Террор, терроризм, экстремизм: история, понятия и сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 00:29, реферат

Описание работы

Актуальность темы настоящего исследования обусловлена и многими другими обстоятельствами:
- до сих пор не выработано общепринятое определение терроризма и религиозного экстремизма, что порождает много путаницы, недоразумений и непонимание при анализе этих проблем и формулировании практических выводов, вытекающих из этого анализа;
- в исследуемой литературе по этой проблеме существует большой разброс точек зрения, не позволяющий адекватно трактовать ее сущность и способ решения. Поэтому анализ этих точек зрения и разработка единой социально-философской концепции настоящей проблемы является актуальнейшей задачей общественно-гуманитарной науки вообще, философской в частности;

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Террор, терроризм, экстремизм: история, понятия и сущность
1.1. История террора и терроризма.
1.2. Подходы к определению понятий и сущности «террора» и «терроризма».
1.3. Религиозный экстремизм: идейные истоки, понятие, сущность, стратегия и тактика
Глава 2. Социально-политические причины терроризма и религиозного экстремизма.
2.1. Терроризм и экстремизм как социальные явления
2.2. Мировоззренческое обоснование насилия религиозными экстремистами и террористами.
2.3. Социокультурные и идеологические основы терроризма и религиозного экстремизма.
Глава 3. Терроризм и экстремизм в условиях глобализации.
3.1. Факторы, порождающие терроризм и религиозный экстремизм в условиях глобализации.
3.2. Исламский фундаментализм — источник порождения и распространения терроризма и экстремизма.
3.3. Неоваххабизм, - идеология религиозно-политического экстремизма и терроризма.
3.4. Практические меры по предупреждению, нейтрализации и пресечению терроризма и религиозного экстремизма.

Файлы: 1 файл

пол Word.docx

— 55.61 Кб (Скачать файл)

В мусульманском мире глобализация ассоциируется с конкретной политикой, с угрозой со стороны Запада, который  не только навязывает мусульманам собственные  ценности, мировоззрение, но и оказывает  военное давление. В связи с  этим, именно глобализация в значительной степени спровоцировала религиозный  экстремизм.

При активном влиянии из-за рубежа на территории Российской Федерации, особенно на Северном Кавказе, некоторых стран  СНГ, распространяются несвойственные мусульманам радикальные и политизированные течения, прежде всего, салафизм (фундаментализм) и неоваххабизм.

Анализ деятельности зарубежных исламистских, экстремистских центров свидетельствует  о том, что в их планы в отношении  стран СНГ, входит противопоставление интересов мусульман интересам  государства и общества.

Исламский фактор пытаются разыграть  в своих целях лидеры некоторых  националистических и сепаратистских движений, что вносит дестабилизирующие  элементы в общественно-политическую ситуацию в ряде регионов, особенно на Северном Кавказе, народам которого пытаются навязать не свойственный им мировоззренческий и религиозный выбор.

Под предлогом «возрождения культурно-исторических и нравственных ценностей ислама», экстремистские организации, имеющие  штаб-квартиры в отдельных государствах Запада, Ближнего и Среднего Востока, не останавливаются перед значительными  материальными затратами для  закрепления своих политических и экономических позиций в  стратегически важных районах СНГ, особенно России, пытаются придать  религиозным чувствам мусульман  антигосударственную направленность, инспирируют внутрирелигиозные  конфликты между представителями  различных направлений ислама.

В Америке исламисты видят  не только оплот Израиля, но и средоточие «мирового зла» - авангард западной либеральной, материалистической цивилизации, не столько христианской, сколько «безбожной». Исламисты относятся враждебно и к таким странам, как Индия (из-за Кашмира), Россия (из-за Чечни), Сербия (из-за Косово), Эфиопия (из-за Эритреи). Соответственно, эти страны также являются реальными или потенциальными мишенями для террористических атак.

Абсолютно неверно утверждать, что  исламистские террористы руководствуются  чувством зависти к Западу.

В их сознании безбожный, неверный, материалистический, растленный Запад — стоит значительно ниже мусульманского сообщества и уж никак не может вызывать зависти.

Большинство террористов действовавших  под религиозными лозунгами, относятся  к когорте происламистки настроенных  лидеров различных террористических группировок (Усама бен Ладен, аз-Завахири, Абу Хамза аль-Масри, Абу Аббас, Шейх Омар Абдул-Рахман, Мухаммад Омар, Тахир Юлдаш и др.).

Анализ современного состояния  угроз и вызовов терроризма в США, в Европе, Российской Федерации, стран Центральноазиатского региона показывает, что они носят комплексный характер, затрагивая жизненно важные интересы личности, общества и государства.

В этой связи следует четко осознать, что в вопросе о религиозном  экстремизме следует исходить из того, что это — долговременный фактор мировой политики, и преодоление  его, а также сопряженной с  ним террористической угрозы, потребует  значительных усилий со стороны мирового сообщества.

Анализ материалов показывает, что  в ряде случаев к терроризму прибегают  из-за того, что субъекты другого  пути решения возникших проблем  не находят. В свою очередь официальные  представители власти не считают  нужным вступить в диалог с террористами, а избирают силовой вариант решения  проблемы, который приводит к вооруженным  противостояниям.

Проведенные антитеррористические кампании в Афганистане, Ираке, Чечне по своему содержанию мало чем-то отличаются от террористических актов, так как  в обоих случаях в основном гибнут ни в чем невинные люди.

Следует однозначно отметить, что  ислам как религия к терроризму и экстремизму отношение не имеет  и это следует из сущности этой мировой религии. Однако, как показывают исследования истории Халифата и  исламских государств, то после смерти Пророка Мухаммада, в борьбе за власть, мусульмане отмечались в экстремизме  и терроризме, под прикрытием религиозных  идей.

Что касается исламского фундаментализма, - то это движение сложилось в  противовес секулярной идеологии. Фундаменталисты  в своих требованиях опираются  на представление о себе как хранителях исторической традиции, основы которой  они защищают, укрепляют и институционализируют перед лицом «угрозы» секуляризма, поэтому зачастую прибегают к применению насилия, террористических актов, оправдывая это тем, что они представляют безгласное большинство «истинно верующих».

Другой важный момент, - это то, что  Запад, прежде всего США, проводя  принцип разделения религии и  политики на собственной территории, в то же время занимают противоположную  позицию в зону своих жизненных  интересов, и тем самым идеологизируют ислам на международном уровне, фактически поддерживая международный исламизм как угрозу национальной и региональной безопасности других государств и народов. В этом собственно и заключается фундаменталистское идеологическое значение и роль международного терроризма, сводящегося к внедрению исламистского идеологического признака в формирующуюся систему международных отношений.

В девяностые годы, предшествовавшие развалу СССР, а также в постсоветский период в странах СНГ, особенно в России (Северный Кавказ), некоторых республик Центральной Азии появляется и постепенно укрепляет свои позиции радикальный фундаментальный ислам, получивший известность как ваххабизм или неоваххабизм (более шире ваххабизм). Поэтому «ваххабизм» окончательно стал синонимом экстремизма и терроризма.

Важно отметить, что одной из основных движущих сил глобализационных процессов  является идеология.

Учитывая, что радикализация  исламского фундаментализма в прошлом  веке в известной мере может рассматриваться  как своего рода реакция на идею глобализации, возникновению религиозного экстремизма и терроризма в качестве ответа на «вестернизированную» глобализацию лежит, прежде всего, в области идеологии.

Иными словами исламская идеология  превращалась в удобный инструмент для отстаивания мировыми центрами влияния своих геополитических  интересов.

Рассматривая распространение  терроризма религиозных экстремистов и механизм его влияния на общественную жизнь, необходимо исходить из сложного характера самого ислама как социокультурного явления оказывающего разностороннее воздействие на внутрирелигиозную  и социально-политическую обстановку в мусульманских странах.

Что касается противодействия терроризму, религиозному экстремизму, то есть выявлению  факторов, порождающих негативные явления, их предупреждению, нейтрализации и  пресечению, то на наш взгляд, на эти  вопросы обращаются недостаточное  внимание, а проводимые государствами  профилактические работы, как правило, пассивны и неэффективны.

На наш взгляд, для идеологического  противодействия религиозному экстремизму  и терроризму, целесообразно, наряду с использованием силовых структур, опираться на общественность, использовать потенциал возможности самой  религии и здоровых сил общества, с тем, чтобы террористы не находили себе укрытия и защиту ни в одном  уголке земного шара.

Не надо забывать о том, что государство  несет главную ответственность  за противодействие терроризму и  экстремизму, и оно должно предпринимать  необходимые меры и осуществлять адекватные масштабам правовые действия по защите общества.

Наиболее важным компонентом всей антитеррористической деятельности является разработка политики государственного противодействия терроризму и экстремизму, предусматривающие вскрытие причин и условий, порождающих этих негативных социальных явлений, координация усилий силовых и гражданских структур, централизация руководства всеми  действиями по профилактике и борьбе с терроризмом.

Необходимо взаимодействие и координация  всех здоровых сил общества, заинтересованных в решении проблемы, которая стала  весьма актуальной.

Сегодня, главная наша задача, - это  сохранение мира, приумножение духовных обретений человека, а также поставить  заслон терроризму, обнажить его истинную антирелигиозную сущность.

Мы убеждены в том, что не может  быть терроризма и экстремизма религиозного, - может быть лишь терроризм, экстремизм, маскируемый религиозной догматикой. Поэтому говоря о религиозном  терроризме и экстремизме, мы имеем  ввиду именно терроризм и экстремизм, прикрывающийся религиозными идеями.

Исходя из вышеизложенного, в целях  противодействия терроризму и религиозному экстремизму на национальном, региональном и глобальном уровне, можно предложить следующие

РЕКОМЕНДАЦИИ:

1. Понятие «терроризм» в статьях уголовного законодательства стран-членов ООН должно прозвучать одинаково, соответственно должна быть определена и мера наказания.

Отсутствие четкого определения  «терроризма» становится важнейшим препятствием в разработке международного антитеррористического законодательства. Не имея твердого представления о терроризме, невозможно прийти к согласию в формировании направленных против него законов. Терроризм целесообразно относить к категории особо опасных государственных преступлений, так как речь идет о подрыве и ослаблении конституционного и общественного строя.

2. Назрела необходимость  принятия всевозможных мер по  доработке и принятию ООН Всеобъемлющей  конвенции по противодействию  терроризму, а также выработке  универсального единого понятия  к определению «терроризм», неукоснительному выполнению странами-участниками обязательств по предупреждению, нейтрализации и пресечению террористических актов в национальном, региональном и глобальном масштабе.

3. В основе многих случаев  терроризма лежат конфликты, а  террор и терроризм являются  средствами отстаивания своих  интересов противоборствующими  сторонами конфликта. Поэтому  главным генератором межгосударственного,  международного и религиозного' терроризма являются вековые  конфликты и очаги сепаратизма.  Эффективное противодействие современному  террористическому «наступлению» и окончательное искоренение терроризма может обеспечить смягчение вековых конфликтов, очагов сепаратизма и последующее их разрешение.

4. Терроризм является элементом  внешней или внутренней политики  в тех регионах, где наличествуют  неразрешенные конфликты, воспроизводимые  каждым следующим поколением. Сохранение  конфликтов в «законсервированном виде» позволяет использовать их в политических целях даже спустя столетия. Поэтому справедливое разрешение конфликтов — залог долгосрочного и прочного мира в регионе.

5. Межконфессиональные противоречия  и конфликты, экстремизм на  религиозной почве угрожают безопасности  государства и могут создать  угрозу миру и безопасности  человечества. Часто используемое  в научной литературе словосочетание  «исламский терроризм» в большинстве случаев является ярлыком, предназначенным для противопоставления людей по религиозному признаку. Причиной укоренившегося среди иноверцев предубеждения против ислама является преднамеренное искажение смысла джихада. Под предлогом джихада некоторые религиозные деятели исламских государств мобилизуют единоверцев для решения определенных политических задач. Их противники, в свою очередь, используют ярлык «исламский терроризм» для обоснования политики террора в отношении мусульманских государств. Поэтому осуществление деятельности под религиозными лозунгами, равно как использование различных ярлыков политиками, является лишь спекуляцией на вере людей, позволяющей террористам и политикам управлять единоверцами в своих интересах.

6. Сравнительный анализ  совершенных насилий показывает, что их больше всего совершают  представители христианства, чем  мусульманство: Крестовые походы, инквизиция Средневековья, Революции,  Первая мировая, Гражданская,  Вторая мировая войны. От представителей  христианской веры человечество, в том числе его мусульманская  часть, пострадало неизмеримо  больше, чем от представителей  ислама. Однако ни ученые, ни политики  не желают называть террор  и терроризм, исходящие от христиан, иудеев, русских, евреев, англичан, американцев  и т.д. В газовых камерах  фашисты отравили многие миллионы, ядерную бомбу на Японию сбросили  американцы, жителей палестинских  деревень Сабра и Шатила вырезали  еврейские экстремисты. Когда  дело касается христианской или  иудейской веры СМИ в лучшем  случае говорят о сектантском  терроризме, в то же время, с  готовностью информируют мир  о каждом случае совершения  акта терроризма, совершенном квазирелигиозными  мусульманскими экстремистами. В  связи с этим, целесообразно терроризм,  совершаемый под прикрытием религиозных  идей, называть «терроризм религиозных экстремистов».

7. Великие страны с целью решения  геополитических проблем искусственно  создали условия для возникновения  очагов терроризма (Джамму и Кашмир, Иерусалим, СУАР, Чечня, Афганистан, Ирак, Курдистан). Для искоренения терроризма ООН целесообразно решит этот вопрос не военным, а политическим путем.

Терроризм — это политическая борьба, поэтому необходимо искать политические решения проблемы, что должно стать  заботой дипломатического корпуса.

Информация о работе Террор, терроризм, экстремизм: история, понятия и сущность