Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 23:42, контрольная работа
Политология - одна из самых молодых гуманитарных дисциплин. Она завершила процесс институционализации и сформировалась как самостоятельная отрасль научного знания лишь в конце 40-х годов ХХв. Термин "политология" (от греч. polis - город, государство, а также politike - дела государства, общества, искусство управления государством и logos - учение) означает политическая наука или учение о политике.
Политология, как и всякая наука, имеет свою историю возникновения, становления и развития.Первые представления о власти, государстве, политике относятся к глубокой древности. Они были одной из самых ранних попыток человека уяснить смысл своего бытия, найти цивилизованные формы совместного существования людей в рамках общества.
Введение………………………………………………………………………….. 4
Политические идеи Древней Греции…………………………………………… 6
Учение Платона о государстве………………………………………………….. 7
Политические идеи Аристотеля………………………………………………… 9
Заключение……………………………………………………………………… 11
Литература……………………………………………………………………… 13
Контрольная работа
по дисциплине Политология
Учение
Платона о государстве. Политические
идеи Аристотеля
Содержание
Введение…………………………………………………………
Политические
идеи Древней Греции…………………………………………
Учение Платона
о государстве……………………………………………
Политические идеи Аристотеля………………………………………………… 9
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Политология - одна из самых молодых гуманитарных дисциплин. Она завершила процесс институционализации и сформировалась как самостоятельная отрасль научного знания лишь в конце 40-х годов ХХв. Термин "политология" (от греч. polis - город, государство, а также politike - дела государства, общества, искусство управления государством и logos - учение) означает политическая наука или учение о политике.
Политика (politike - дела государства, общества, искусство управления государством) - одна из основных сфер общественной жизни (наряду с экономической, социальной и духовной), связанная с отношениями по поводу установления, организации, функционирования и изменения публичной власти в обществе и государстве. Политика - это основные принципы, нормы и направления деятельности (в более широком смысле - вся деятельность) социальных субъектов по осуществлению государственной и общественной власти.
Политология, как и всякая наука, имеет свою историю возникновения, становления и развития. Без изучения истории политической мысли невозможен анализ современных политических процессов и явлений. Изучение истории политической мысли важно не только само по себе, но и для правильного и глубокого понимания и решения проблем современности, т. к. в истории обобщен опыт прошлого всего человечества. Наблюдая за сегодняшней политической жизнью, насколько лучше и быстрее она была бы обустроена, если бы современные политики глубже знали, шире и правильнее использовали этот опыт. Важно учитывать, что, если история политической мысли насчитывает тысячелетия, то политология как специфическая самостоятельная наука возникла всего столетие назад.
Первые
представления о власти, государстве,
политике относятся к глубокой древности.
Они были одной из самых ранних
попыток человека уяснить смысл
своего бытия, найти цивилизованные
формы совместного
Политические
История политической мысли уходит в глубокую древность, поскольку политические идеи рождаются вместе с появлением государства. Первоначально они носили отрывочный характер, но уже с II и I тысячелетий до н. э. дошли до нас крупные памятники законотворчества и такие выдающиеся сравнительно систематические произведения, посвященные политической проблематике, как «Республика» («Государство»), «Политика» и «Законы» Платона (427–347гг. до н.э.) и «Политика» и «Афинская политика» Аристотеля (384–322 гг. до н.э.).
Термин "политика", ввел древнегреческий философ Аристотель, он понимал под политикой цивилизованную форму общности, которая служила достижению "общего блага" и " счастливой жизни". Такой формой, где достигались "благо народа и государства", он считал античный полис (само понятие "политика" берет свое начало от греч. "polis", т. е. древнегреческий город-государство).
Надо
учитывать, что в слово "политика"
тогда вкладывалось очень широкое содержание,
включавшее не только собственно политические,
но и социальные, экономические, этические
и иные проблемы в современном их понимании.
Политика рассматривалась как знание
о высшем благе и счастье государства-полиса
и его граждан.
Учение
Одним из выдающихся мыслителей античности был Платон.
Предшественники Платона – софисты (Протогор, Продик и др.) утверждали, что политика – это чисто человеческое дело. «Человек – есть мера всех вещей», а потому справедливость не является каким-то природным или божественным установлением. Любой закон есть продукт соглашения между людьми, противоречивое и изменчивое творение человеческого разума.
Подобные учения Платон находил неверными и вредными, т.к. они, по его мнению, призывают людей к неповиновению законам. Ведь люди могут договориться о чем угодно и тем самым нарушить незыблемый порядок в обществе. Согласно Платону, «естественным путем возникают лишь «порочные» формы государства». К таким порочным формам он относил тимократию, олигархию, демократию и тиранию.
Тимократия – это власть честолюбцев. Честолюбие ведет за собой страсть к обогащению. В результате тимократия превращается в олигархию – господство немногих богачей. При этой форме общественного устройства существует как бы два государства: одно богатых, другое бедных. Между ними идет непрерывная борьба. Эта борьба заканчивается установлением демократии – власти большинства. Демократическое государство «сверх должного опьяняется свободой». Чрезмерная свобода для отдельного человека и для государства превращается в рабство. В условиях такого общего беспорядка власть захватывает какой-либо сильный род, а самый ловкий и коварный из его среды становится тираном. Так демократия неизбежно превращается в тиранию – наихудшую форму государственного устройства. Но и она не вечна, а постепенно разлагается. Все опять повторяется заново.
Чтобы разорвать этот порочный круг господства, своеволия, порожденного «порочным» избытком свободы и демократии, Платон несовершенным формам государства противопоставляет идеальное государство.
В
труде «Государство» он нарисовал
образ идеального общества, которое
состоит из трех сословий: правителей-философов,
воинов-стражей, ремесленников и
землевладельцев. Иерархия сословий основана
на их соответствии трем началам человеческой
души – разумному, яростному и деловому.
Каждое сословие занято своим делом: философы-мудрецы
осуществляют справедливое правление,
поскольку только им доступно истинное
знание; стражи защищают общество, а ремесленники
и земледельцы создают материальные средства
жизни. Первые два сословия не имеют ни
собственности, ни семьи. Государство
регулирует всю жизнь граждан вплоть до
заключения брака и рождения детей. Подлинная
добродетель – истинное знание – возможна
только при идеальном государстве. Таким
государством Платон считал совершенную
аристократию – правление философов-мудрецов.
Именно при ней возможен приход к власти
самых лучших и благородных представителей
общества.
Политические
Аристотель был учеником Платона. Учение Аристотеля более реалистично, чем учение Платона, поскольку он обобщил опыт функционирования 158 греческих полисов. Свои выводы он изложил в работе «Политика».
Аристотель утверждал, что человек – «политическое животное и поэтому несет в себе инстинктивное стремление к совместному жительству», развитие общества идет от семьи к общине, а от нее к государству – полису. Он связывал функции и предназначение государства с высшей природной целью человеческих существ – общением. Государство, как семья и община, выступает формой общественных связей, к тому же высшей. Поэтому, по мысли Аристотеля, человек есть «животное государственное».
Государство Аристотеля менее едино, чем у Платона. В нем есть место частной собственности, семье. По Аристотелю, государство – воплощение справедливости, закона, сфера выражения общего интереса свободных граждан. Главная цель государства – достижение «лучшей жизни», общего блага для всех граждан.
Однако не все существующие формы государства способны в равной мере справедливо распределять блага согласно достоинству лиц. Формы государственного устройства Аристотель классифицировал по двум критериям: 1- количество правящих и 2- цели правления. Все формы государства Аристотель разделяет на правильные и неправильные. Правильными являются те, где истинная цель государства состоит в общем благе. КК неправильным относятся такие формы, в которых имеются выгоды одних правителей, а не народа. Государственный строй, по Аристотелю, представляет из себя такой порядок, при котором господство принадлежит законно установленной власти. К правильным государствам он относил монархию или царство, аристократию или господство лучших и «политию» или республику. Лучшей формой государства Аристотель назвал политию – правление большинства, обладающего имущественным и образовательным цензом. Полития была конкретной формой воплощения идей о смешанном режиме, который воплощает все лучшие черты аристократии (добродетель правителей), олигархии (богатство), демократии (свобода). Говоря современным языком, полития – это правление в интересах среднего класса.
Каждой правильной форме противопоставляется неправильная: тирания, где имеется в виду только польза правителя; олигархия, где правят богатые для собственной выгоды; демократия, где властвуют бедные, имея в виду только самих себя.
В учении Аристотеля, как и у Платона, имеют место тоталитарные тенденции: человек – часть государства, личные интересы строго подчинены общественному благу. Гражданин – это частица единой политической общности. Граждан Аристотель называл свободными людьми, но свободу он понимал как противоположность рабству. Граждане занимаются военными, судебными и законодательными делами, а сельское хозяйство и промышленное производство – это удел рабов. Граждане могут иметь частную собственность, но пользоваться ею, по мнению Аристотеля, следует сообща, т.к. неравенство становится причиной возмущения и переворотов.
Политический
идеал Аристотеля – государство,
в котором только закон есть сила,
а наиболее подходящей в политическом
отношении выступает смешанная форма
государственного строя, основанная на
стремлении объединить интересы бедных
и богатых.
Заключение
Задача
политологии как науки о
Первые представления о власти, государстве, политике относятся к глубокой древности. Они были одной из самых ранних попыток человека уяснить смысл своего бытия, найти цивилизованные формы совместного существования людей в рамках общества.
В Древней Греции политические идеи обрели форму теорий, признаки целостности, системности. Этому способствовал ряд обстоятельств. Общественное разделение труда обусловило не только рост его производительности, классовое деление общества на рабов и рабовладельцев, но и создало возможности определенному слою людей, освободив их от хозяйственной деятельности, заниматься исключительно умственным трудом, созданием теорий общественного устройства. Кроме того, активное развитие политических теорий было востребовано самим полисом - уникальной формой организации общественной жизни.
Полис
- это город-государство с
Одним из выдающихся мыслителей античности был Платон. Свои политические идеи он изложил в диалогах «Государство», «Политика», «Законы». Платон был объективным идеалистом: он полагал, что сам по себе, объективно существует вечный и неизменный мир идей, а мир явлений представляет собой лишь его искаженную копию. Общество Платон понимал как отражение вечных идей, которые существуют независимо от людей и окружающей их действительности. Наиболее важной и непосредственной формой существования общества является государство. Философ стремился дать картину идеального общества и государства. Важно отметить, что Платон первым указал на взаимосвязь политики, государства и социальных изменений (разделения труда, появления классов, неравенства). Идея Платона о разделении труда, лежащая в основе возникновения государства, относится к важнейшим политическим обобщениям.
Информация о работе Учение Платона о государстве. Политические идеи Аристотеля