Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 20:04, реферат
За последние несколько лет ситуация в мире и в Европе сильно изменилась в сторону расширения функций глобальных и региональных международных организаций. Наряду с этим объективным процессом более расплывчатым стало понятие государственного суверенитета, на который влиятельные международные силы посягают под предлогом различного рода гуманитарных интервенций.
Введение……………………………………………………………………….
3
Участие РБ в ОБСЕ …………………………………………………….…….. 4
Заключение…………………………………………………………………..… 8
Список использованных источников…………………
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………… |
3 |
Участие РБ в ОБСЕ …………………………………………………….…….. 4
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников………………………………………… 9
ВВЕДЕНИЕ
За последние несколько лет ситуация в мире и в Европе сильно изменилась в сторону расширения функций глобальных и региональных международных организаций. Наряду с этим объективным процессом более расплывчатым стало понятие государственного суверенитета, на который влиятельные международные силы посягают под предлогом различного рода гуманитарных интервенций.
На первый план в системе международной безопасности вышел Североатлантический альянс. Теперь он претендует на то, чтобы стать силовой основой образующегося однополярного миропорядка. Безусловно, не последнюю роль в построении евроатлантической системы безопасности играет сегодня и ОБСЕ. Понятно, что именно от взвешенного подхода к планированию отношений по линии Беларусь - НАТО и Беларусь - ОБСЕ во многом будет зависеть качество внешней политики нашего государства и степень его встроенности в общую систему безопасности.
Участие РБ в ОБСЕ
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), созданная в начале 70-ых годов прошлого века в виде Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и служившая форумом для многосторонних переговоров между Востоком и Западом, объединяет в настоящее время 55 государств, включая все европейские страны, США, Канаду и все страны СНГ.
Республика Беларусь является полноправным членом СБСЕ/ОБСЕ с 30 января 1992 года.
В ходе 2-й встречи СМИД СБСЕ в Праге в 1992 году 10 стран СНГ, включая Беларусь, были формально приняты в СБСЕ после передачи писем, в которых они принимали на себя обязательства в рамках Совещания. В частности, Беларусь обязалась выполнять все принципы и обязательства, которые содержатся в Хельсинском Заключительном акте (1975 г.), Парижской хартии для новой Европы (1990 г.) и других основополагающих документах СБСЕ.
Республика Беларусь рассматривает
ОБСЕ в качестве ключевой структуры
по обеспечению безопасности и стабильности
в Европе, в рамках которой сосредоточена
значительная часть диалога нашей
страны со странами Запада. ОБСЕ занимает
сегодня уникальное место среди
региональных институтов обеспечения
безопасности в силу широкой представленности
в ней государств, всеобъемлющего
подхода к безопасности, используемых
инструментов предотвращения конфликтов,
разделяемых странами-членами
Беларусь, руководствуясь принципом комплексного
характера безопасности, выступает за
равноправный диалог с ОБСЕ по всем основным
измерениям безопасности: военно-политическому
(в том числе предотвращению и урегулированию
конфликтов, совершенствованию механизмов
контроля над вооружениями и укреплению
мер доверия), гуманитарному, экономическому
и экологическому.
Беларусь активно участвует
в деятельности Организации в
рамках работы Постоянного совета ОБСЕ,
Форума по сотрудничеству в области
безопасности, Совместной консультативной
группы и Консультативного комитета
по открытому небу, а также через
практическую реализацию принципов
и механизмов, заложенных в итоговых
документах Саммита ОБСЕ 1999 года в
Стамбуле. Главными из них явились
подписанные Беларусью Хартия европейской
безопасности и Венский документ
1999 года переговоров по мерам укрепления
доверия и безопасности.
В рамках ОБСЕ Беларусь является участником
адаптированного Договора об обычных
вооруженных силах в Европе, Договора
по открытому небу. Именно после депонирования
Беларусью и Россией ратификационных
грамот по присоединению к данному договору
началась его полномасштабная реализация.
Белорусские представители участвуют в заседаниях Минской группы в рамках переговорного процесса по подготовке Минской конференции ОБСЕ по вопросу мирного урегулирования в Нагорном Карабахе. Важный вклад в укрепление стабильности и безопасности в регионе ОБСЕ представители Беларуси вносят посредством участия в работе полевых миссий Организации в Албании, Боснии и Герцеговине, Грузии, Косово, Македонии и Хорватии. Интересам Республики Беларусь отвечает наращивание такого участия в полевой деятельности ОБСЕ.
Беларусь выступает за
дальнейшую эволюцию ОБСЕ, которая
должна проходить в соответствии
с принципами Хельсинкского Заключительного
акта. Любые попытки отхода от этих
проверенных международной
Республика Беларусь активно
поддерживает закрепленную в Хартии
европейской безопасности приоритетную
роль ОБСЕ в урегулировании споров
в регионе ее ответственности
на основе уважения национального суверенитета
и территориальной целостности
стран-членов, добивается равенства
безопасности государств, входящих и
не входящих в военные группировки,
отстаивает необходимость безусловного
уважения принципа неприменения силы
и отказа от ее угрозы в отношениях
между государствами.
Наша страна последовательно отстаивает
применение норм сдержанности в военно-политической
области, в частности, по ненаращиванию
военного потенциала, который должен быть
соизмерим с законными индивидуальными
и коллективными оборонными потребностями.
Беларусь также выступает за активизацию
деятельности ОБСЕ в экономической и экологической
сферах, устранение барьеров в торговле
между странами своего региона ответственности,
создание условий для минимизации негативных
последствий расширения экономических
союзов для не входящих в них государств,
добивается формирования в регионе ОБСЕ
прозрачной, предсказуемой и недискриминационной
среды сотрудничества в торгово-экономической
сфере.
Белорусская сторона готова
на равноправной основе развивать диалог
с ОБСЕ по вопросам выполнения международных
обязательств в области прав человека
при условии отказа руководства
Организации от использования “двойных
стандартов” в отношении
В соответствии с решением
Постоянного совета ОБСЕ № 185 от 18.09.97
в Республике Беларусь с февраля
1998 г. учреждена Консультативно-
Согласно своему мандату КНГ ОБСЕ во взаимодействии с белорусскими властями и другими международными организациями должна была осуществлять следующие задачи: оказывать помощь белорусским властям в развитии демократических институтов и выполнении других обязательств в рамках ОБСЕ, а также осуществлять мониторинг и информировать об этом процессе. Возглавил КНГ посол Х.-Г.Вик (ФРГ).
На первоначальном этапе
работы КНГ ОБСЕ в Беларуси сотрудничество
с ней развивалось достаточно
конструктивно. Однако в преддверии
парламентских выборов 2000 года глава
КНГ Х.-Г.Вик занял открыто
Неоднократные попытки белорусской стороны
вернуть КНГ и ее руководителя в рамки
мандата успеха не имели. Как принимающая
сторона, Беларусь больше не могла мириться
с тем, что Группа игнорирует позицию правительства
по вопросам социально-экономического
развития страны и строительства гражданского
общества, действует деструктивно, несмотря
на четкие положения мандата о необходимости
работы в сотрудничестве с белорусскими
властями.
В этих условиях правительство
Беларуси обратилось к руководству
ОБСЕ с настоятельной просьбой об
отзыве Х.-Г.Вика, исчерпавшего свои возможности
работы в Беларуси. Было найдено
компромиссное решение, и Х.-Г.Вик
завершил свою работу в Беларуси в
декабре 2001 г.
В целях устранения негативных последствий
деятельности Х.-Г.Вика белорусская сторона
в декабре 2001 года предложила Действующему
председательству ОБСЕ начать консультации
по пересмотру мандата Группы. При этом
белорусская сторона исходила из того,
что прошедшие в Беларуси парламентские
и президентские выборы существенным
образом изменили те условия, в которых
принималось решение о создании КНГ ОБСЕ.
Именно этим, в первую очередь, была вызвана
необходимость актуализации форм взаимодействия
Республики Беларусь с ОБСЕ в зависимости
от реальных потребностей белорусской
стороны в таком содействии.
Постоянной делегацией Республики Беларусь
в ОБСЕ 21 декабря 2001 года, 16 апреля и 24 мая
2002 года были распространены три проекта
решения Постоянного совета ОБСЕ. При
подготовке проектов белорусская сторона
исходила из того, что проблема КНГ ОБСЕ
в Беларуси является институциональной:
именно крайне широкая и размытая формулировка
мандата Группы и послужила причиной для
его многочисленных нарушений со стороны
Группы. Однако, белорусские предложения
не нашли понимания у руководства ОБСЕ,
настаивающего на безусловном возобновлении
деятельности КНГ и назначении нового
руководителя группы.
В настоящее время предложения белоруской
стороны в форме проектов решений Постоянного
совета ОБСЕ по консультациям о модальностях
пребывания КНГ ОБСЕ в Беларуси остаются
в силе. Действующее председательство
ОБСЕ до сих пор не вынесло предложения
Беларуси на рассмотрение Постоянного
совета. Республика Беларусь, как полноправный
член ОБСЕ, настаивает на открытом, а не
кулуарном обсуждении форм и методов работы
КНГ ОБСЕ в Беларуси.
В целях расширения участия парламентариев в деятельности ОБСЕ, а также облегчения межпарламентского диалога и сотрудничества в 1991 году в рамках Организации учреждена Парламентская ассамблея ОБСЕ (ПА ОБСЕ). В соответствии с п.1(1) Правил процедуры ПА ОБСЕ, представляющими собой ее единственный уставный документ, Ассамблея состоит из депутатов парламентов государств, подписавших Хельсинкский заключительный акт 1975 г., Парижскую хартию для Новой Европы 1990 г. и являющихся участниками ОБСЕ. В нарушение данного правила Национальное собрание Республики Беларусь с 1997 г. было лишено права участвовать в работе ПА ОБСЕ.
Несмотря на выполнение Беларусью
всех необходимых для членства процедур,
вопрос о признании полномочий белорусского
парламента в Ассамблее остается
нерешенным, а его место – вакантным.
Накануне 11-й ежегодной сессии ПА
ОБСЕ в Берлине (6 - 10 июля 2002) Секретариатом
ПА ОБСЕ был подготовлен Меморандум
по вопросу о полномочиях
В данной ситуации Республика Беларусь
намерена добиваться неукоснительного
выполнения Ассамблеей своих процедурных
правил, нарушение которых свидетельствует
о неспособности ПА ОБСЕ действовать непредвзято
и юридически выверено.
Беларусь последовательно
выступает за формирование содержательной
повестки дня ОБСЕ, отвечающей ожиданиям
политических и общественных кругов
всех без исключения государств-участников.
Позиция Беларуси состоит в том,
что сотрудничество стран-членов ОБСЕ
при этом должно развиваться на началах
суверенного равенства и
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Беларусь поддерживает закреплённую в Хартии европейской безопасности приоритетную роль ОБСЕ в вопросах безопасности на основе уважения суверенитета и территориальной целостности государств, добивается равенства безопасности государств, входящих и не входящих в те или иные военно-политические группировки.
Республика Беларусь последовательно выступает за дальнейшую эволюцию ОБСЕ, реформирование её структуры и методов работы, исправление существующих географических и функциональных перекосов с целью превращения ОБСЕ в полноценную международную организацию, действующую в интересах всех государств-участников.
Беларусь, стремясь быть ответственным членом мирового сообщества, считает его главной задачей покончить с угрозами человечеству, опираясь на позитивные достижения ушедшего века.
Список использованных источников
2
3
4
8
9