Участие РБ в ОБСЕ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 20:04, реферат

Описание работы

За последние несколько лет ситуация в мире и в Европе сильно изменилась в сторону расширения функций глобальных и региональных международных организаций. Наряду с этим объективным процессом более расплывчатым стало понятие государственного суверенитета, на который влиятельные международные силы посягают под предлогом различного рода гуманитарных интервенций.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….
3

Участие РБ в ОБСЕ …………………………………………………….…….. 4
Заключение…………………………………………………………………..… 8
Список использованных источников…………………

Файлы: 1 файл

рб в обсе.docx

— 34.88 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………….

3


Участие РБ в  ОБСЕ …………………………………………………….…….. 4

Заключение…………………………………………………………………..… 8

Список использованных источников………………………………………… 9

 

ВВЕДЕНИЕ

За последние несколько лет  ситуация в мире и в Европе сильно изменилась в сторону расширения функций глобальных и региональных международных организаций. Наряду с этим объективным процессом  более расплывчатым стало понятие  государственного суверенитета, на который  влиятельные международные силы посягают под предлогом различного рода гуманитарных интервенций.

На первый план в системе международной безопасности вышел Североатлантический альянс. Теперь он претендует на то, чтобы стать силовой основой образующегося однополярного миропорядка. Безусловно, не последнюю роль в построении евроатлантической системы безопасности играет сегодня и ОБСЕ. Понятно, что именно от взвешенного подхода к планированию отношений по линии Беларусь - НАТО и Беларусь - ОБСЕ во многом будет зависеть качество внешней политики нашего государства и степень его встроенности в общую систему безопасности.

 

Участие РБ в ОБСЕ

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), созданная в начале 70-ых годов  прошлого века в виде Совещания по безопасности и сотрудничеству в  Европе и служившая форумом для  многосторонних переговоров между  Востоком и Западом, объединяет в  настоящее время 55 государств, включая  все европейские страны, США, Канаду и все страны СНГ. 

Республика Беларусь является полноправным членом СБСЕ/ОБСЕ с 30 января 1992 года.

В ходе 2-й встречи СМИД СБСЕ в Праге в 1992 году 10 стран  СНГ, включая Беларусь, были формально  приняты в СБСЕ после передачи писем, в которых они принимали  на себя обязательства в рамках Совещания. В частности, Беларусь обязалась  выполнять все принципы и обязательства, которые содержатся в Хельсинском  Заключительном акте (1975 г.), Парижской  хартии для новой Европы (1990 г.) и  других основополагающих документах СБСЕ. 

Республика Беларусь рассматривает  ОБСЕ в качестве ключевой структуры  по обеспечению безопасности и стабильности в Европе, в рамках которой сосредоточена  значительная часть диалога нашей  страны со странами Запада. ОБСЕ занимает сегодня уникальное место среди  региональных институтов обеспечения  безопасности в силу широкой представленности в ней государств, всеобъемлющего подхода к безопасности, используемых инструментов предотвращения конфликтов, разделяемых странами-членами общих  норм и ценностей, а также глубоко  укоренившейся традиции открытого  диалога и достижения консенсуса.  
Беларусь, руководствуясь принципом комплексного характера безопасности, выступает за равноправный диалог с ОБСЕ по всем основным измерениям безопасности: военно-политическому (в том числе предотвращению и урегулированию конфликтов, совершенствованию механизмов контроля над вооружениями и укреплению мер доверия), гуманитарному, экономическому и экологическому.

Беларусь активно участвует  в деятельности Организации в  рамках работы Постоянного совета ОБСЕ, Форума по сотрудничеству в области  безопасности, Совместной консультативной  группы и Консультативного комитета по открытому небу, а также через  практическую реализацию принципов  и механизмов, заложенных в итоговых документах Саммита ОБСЕ 1999 года в  Стамбуле. Главными из них явились  подписанные Беларусью Хартия европейской  безопасности и Венский документ 1999 года переговоров по мерам укрепления доверия и безопасности.  
В рамках ОБСЕ Беларусь является участником адаптированного Договора об обычных вооруженных силах в Европе, Договора по открытому небу. Именно после депонирования Беларусью и Россией ратификационных грамот по присоединению к данному договору началась его полномасштабная реализация. 

Белорусские представители  участвуют в заседаниях Минской  группы в рамках переговорного процесса по подготовке Минской конференции  ОБСЕ по вопросу мирного урегулирования в Нагорном Карабахе. Важный вклад  в укрепление стабильности и безопасности в регионе ОБСЕ представители  Беларуси вносят посредством участия  в работе полевых миссий Организации  в Албании, Боснии и Герцеговине, Грузии, Косово, Македонии и Хорватии. Интересам Республики Беларусь отвечает наращивание такого участия в  полевой деятельности ОБСЕ.

Беларусь выступает за дальнейшую эволюцию ОБСЕ, которая  должна проходить в соответствии с принципами Хельсинкского Заключительного  акта. Любые попытки отхода от этих проверенных международной практикой  принципов могут повлечь за собой  серьезные последствия, несущие  угрозу региональной безопасности. 

Республика Беларусь активно  поддерживает закрепленную в Хартии европейской безопасности приоритетную роль ОБСЕ в урегулировании споров в регионе ее ответственности  на основе уважения национального суверенитета и территориальной целостности  стран-членов, добивается равенства  безопасности государств, входящих и  не входящих в военные группировки, отстаивает необходимость безусловного уважения принципа неприменения силы и отказа от ее угрозы в отношениях между государствами.  
Наша страна последовательно отстаивает применение норм сдержанности в военно-политической области, в частности, по ненаращиванию военного потенциала, который должен быть соизмерим с законными индивидуальными и коллективными оборонными потребностями.  
Беларусь также выступает за активизацию деятельности ОБСЕ в экономической и экологической сферах, устранение барьеров в торговле между странами своего региона ответственности, создание условий для минимизации негативных последствий расширения экономических союзов для не входящих в них государств, добивается формирования в регионе ОБСЕ прозрачной, предсказуемой и недискриминационной среды сотрудничества в торгово-экономической сфере.

Белорусская сторона готова на равноправной основе развивать диалог с ОБСЕ по вопросам выполнения международных  обязательств в области прав человека при условии отказа руководства  Организации от использования “двойных стандартов” в отношении Беларуси. 

В соответствии с решением Постоянного совета ОБСЕ № 185 от 18.09.97 в Республике Беларусь с февраля 1998 г. учреждена Консультативно-наблюдательная группа (КНГ) ОБСЕ, деятельность которой  регламентируется положениями Меморандума  о взаимопонимании между Республикой  Беларусь и ОБСЕ от 18.12.97. 

Согласно своему мандату  КНГ ОБСЕ во взаимодействии с белорусскими властями и другими международными организациями должна была осуществлять следующие задачи: оказывать помощь белорусским властям в развитии демократических институтов и выполнении других обязательств в рамках ОБСЕ, а также осуществлять мониторинг и информировать об этом процессе. Возглавил КНГ посол Х.-Г.Вик (ФРГ). 

На первоначальном этапе  работы КНГ ОБСЕ в Беларуси сотрудничество с ней развивалось достаточно конструктивно. Однако в преддверии парламентских выборов 2000 года глава  КНГ Х.-Г.Вик занял открыто конфронтационную позицию в отношении властей  страны пребывания и в своей деятельности начал регулярно выходить за рамки  мандата Группы. В 2001 году Группа продолжила активную политическую деятельность в  стране. Механизмы КНГ начались активно  использоваться для консолидации оппозиционных  правительству политических сил, их скрытого финансирования и материально-технического оснащения.  
Неоднократные попытки белорусской стороны вернуть КНГ и ее руководителя в рамки мандата успеха не имели. Как принимающая сторона, Беларусь больше не могла мириться с тем, что Группа игнорирует позицию правительства по вопросам социально-экономического развития страны и строительства гражданского общества, действует деструктивно, несмотря на четкие положения мандата о необходимости работы в сотрудничестве с белорусскими властями. 

В этих условиях правительство  Беларуси обратилось к руководству  ОБСЕ с настоятельной просьбой об отзыве Х.-Г.Вика, исчерпавшего свои возможности  работы в Беларуси. Было найдено  компромиссное решение, и Х.-Г.Вик  завершил свою работу в Беларуси в  декабре 2001 г.  
В целях устранения негативных последствий деятельности Х.-Г.Вика белорусская сторона в декабре 2001 года предложила Действующему председательству ОБСЕ начать консультации по пересмотру мандата Группы. При этом белорусская сторона исходила из того, что прошедшие в Беларуси парламентские и президентские выборы существенным образом изменили те условия, в которых принималось решение о создании КНГ ОБСЕ. Именно этим, в первую очередь, была вызвана необходимость актуализации форм взаимодействия Республики Беларусь с ОБСЕ в зависимости от реальных потребностей белорусской стороны в таком содействии.  
Постоянной делегацией Республики Беларусь в ОБСЕ 21 декабря 2001 года, 16 апреля и 24 мая 2002 года были распространены три проекта решения Постоянного совета ОБСЕ. При подготовке проектов белорусская сторона исходила из того, что проблема КНГ ОБСЕ в Беларуси является институциональной: именно крайне широкая и размытая формулировка мандата Группы и послужила причиной для его многочисленных нарушений со стороны Группы. Однако, белорусские предложения не нашли понимания у руководства ОБСЕ, настаивающего на безусловном возобновлении деятельности КНГ и назначении нового руководителя группы.  
В настоящее время предложения белоруской стороны в форме проектов решений Постоянного совета ОБСЕ по консультациям о модальностях пребывания КНГ ОБСЕ в Беларуси остаются в силе. Действующее председательство ОБСЕ до сих пор не вынесло предложения Беларуси на рассмотрение Постоянного совета. Республика Беларусь, как полноправный член ОБСЕ, настаивает на открытом, а не кулуарном обсуждении форм и методов работы КНГ ОБСЕ в Беларуси. 

В целях расширения участия  парламентариев в деятельности ОБСЕ, а также облегчения межпарламентского  диалога и сотрудничества в 1991 году в рамках Организации учреждена  Парламентская ассамблея ОБСЕ (ПА ОБСЕ). В соответствии с п.1(1) Правил процедуры ПА ОБСЕ, представляющими  собой ее единственный уставный документ, Ассамблея состоит из депутатов  парламентов государств, подписавших  Хельсинкский заключительный акт 1975 г., Парижскую хартию для Новой Европы 1990 г. и являющихся участниками ОБСЕ. В нарушение данного правила  Национальное собрание Республики Беларусь с 1997 г. было лишено права участвовать  в работе ПА ОБСЕ. 

Несмотря на выполнение Беларусью  всех необходимых для членства процедур, вопрос о признании полномочий белорусского парламента в Ассамблее остается нерешенным, а его место – вакантным. Накануне 11-й ежегодной сессии ПА ОБСЕ в Берлине (6 - 10 июля 2002) Секретариатом  ПА ОБСЕ был подготовлен Меморандум по вопросу о полномочиях белорусских  парламентариев, в котором содержался однозначный вывод об отсутствии оснований для отказа в регистрации  делегации Парламента Беларуси. Тем  не менее, в результате противодействия  ряда делегаций и грубого нарушения  правил процедуры было принято решение  отложить рассмотрение «белорусского  вопроса» до следующей сессии Ассамблеи.  
В данной ситуации Республика Беларусь намерена добиваться неукоснительного выполнения Ассамблеей своих процедурных правил, нарушение которых свидетельствует о неспособности ПА ОБСЕ действовать непредвзято и юридически выверено. 

Беларусь последовательно  выступает за формирование содержательной повестки дня ОБСЕ, отвечающей ожиданиям  политических и общественных кругов всех без исключения государств-участников. Позиция Беларуси состоит в том, что сотрудничество стран-членов ОБСЕ при этом должно развиваться на началах  суверенного равенства и солидарности, без создания закрытых зон с более  высокими уровнями безопасности, без  ограничения для контактов между  людьми по всему пространству ОБСЕ.  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Беларусь поддерживает закреплённую в Хартии европейской безопасности приоритетную роль ОБСЕ в вопросах безопасности на основе уважения суверенитета и территориальной целостности государств, добивается равенства безопасности государств, входящих и не входящих в те или иные военно-политические группировки.

Республика Беларусь последовательно  выступает за дальнейшую эволюцию ОБСЕ, реформирование её структуры и методов работы, исправление существующих географических и функциональных перекосов с целью превращения ОБСЕ в полноценную международную организацию, действующую в интересах всех государств-участников.

Беларусь, стремясь быть ответственным  членом мирового сообщества, считает  его главной задачей покончить  с угрозами человечеству, опираясь на позитивные достижения ушедшего века.

 

 

 

Список использованных источников

  1. Социально-политическая ситуация Беларуси: проблемы и перспективы (по материалам социологического мониторинга): Сб. науч.тр./Под ред. М.Н. Хурса. – Мн.:ИСПИ,2000.
  2. Рэспублика № 86 17 красавiка 2003г.
  3. Политология: Учебник / В.А. Бобков, И.Н. Браим, А.Н. Егоров и др.; Под ред. В.А. Бобкова и И.Н. Браима. – Мн.: «Экоперспектива», 2000.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

3

4

8

9


Информация о работе Участие РБ в ОБСЕ