценности рассматриваются коммунистами с "классовых позиций", считается, что они ценны настолько, насколько способствуют задачам социалистической революции и создания коммунистического общества.

Идеология предполагает, что развитие общества окончательно превратится в сознательный, планомерно направляемый процесс. Будет осуществлено научное управление не только развитием производства, но и всего общества. Духовное производство станет играть определяющую роль в совокупном общественном производстве. Разовьются все формы духовной культуры. Полностью отомрёт религия.

Социализм

Еще в "Манифесте Коммунистической партии" Маркс и Энгельс сформулировали основное условие общественного прогресса: свободное развитие каждого является условием свободного развития всех. Они полагали, что при социализме этот принцип будет осуществлен. На этой основе, по мнению марксистов, произойдет своего рода интеллектуальный взрыв, гигантски ускорится развитие производительных сил и будут достигнуты высшая, против капитализма, производительность труда, высочайший уровень благосостояния народа (все богатства польются полным потоком).

Экономика социализма основана на трех принципах: общественная собственность, плановое хозяйство, распределение по труду.

1) Общественная собственность не может не быть собственностью государственной. При ней исчезает хозяин. Все общее и все ничье. Ее черта - ничейность. Всем управляет чиновник, который тоже не хозяин. Поэтому бюрократизм, некомпетентность, расточительность - черты этой собственности. Все это ведет не к прогрессу, а к регрессу.

2)  Планомерность — не что иное, как иллюзия. Ведь планомерность возможна при решении трех задач: 1) измеримости потребностей; 2) точного знания будущего; 3) возможности в короткие сроки увязать всех производителей между собой, рассчитать все связи между ними в натуре, ассортименте, в реальном режиме времени. Нетрудно доказать, что все эти три задачи не имеют решения. Плановая экономика убивает инициативу. Это казарменная экономика, экономика дефицита, это производство для производства, а не для человека.

3) Распределение по труду возможно только в том случае, если можно измерить не затраты рабочей силы или рабочего времени, а трудовой вклад, что невозможно в принципе, так как предполагается, что труд каждого с самого начала до реализации продукции является непосредственно всеобщим трудом.

С экономической, и с любой другой точки зрения, социализм неосуществим, а поэтому утопичен, так как ведет общество не к прогрессу, а к хаосу, разрушению, регрессу.

Социалистическая идеология абсолютизирует пролетарский тип общественного сознания, рассматривая пролетариат как особый класс, наделенный исторической миссией свержения капитализма и гегемонии в социалистической революции. Революция должна быть последним насилием в истории человечества. За ней последует краткий этап диктатуры пролетариата, затем отмирание государства и наступит эпоха свободного самоуправления трудящихся масс. Государство понимается социализмом как классовый по своей природе социальный институт, сущность которого состоит в том, что это орудие насильственного удержания власти правящим классом.

Органы общественного самоуправления существуют, но они не являются политическими, они заняты управлением производством, а не людьми. В связи с инерционностью форм общественных отношений по отношению к их содержанию, внешняя форма этих органов самоуправления может напоминать старые, государственные органы управления, но сущность их другая. Одной из важных функций таких органов при социализме является контроль над мерой труда и мерой потребления, защита распределения по труду — остатка неравного права, до тех пор, пока оно не будет полностью сменено распределением по потребностям.

Социализм опирается на гуманистические представления о гармонично развитой личности, необходимости удовлетворения материальных и духовных потребностей индивида, однако все эти идеологемы сводятся на нет возведенным в принцип ограничением индивидуальной свободы.

Социализм - это идеология, имеющая корни в древней общечеловеческой мечте об обществе, где могут быть реализованы на практике принципы социальной справедливости и равенства людей. В отличие от либерализма здесь равенство понимается не как формальная одинаковость исходных позиций в соревновании, а как реальное и охраняемое государством равенство экономических и социальных возможностей всех членов общества. Этот принцип тесно связан с другой базисной идеей — идеей приоритета коллективизма по отношению к индивидуализму.

Для социалистической идеологии высшая ценность — коллективное благо, во имя которого могут быть принесены в жертву любые индивидуальные интересы. Именно поэтому в идеологии социализма считается возможным и правильным ограничение индивидуальной свободы: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Свобода рассматривается всего лишь как осознанная индивидом необходимость подчиняться обществу.

Социал-демократизм

В экономике социал-демократизм выступает за социально-ориентированную рыночную экономику с элементами планирования, допуская ограниченное государственное регулирование в народном хозяйстве, а также создание эффективного механизма регулирования для защиты интересов малых предпринимателей и наемных работников.

  • Экономика должна быть плюралистической.
  • Отказ от классовой борьбы.
  • Расширение социальной базы, представленной не только рабочим классом, но и интеллигенцией, представителями мелкого и среднего бизнеса.

Социал-демократия принципиально отстаивает равенство и защиту всех форм собственности и поддерживает принцип справедливой торговли. 

Краеугольным камнем социального прогресса общества, по мнению социал-демократов, является принцип социального партнерства, развитие экономической демократии. В социальной сфере социал-демократы выступают за сокращение социальной дифференциации между людьми с высокими и с низкими доходами за счёт введения прогрессивного налога на доходы индивида, за создание сильного среднего слоя и соблюдение принципа солидарности в отношениях между поколениями.

Главными ценностями провозглашены идеалы: свобода; справедливость; солидарность; признание политического плюрализма, рыночной экономики и парламентской демократии, при ориентации на «третий путь» развития, находящийся между капитализмом и государственным социализмом.

Политика государства направлена на то, чтобы подтянуть уровень жизни неимущих слоев населения к уровню жизни имущих слоев населения. Государство обязано обеспечить условия для полной занятости и содержать развитую систему социального обеспечения. В идеале цель состоит в сокращении социального неравенства путем предоставления социальных услуг в важнейших сферах жизни. К этим услугам относятся:

  • система семейных пособий на детей;
  • бесплатное школьное образование;
  • обеспечение в старости;
  • пособие по безработице;
  • обеспечение жильем и т. д.

Во внешней политике социал-демократия выступает за сокращение военных расходов, снижение международной напряженности и разрешение разногласий мирными средствами. Особо акцентируется принцип мультилатерализма во внешней политике, предполагающий активное развитие сотрудничества в рамках международных организаций. 

Социал-демократизм в социальной сфере отстаивает:

повышение качества жизни; гуманизацию условий труда; восстановление экологического равновесия и охрана окружающей среды; разработку и поддержание социальных программ, направленных на обеспечение роста среднего класса, достижения высшего уровня политической, социальной, экономической свободы, социального равенства и справедливости, особенно в сфере образования, здравоохранения, культуры и информации;

  • В сфере образования и культуры социал-демократы выступают за доступность образования и культурных ценностей для широких слоев народа, обеспечение бесплатного общего образования, а также мирное сосуществование и гармоничное развитие различных культур и цивилизаций. 
  • В сфере защиты окружающей среды социал-демократия старается сбалансировать потребности общества с сохранением природного многообразия, чтобы люди могли существовать в гармонии с природой, а не противопоставляя себя ей.

Консерватизм

В сфере экономики консерватизм предполагает абсолютизацию традиционных для данного общества, обычно аграрно-патриархальных, отношений и противостоит идее свободного рынка и индустриальной модернизации.

Консерваторы так же, как и либералы, делают ставку на развитие бизнеса, частного предпринимательства. Они выступают против жёсткого контроля со стороны государства за функционированием экономики. Экономика должна иметь максимум свободы. Свобода многими консерваторами трактуется как право каждого человека на собственность и неограниченную конкурентную борьбу в обществе. Частная собственность священна и неприкосновенна. Она – гарантия личной свободы, процветания и социального порядка. Поэтому никто не имеет права посягать на частную собственность, отчуждать её под каким бы то ни было предлогом в свою пользу.

Консерватизм базовыми ценностями называет порядок, стабильность и традиционализм. Эти ценности проистекают из политической теории, согласно которой общество и государство являются результатом естественной эволюции, а не договора и объединения граждан, как считает либерализм. Логика прогресса задана свыше, поэтому нет необходимости вмешиваться в ход исторического развития. Принципы частной собственности, рынка и свободного предпринимательства есть естественный результат развития общества.

Политическими идеалами консерватизма являются сильное государство, четкая политическая стратификация, когда власть принадлежит элите, а свобода есть осознанная лояльность граждан и групп.

Будучи почвеннической идеологией, консерватизм тяготеет к принципам национальной обособленности, сильной государственности в традиционных для данного общества формах.

Вначале консерваторы высказывали недоверие к демократии, особенно популистского толка, консерваторы стали сторонниками элитарной демократии, когда демократический механизм даёт возможность формировать профессиональную политическую элиту и выдвигает к власти достойных (принцип меритократии – власть должна нахдиться в руках достойных людей, выходцев из различных социальных групп). Достойное - достойным, – таков принцип консерваторов применительно к социальному статусу личности. Участие масс в политике должно быть ограничено и находиться под контролем.

Консерваторы полагают, что любое изменение представляет собой социальное зло и чревато неприятностями и катастрофами, поэтому сопротивляется любым инновациям, даже тем, которые несут в себе какие-то позитивные элементы.

Человек, в понимании консерваторов, существо несовершенное и греховное, нуждающееся в опеке нравственных и религиозных ориентиров (заповедей, моральных принципов). 

Общественная жизнь должна опираться на традиции, обычаи, ценности прошлого.

Отрицание возможности социального равенства. При этом консерватизм позитивно относится к идее равенства людей перед Богом. Равенство существует в области морали и добродетели, возможно даже политическое равенство.

Консерваторы – приверженцы строгой иерархии общества, в котором каждый человек занимает строго отведённое ему место, соответствующее его статусу.

Консерваторы выступают за создание в обществе системы социального самообеспечения.

Фашизм

Существенным элементом экономической доктрины фашистских партий была вера в то, что экономические страдания эксплуатируемых классов уйдут в прошлое, как только нация завершит своё культурное и духовное возрождение.

Основным содержанием экономической сферы фашизма и основным направлением выхода из кризиса становится всеобщая милитаризация экономики на основе тесных связей между государством, монополистами и правящей партией и переход к преимущественно административному управлению экономикой.

Всеобщая милитаризация экономики становится главным направлением экономической политики, которая проводится под лозунгом "пушки вместо масла". Милитаризация экономики проводится ускоренными темпами и рассматривается как основное средство выхода из кризиса. Значительно возростают расходы государственного бюджета, которые стимулировали высокие темпы роста производства военной продукции, в первую очередь отраслей тяжелой промышленности: металлургии, транспортного машиностроения, электроэнергетики, химии и др. Эти предприятия в первую очередь снабжались кредитами и обеспечивались всеми необходимыми ресурсами.

Государство фактически определяет все важнейшие направления деятельности аграрных хозяйств: объемы производства, конкретные виды производимой продукции, цены, объем обязательных поставок государству. Производство сельскохозяйственной продукции было поставлено под жесткий государственный учет.

 В сельском хозяйстве  проводится политика укрупнения хозяйств.

Борьба с безработицей проводится своеобразными мерами, характерными для диктаторского режима-формирование системы принудительного труда. 

 

Фашисты были, прежде всего, радикальными государственниками. Для фашистских теоретиков именно государство во главе с вождем — воплощение группового сознания.

Предпосылки фашизма непосредственно определяются отсутствием законов, направленных на борьбу с политическим радикализмом и экстремизмом (особенно в националистической форме), отсутствием целенаправленной, поддерживаемой государством пропаганды против крайних форм политического участия, благожелательным отношением к историческим фактам сотрудничества с преступными режимами или политическими деятелями, распространением мессионерских идей и концепций.

С другой точки зрения фашизм интерпретируется как идеология, не имеющая определенного идейного содержания и формирующаяся там и тогда, где и когда в идейных и практических устремлениях политических сил на первый план выступают цели подавления демократии, а жажда насилия и террора подчас заслоняет задачи захвата и использования власти.

      Политическая линия такого движения неразрывно связана с утопическими идеями превосходства тех или иных расовых, этнических, классовых, земляческих и иных групп общества, агрессивностью политических требований, чертами национального милитаризма, апелляцией к низменным человеческим чувствам и предрассудкам.

Политическое оформление подобных идеологических учений и доктрин сопровождается отвержением демократии как системы власти, полным приоритетом национального кодекса нравственности над общечеловеческими ценностями, безудержной демагогией в формировании общественного мнения, насаждением культа вождя. В этом смысле фашизм предстает как ультрареакционная, антигуманистическая идеология, на основе которой складываются политические движения мобилизационного типа, ориентированные на реализацию мифических идей и целей и прокламирующие непрерывную борьбу с врагами.

В отличие от либерализма, консерватизма и коммунизма, защищающих интересы отдельных социальных групп, фашизм опирается на идею расового превосходства и призывает к интеграции населения вокруг целей национального возрождения.

В основе фашистского взгляда на мир и общество лежало социал-дарвинистское понимание жизни отдельного человека, нации и человечества в целом как активной агрессии, биологической борьбы за существование. Побеждает, с точки зрения фашиста, всегда сильнейший. Таков высший закон, объективная воля жизни и истории. Социальная гармония для фашистов заведомо невозможна, а война – высшее героическое и облагораживающее напряжение человеческих сил. 

Фашизм отрицал гуманизм и ценность человеческой личности. Ее следовало подчинить абсолютному, тотальному (всеобъемлющему) целому – нации, государству, партии. 

В центре фашистской доктрины находился не человек, а коллектив – нация (у германских нацистов – «народное сообщество»). Нация – это «высшая личность», государство – «неизменное сознание и дух нации», а фашистское государство – «высшая и самая мощная форма личности», – писал Муссолини. 

Отрицая права и свободы личности как «бесполезные и вредные», фашизм защищал те проявления, которые он считал «существенными свободами» – возможность беспрепятственной борьбы за существование, агрессию и частную экономическую инициативу.

Национализм

Национализм в настоящее время стал приобретать экономические формы. Теперь он также обозначает торговые барьеры, защиту активов, запрет на прямые иностранные инвестиции, внедрение политики, поощряющей «домашние» фирмы и работников, государственный капитализм, меры против чрезмерной миграции.

 

В идеологии национализма происходит слияние идеи этноса с идеей страны для этого этноса. На данной основе возникают движения, настойчиво требующие совмещения политических границ с этническими границами. Национализм может согласиться с присутствием «ненационалов» во имя нации или ратовать за их ассимиляцию, изгнание, даже уничтожение. Большинство исследователей настаивают на патологической природе национализма, его страхе перед инородным и оттого ненависти к нему, на близости к расизму и шовинизму. Тем самым национализм превращаемся в одну из наиболее опасных современных идеологий.

 

Идеологические концепции националистической ориентации основываются на принципе малозначимости индивидуального, личностного начала и требуют его безукоснительного подчинения коллективному интересу нации. В них утверждается приоритет народной «почвенной» культуры по отношению к творчеству «космополитической» интеллигенции. Все это подкрепляется ссылками на сакральное прошлое нации, которое романтизируется и приукрашивается. Вечными темами национализма являются вопросы о «начале» исторической судьбы своего народа, его великом будущем, месте в мире, особой религиозной, культурной и исторической миссии, об основаниях его уникальности, чертах национального характера и ментальности.

Идеология национализма рассматривает национальные и этнические черты как самоценность, своего рода субстанцию исторического существования, этническое подвергается сакрализации, становится объектом своего рода культа. Идеология национализма сводит этнические различия к генетическим, а генофонд нации и его внешние проявления (такие, как антропологическая типизация) определяются как единственный фактор, конституирующий национальную целостность.

 

Анархизм

Экономические отношения между людьми основаны на «системе взаимности», предполагающей равновесие собственности, равноценный обмен товаров и услуг, беспроцентный кредит, федеративное устройство общества, которое заменит государство.

Анархизм занимает во многом противоположные фашизму позиции в отношении государства.

Анархистский социальный порядок, не допускает никаких принудительных действий со стороны государства. Данная позиция, а также сопутствующие ей обстоятельства —нерушимая свобода личности и абсолютное право собственности на свое тело и свои владения — во многом воспринимаются как данность. Права есть выражение «естественной свободы» и анархия — возможность их реализации.

Любое государство воспринимается анархистским сознанием как абсолютное зло, оно — источник всех социальных пороков.

Прудон считал, что личности и общины, будучи суверенными субъектами,  должны заключать между собой договора и согласовывать действия, исходя из своих интересов и сохраняя самоуправление и независимость. В результате на смену централизованному государству должно прийти самоуправляющееся федеративное общество. Прудон признавал только одну правовую норму - соблюдение свободных договоров. Договорной порядок должен заменить порядок государственный, а вместо политического деления общества возникнет экономическое, когда все люди объединятся в некую федерацию ассоциаций на началах взаимопомощи, мютюэлизма

Социальные постулаты:

  • Свобода от принуждения предполагает отказ от принуждения одних людей другими к участию в какой бы то ни было деятельности, будь то в интересах отдельного человека или даже всего общества, против его воли. Участие в общественно значимых действиях либо проектах должно осуществляться по мысли анархистов не под внешним давлением, но при условии проявления личной ответственности перед обществом, частью которого он является.
  • Свобода ассоциаций предполагает, что в обществе, организованном на анархистских принципах возможны любого рода ассоциации для удовлетворения всех общественных потребностей. Все общественные структуры должны создаваться свободно объединившимися людьми, обладающими равным правом определять будущее общества.
  • Взаимопомощь —люди работают сообща, их деятельность заметно эффективнее, нежели когда каждый работает поодиночке. Коллективное взаимодействие — это укороченный путь к достижению необходимого результата при возможно меньшей затрате усилий.
  • Разнообразие — залог наиболее полноценной жизни каждого отдельного человека, из которых состоит общество. Можно сказать, что разнообразие — это более экологичная форма организации, так как подразумевает индивидуализированный подход к производству и потреблению, и, кроме того, анархисты полагают, что общественные организации более эффективно удовлетворяют интересы людей тогда, когда те имеют возможность формировать их по своему усмотрению. Когда человеческая жизнь основывается на разнообразии, люди взаимодействуют более естественно и непосредственно. Кроме того, разнообразие приводит к тому, что отдельных людей становится всё сложнее контролировать.
  • Равенство — означает отсутствие иерархии, одинаковые для всех возможности удовлетворения своих личных потребностей в искусстве, творчестве, продуктах труда, а также равный доступ ко всем общественным благам, в том числе последним достижениям науки и техники.
  • Братство/сестринство подразумевает, что все люди являются равными, что интересы и потребности одних не могут быть важнее и/или ценнее интересов и потребностей других людей.

 


Информация о работе Сравнительный анализ современных идеологий