Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2015 в 18:41, контрольная работа
«Политический режим» в узком смысле - это система методов, способов и средств осуществления политической власти. В более широком плане это понятие включает всю функциональную характеристику политической системы, совокупность институциональных, социальных и идеологических элементов, формирующих определенный облик политической власти. Именно политический режим придает качественную определенность политической системе. Вместе с тем понятие политический режим совместно с понятиями форма правления и форма государственного устройства определяют
Первый тип - оригинальная модернизация - был характерен для США и стран Западной Европы, осуществивших переход к рациональному общественному устройству в результате длительного внутреннего развития. Второй тип - вторичная модернизация - был характерен для стран, отставших в своем развитии и пытавшихся догнать передовые более ускоренным способом за счет использования опыта последних. Обычно к этой группе относили развивающиеся страны, освободившиеся от колониальной зависимости. В настоящее время в центре внимания исследователей находятся политические процессы в странах Восточной Европы, Китае, СНГ. Основное внимание современными исследователями политической модернизации чаще всего сосредоточивается на трудностях политического развития, кризисных явлениях. В результате возникли концепции "частичной модернизации", "тупиковой модернизации", "кризисного синдрома модернизации". Стало общепризнанным, что модернизация может осуществляться только при изменении ценностных ориентаций широких социальных слоев общества.
Под политической модернизацией в настоящее время понимается возрастание способности политической системы адаптироваться к новым образцам социальных целей и создавать новые виды институтов, обеспечивающих развитие социальной системы. Этот процесс обусловлен как объективными (социально-экономическими и культурными), так и субъективными (способность политического руководства осуществить более или менее эффективное изменение политической системы) факторами.
Выделяют следующие цели политической модернизации: создание новых политических институтов для решения постоянно расширяющегося круга социальных и экономических проблем; изменение политических ориентаций элиты и лидеров на открытую борьбу; формирование рациональной бюрократии.
Политическая модернизация осуществляется на протяжении длительного периода, в рамках которого общество характеризуется особым качественным состоянием, отличающимся нестабильностью и кризисами. В современных исследованиях выделяется пять основных кризисов (идентичности, легитимности, участия, проникновения, распределения), сопровождающих процесс политической модернизации.
Общей причиной этих кризисов является характерное для переходного состояния общества противоречие между новыми универсальными стандартами и старыми традиционными ценностями, сосуществование новых демократических политических институтов с прежними, рост неудовлетворенности населения.
Своеобразие и сложность ситуации в России определяется тем, что:
- происходит не только смена режимов, но и смена общественного строя,
- политическая демократизация началась до того, как сложились элементы современного рынка,
- реализация ключевых
задач модернизации проходит
при одновременном решении
- отсутствие экономических
коней у демократических
- выбран путь быстрой, радикальной модернизации,
- правящая элита ориентируется
на либерально-американский
Оценка социально-политических последствий проводимых преобразований вызывает неоднозначную реакцию в обществе. Резкая дифференциация прослеживается как в социально-экономической, так и политической сфере. «В целом современная Россия предстает внутренне расколотой страной. Острая политическая борьба развертывается вокруг принципиальных вопросов общественного устройства: конституционного процесса, приватизации, соотношения интересов центра и регионов, места и роли России в современном мире». Трудности в осуществлении преобразований усиливаются отсутствием мощной политической силы общенационального масштаба, способной обеспечить стабильность и согласие в обществе. Известно, что природа переломных моментов двойственна, противоречива. Наряду с проявляющимися чертами демократизации на современном этапе России имеются все признаки авторитарной власти. Ситуация осложняется тем, что нет мощных противовесов этой углубляющейся тенденции, которые гарантировали бы постепенный характер перехода к социально ориентированной рыночной экономике, демократический тип политической системы. А поскольку в России не сложился ни один тип из «трех консенсусов», обеспечивающих гражданский мир, то весьма проблематичным является достижение социального компромисса.
России предстоит еще длительный этап экономических и политических преобразований. Их проведение определяется расстановкой политических сил, состоянием политической элиты, характером власти. И так, в осмыслении содержания современного этапа в жизни России необходимо учитывать всю совокупность факторов, определяющих отсутствие прочного гражданского мира и последовательность демократических преобразований.
Критерии |
Тоталитаризм |
Авторитаризм |
Демократия |
Роль государства |
полный контроль и жесткая регламентация со стороны государства |
с одной стороны - жесткий контроль за политической сферой, а с другой - невмешательство государства в экономику и личную жизнь граждан |
управление государством осуществляется народом |
Характер партийной системы |
признание руководящей роли одной партии, сращивание партийного государственного аппарата, господство единой общеофициальной идеологии, преследование всех инакомыслящих вплоть до уничтожения, массовые репрессии, милитаризация жизни общества, отсутствие гласности и политического плюрализма |
игнорируется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, роль представительных органов власти ограничена, хотя они и могут существовать, суд выступает вспомогательным органом, в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор, сохраняется частичная цензура, отказ от полного тотального контроля над всеми сферами общественной жизни |
подчинение меньшинства большинству при учете мнений меньшинства, выборность всех органов власти снизу доверху, их ответственность перед избирателями, реальное разделение властей на три ветви, многопартийность, политический плюрализм, гласность |
Развитость гражданского общества |
отсутствие гражданского общества, граждане государства целиком и полностью подчинены власти |
граждане либо отчуждены от власти, безразличны к ней, либо ожидают от нее компетентности в принятии политических решений |
общество контролирует власть во всех ее проявления, то есть наличие гражданского общества |
Соблюдение прав и свобод человека |
репрессивный характер режима и манипулирование человеком говорят о том, что индивид остался один на один с могучей и беспощадной государственной властью |
требование от человека профессионализма и послушания, власть озабочена проблемами безопасности, охраны правопорядка, борьбы с организованной преступностью и коррупцией |
защита прав человека, равенство всех граждан перед законом, гарантия государством прав и свобод граждан |
Отношение к рыночным экономическим механизмам |
контроль государства над экономикой |
не вмешательство правящей группировки в экономику |
не вмешательство государства в экономику |
Идеологическая ситуация |
политический лидер определяет идеологию, господство единой общеофициальной идеологии, преследование всех инакомыслящих вплоть до уничтожения |
отсутствует единая идеология (в отличие от тоталитаризма
здесь не оправдывают свои
поступки стремлением к |
в демократическом обществе отсутствует какая-либо одна официальная идеология |
Заключение
Отправной точкой тоталитарной модели является декларация некой высшей цели, во имя которой режим призывает общество расстаться со всеми политическими, правовыми и общественными традициями. Изучение модели показало, что после подавления традиционных общественных институтов, людей легче сплотить в единое целое и убедить пожертвовать любыми другими целями ради достижения главной. Доминирующая в этих странах идеология объясняла выбор средств, трудности, опасности и т. п. в терминах всё той же цели и обосновывала, почему государству нужны практически неограниченные полномочия. Пропаганда сочеталась с использованием передовых технологий политического сыска для подавления любого инакомыслия. Результатом было обеспечение массовой мобилизации в поддержку режима. Концентрация власти выражалась в монополизации процесса принятия окончательных решений во всех сферах действительности, а также принципиальном отсутствии ограничений на масштаб этих решений и на масштаб санкций. Всё большее проникновение государства означало всё большее сужение автономного пространства, вплоть до его полной ликвидации. Это приводило с одной стороны к атомизации общества, а с другой стороны, к слиянию всех политических сфер, в нём существовавших, в одно единое целое. В отличие от полицейского государства, в котором меры по поддержанию порядка проводятся согласно установленным процедурам, в тоталитарных режимах у правоохранительных органов была широкая свобода действий, что обеспечивало их непредсказуемость и подконтрольность руководству страны. Поскольку, согласно тоталитарной модели, стремление к высшей цели было идеологической основой всей политической системы, о её достижении никогда не могло быть объявлено. Это означало, что идеология занимала подчинённое положение по отношению к лидеру страны и могла им произвольно трактоваться по ситуации.
Список литературы
1. Громыко А.Л. «Политические режимы: сущность, исторические формы и реальная практика» 2003г.
2. Работяжев Н.В., Соловьев Э.Г. «Феномен тоталитаризма: Политическая теория и исторические метаморфозы» 2005г.
3. Семенихин И.А. «Российский тоталитаризм: социально-философский анализ» 2006г.
4. Соловьев А.И. «Политология: Политическая теория, политические технологии» 2012г.