Тоталитаризм как социальный и политический феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 20:30, реферат

Описание работы

Понятие "тоталитаризм" впервые возникает в окружении Муссолини в середине двадцатых годов. В научной литературе Запада оно вошло в обиход в конце тридцатых годов. Статус же научной концепции за этим термином утвердил собравшийся в 1952 году в США политологический симпозиум, где тоталитаризм был определён как "закрытая и неподвижная социо-культурная и политическая структура, в которой всякое действие - от воспитания детей до производства и распределения товаров - направляется и контролируется из единого центра".

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1.Тоталитаризм - феномен XX века. Идейные истоки и социальные предпосылки. 4
2.Формы тоталитаризма. Анализ характеристик тоталитаризма. Основные черты тоталитарного общества 8
3.Тоталитарный человек в тоталитарном государстве 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15

Файлы: 1 файл

реферат по политологии.docx

— 68.63 Кб (Скачать файл)

     2. Нарастание рационализма и организованности  в жизни общества, новые возможности  для манипулирования общественным  сознанием; /радио, телевидение, средства  связи, СМИ и т.д./;

     3. появление монополий и их срастания  с государством /тоталитаризм - высшая их ступень, всеобъемлющая монополия/;

     4. Этатизация общества, усиление в общественном сознании культа Государства /здесь сказалось влияние двух мировых войн, когда резко усилилось государственное вмешательство в экономику и общественную жизнь/, распространение коллективистских взглядов; 5. Массовая эмоциональная уверенность в возможности быстрого улучшения жизни с помощью планирования и рациональных преобразований 6. Массовая психологическая неудовлетворённость отчуждением личности при капитализме, её незащищенностью и одиночеством;[14] Тоталитарные движения дают иллюзию приобщения к "вечным ценностям": классу, нации, государству, величественной сакральной Власти;

     7. Острые социально-экономические  кризисы ведут к маргинализа-ции общества, появлению многочисленных люмпенских и полулюмпенских слоев, особо восприимчивых к тоталитарной идеологии и склонных к политическому радикализму;

     Основными свойствами люмпена /по Р. Парку/ -[15]  являются: нигилизм по отношению к прошлому и настоящему, беспокойство, агрессивность, честолюбие, чувствительность, стеснённость, эгоцентричность. На всё это делают ставку вожди тоталитарных движений. Следует здесь иметь в виду различие в программных установках между элитой движения и основной массой: у первых - расчётливое, рационально-индустриальное видение цели, у вторых - стремление слиться с организацией, традиционный общинный коллективизм /что обуславливает относительную прочность тоталитарных режимов в странах Востока/. Адресаты у различных движений, слои, на которые они упираются, тоже отличаются: в России, у большевиков это были пролетариат и беднейшее крестьянство, у нацистов Германии - служащие и мелкая буржуазия, пострадавшие от экономического кризиса. В любом случае, интересы и нужды этих слоев очень мало связаны с задачами таких движений и нужны им лишь как предлог для прихода к власти.

     К политическим предпосылкам тоталитарных режимов относятся: уже упоминавшаяся этатизация общественного сознания, а главное, появления массовых, предельно идеологизированных, партий нового, тоталитарного типа с жёсткой, полувоенной структурой и полным подчинением рядовых членов партийной идеологии и её выразителям - вождям, руководству в целом.

     У носителей тоталитарного сознания выделяются следующие отличи-тельные черты: нетерпимость к любому инакомыслию, стремление политически или даже физически уничтожить несогласных, или их насильственны перевоспитать в духе правильного учения, все остальные идеи, их плюрализм они рассматривают как заблуждение или сознательную ложь. Им присуще стремление к "математически безошибочному всеобщему счастью" [16] В этом проявился их разрыв с рационализмом и переход на догматические позиции, часто сами вожди становятся заложниками собственных догм.

2.Формы  тоталитаризма. Анализ характеристик тоталитаризма. Основные черты тоталитарного общества

 

     В зависимости от господствующей идеологии  тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал- социализм.

     Коммунизм (социализм) в большей степени, чем другие разновидности тоталитаризма, выражает основные черты этого строя, поскольку предполагает абсолютную власть государства, полное устранение частной собственности и, следовательно, всякой автономии личности. Несмотря на преимущественно тоталитарные формы политической организации, социалистической системе присущи и гуманные политические цели. Так, например, в СССР резко повысился уровень образования народа, ему стали доступны достижения науки и культуры, была обеспечена социальная защищенность населения, развивалась экономика, космическая и военная промышленность и т.д., резко сократился уровень преступности. К тому же на протяжении десятилетий система почти не прибегала к массовым репрессиям.

     Фашизм – правоэкстремистское политическое движение, возникшее в обстановке революционных процессов, охвативших страны Западной Европы после Первой мировой войны и победы революции в России. Впервые он был установлен в Италии в 1922 г. Итальянский фашизм стремился к возрождению величия Римской империи, к установлению порядка, твердой государственной власти. Фашизм претендует на восстановление или очищение «народной души», обеспечение коллективной идентичности на культурной или этнической почве. К концу 1930-х годов фашистские режимы утвердились в Италии, Германии, Португалии, Испании и ряде стран Восточной и Центральной Европы. При всех своих национальных особенностях фашизм везде был одинаков: он выражал интересы наиболее реакционных кругов капиталистического общества, оказывавших фашистским движениям финансовую и политическую поддержку, стремящихся использовать их для подавления революционных выступлений трудящихся масс, сохранения существующего строя и осуществления своих имперских амбиций на международной арене.

     Третья  разновидность тоталитаризма –  национал-социализм. Как реальный политический и общественный строй он возник в Германии в 1933 г. Его цель – мировое господство арийской расы, а социальное предпочтение – германская нация. Если в коммунистических системах агрессивность направлена прежде всего против собственных граждан (классового врага), то в национал-социализме – против других народов.

     И все же тоталитаризм – исторически  обреченный строй. Это общество-самоед, не способное к эффективному созиданию, рачительному, инициативному хозяйствованию и существующее главным образом за счет богатых природных ресурсов, эксплуатации, ограничения потребления для большинства населения. Тоталитаризм – закрытое общество, не приспособленное к качественному обновлению, учету новых требований непрерывно изменяющегося мира.

     Большинство политологов сходится во мнении о единстве происхождения фашизма и коммунизма. Даже такие противопоставления как теория классовой борьбы и национально-расовая идея, интернационализм и национализм выполняли одинаковые функции.

      В марксизме национализм представляет собой побочный продукт капиталистического развития, которому противопоставляется идея интернационализма. Подавление национального начала входило интегральной частью в культуру тоталитаризма в СССР. Советские люди были объявлены членами "новой исторической общности" в лице интернационального советского народа. Эта идеология приобрела в своеобразно перевёрнутой форме функции национализма и служила потребности сохранения целостности СССР в условиях сепаратистских устремлений отдельных национальных регионов.

      Что касается фашизма, то в нём произошло  органическое слияние социализма и национализма. Расизм и национализм в фашизме сыграли роль, аналогичную той, которую сыграли теория классовой борьбы и идея интернационализма в коммунизме. Фашизм отождествлял общество с нацией, а нацию - с государством. Государство рассматривалось как юридическое воплощение нации и стояло неизмеримо выше и отдельно взятых индивидов и организаций, из которых национальная община состоит.

      Таким образом, и интернационализм и национализм  были поставлены на службу идентичным целям: обоснования и идеологического  обслуживания тоталитарных режимов  фашистского и коммунистического  толка.

     Во  Всемирной Энциклопедии даны «определяющие  характеристики тоталитаризма», которые  были списаны из трудов по тоталитаризму, призванных опорочить саму идею тоталитаризма. Вследствие этого необходимо провести их критический логический и исторический анализ.

     Первой  определяющей характеристикой тоталитаризма  во Всемирной Энциклопедии названа  «опора режима на люмпенизированные  слои». Далее восьмой характеристикой названа «опора режима на гипертрофированный аппарат тайной полиции, насилие и террор как универсальные средства внутренней и внешней политики». Возникает вопрос, на что же все-таки опирается режим? Ведь люмпенизированные слои и аппарат тайной полиции это ни одно и то же. Возникает логическое противоречие, которое показывает несостоятельность этих характеристик. Также логически несостоятельна сама первая характеристика: как может режим опираться на оскорбленные им слои населения. На эти слои могут опираться альтернативные режиму политические силы, еще не пришедшие к власти и обещающие вывести людей из люмпенизированного слоя. Также на тайную полицию, насилие и террор, по мнению автора, опирались и опираются все государственные режимы.

     Вторая  характеристика тоталитаризма во Всемирной  Энциклопедии: «наличие особого рода квазиприродной утопической идеологии, охватывающей все сферы жизни людей, подавляющей культурную традицию и обосновывающей (в условиях монополизации средств массовой информации) необходимость существующего режима для переустройства общества в целях создания «нового мира», «преодоление кризисных явлений в политике и экономике» и т.д.». Здесь возникает историческое противоречие – существование в истории Великой Германии и немецкого народа в рамках единого государства является историческим фактом. Фактом также является существование, хотя и короткое, Великой Германии в конце 30-х начале 40-х годов ХХ века. Следовательно, немецкая идеология того времени не была утопической, о чем также свидетельствуют современные процессы европейской интеграции. Если идеология не была утопической и подтверждалась ранее историей страны, то она не может подавлять культурную традицию, так как сама является ее частью. Кроме того, в любом государстве обосновывается «необходимость существующего режима для переустройства общества», так как иначе она перестанет существовать. Так, например Советский Союз перестал существовать, когда его руководство прекратило обосновывать необходимость существующего режима.

     Третьей характеристикой тоталитаризма  выделяют «целенаправленное создание и воспроизведение структур социальной мифологии для воздействия на народные массы в интересах господствующих клик». Как было показано выше, цели и интересы народных масс в тоталитарном государстве совпадают с интересами руководства государства. Следовательно, если вышеуказанное воздействие и происходит, то также и в интересах народных масс. Кроме того, мифология, как система мифов или мифологическое сознание того или иного народа, не может быть создана за несколько лет, а воспроизведение ее противоречит второй характеристике тоталитаризма, где говорится о подавлении культурной традиции.

     Четвертая характеристика – это «монополизация власти одной политической партией, либо харизматически ориентированным политическим кланом». Во всех республиканских государствах власть принадлежит одному политическому большинству: одной партии либо их объединению (клану). Эти партии в определенных случаях управляются некоторыми политическими кланами.

     Пятая характеристика - захват политической верхушкой дискреционных (не ограниченных законом) властных полномочий. Захват руководством государства дискреционных полномочий характерен для большинства современных государств, где это выражается либо непосредственно, либо посредством различных политических технологий и махинаций, так т для многих государств прошлого.

     Шестая  характеристика - огосударствление и  бюрократизация общества. Германия на протяжении 33-39 года совершила невиданный ранее для большинства развитых стран экономический рывок, на протяжении 39-45 годов она воевала практически со всем миром, временами довольно успешно, после себя она оставила передовые научно-технические достижения, которых не знали в других странах. Бюрократизация же означает оторванность власти от широких масс, пренебрежительное отношение к сути дела под видом соблюдения формальности. Достижение же вышеуказанных положений не представляется возможным в бюрократизированном государстве, следовательно, шестая характеристика не может соответствовать Германии 30-40-х годов.

     Седьмая характеристика - милитаризация общественной жизни. Милитаризация характерна для всех государств, планирующих либо внешнюю военную экспансию, либо защиту от внешних врагов. Также милитаризация может на короткий период времени способствовать поднятию экономики. Милитаризация общественной жизни была характерна для многих периодов истории Германии, и, следовательно, она не является уникальной для фашистской Германии. Первоначально основной целью любого государства является защита от внешних врагов, что означает определенную степень милитаризации общества и является чертой, присущей для всех государств в большей или меньшей степени в зависимости от задач государства.

     Восьмая характеристика - опора режима на гипертрофированный аппарат тайной полиции, насилие и террор как универсальные средства внутренней и внешней политики, была проанализирована выше вместе с первой характеристикой.

     Девятая характеристика - постулирование возможностей формирования тоталитаризма исключительно  за счет координального разрушения ставшего, существующего мира, отрицание позитивной значимости гражданского общества и его институтов. Так как немецкий тоталитаризм предполагал создание Великой Германии, достичь этой цели было невозможно без изменения мирового порядка, установившегося после Первой мировой войны. Внутри же Германии необходимо было разрушить полностью коррумпированную государственную систему, которая была сформирована в начале 1920-х годов.

Информация о работе Тоталитаризм как социальный и политический феномен