Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 00:29, реферат
Актуальность темы настоящего исследования обусловлена и многими другими обстоятельствами:
- до сих пор не выработано общепринятое определение терроризма и религиозного экстремизма, что порождает много путаницы, недоразумений и непонимание при анализе этих проблем и формулировании практических выводов, вытекающих из этого анализа;
- в исследуемой литературе по этой проблеме существует большой разброс точек зрения, не позволяющий адекватно трактовать ее сущность и способ решения. Поэтому анализ этих точек зрения и разработка единой социально-философской концепции настоящей проблемы является актуальнейшей задачей общественно-гуманитарной науки вообще, философской в частности;
Введение.
Глава 1. Террор, терроризм, экстремизм: история, понятия и сущность
1.1. История террора и терроризма.
1.2. Подходы к определению понятий и сущности «террора» и «терроризма».
1.3. Религиозный экстремизм: идейные истоки, понятие, сущность, стратегия и тактика
Глава 2. Социально-политические причины терроризма и религиозного экстремизма.
2.1. Терроризм и экстремизм как социальные явления
2.2. Мировоззренческое обоснование насилия религиозными экстремистами и террористами.
2.3. Социокультурные и идеологические основы терроризма и религиозного экстремизма.
Глава 3. Терроризм и экстремизм в условиях глобализации.
3.1. Факторы, порождающие терроризм и религиозный экстремизм в условиях глобализации.
3.2. Исламский фундаментализм — источник порождения и распространения терроризма и экстремизма.
3.3. Неоваххабизм, - идеология религиозно-политического экстремизма и терроризма.
3.4. Практические меры по предупреждению, нейтрализации и пресечению терроризма и религиозного экстремизма.
В мусульманском мире глобализация ассоциируется с конкретной политикой, с угрозой со стороны Запада, который не только навязывает мусульманам собственные ценности, мировоззрение, но и оказывает военное давление. В связи с этим, именно глобализация в значительной степени спровоцировала религиозный экстремизм.
При активном влиянии из-за рубежа
на территории Российской Федерации, особенно
на Северном Кавказе, некоторых стран
СНГ, распространяются несвойственные
мусульманам радикальные и
Анализ деятельности зарубежных исламистских, экстремистских центров свидетельствует о том, что в их планы в отношении стран СНГ, входит противопоставление интересов мусульман интересам государства и общества.
Исламский фактор пытаются разыграть в своих целях лидеры некоторых националистических и сепаратистских движений, что вносит дестабилизирующие элементы в общественно-политическую ситуацию в ряде регионов, особенно на Северном Кавказе, народам которого пытаются навязать не свойственный им мировоззренческий и религиозный выбор.
Под предлогом «возрождения культурно-исторических
и нравственных ценностей ислама»,
экстремистские организации, имеющие
штаб-квартиры в отдельных государствах
Запада, Ближнего и Среднего Востока,
не останавливаются перед
В Америке исламисты видят
не только оплот Израиля, но и средоточие
«мирового зла» - авангард западной либеральной, материалистическо
Абсолютно неверно утверждать, что исламистские террористы руководствуются чувством зависти к Западу.
В их сознании безбожный, неверный, материалистический, растленный Запад — стоит значительно ниже мусульманского сообщества и уж никак не может вызывать зависти.
Большинство террористов действовавших
под религиозными лозунгами, относятся
к когорте происламистки
Анализ современного состояния угроз и вызовов терроризма в США, в Европе, Российской Федерации, стран Центральноазиатского региона показывает, что они носят комплексный характер, затрагивая жизненно важные интересы личности, общества и государства.
В этой связи следует четко осознать, что в вопросе о религиозном экстремизме следует исходить из того, что это — долговременный фактор мировой политики, и преодоление его, а также сопряженной с ним террористической угрозы, потребует значительных усилий со стороны мирового сообщества.
Анализ материалов показывает, что в ряде случаев к терроризму прибегают из-за того, что субъекты другого пути решения возникших проблем не находят. В свою очередь официальные представители власти не считают нужным вступить в диалог с террористами, а избирают силовой вариант решения проблемы, который приводит к вооруженным противостояниям.
Проведенные антитеррористические кампании в Афганистане, Ираке, Чечне по своему содержанию мало чем-то отличаются от террористических актов, так как в обоих случаях в основном гибнут ни в чем невинные люди.
Следует однозначно отметить, что ислам как религия к терроризму и экстремизму отношение не имеет и это следует из сущности этой мировой религии. Однако, как показывают исследования истории Халифата и исламских государств, то после смерти Пророка Мухаммада, в борьбе за власть, мусульмане отмечались в экстремизме и терроризме, под прикрытием религиозных идей.
Что касается исламского фундаментализма,
- то это движение сложилось в
противовес секулярной идеологии. Фундаменталисты
в своих требованиях опираются
на представление о себе как хранителях
исторической традиции, основы которой
они защищают, укрепляют и
Другой важный момент, - это то, что Запад, прежде всего США, проводя принцип разделения религии и политики на собственной территории, в то же время занимают противоположную позицию в зону своих жизненных интересов, и тем самым идеологизируют ислам на международном уровне, фактически поддерживая международный исламизм как угрозу национальной и региональной безопасности других государств и народов. В этом собственно и заключается фундаменталистское идеологическое значение и роль международного терроризма, сводящегося к внедрению исламистского идеологического признака в формирующуюся систему международных отношений.
В девяностые годы, предшествовавшие развалу СССР, а также в постсоветский период в странах СНГ, особенно в России (Северный Кавказ), некоторых республик Центральной Азии появляется и постепенно укрепляет свои позиции радикальный фундаментальный ислам, получивший известность как ваххабизм или неоваххабизм (более шире ваххабизм). Поэтому «ваххабизм» окончательно стал синонимом экстремизма и терроризма.
Важно отметить, что одной из основных движущих сил глобализационных процессов является идеология.
Учитывая, что радикализация исламского фундаментализма в прошлом веке в известной мере может рассматриваться как своего рода реакция на идею глобализации, возникновению религиозного экстремизма и терроризма в качестве ответа на «вестернизированную» глобализацию лежит, прежде всего, в области идеологии.
Иными словами исламская идеология превращалась в удобный инструмент для отстаивания мировыми центрами влияния своих геополитических интересов.
Рассматривая распространение терроризма религиозных экстремистов и механизм его влияния на общественную жизнь, необходимо исходить из сложного характера самого ислама как социокультурного явления оказывающего разностороннее воздействие на внутрирелигиозную и социально-политическую обстановку в мусульманских странах.
Что касается противодействия терроризму, религиозному экстремизму, то есть выявлению факторов, порождающих негативные явления, их предупреждению, нейтрализации и пресечению, то на наш взгляд, на эти вопросы обращаются недостаточное внимание, а проводимые государствами профилактические работы, как правило, пассивны и неэффективны.
На наш взгляд, для идеологического противодействия религиозному экстремизму и терроризму, целесообразно, наряду с использованием силовых структур, опираться на общественность, использовать потенциал возможности самой религии и здоровых сил общества, с тем, чтобы террористы не находили себе укрытия и защиту ни в одном уголке земного шара.
Не надо забывать о том, что государство несет главную ответственность за противодействие терроризму и экстремизму, и оно должно предпринимать необходимые меры и осуществлять адекватные масштабам правовые действия по защите общества.
Наиболее важным компонентом всей
антитеррористической деятельности является
разработка политики государственного
противодействия терроризму и экстремизму,
предусматривающие вскрытие причин
и условий, порождающих этих негативных
социальных явлений, координация усилий
силовых и гражданских
Необходимо взаимодействие и координация всех здоровых сил общества, заинтересованных в решении проблемы, которая стала весьма актуальной.
Сегодня, главная наша задача, - это сохранение мира, приумножение духовных обретений человека, а также поставить заслон терроризму, обнажить его истинную антирелигиозную сущность.
Мы убеждены в том, что не может
быть терроризма и экстремизма религиозного,
- может быть лишь терроризм, экстремизм,
маскируемый религиозной
Исходя из вышеизложенного, в целях противодействия терроризму и религиозному экстремизму на национальном, региональном и глобальном уровне, можно предложить следующие
РЕКОМЕНДАЦИИ:
1. Понятие «терроризм» в статьях уголовного законодательства стран-членов ООН должно прозвучать одинаково, соответственно должна быть определена и мера наказания.
Отсутствие четкого
2. Назрела необходимость
принятия всевозможных мер по
доработке и принятию ООН
3. В основе многих случаев
терроризма лежат конфликты, а
террор и терроризм являются
средствами отстаивания своих
интересов противоборствующими
сторонами конфликта. Поэтому
главным генератором
4. Терроризм является элементом
внешней или внутренней
5. Межконфессиональные
6. Сравнительный анализ
совершенных насилий
7. Великие страны с целью
Терроризм — это политическая борьба, поэтому необходимо искать политические решения проблемы, что должно стать заботой дипломатического корпуса.
Информация о работе Террор, терроризм, экстремизм: история, понятия и сущность