Тоталитарный политический режим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2015 в 18:41, контрольная работа

Описание работы

«Политический режим» в узком смысле - это система методов, способов и средств осуществления политической власти. В более широком плане это понятие включает всю функциональную характеристику политической системы, совокупность институциональных, социальных и идеологических элементов, формирующих определенный облик политической власти. Именно политический режим придает качественную определенность политической системе. Вместе с тем понятие политический режим совместно с понятиями форма правления и форма государственного устройства определяют

Файлы: 1 файл

Политологиия.docx

— 34.20 Кб (Скачать файл)

Первый тип - оригинальная модернизация - был характерен для США и стран Западной Европы, осуществивших переход к рациональному общественному устройству в результате длительного внутреннего развития. Второй тип - вторичная модернизация - был характерен для стран, отставших в своем развитии и пытавшихся догнать передовые более ускоренным способом за счет использования опыта последних. Обычно к этой группе относили развивающиеся страны, освободившиеся от колониальной зависимости. В настоящее время в центре внимания исследователей находятся политические процессы в странах Восточной Европы, Китае, СНГ. Основное внимание современными исследователями политической модернизации чаще всего сосредоточивается на трудностях политического развития, кризисных явлениях. В результате возникли концепции "частичной модернизации", "тупиковой модернизации", "кризисного синдрома модернизации". Стало общепризнанным, что модернизация может осуществляться только при изменении ценностных ориентаций широких социальных слоев общества.

Под политической модернизацией в настоящее время понимается возрастание способности политической системы адаптироваться к новым образцам социальных целей и создавать новые виды институтов, обеспечивающих развитие социальной системы. Этот процесс обусловлен как объективными (социально-экономическими и культурными), так и субъективными (способность политического руководства осуществить более или менее эффективное изменение политической системы) факторами.

Выделяют следующие цели политической модернизации: создание новых политических институтов для решения постоянно расширяющегося круга социальных и экономических проблем; изменение политических ориентаций элиты и лидеров на открытую борьбу; формирование рациональной бюрократии.

Политическая модернизация осуществляется на протяжении длительного периода, в рамках которого общество характеризуется особым качественным состоянием, отличающимся нестабильностью и кризисами. В современных исследованиях выделяется пять основных кризисов (идентичности, легитимности, участия, проникновения, распределения), сопровождающих процесс политической модернизации.

Общей причиной этих кризисов является характерное для переходного состояния общества противоречие между новыми универсальными стандартами и старыми традиционными ценностями, сосуществование новых демократических политических институтов с прежними, рост неудовлетворенности населения.

Своеобразие и сложность ситуации в России определяется тем, что:

- происходит не только  смена режимов, но и смена общественного  строя,

- политическая демократизация  началась до того, как сложились  элементы современного рынка,

- реализация ключевых  задач модернизации проходит  при одновременном решении двух  проблем: изменении старой политической  системы и проведении экономической  реформы, призванной обеспечить  переход к рыночной экономике,

- отсутствие экономических  коней у демократических институтов  затрудняет процесс формирования  стабильной политической системы,

- выбран путь быстрой, радикальной модернизации,

- правящая элита ориентируется  на либерально-американский тип  рынка, не вписывающийся в социальную  реальность и традиции России.

Оценка социально-политических последствий проводимых преобразований вызывает неоднозначную реакцию в обществе. Резкая дифференциация прослеживается как в социально-экономической, так и политической сфере. «В целом современная Россия предстает внутренне расколотой страной. Острая политическая борьба развертывается вокруг принципиальных вопросов общественного устройства: конституционного процесса, приватизации, соотношения интересов центра и регионов, места и роли России в современном мире». Трудности в осуществлении преобразований усиливаются отсутствием мощной политической силы общенационального масштаба, способной обеспечить стабильность и согласие в обществе. Известно, что природа переломных моментов двойственна, противоречива. Наряду с проявляющимися чертами демократизации на современном этапе России имеются все признаки авторитарной власти. Ситуация осложняется тем, что нет мощных противовесов этой углубляющейся тенденции, которые гарантировали бы постепенный характер перехода к социально ориентированной рыночной экономике, демократический тип политической системы. А поскольку в России не сложился ни один тип из «трех консенсусов», обеспечивающих гражданский мир, то весьма проблематичным является достижение социального компромисса.

России предстоит еще длительный этап экономических и политических преобразований. Их проведение определяется расстановкой политических сил, состоянием политической элиты, характером власти. И так, в осмыслении содержания современного этапа в жизни России необходимо учитывать всю совокупность факторов, определяющих отсутствие прочного гражданского мира и последовательность демократических преобразований.

 

  1. Сравнение основных типов политический режимов по следующим критериям

Критерии

Тоталитаризм

Авторитаризм

Демократия

Роль государства

полный контроль и жесткая регламентация со стороны государства

с одной стороны - жесткий контроль за политической сферой, а с другой - невмешательство государства в экономику и личную жизнь граждан

управление государством осуществляется народом

Характер партийной системы

признание руководящей роли одной партии, сращивание партийного государственного аппарата, господство единой общеофициальной идеологии, преследование всех инакомыслящих вплоть до уничтожения, массовые репрессии, милитаризация жизни общества, отсутствие гласности и политического плюрализма

игнорируется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, роль представительных органов власти ограничена, хотя они и могут существовать, суд

выступает вспомогательным органом,

в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор, сохраняется частичная цензура,

отказ от полного тотального контроля над всеми сферами общественной жизни

подчинение меньшинства большинству при учете мнений меньшинства, выборность всех органов власти снизу доверху, их ответственность перед избирателями, реальное разделение властей на три ветви, многопартийность, политический плюрализм, гласность

Развитость гражданского общества

отсутствие гражданского общества, граждане государства целиком и полностью подчинены власти

граждане либо отчуждены от власти, безразличны к ней, либо ожидают от нее компетентности в принятии политических решений

общество контролирует власть во всех ее проявления, то есть наличие гражданского общества

Соблюдение прав и свобод человека

репрессивный характер режима и манипулирование человеком говорят о том,

что индивид остался один на один с могучей и беспощадной государственной властью

требование от человека профессионализма и послушания, власть

озабочена проблемами безопасности, охраны правопорядка, борьбы с организованной преступностью и коррупцией

защита прав человека, равенство всех граждан перед законом, гарантия государством прав и

свобод граждан

Отношение к рыночным экономическим механизмам

контроль государства над экономикой

не вмешательство правящей группировки в экономику

не вмешательство государства в экономику

Идеологическая ситуация

политический лидер определяет идеологию, господство единой общеофициальной идеологии, преследование всех инакомыслящих вплоть до уничтожения

отсутствует единая идеология

(в отличие от тоталитаризма  здесь не оправдывают свои  поступки стремлением к высоким  целям)

в демократическом обществе отсутствует какая-либо одна официальная идеология


Заключение

 

Отправной точкой тоталитарной модели является декларация некой высшей цели, во имя которой режим призывает общество расстаться со всеми политическими, правовыми и общественными традициями. Изучение модели показало, что после подавления традиционных общественных институтов, людей легче сплотить в единое целое и убедить пожертвовать любыми другими целями ради достижения главной. Доминирующая в этих странах идеология объясняла выбор средств, трудности, опасности и т. п. в терминах всё той же цели и обосновывала, почему государству нужны практически неограниченные полномочия. Пропаганда сочеталась с использованием передовых технологий политического сыска для подавления любого инакомыслия. Результатом было обеспечение массовой мобилизации в поддержку режима. Концентрация власти выражалась в монополизации процесса принятия окончательных решений во всех сферах действительности, а также принципиальном отсутствии ограничений на масштаб этих решений и на масштаб санкций. Всё большее проникновение государства означало всё большее сужение автономного пространства, вплоть до его полной ликвидации. Это приводило с одной стороны к атомизации общества, а с другой стороны, к слиянию всех политических сфер, в нём существовавших, в одно единое целое. В отличие от полицейского государства, в котором меры по поддержанию порядка проводятся согласно установленным процедурам, в тоталитарных режимах у правоохранительных органов была широкая свобода действий, что обеспечивало их непредсказуемость и подконтрольность руководству страны. Поскольку, согласно тоталитарной модели, стремление к высшей цели было идеологической основой всей политической системы, о её достижении никогда не могло быть объявлено. Это означало, что идеология занимала подчинённое положение по отношению к лидеру страны и могла им произвольно трактоваться по ситуации.

Список литературы

1.   Громыко А.Л. «Политические режимы: сущность, исторические формы и реальная практика»  2003г.

2.  Работяжев Н.В., Соловьев Э.Г. «Феномен тоталитаризма: Политическая теория и исторические метаморфозы»  2005г.

3. Семенихин И.А. «Российский  тоталитаризм: социально-философский  анализ»  2006г.

4. Соловьев А.И. «Политология: Политическая теория, политические  технологии»  2012г.


Информация о работе Тоталитарный политический режим