Судебная система россии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 06:51, контрольная работа

Описание работы

Неотъемлемое свойство судебной власти заключается в том, что ее осуществление доверяется только специально учреждаемым государственным органам – судам. Эти государственные органы во многом отличаются от других государственных органов, в том числе выполняющих законодательные и исполнительные функции.
Отличие выражается не только в специфике их полномочий, но и в построении судов, прежде всего – в порядке формирования судейского корпуса, который в конечном счете вершит то, что называется судебной властью.

Содержание работы

Введение............................................................................................................................................3
1 Понятие и место судебных органов в системе государственной власти России
1.1 Понятие и признаки судебной власти.................................................................................3
1.2 Место судебной власти в системе органов государственной власти Российской
Федерации………………………………………………………………………………....7
2 Организация судебной системы в России
2.1 Суды конституционной юрисдикции и их задачи.............................................................9
2.2 Суды общей юрисдикции....................................................................................................12
2.3 Суды арбитражной юрисдикции........................................................................................15
Заключение.....................................................................................................................................17
Список использованных источников..........................................................................................18

Файлы: 1 файл

КР Правоведение.docx

— 54.43 Кб (Скачать файл)

является  непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным  судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области  и автономных округов, военным судам  военных округов, флотов, видов и  групп войск;

дает  разъяснения по вопросам судебной практики.

Полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда РФ устанавливаются  федеральным конституционным законом.

Конституция Российской Федерации позволяет  сделать ряд важных выводов относительно общей характеристики роли Верховного Суда РФ как высшей судебной инстанции  в системе общих судов, в частности, о том, что: а) Верховный Суд обладает юрисдикцией на всей территории России; б) решения, приговоры, определения  и постановления о назначении судебного заседания, вынесенные Верховным  Судом, в кассационном порядке обжалованию  и опротестованию не подлежат; в) Верховный  Суд вправе пересмотреть в установленном  порядке решение, приговор, определение  и постановление любого нижестоящего суда общей юрисдикции по любому делу; г) Верховный Суд дает разъяснения  по вопросам судебной практики; д) Верховный  Суд обладает правом законодательной  инициативы.

Верховный Суд РФ состоит из судей и народных заседателей. В соответствии со ст.128 Конституции Российской Федерации  и ст.13 Закона о судебной системе  судьи Верховного Суда назначаются  Советом Федерации Федерального собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении  Председателя Верховного Суда РФ и  заключении квалификационной коллегии этого суда. Верховный Суд РФ состоит из Председателя, его заместителей, судей и народных заседателей. Закон о статусе судей в Российской Федерации не ограничивает сроком полномочия судей Верховного Суда РФ. Срок полномочий народных заседателей - пять лет.

В кассационном порядке дела по жалобам и представлениям рассматриваются в составе трех профессиональных судей Верховного Суда в судебной коллегии по гражданским  делам, в судебной коллегии по уголовным  делам, в Военной коллегии. В порядке  надзора и по новым или вновь  открывшимся обстоятельствам в  судебных коллегиях дела рассматриваются  в составе трех профессиональных судей Верховного Суда РФ, в Президиуме Верховного Суда РФ - при наличии  большинства членов его полного  состава.

Верховный Суд РФ действует в составе: Пленума  Верховного Суда РФ; Президиума Верховного Суда РФ; судебной коллегии по гражданским  делам; судебной коллегии по уголовным  делам; Военной коллегии.

Пленум  Верховного Суда РФ включает в свой состав всех судей Верховного Суда. Пленум созывается не реже одного раза в четыре месяца, его заседание  правомочно при наличии не менее  двух третей полного состава. В заседаниях Пленума принимают участие Генеральный  прокурор и министр юстиции РФ. На Пленум могут приглашаться и другие лица, например, судьи нижестоящих  судов, члены научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ, работники  прокуратуры. Они вправе принимать  участие в обсуждении вопросов, включенных в повестку заседания Пленума. Решения  принимаются Пленумом открытым голосованием простым большинством голосов. Перед  голосованием по всем вопросам, внесенным  на рассмотрение Пленума Председателем  Верховного Суда РФ либо министром  юстиции, Генеральный прокурор дает заключение. Постановления Пленума  подписывает Председатель Верховного Суда РФ и секретарь Пленума - судья  Верховного Суда РФ.

Президиум в пределах своих полномочий: рассматривает  судебные дела в порядке надзора  и по новым или вновь открывшимся  обстоятельствам; заслушивает доклады  о результатах изучения и обобщения  судебной практики и анализа судебной статистики; обсуждает вопросы организации  работы судебных коллегий и аппарата Верховного Суда; оказывает помощь нижестоящим судам в целях  правильного применения законодательства, координируя эту работу с министерством  юстиции; осуществляет некоторые другие полномочия, предоставленные ему  законом. Президиум Верховного Суда РФ состоит из 13 судей и утверждается Советом Федерации Федерального собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на рекомендации Председателя Верховного Суда РФ. В состав Президиума Верховного Суда РФ входят Председатель Верховного Суда РФ, его заместители  (по должности), а также несколько наиболее опытных судей Верховного Суда. Утверждение Президиума Верховного Суда РФ производится при наличии заключения квалификационной коллегии судей Верховного Суда РФ.

Судебные  коллегии по гражданским и уголовным  делам Верховного Суда РФ подразделяются на судебные составы по 6-8 судей Верховного Суда. Один из судей Верховного Суда, входящих в судебный состав, является председателем состава, который  чаще других судей председательствует в судебных заседаниях, а также  обеспечивает подготовку рассмотрения дел в кассационном порядке и  в порядке надзора. В каждом судебном составе рассматриваются дела, поступающие  из республик, краев, областей и других административно-территориальных образований, закрепленных за данным судебным составом. Такой порядок подготовки и рассмотрения гражданских и уголовных дел  в судебных коллегиях позволяет  более эффективно осуществлять надзор за судебной деятельностью нижестоящих  судей. Судьи Верховного Суда РФ, изучающие  дела из определенных нижестоящих судов  и участвующие в их рассмотрении, имеют возможность знакомиться  с обстановкой в области, крае, республике, условиями работы этих судов, с наиболее распространенными  в этих регионах преступлениями и  иными правонарушениями, а также  с деловыми качествами судей, участвовавших  в рассмотрении дел, которые поступили  с жалобами и протестами в Верховный  Суд. Это позволяет выявлять типичные ошибки, допущенные в решениях и  приговорах, устранять их и оказывать  более эффективную помощь нижестоящим  судам.

 

2.3. Суды арбитражной юрисдикции

Система арбитражных судов возникла с  принятием Закона "Об арбитражном  суде" от 4 июля 1991 г. Порядок деятельности и компетенция арбитражного суда регулируются также Арбитражным  процессуальным кодексом РФ, действующим  с 15 апреля 1992 г. В соответствии со ст.127 Конституции РФ арбитражные суды представляют собой самостоятельную  ветвь судебной власти, входящую в  судебную систему Российской Федерации. На них возложено осуществление  правосудия при разрешении дел об экономических спорах и в некоторых  других, определенных законом случаях.

Организация и деятельность арбитражных судов  регулируется как общими судебными  законами - Законом "О статусе  судей в РФ", Законом "О судебной системе РФ", так и специальными - Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации", Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

Задачами  арбитражных судов являются защита нарушенных или оспариваемых прав и  законных интересов организаций  и граждан в сфере предпринимательской  и иной экономической деятельности, содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно  Арбитражному процессуальному кодексу (ст.22) арбитражному суду подведомственны  дела по экономическим спорам, возникающим  из гражданских, административных и  иных отношений:

1) между  юридическими лицами, гражданами, осуществляющими  предпринимательскую деятельность  без образования юридического  лица и имеющими статус индивидуального  предпринимателя, приобретенный  в установленном законом порядке;

2) между  Российской Федерацией и субъектами  Российской Федерации, между субъектами  Российской Федерации.

Арбитражные суды чаще всего разрешают споры  о разногласиях по договору, ненадлежащем исполнении обязательств, нарушении  прав собственника и возмещении убытков, об обжаловании отказа в государственной  регистрации, о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан.

Арбитражные суды образуют централизованную систему, возглавляемую Высшим Арбитражным  Судом РФ. Арбитражные суды, обладающие одинаковой структурой и имеющие  равную компетенцию, образуют звенья. Среднее звено составляют федеральные  арбитражные суды округов, третье (низшее) звено - арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов (эти суды для краткости  именуются арбитражными судами субъектов  Российской Федерации).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

На  современном этапе судебная власть регулируется достаточно  большим количеством нормативно-правовых актов, но все же, по мнению большинства исследователей, остается слабым местом Российского государства.

По  Конституции РФ судебная власть является трехзвенной. Высшими судебными  органами являются Верховный суд  РФ, Высший Арбитражный Суд, Конституционный  Суд. Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам. Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических  споров. Конституционный Суд призван  осуществлять контроль за всеми государственными органами в РФ.

Итак, исходя из изложенного, приходим к выводу: в России сложилась система судов, отвечающая мировым стандартам, вобравшая  в себя то положительное, что было характерно для судов дореволюционной  и советской России.

Выделяются  следующие основные функции судебной власти:

1) функция  правосудия 

2) контрольно-надзорная  функция (юрисдикционный, судебный  контроль. В литературе кроме  указанных функций называются  и такие, как функция формирования  судейского корпуса и руководство  судебной практикой (разъяснение  судам Верховным Судом РФ вопросов  и практики применения действующего  законодательства).

В рамках функции правосудия выделяют следующие  четыре направления деятельности судебной власти:

а) судебный контроль за конституционностью нормативных  и правоприменительных актов;

б) сдерживание, уравновешивание законодательной  и исполнительной властей;

в) применение мер государственного принуждения;

г) обеспечение  социальной и юридической ценности актов правосудия, их обязательности, действенности и стабильности.

Значение  судебной деятельности в наибольшей степени проявляется при детальном  анализе результативности судебной системы. В связи с этим особенно значимым становится вопрос о статусе  судей.

 
 

 

Список использованных источников

  1. Федеральный конституционный закон РФ "О конституционном Суде РФ" от 21 июля 1994 года (в редакции от 08.02.2001 № 1 ФКЗ);
  2. Конституция РФ 12 декабря 1993 года
  3. Антонов В.В. Справочник по арбитражному процессу. - Новосибирск: ЮКЭА, 2004.
  4. Баглай М.В. Конституционное право РФ, М., НОРМА, 2005
  5. Божьев В.П. Правоохранительные органы РФ: Учеб. - М.: Спарк, 2005.
  6. Воронцова С.А. Правоохранительные органы и спецслужбы РФ. История и современность. - Ростов н/Д: Феникс, 2003.
  7. Галков В.А. Правоохранительные органы в Российской Федерации: Учеб. Пособие. - Белгород, 2003.
  8. Гуценко К.Ф. "Правоохранительные органы", М., 2003.
  9. Орлов Ю.К., " Судоустройство и правоохранительные органы в РФ", М., 2003.
  10. Воронцов С.А. Правоохранительные органы и спецслужбы Российской Федерации.М. 2004.
  11. Божьев В.П. Правоохранительные органы РФ. М. 2004
  12. Ведерникова О.Н., Ершов В.В., Судебная система России, М., 2003
  13. Кудрявцев Ю.В. Конституционный Суд России: опыт, проблемы // Государство и право, 2003, № 4
  14. Тонков Е.П., Кнайкин В.С. Правоохранительные органы Российской федерации: Учеб. Пособие. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2005.
  15. Чувилев А.А., Правоохранительные органы. Уч. пос.М. 2004.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Судебная система россии