Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 10:35, курсовая работа
Главной задачей при написании данной курсовой работы стало изучение политических учений И. Канта, его теории о государстве и праве.
Целью написания курсовой раскрыть политические мировоззрения И. Канта о государстве и праве.
Введение 3
1. Истоки правовой философии Канта 5
1.1 Воззрения Канта о свободе 5
1.2 Мнение Канта об общественном договоре 8
1.3 Естественное право 11
2. Политические аспекты теории Канта 15
2.1 Правовое государство 15
2.2 Международное право 21
Заключение 27
Список литературы 30
Правовое государство - это продукт нового времени. Ни древность, ни средние века не знали правового государства. Хотя, как полагают некоторые юристы, идея правового государства уходит своими корнями в античное общество.
В работе Канта есть целая глава о международном праве и праве гражданина мира, эта тема очень актуальна в связи с военными действиями в Ираке. В этой главе просматриваются правила поведения стран во время военного положения, заключения мира, и вообще международный этикет воинствующих стран. В учении о международном праве Кант выдвинул проект установления вечного мира. Философ мечтал о мире без захватнических войн, о создании международно-правового порядка, основанного на принципах равенства народов и невмешательства во внутренние дела государств.
Кант уже выходил к проблеме международного права, отмечая, что вопрос правомерности реставрации свергнутого революцией монархического режима находится в юрисдикции международного права. Кант говорит, межгосударственное право это право национальных государств по отношению друг к другу, т.е. право на войну, во время войны, право установления мира и право во время мира; также это право включает в себя правовые аспекты отношений отдельных лиц одного государства к отдельным лицам другого государства, и вообще ко всему государству, в общем.
Кант говорит, что субъектом
международных отношений
Кант рассуждает о международном праве аналогично тому, как он рассуждал о гражданском праве; международное право представляет собой как бы надстройку над гражданским правом, ступень вверх; общей моделью для обоих является переход от естественного состояния, к гражданскому состоянию и правопорядку, гарантирующему каждому свое в условиях социального мира.
Обратимся к военному праву, как уже известно, право в естественном состоянии это право сильнейшего, следовательно, в межгосударственных отношениях, это право также является исходным. Однако после этого утверждения возникает вопрос, а может ли суверен использовать своих подчиненных только как средство, с одной стороны, подданные в обладании ими правами на свое, являются как бы продуктами государства, т.к. поддержание гражданского порядка и мира, а гарантировать справедливость это задача последнего, т.е. отсюда следует, что государство не должно относится к людям как к средству достижения цели. Личность превыше всего. Поэтому право войны должно выводится из долга суверена по отношению к народу, а не наоборот.
Право войны вступает
в силу в тех случаях, когда
одно государство считает, что другое
государство причинило ему
Никакая война не может быть карательной или истребительной войной ради порабощения, так как ее целью является моральное уничтожение государства - противника и вместе с этим его гражданской свободы.
Средства защиты, которыми пользуется воюющими сторонами, должны исключать такие, которые связаны с невозможностью для их подданных сохранять свой гражданский статус. Также запрещено «использовать своих подданных в качестве шпионов, а шпионов, даже иностранных в качестве убийц, отравителей…. Или же для распространения ложных слухов; одним словом, нельзя пользоваться такими вероломными средствами, которые могут уничтожить доверие, требующееся для создания будущего прочного мира»27 .
« В войне разрешено взимать поставки и контрибуции, но не разрешено грабить народ, т.е. насильно отнимать у отдельных лиц то, что им принадлежит, (это было бы…разбоем)»28.
Хотя, что касается современного мира, то можно сказать, что эти условия не выполняются, особенно ярко это отразилось на войне с Ираком. Кант еще в 18 веке перечислил правила поведения государств во время войны, но по неизвестным причинам, сейчас на это внимания не обращают.
Значит, право государства на войну и во время войны регулируется и огранивается нравственным суверенитетом личности. Что касается права после войны, то оно состоит в том, что победитель ставит условия и ведутся переговоры, цель которых перейти к соглашению с побежденным и добиться заключения мира. Этим условия исключают потерю подданными побежденной стороны гражданской свободы и превращение завоеванной страны в колонию.
Право мира подразделяется Кантом на:
- право сохранения нейтралитета, когда идет война;
- право требовать гарантий прочности заключения мира;
- право на взаимное объединение ряда государств для совместной защиты от возможного нападения, но не для агрессии.
Т.к. приобретаемое или сохраняемое войной свое лишь временно, то полностью действительным право мира становится только в общем, союзе государств. Лишь на этой основе право мира становится состоянием мира. Такой союз государств Кант называет «постоянным конгрессом государств»29; он является открытым и любое государство может войти в его состав, когда пожелает, и также его покинуть. Этим данный союз отличается от Американских Штатов, объединение которых основано на конституции и не подлежит роспуску. Исторический прецедент подобного объединения Кант находит в собрании Генеральных штатов в Голландии в первой половине 18 в. «на нем министры большинства европейских дворов и даже самых маленьких республик жаловались на враждебные выпады других участников собрания; тем самым они мыслили…Европу как единое федеративное государство, которое они рассматривали в качестве третейского судьи в этих их публичных спорах»30.
Что касается права гражданина мира, то это «идея разума- идея мирной, хотя еще не дружеской, общности всех народов земли без исключения»31. Право гражданина мира, Кант рассматривает, прежде всего, как правовой принцип, а не общественный, именно главенство вышеуказанного правового принципа служит источником запрета на применение силы в столкновении интересов народов, принадлежащих к различным стадиям развития, - различных культур (в том числе и внутри одной нации) и цивилизаций. В качестве столкновения интересов Кант рассматривает территориальные проблемы, возникающие при освоении народами новых земель, выбирая отправной точкой для рассуждения колонизацию Америки.
Идея вечного мира
- не просто норматив, но и необходимый
вектор исторического развития, полученный
путем естественного
Высшее политическое благо - вечный мир, т.е. установление справедливости во всемирном масштабе, политическое мироустроение.
Итак, за вечным миром как высшим политическим благом проглядывается моральная цель - свобода от таких политических средств как военная сила (война - не правовое средство, «никакой войны не должно быть»32.
Кант выдвигает проект установления «вечного мира», путем создания всеохватывающей федерации самостоятельных равноправных государств, построенных по республиканскому принципу. По его мнению, создание такого космополитического союза в будущем неминуемо. Предпосылкой тому должны явиться просвещение и воспитание народов, благоразумие и добрая воля правителя, коммерческие потребности наций. Призывы Канта признать за людьми «права всемирного гражданства» намного опережали свое время.
В учении Канта о праве и государстве, об истории и религии все заслуживает одинакового внимания; хотя укажем лишь мысли посвященные правовой теории. Необходимым требованием разума Кант считал, чтобы начало права не ограничивалось пределами отдельных государств и народов, а распространялось и на всю совокупность человечества, для достижения вечного мира. В виду этой цели Кант ставил следующие положительные условия:
- гражданское устройство в каждом государстве должно быть правомерным;
- международное право должно быть основано на союзе свободных государств;
- взаимные отношения народов и государств должны определяться всеобщим гостеприимством или «космополитическим правом».
Основные взгляды Канта
на право и государство
Не менее сильно влияние Канта на развитие идей правового государства. Сам этот термин появился позже, а идея основанного на правах и свободах режима, которому должно быть подчинено и государство, возникла задолго до Канта. Но никто, как Кант, не построил логическую цепь: нравственная свобода, составляющая сущность человека, требует внешних условий ее реализации, которые создаются равным для всех правом, обеспечивающим всеобщую свободу; из необходимости права следует существование государства, не имеющего иной цели, кроме поддержания и охраны свободы и равенства людей. Из всех этих логических построений следует, что если уж людьми надо управлять, ограничивая их свободу, то пусть это делает не государство, а равное для всех право, которому должно быть, подчинено и само государство.
Глубоки и не исчерпаны
последующим развитием
Что касается цели работы: исследование становления права и правового государства в работе Канта «Метафизика нравов», то данная работа полностью охватывает весь период работы Канта над такими понятиями как государство и право. И отсюда, мы смогли проследить, что же подвигло Канта углубиться в политические проблемы, и как это повлияло на дальнейшее развитие политико-правовой мысли.
Философская мысль Канта,
подготовила почву для
Мы знаем, что на философию Канта очень повлияли события того времени, прежде всего, это революция во Франции, восстания ткачей в Германии. Кант был сторонником идей свободы и исполнения государством тех прав, которым его наделило общество. Исходя из этого понятно, почему Кант отошел от своих космогонических идей и обратился к государству и праву.
Иммануил Кант оставил глубокий след в развитии политико- правовой мысли в мире. Он хорошо знал, что живет не в том государстве, идею которого разработал в «Метафизических началах учений о праве». На самом себе он испытал, насколько призрачна и непорочна была свобода мысли в прусском королевстве, насколько далеки были взгляды и действия властей от «Правовых действий согласно закону свободы».