Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 08:50, реферат
Как политическая структура государство имеет сложное строение и включает в себя систему органов и учреждений, которая получила название механизм государства.
В структуре государства выделяют три ветви государственной власти и соответственно три вида органов власти:
законодательная власть, которая принимает законы и другие важные документы, определяющие жизнь страны (в разных странах органы законодательной власти имеют разные названия, например в США - Конгресс, в Финляндии - Сейм, в России - Федеральное Собрание);
3. Структура и формы государства.
Как политическая структура государство имеет сложное строение и включает в себя систему органов и учреждений, которая получила название механизм государства.
В структуре государства выделяют
три ветви государственной
В системе управления можно выделить
также институт главы государства (институт президентства
или институт монархии), контрольно-надзорные
органы, осуществляющие контроль за исполнением
норм права и привлечения виновных к ответственности
(прокуратура, специальные органы контроля),
органы государственной безопасности,
вооруженные силы, местные органы власти.
Дальнейший анализ государства связан
с выделением возможных форм государства.
1. Формы государственного
правления. Форма правления государства - это структура
высших органов государственной власти,
порядок их образования и распределения
компетенции между ними. Государства по
форме правления классифицируются на республики и монархии.
Монархия (с греч. monarhia
- единовластие) - форма правления, при
которой верховная государственная власть
осуществляется единолично и переходит,
как правило, по наследству. Монархическая
форма правления характерна сегодня для
50 государств, из которых 12 - европейские.
Современные формы монархии представлены
такими разновидностями, как абсолютная
монархия (Саудовская Аравия, Оман, Катар),
конституционная парламентская монархия
(Великобритания, Испания, Норвегия, Япония
и др.) и дуалистическая монархия (Бахрейн,
Иордания, Кувейт, Марокко).
При абсолютной монархии в
руках монарха сосредоточивается вся
полнота государственной власти. Монарх
сам издает законы, руководит внутренней
и внешней политикой государства, назначает
и смещает правительство, вершит высший
суд.
Конституционная
парламентская монархия характе
В чем смысл сохранения института
монархии в этих странах? Это определенный
общенациональный символ, в котором
актуализируется историческая память
народа.
В дуалистической монархии полномочия
монарха ограничены в законодательной
сфере, но достаточно широки в сфере исполнительной
власти, парламент, наоборот, не имеет
влияния ни на формирование правительства,
ни на его состав и деятельность. Этот
тип монархии имеет тенденцию к перерастанию
в конституционную монархию либо в республику.
Республика (от лат. res publicа
- общественное дело) - форма правления,
при которой верховная государственная
власть осуществляется выборными органами,
избираемыми населением на определенный
срок.
В современных государствах преобладают две основные разновидности республиканской формы правления:
Парламентская
республика. Эта форма правления мало чем отличается
от парламентской монархии (некоторые
политологи приводят пример Великобритании
как классического парламентского правления).
В основу правления положен принцип: слабый
президент - сильный парламент. Президент,
как и монарх, является формальным главой
государства, но его самостоятельная роль
невелика. Фактически исполнительная
власть сосредоточена в руках главы правительства.
Существенное место в балансе ветвей власти
принадлежит парламенту: он назначает
и смещает главу исполнительной власти,
формирует из своего состава правительство
и может высказывать ему недоверие. В то
же время президент может обладать правом
роспуска нижней палаты парламента, например
в Германии, а в Великобритании этим правом обладает премьер-министр.
Президентская республика. Классическим
примером данной формы правления являются
США. Эта форма правления строится по принципу:
сильный президент - сильный парламент,
что предполагает более последовательное
разделение полномочий законодательной
и исполнительной власти (в ряде стран
Латинской Америки, которые пытались скопировать
американскую модель, утвердились суперпрезидентские
республики, т.к. власть президента не
уравновешивается действительно сильным
парламентом). Президент одновременно
является главой государства и главой
исполнительной власти. Он избирается
всенародным голосованием и имеет фиксированный
срок полномочий. Президент назначает
правительство и определяет его состав.
По отношению к высшему представительному
органу (парламенту) президент имеет право
накладывать вето на его законодательные
акты. Право вето носит относительный
характер: парламент повторно проголосует
за отвергнутый закон, но чтобы преодолеть
президентское вето, сторонники закона
должны собрать 2/3 голосов. В исключительных
случаях, например когда президент обвиняется
в преступлениях и в нарушениях конституции,
парламент имеет право на импичмент - право на возбуждение
процесса досрочного освобождения главы
государства от должности и привлечения
его к судебной ответственности. Подобная
модель разделения властей способствует
укреплению их взаимозависимости и взаимоконтролю.
В ряде стран сложились формы правления,
которые с трудом подходят под вышеназванные
"чистые" формы. Их называют смешанными. Эти модели
могут быть самыми разнообразными: одни
из них тяготеют к парламентским формам
правления, другие - к президентским.
Западные политологи М.С. Шугарт и Дж.М. Кэри выделили три возможные модели:
Премьер-президентская модель (Франция в условиях Пятой республики, Финляндия) предполагает следующую модель разделения властей:
Объем полномочий президента может варьироваться в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности от того, принадлежит ли парламентское большинство к той же партии, что и президент.
Президентско-парламентская модель (Перу, Эквадор) предполагает:
У политологов нет единого мнения
относительно формы правления, сложившейся
в современной России. С определенными
оговорками она может быть отнесена
к президентско-парламентской
Ассамблейно-независимая модель сложилась
в Швейцарии. Хотя парламент избирает
правительство (Федеральный Совет), он
не может его отозвать, выразив вотум недоверия.
Правительство обладает правом законодательной
инициативы. Федеральный Совет осуществляет
функции "коллективного президента".
Ежегодно из его состава избирается президент,
который осуществляет чисто представительские функции.
2. Формы государственного устройства характеризуют
территориальное деление государства
и соотношение полномочий центральных
и региональных (местных) органов власти.
Основными формами государственного территориального
устройства являются унитарное государство, федерация и конфедерация.
Унитарное (от лат. unitas
- единство) государство предполагает
распространение на всю его территорию
единой системы права, органов государственной
власти и управления, единого гражданства
(Болгария, Великобритания, Венгрия). Местные
органы управления не обладают какой-либо
политической самостоятельностью, но
могут быть самостоятельными в хозяйственной
и социально-культурной сферах. Унитарные государства бывают централизованными (
Федерация (от лат. federatiо
- союз, объединение) - это сложное союзное
государство, состоящее из государственных
образований (штатов, кантонов, республик,
земель и т.п.), обладающих определенной
политической самостоятельностью в рамках
распределения полномочий между общефедеральным
центром и субъектами Федерации. Классическое
возникновение федеративных государств
осуществлялось "снизу" "вверх"
через интеграцию ранее самостоятельных
государственных образований в единое
государство. Правда, инициатива "снизу"
могла подкрепляться силовым воздействием:
гражданская война в США (1861-1865 гг.), политика
О. Бисмарка по объединению Германии.
Федеральные конституции (в более редких
случаях - договор) устанавливают степень
самостоятельности субъектов Федерации.
Отношения между центром и субъектами
строятся на основе фиксации пределов
самостоятельности ее субъектов в различных
сферах и распределения полномочий: часть
из них является исключительной компетенцией
федерального центра, другая - субъектов
Федерации, третья - совместной компетенции.
Субъекты Федерации могут иметь собственные
конституции, правовую и судебную систему,
свои органы власти и управления, свое
гражданство. В большинстве случаев члены
федерации не имеют права одностороннего
выхода из союза. Как правило, в таких государствах
существует дополнительное разделение
самой законодательной власти между двумя
палатами парламента. Одна палата является
органом представительства субъектов
федерации, другая - органом общефедерального
представительства. В Федеральном Собрании
российской Федерации эти функции соответственно
выполняют Совет Федерации, в который
входят по два представителя от каждого
субъекта (по одному от законодательного
и исполнительного органа государственной
власти), и Государственная Дума; в Федеративной
Германии - Бундесрат и Бундестаг; в США
- Сенат и Палата представителей.
Федерации создаются по различным признакам:
Наконец, федерация может представлять
собой смешанный тип, сочетая
в себе оба основания (современная
Россия, Пакистан). Разнотипный характер
Российской Федерации проявляется
в наличии трех видов субъектов,
что закреплено ст. 5 Конституции
РФ: национальные республики, административно-
Сложность федеративного построения России
проявляется также в том, что один субъект
Федерации (автономия) может входить в
состав другого субъекта (область, край).
Подобный принцип "два в одном" порождает
комплекс экономических и административных
проблем в сложносоставленных регионах
(Тюменская область, Красноярский край
и др.). На волне суверенизации 90-х гг. резко
обострилась проблема децентрализации
подобных регионов, выразившаяся в желании
автономий стать полностью самостоятельными
и независимыми от областной (краевой)
власти. В первую очередь, эти проблемы
коснулись тех сложносоставленных субъектов
Федерации, где наблюдается большой разрыв
между субрегионами по основным показателям
экономического развития и уровню жизни.
Мировой же опыт, в том числе история последних
лет существования СССР, показывает, что
чрезмерная экономическая гетерогенность ч
Таким образом, федерализм - явление сложное
и противоречивое. Он может сочетать в
себе тенденцию к централизации и децентрализации,
центростремительные и центробежные силы.
Добавим к сказанному выше, что центробежные
силы, раскалывающие федерацию, могут
определяться языковой, религиозной и
культурной гетерогенностью общества.
Центробежным противостоят центростремительные
силы, которые объединяют федерацию: хозяйственно-экономические
связи, финансовая система, расходы федеральной
власти на социальные программы, содержание
вооруженных сил и др.
Ряд ученых выделяют симметричные и асимме
Конфедерация - союз юридически
и политически независимых государственных
образований для осуществления конкретных
совместных целей2. Такими целями являются оборона, внешняя
политика, экономическое сотрудничество.
Члены конфедерации сохраняют свой государственный
суверенитет, независимую систему органов
власти, собственное гражданство, валюту
и законодательство. Конфедеративное
государство неустойчиво и перерастает
либо в федерацию (США в ХVIII в., Швейцария
в XIII в., Германия ХIХ в.), либо распадается.
В историческом прошлом мира встречалась
такая специфическая форма государственного
устройства, как империя (например, Бельгийская,
Британская, Российская). Империи имели
обширную территориальную основу, разнородный
этнический состав населения и строились
на основе господства и подчинения между
центром и периферией, метрополией и колонией.
В настоящее время появляются новые формы
межгосударственных союзов, которые трудно
отнести к какой-либо конкретной форме
государственного устройства. Примером
может быть Содружество независимых государств
(СНГ) - более аморфная, нежели конфедерация,
форма объединения государств. И напротив,
государства Европейского Сообщества,
создав единый рынок, единую валюту и наднациональные
политические органы - Европарламент,
Совет Евросоюза, Европейский суд, выражают
тенденцию к объединению в специфическую
ассоциированную форму государственного
устройства.
8. Сущность власти: основные теоретические подходы
Осью, вокруг которой вращается вся политическая жизнь, является власть. Она вездесуща и пронизывает все структуры общества, выступая его цементирующим элементом, поддерживая внутреннюю целостность, организованность и иерархичность общественных отношений. Общество, лишенное власти, пронизано хаосом.
В политологической теории не сложилось единого определения власти. Наиболее часто приводятся следующие определения:
Приведенные определения не являются
взаимоисключающими. Акцентируя внимание
на различных аспектах власти, они
взаимно дополняют друг друга.
Признавая факт, что на сегодняшний день
в науке не сложилась общая теория власти,
отечественные политологи систематизировали
многочисленные теории власти. Было выделено
несколько концептуальных подходов в
рассмотрении сущности власти.
1. Реляционистские теории (от англ.
relation - отношение) понимают власть как
взаимодействия индивидов, в которых один
индивид изменяет поведение другого.
Этот подход представлен несколькими вариантами: