Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 21:09, контрольная работа
Одной из основных категорий, раскрывающих способ функционирования политической системы, в современной политологии выступает политический режим (от лат.regimen– управление). Понятие «политический режим» выражает характер взаимосвязи государственной власти и индивида, а также дает представление об основах системы власти. Учитывая ранее изложенное становится понятным многообразие литературных публикаций по данной тематике.
Введение 2
I. Политический режим – основные понятия 4
II. Демократический режим 10
III. Тоталитарный режим 13
IV. Авторитарный режим 15
Заключение 17
Список литературы 18
Порядок и условия формирования государственной власти – главное в политическом режиме. Условия демократии обеспечивают решающую роль народа в этом процессе.
Иначе говоря, демократический режим делает возможной последовательно определяющую связь населения с партиями, партий через периодически проводящиеся всеобщие выборы с представительной властью, представительной власти с властью исполнительной. Считается, что такой порядок ― и в этом видится чуть ли не главное достоинство демократического политического режима ― обеспечивает систематическую смену правителей мирным, ненасильственным путем. Что ж, преимущество немаловажное, особенно если учесть, сколько кровавых страниц имеется в книге под названием «История»!
В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится на прямую, плебисцитарную и представительную.
При прямой демократии все граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая система может иметь практический смысл только при относительно небольшом числе людей, например, в общинных или племенных советах или в местных органах профсоюзов, где все члены могут собраться в одном помещении для обсуждения вопросов и принятия решения путем консенсуса или большинством голосов. Первая демократия в мире в Древних Афинах осуществляла прямую демократию с помощью собраний, в которых участвовало 5 - 6 тысяч человек.
Важным каналом участия граждан в осуществлении власти является плебисцитарная демократия. Различие между ней и прямой демократией состоит в том, что прямая демократия предполагает участие граждан на всех важнейших стадиях процесса властвования (в подготовке, принятии политических решений и в контроле за их осуществлением), а при плебисцитарной демократии возможности политического влияния граждан сравнительно ограничены, например, референдумы. Гражданам посредством голосования предоставляется одобрить или отвергнуть тот или иной проект закона ил другого решения, который обычно готовится президентом, правительством, партией или инициативной группой. Возможности участия основной массы населения в подготовке таких проектов очень невелики.
Третьей, наиболее распространенной в современном обществе формой политического участия является представительная демократия. Её суть ― граждане избирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы в принятии политических решений, в принятии законов и проведении в жизнь социальных и других программ. Процедуры выборов могут быть самыми разнообразными, но каковы бы они не были, выборные лица в представительной демократии занимают свои посты от имени народа и подотчетны народу во всех своих действиях.
III. ТОТАЛИТАРНЫЙ РЕЖИМ
Понятие «тоталитаризм» происходит от латинских слов «TOTALITAS» ― цельность, полнота, и «TOTALIS» ― весь, полный, целый. Обычно под тоталитаризмом понимают политический режим, основанный на стремлении руководства страны подчинить уклад жизни людей одной, безраздельно господствующей идее и организовать политическую систему власти так, чтобы она помогала реализации этой идеи.
Для антидемократического (тоталитарного) режима характерны следующие признаки:
Казалось бы, подобные свойства исключают возможность ненасильственной смены тоталитарной власти.
Карл Фридрих и Збигнев
Однако в последствие жизнь показала, что этот аспект ошибочен. Тоталитарные режимы способны меняться, эволюционировать. После смерти Сталина СССР изменился. Правление Брежнева Л.И. заслушивает критики. Однако нельзя сказать, что они одинаковы. Опыт Венгрии, Чехословакии, во многом Польши и, быть может, СССР, показал, что тоталитарный политический режим способен к самоизменениям с относительно мирным постепенным переходом к посттоталитарному, а затем, по-видимому, и к демократическому. Такого рода переход был успешно осуществлен в Греции, Испании, Чили, которые отказались от фашистских режимов и выбрали демократический путь развития.
И все же тоталитаризм ― исторически обреченный строй. Это общество ― самоед, не способное к эффективному созиданию, рачительному, инициативному хозяйствованию и существующее главным образом за счет богатых природных ресурсов, эксплуатации, ограничения потребления большинства населения. Тоталитаризм ― закрытое общество, не приспособленное к современному качественному обновлению, учету новых требований непрерывно изменяющегося мира.
IV. АВТОРИТАРНЫЙ РЕЖИМ
Политический режим
Промежуточный, переходный, характер авторитарного режима определяет «размытость», нечеткость многих его свойств. В нем соединяются черты и тоталитаризма, и демократизма. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией ― наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества.
Главная его особенность является то, что государственная власть не имеет тоталитарного характера и не достигает полного контроля над всеми сферами политической, культурной и экономической жизни. Единая государственная обязательная для всех идеология заменяется идеологическими конструкциями типа теории национального интереса, идеями патриотизма и т.п. Управление осуществляется менее жесткими, чем при тоталитарном режиме, средствами, отсутствует массовый террор. Неограниченная власть сконцентрирована в руках одного человека или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во внеполитических сферах. Авторитаризм вполне совместим с уважением всех других прав личности, кроме политических.
Слабые стороны авторитаризма: полная зависимость политики от позиции главы государства или группы высших руководителей, отсутствие у граждан возможностей предотвращения политических авантюр или произвола, ограниченность политического выражения общественных интересов.
Достоинства авторитарного режима:
высокая способность
Авторитарные политические режимы появляются на авансцене истории, в частности, тогда, когда власти намерены приступить к коренным реформам общественного строя и осуществить «революцию сверху» (например, переход в Испании от фашистского строя к демократическому в последний период правления каудильо Франке, начатая в СССР в 1985 г. перестройка происходили в условиях авторитарных режимов).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В первую очередь, хотелось бы заметить, что рассмотренная классификация политических режимов, выделение трёх его основных типов, не охватывает всё многообразие современной политической жизни.
За последние 20 лет очень много недемократических: тоталитарных и авторитарных режимов распалось или трансформировалось в демократические республики или государства на демократической основе. Общий недостаток недемократических политических систем состоит в том, что они не были подконтрольны народу, а значит, характер их взаимоотношений с гражданами зависел, прежде всего, от воли правителей. Реальность такова, что в мире немало стран, режимы которых невозможно отнести в полной мере ни к одному из этих типов. В большинстве стран мира постоянно происходят глубокие социально-политические изменения.
Таким образом, понятие «политический
режим» и связанные с ним проблемы
типологии не потеряло в современные
дни своей актуальности. Нельзя не
сказать о трансформации
На сегодняшний день Статья 1. Конституции Российской Федерации провозглашает, что «Российская Федерация есть демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления». Очевидно, что для России оптимальная модель политического и хозяйственного реформирования может быть найдена лишь на пути тщательного учета собственной специфики и мирового опыта.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ