Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 13:25, контрольная работа
Цель курсовой работы - проанализировать сущность финансов и концепции финансов.
Из поставленной цели следуют задачи, необходимо охарактеризовать: - понятие и сущность финансов;
- функции и роль финансов в экономике;
- использование финансов в общественном воспроизводстве; - основные виды концепций;
- использование современных концепций в экономике.
Введение……………………………………………………………стр. 3
Глава I. Современные концепции сущности финансов и их оценка
1.1 Концепция монетаризма………………………………..стр. 4
1.2 Концепция неолиберализма…………………...……….стр. 10
1.3 Концепция экономики предложения…………………..стр. 14
Глава II. Практическое применение современных концепций сущности финансов…………………………………………………………………..стр. 19
Заключение…………………………………………………………стр. 33
Список использованной литературы и статистики……………..стр. 34
Инфляция на потребительском рынке, согласно официальным данным, составила, по итогам 1999 года, 36,5 %; в то же время, согласно ряду неофициальных источников, реальные показатели инфляции в ушедшем году достигли 80 %.
Цены на продовольственные товары выросли на 35,9 %, на непродовольственные - на 39,2%. Кроме этого, на 34 % выросли платные услуги населению. Примечательно, что, несмотря на финансовый кризис, рост этого показателя в 1998 году составил только 18 %.
Продолжением экономического
роста в 2000 году российская экономика
обязана благоприятной
Объем промышленного производства вырос на 9% по сравнению с 8,1% в 1999 году. Вызывает интерес динамика данного показателя - в частности, резкое снижение темпов роста промышленного производства в конце года (в декабре рост составил всего 2,5% по отношению к 1999-му году), что вызвало определенную тревогу экономистов. Оборот розничной торговли по данным Госкомстата в 2000-м году вырос на 8,9% против падения на 7,7% в 1999-м году - что красноречиво свидетельствует об увеличении спроса со стороны домохозяйств.
В 2001 году замедлились темпы мирового экономического развития, что, однако, не сказалось на экономических показателях в России. Правительство проводило либеральные реформы. В итоге реальный объем ВВП возрос на 5%; общий профицит бюджета достиг 153 млрд. рублей, а высокие цены на нефть и газ способствовали образованию активного сальдо торгового баланса в размере 28 млрд. долларов.
В 2002 году прирост ВВП составил 4,1%; инфляция - 15,1%. Реальные денежные доходы населения выросли за 2002 год - на 8,8 %, реальная заработная плата – на 16,6 %. Согласно статистике, число безработных сократилось с 9 млн. человек в 1999 году до 5,1 млн. человек в декабре 2002 года.
Продолжается опережающий рост цен и тарифов на платные услуги населению: они приросли на 34,7%. Наиболее болезненным является рост оплаты услуг ЖКХ, который идет еще более высокими темпами: на 46,9%, что заставляет семьи менять структуру расходов не в пользу улучшения питания, оздоровления, образования и т.д.
В 2003 – 2004 г. официальные показатели роста ВВП и промышленного производства (7,1% и 7,3% соответственно) превзошли ожидания. Реальные доходы населения увеличились на 7,8%, а бедность еще больше сократилась.
В 2005 году замедлились
темпы роста ВВП и
Дальнейшее увеличение профицита платежного баланса России способствует укреплению финансового положения страны, но вместе с тем усложняет некоторые задачи экономической политики. Помимо рекордно высоких показателей профицита счета текущих операций, в Россию начинают поступать значительные объемы капитала, в том числе – прямые иностранные инвестиции. В то время как данный приток средств должен способствовать росту инвестиций и модернизации, дополнительный приток капитала также увеличивает давление на инфляцию и реальный валютный курс.
В 2006 году быстрый рост внутреннего рынка продолжает стимулировать устойчивый экономический рост в России. Рост ВВП за год достигает 7%; инвестиции в основной капитал и прямые иностранные инвестиции также демонстрируют впечатляющие темпы роста. Быстрый рост денежной массы и увеличение расходов федерального бюджета в 2006 году в значительной степени были поглощены более быстрым, чем ожидалось, ростом экономики. Инфляция существенно замедлилась во втором полугодии.
В 2007 году В России сохраняются высокие темпы экономического роста. В первом полугодии рост ВВП составил 7,9 %, а за весь 2007 г. рост ВВП превысил 8%. Ускорение роста производства было связано с быстро растущим внутренним спросом и с увеличением потребления домохозяйств и ростом инвестиций. Отрицательный вклад чистого экспорта в ВВП объясняется продолжающимся укреплением рубля, что делает российский экспорт более дорогим на внешних рынках, а импорт более дешевым для внутреннего потребителя.
Российское правительство одобрило и внесло в Государственную Думу первый трехлетний бюджет, что является важным шагом в увеличении сроков бюджетного планирования. Кроме того, изменены правила управления сверхдоходами от реализации нефти и газа. В соответствии с новыми правилами Стабилизационный фонд разделяется на Резервный фонд, призванный защитить бюджет от колебаний цен на нефть, и Фонд будущих поколений, средства которого будут инвестированы в долгосрочные активы.
Самым же заметным событием 2007 года в денежно-кредитной сфере стал существенный рост инфляции. Оставаясь под контролем в первом квартале, инфляция продолжала набирать силу на протяжении оставшейся части года. Темпы инфляции стали увеличиваться с апреля, а осенью резко возросли, достигнув 9,3% к концу года. Наблюдаемый рост инфляции обусловлен повышением мировых цен на продукты питания и монетарными факторами.
В связи с тем, что экономика растет на пределе своего потенциала, а также в условиях высоких цен на энергоресурсы и большого притока иностранного капитала, перед Россией стоят две серьезные проблемы: продолжающееся инфляционное давление и укрепление обменного курса рубля.
В 2008 году реальный рост ВВП даже ускорился до 8,7 %, а промышленное производство продолжало расти такими же темпами, как и в 2007 году.
Объем ВВП России за II квартал 2009г. составил в текущих ценах 9326,4 млрд. рублей. Темп роста его реального объема относительно II квартала 2008г. составил 89,1%. Объем ВВП России за I полугодие 2009г. составил в текущих ценах 17809,2 млрд. рублей, темп роста его реального объема относительно I полугодия 2008 г. составил 89,6% [11]. Индекс промышленного производства в августе 2009, по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года составил 87,4%, в январе-августе 2009 года – 86,0% [12]. Индекс потребительских цен в августе 2009г. составил 100,0%, в том числе на продовольственные товары – 99,1%, непродовольственные товары - 100,6%, услуги - 100,4% [13]. В августе 2009 г. по сравнению с предыдущим месяцем цены на продовольственные товары снизились на 0,9% (в августе 2008 г. – на 0,2%) [14]. Реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) в августе 2009г. по сравнению с соответствующим периодом 2008г., по оценке, снизились на 6,8%, в январе-августе 2009 г. - на 0,7%. В августе 2009г. денежные доходы населения сложились в сумме 2347,9 млрд.рублей и увеличились по сравнению с августом 2008г. на 4,4%, денежные расходы населения - соответственно 2380,9 млрд.рублей и на 8,6%. Превышение денежных расходов населения над доходами составило 33,0 млрд.рублей. Среднемесячная начисленная заработная плата в августе 2009г., по предварительным данным, составила 18306 рублей и по сравнению с августом 2008г. выросла на 5,4% [15].
В 2008 году президент объявил «Стратегию и Концепцию социально-экономического развития России до 2020 года». В «Концепции…» представляется три сценария развития: инерционный, энергосырьевой, основывающийся на дальнейшем наращивании инвестиций в области энергетики и сырьевых секторов экономики, и инновационный. Смысл заявленной президентом стратегии вполне соответствует объективным требованиям повышения конкурентоспособности российской экономики и конституционным целям социального государства. Президент в своем выступлении на Госсовете определил основные ориентиры социально-экономического развития России до 2020 года: возвращение России в число мировых технологических лидеров, четырехкратное повышение производительности труда в основных секторах российской экономики, увеличение доли среднего класса до 60%-70% населения, сокращение смертности в полтора раза и увеличение средней продолжительности жизни населения до 75 лет. При этом он призвал «сконцентрировать усилия на решении трех ключевых проблем: создании равных возможностей для людей, формировании мотивации к инновационному поведению и радикальном повышении эффективности экономики, прежде всего на основе роста производительности труда» [6].
Концепция планирует почти четырехкратный рост инвестиционной активности. И это соответствует нашим оценкам недоиспользования имеющегося инвестиционного потенциала вследствие как двукратной заниженности нормы накопления относительно нормы сбережения, так и колоссального кумулятивного вывоза капитала, оцениваемого почти в триллион долларов за период реформ. Наряду с опережающим ростом инвестиций, разработчики Концепции планируют резкий подъем инновационной активности: «Доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, должна возрасти до 40-50% (2005 год — 9,3%), доля инновационной продукции в выпуске промышленной продукции — до 25-35% (2005 год — 2,5 %)» [16].
Предполагается повышение эффективности экономики. При этом по инновационному сценарию энергоемкость и электроемкость ВВП сокращаются соответственно на 39% и на 27%, а производительность труда возрастает на 138%, что существенно ниже ориентира, поставленного президентом. Наибольшее отличие инновационного сценария от инерционного и энергосырьевого заключается в опережающем росте инвестиций. При этом показатели повышения эффективности экономики, как и прироста валового продукта, существенно отстают от прироста инвестиций. Как правильно констатируется в Концепции, «новая технологическая волна, на основе нано- и биотехнологий, и динамичный рост мирового рынка высокотехнологичных товаров и услуг открывают перед Россией и новые возможности для технологического прорыва, и создают новые вызовы… Российский экспорт этой продукции должен расти на 15-20% в год и выйти на рубеже 2020 года на уровень не ниже 80-100 млрд. долларов США (около 1% мирового рынка по сравнению с 0,2% в настоящее время)» [16]. Столь масштабные изменения структуры экономики и стиля поведения ее субъектов не могут не привести к существенному изменению зависимостей между факторами и результатами производства. Тем более что ценность ключевого фактора — рабочей силы должна возрасти пятикратно: «среднемесячная заработная плата в экономике должна превысить в 2020 году 2000 долларов США (2006 год — 391 доллара США)» [16]. Разработчики Концепции планируют вывести Россию в число высокоразвитых стран по уровню социально-экономического развития и захватить лидирующие позиции на ряде ключевых направлений роста глобальной экономики.
Для реализации указанных
мер экономической политики требуется
предпринять серьезные усилия по
преодолению сопротивления
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, мы проанализировали основные современные концепции сущности финансов: концепции монетаризма, неолиберализма и теорию предложения.
Мы выяснили, что концепция монетаризма опирается на количественную теорию денег, деньги играют исключительную роль в рыночной экономике. Монетаризм предполагает свободный рынок и минимальное вмешательство государства в экономику. Главный идеолог монетаристов – М. Фридмен разработал основные положения этой теории.
Концепция неолиберализма,
вслед за монетаризмом поддерживает
свободу экономической
Концепция экономики
предложения соединяет в себе
идеи и монетаризма и
Мы выяснили, что ни одна из представленных концепций сущности финансов в идеале не подходит ни одной стране мира. Ведь известно, что ни в одной стране осуществление, например, кейнсианской или монетаристской модели в чистом виде не наблюдалось. Исторические и национальные особенности накладывают свой отпечаток на выбор компромиссного решения.
В России формирование новой
государственности и новой
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И СТАТИСТИКИ
Литература:
Информация о работе Анализ и оценка современных концепций сущности финансов