Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 08:00, реферат
Ракета "Тополь-М" создавалась как глубокая модернизация МБР РТ-2ПМ "Тополь". Условия модернизации определены Договором СНВ-1, согласно которому новой считается ракета, отличающаяся от существующей (аналога) по одному из следующих признаков:
числу ступеней;
виду топлива любой из ступеней;
стартовой массе более чем на 10%;
длине либо собранной ракеты без головной части, либо по длине первой ступени ракеты более чем на 10%;
диаметру первой ступени более чем на 5%;
забрасываемому весу более чем на 21% в сочетании с изменением длины первой ступени на 5% или более.
Федеральное агентство по образованию и науке РФ
Волгоградский
государственный технический
Кафедра
автоматические установки
Реферат по дисциплине: Ракето-космическая техника
На тему:
"Тополь-М": история создания и перспективы.
Выполнил: студент группы
ТС-300 Панченко Д.О.
Проверил: доцент
Дьяков
А.В.
Волгоград,
2010г.
Содержание
Вступление
Постановлением
Правительства CCCР № 173-45 от 9 февраля
1987 года предписывалось создание боевого
ракетного комплекса "Альбатрос",
способного преодолевать перспективную
многоэшелонированную систему ПРО США,
о создании которой было объявлено администрацией
президента Р. Рейгана. Предусматривалось
три варианта базирования этого комплекса:
подвижный грунтовый, стационарный шахтный
и подвижный железнодорожный.
Трехступенчатая твердотопливная ракета "Альбатрос" должна была оснащаться планирующим крылатым боевым блоком с ядерным зарядом, способным подлетать к целям на достаточно низкой высоте и маневрировать у цели. Все элементы ракеты, а также пусковой установки должны были обладать повышенной защищенностью от ПФЯВ и оружия, основанного на новых физических принципах (в первую очередь, лазерного), чтобы обеспечить нанесение гарантированного ответного удара при любом противодействии вероятного противника. Разработка РК "Альбатрос" была поручена НПО Машиностроения (Генеральный конструктор Г. А. Ефремов) с выходом на ЛКИ в конце 1991 года. В постановлении отмечалась особая государственная важность выполнения этой разработки. В этом не было ничего удивительного, так как правительственные и военные круги нашей страны были серьезно озабочены проблемой преодоления американской ПРО и искали пути ее гарантированного решения, поскольку реализация планов США создавала реальную угрозу безопасности СССР, нарушая установившееся военно-стратегическое равновесие. В связи с этим парирование потенциальной угрозы со стороны США и сохранение стратегической стабильности становились для СССР важнейшей стратегической задачей. Как известно, в ответ на концепцию "звездных войн" СССР заявил, что принимаемые им меры будут носить "асимметричный" характер, отвечать концепциям "разумной достаточности", "равной безопасности" и будут существенно более экономичными. Предполагалось осуществить качественное совершенствование стратегических вооружений, повышающих их неуязвимость к новым средствам нападения и перехвата космическими силами США. Решение этой сложнейшей задачи шло в основном по двум направлениям:
создание ракет, способных стартовать непосредственно в условиях ядерного воздействия по позиционному району,
разработка ракет
мобильного базирования, живучесть
которых обеспечивалась бы за счет
подвижности и неопределенности
местонахождения.
Исторической
справедливости ради следует отметить,
что, неустанно декларируя, в первую очередь
по политическим мотивам, комплекс "асимметричных"
мер, руководство нашей страны не забывало
и о комплексе "симметричных" мер.
Свидетельством этому стало Постановление
ЦК КПСС и Совмина СССР "Об исследовании
возможности создания оружия для ведения
боевых действий в космосе и из космоса"
от 1976 года. Основой советского "ответа"
должен был стать многоэшелонированный
комплекс системы ПРО, составленный из
трех основных элементов – боевого космического
комплекса с лазерным оружием на борту
17Ф19 "Скиф", боевого космического
комплекса с ракетным оружием на борту
17Ф111 "Каскад" и орбитального комплекса
предупреждения о ракетном нападении
71Х6 УС-КМО (УС-КМО должен был быть дополнен
многочисленными наземными РЛС СПРН, а
также различными средствами контроля
за космическим пространством). Выведение
всего этого оборудования в космос планировалось
с помощью новейших ракет-носителей –
тяжелой 11К25 "Энергия" и средней 11К77
"Зенит". Обслуживание на орбите предполагалось
проводить с помощью многоразового транспортного
космического корабля 11Ф35 "Буран",
транспортных космических кораблей "Союз-ТМ"
и автоматических грузовых космических
кораблей "Прогресс-М". Правда, из-за
технических и финансовых проблем, интенсивного
консультативно-договорного процесса
с США и, наконец, из-за распада СССР после
1991 года проект системы как единого целого
"приказал долго жить" и большая часть
программ ("Скиф", "Каскад", "Энергия",
"Буран" и ряд других) были закрыты.
Разработанный
в конце 1987 года эскизный проект РК
"Альбатрос" вызвал неудовлетворение
Заказчика, поскольку выполнение ряда
заложенных в ЭП технических решений
представлялось достаточно проблематичным.
Тем не менее, работы по реализации
проекта продолжались в течение всего
следующего года. Однако в начале 1989 года
стало ясно, что создание этого БРК как
по техническим показателям, так и по срокам
его выполнения находятся под угрозой
срыва. К тому же вступили в действие мощные
политические факторы. Начиная со второй
половины 80-х годов, между СССР и США велись
интенсивные переговоры об ограничении
и сокращении стратегических вооружений,
завершившиеся 31 июля 1991 года подписанием
в Москве Договора о сокращении наступательных
вооружений, известного как СНВ-1. Американская
сторона настояла не только на количественном
сокращении советских тяжелых МБР, но
и на запрете их модернизации и создании
новых типов таких ракет для любого вида
базирования. В отношении новых стратегических
разработок Договором СНВ-1 разрешалась
только модернизация и только одного типа
твердотопливной ракеты легкого класса
(причем в чрезвычайно жестких габаритно-весовых
пределах), при условии ее оснащения лишь
одним боевым блоком. В связи с этим, причем
задолго до собственно подписания Договора,
возникла необходимость в корректировке
общего направления разработок.
9 сентября 1989 года
в развитие постановления
В связи с
неопределенностью построения американской
системы ПРО в целях повышения эффективности
средств ее преодоления было решено разработать
два комплекса СП ПРО, построенных на разных
физических, проектно-конструкторских
и технологических принципах. Поскольку
эти комплексы имели разные массово-габаритные
характеристики и отличались условиями
разведения их элементов, потребовалась
разработка двух вариантов платформ для
ББ и двух различных боевых ступеней с
ДУ, отличающихся мощностью. Вариант СП
ПРО, разрабатываемый КБ "Южное",
требовал несколько больших энергетических
затрат для построения боевых порядков,
поэтому было решено разработать высокоэнергетическую
ЖДУ с применением перспективного монотоплива
ПРОНИТ. Вариант МИТа обходился менее
мощной твердотопливной ДУ. По аналогии
с ракетой РТ-2ПМ было принято, что эксплуатация
ракеты РТ-2ПМ2 и в подвижном, и в стационарном
вариантах будет осуществляться с применением
ТПК, старт обоих вариантов — минометный.
В силу различных условий эксплуатации
ракет подвижного и стационарного вариантов,
а также различных требований защищенности
от ПФЯВ, полной унификации ракет и ТПК
реализовать не удалось. Потребовалась
разработка конструктивно различных транспортно-пусковых
контейнеров и даже средств выброса ракеты
из ТПК при старте. Так, например, для шахтного
варианта ракеты при старте применялся
поддон, защищавший ДУ первой ступени
от повышенного давления газов ПАДа (порохового
аккумулятора давления), для подвижного
грунтового комплекса, вследствие более
низкого давления, поддон оказался не
нужен. ТПК для шахтного варианта был выполнен
металлическим, для подвижного грунтового
— пластиковым. Эксплуатация РК предполагала
безрегламентную схему с профилактическим
техобслуживанием боевого оснащения,
совмещенным с техобслуживанием ПУ.
К сожалению, из-за
распада СССР все работы по ракете
РТ-2ПМ2 кооперацией "КБЮ-МИТ" в рамках
темы "Универсал" были прекращены,
хотя в 1991 г. уже была изготовлена первая
ракета 1Л, предназначавшаяся для летных
испытаний на полигоне Плесецк. Однако,
по решению Главкома РВСН CCCР, ее отправка
на полигон была задержана до "прояснения
ситуации", которое затянулось…на три
года!!! С. Н. Конюхов, ставший в 1991 г. Генеральным
конструктором КБ "Южное", обратился
к Президенту России Б. Н. Ельцину. По распоряжению
Президента было проведено совещание,
на котором С. Н. Конюхов выступил с предложением,
санкционированным правительством Украины,
о дальнейшем участии КБ "Южное" в
создании ракеты РТ-2ПМ2. Однако положительное
решение достигнуто не было и уже в апреле
1992 г. Решением Главкома Вооруженных Сил
СНГ и Министерства промышленности России
КБ "Южное" и ПО ЮМЗ были освобождены
от функций головного разработчика и изготовителя
универсальной ракеты РТ-2ПМ2 (15Ж65) с передачей
их в организации России. С принятием Украины
статуса безъядерного государства, с разрешения
правительства Украины изготовленная
первая лётная ракета 1Л 14 января 1995 г.
была передана Российской Федерации. Это
была последняя стратегическая МБР, разработанная
Конструкторским бюро "Южное". Но
история ракетного комплекса на этом не
закончилась….
В марте 1992 года
было принято решение о разработке
новой, полностью отечественной, ракеты,
призванной стать основой перспективной
группировки ракетных войск стратегического
назначения. Указ Президента Российской
Федерации Б.Н. Ельцина от 27 февраля
1993 года открыл дорогу полномасштабной
разработке ракетного комплекса. С целью
сокращения времени и финансовых затрат
новый ракетный комплекс создавался с
максимальным использованием наработок,
полученных по теме "Универсал". Было
принято решение приложить все возможные
усилия для максимальной унификации стационарной
шахтной и мобильной грунтовой разновидностей
ракет, при этом в максимальной степени
сохранив боевую эффективность обеих
разновидностей ракетного комплекса.
Проблема унификации решалась, в том числе,
и за счет отказа от двух разновидностей
КСП ПРО, платформ для ББ и боевых ступеней,
создание которых первоначально предусматривалось
в рамках темы "Универсал". Разработка
ракеты РТ-2ПМ2 (15Ж65, индексы "перешли
по наследству" от темы "Универсал"),
получившей название "Тополь-М", велась
российской кооперацией предприятий и
конструкторских бюро в непростых политико-экономических
условиях. В целях общего снижения финансовых
расходов, и исходя из принципа целесообразности,
было принято решение испытывать и ставить
на вооружение сначала стационарный шахтный,
а затем и грунтовый мобильный варианты
ракеты. Головным разработчиком ракетного
комплекса является Московский институт
теплотехники под руководством Юрия Соломонова.
Разработчик системы управления - Научно-Производственное
Объединение Автоматики и Приборостроения
под руководством Владимира Лапыгина
и Юрия Трунова. Твердое топливо для ракеты
создавалось в Федеральном Центре Двойных
Технологий "Союз" под руководством
Зиновия Пака и Юрия Милехина. Термоядерная
боевая часть была разработана в Российском
Федеральном Ядерном Центре - Всероссийском
Научно-Исследовательском Институте Экспериментальной
Физики под руководством Юрия Файкова
и Георгия Дмитриева. Органические материалы,
примененные при создании БРК, были разработаны
в Центральном Научно-Исследовательском
Институте "Спецмаш".
Ракета "Тополь-М" создавалась как глубокая модернизация МБР РТ-2ПМ "Тополь". Условия модернизации определены Договором СНВ-1, согласно которому новой считается ракета, отличающаяся от существующей (аналога) по одному из следующих признаков:
числу ступеней;
виду топлива любой из ступеней;
стартовой массе более чем на 10%;
длине либо собранной ракеты без головной части, либо по длине первой ступени ракеты более чем на 10%;
диаметру первой ступени более чем на 5%;
забрасываемому
весу более чем на 21% в сочетании
с изменением длины первой ступени
на 5% или более.
Таким образом,
массово-габаритные характеристики и
некоторые особенности
Боевой стационарный
шахтный ракетный комплекс 15П065 с
МБР РТ-2ПМ2, размещенный в Татищевской
дивизии, включает 10 ракет 15Ж65 в шахтных
пусковых установках 15П765-35, один унифицированный
командный пункт типа 15В222 высокой
защищенности (размещающийся на подвеске
в шахте с помощью специальной амортизации).
За счет размещения в шахте ракеты в ТПК
и применения метода "минометного старта"
появилась возможность значительно повысить
устойчивость имеющихся ПУ к ПФЯВ за счет
удаления всех элементов СК, необходимых
для газодинамического старта ракет 15А35,
и заполнения высвободившегося объема
тяжелым железобетоном специальных марок,
а также за счет применения усовершенствованной
амортизационной системы. Часть ракет
дивизии размещена в ШПУ ОС 15П765-60, в которых
ранее размещались МБР РТ-23 УТТХ. Работы
по переоборудованию шахтных пусковых
установок МБР 15А35 и 15Ж60 для размещения
в них ракет "Тополь-М" были проведены
Опытно-Конструкторском Бюро "Вымпел"
под руководством Дмитрия Драгуна. При
развертывании БРК в Ужурской дивизии,
ТПК с МБР будут размещены и в модифицированных
ШПУ 15П765-18/18М ракет Р-36М УТТХ (15А18) / Р-36М2
(15А18М). Каждый полк будет включать в себя
8 ШПУ ОС и один КП.
БРК 15П065 с твердотопливной
МБР 15Ж65 легкого класса, имеющей
повышенную устойчивость к ПФЯВ и доставляющей
головную часть второго уровня стойкости
к назначенной цели, обеспечивает пуск
ракеты без задержки на нормализацию внешней
обстановки при многократном ядерном
воздействии по соседним объектам БРК
и при блокировке позиционного района
высотными ядерными взрывами, а также
с минимальной задержкой при непоражающем
ядерном воздействии непосредственно
по пусковой установке. Устойчивость ПУ
и шахтного командного пункта к ПФЯВ значительно
повышена, имеется возможность пуска из
режима постоянной боеготовности по одному
из плановых целеуказаний, а также оперативного
переприцеливания и пуска по любому внеплановому
целеуказанию, переданному из высшего
звена управления. Повышена вероятность
доведения команд на пуск до КП и ШПУ. 15Ж65
- первая стратегическая ракета нового,
пятого поколения, впитавшая в себя весь
многолетний опыт кооперации предприятий
по созданию твердотопливных ракет. Государственные
испытания проходили на 1-м Государственном
испытательном космодроме "Плесецк".
Также испытательные пуски в рамках программы
создания ракетного комплекса (в первую
очередь, для отработки перспективного
боевого оснащения) осуществлялись другими
носителями и с 4-го Государственного центрального
полигона "Капустин Яр".
Информация о работе Тополь-М: История создания и перспективы