Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 14:26, реферат
Болонский процесс – это движение, направленное на гармонизацию систем образования стран Европы. Был начат в городе Болонья (Италия) 19 июня 1999 года, когда 29 министров образования разных европейских стран подписали Болонскую декларацию.
Цель Болонского процесса – создать до 2010 года единое научное и образовательное пространство в Европе (EHEA, или European Higher Education Area).
Болонский процесс
Болонский процесс – это движение, направленное на гармонизацию систем образования стран Европы. Был начат в городе Болонья (Италия) 19 июня 1999 года, когда 29 министров образования разных европейских стран подписали Болонскую декларацию.
Цель Болонского процесса – создать до 2010 года единое научное и образовательное пространство в Европе (EHEA, или European Higher Education Area). Это значит, что в странах-участницах процесса будут действовать одни и те же правила для признания дипломов, условия для трудоустройства людей, станет возможной мобильность студентов и преподавателей, укрепится сотрудничество и обмен опытом между университетами разных стран.
Одно из основных требований Болонской декларации – это установление общей системы ученых степеней. В странах, присоединившихся к Болонскому процессу, должно быть введено трехцикловое обучение. Первый цикл продолжительностью не менее трех лет заканчивается получением первой академической степени и дает право доступа ко второму циклу, результатом которого может быть степень магистра, а после – к третьему, ведущему к степени доктора.
Итак, Болонский процесс ставит перед собой следующие задачи:
Для того чтобы стать участником этого движения, представитель страны должен подписать соответствующую декларацию. Страны принимаются в Болонский процесс только на добровольных началах. Подписанием декларации страны берут на себя ряд обязательств. Например, вузы должны начинать бесплатно выдавать выпускникам европейские приложения единого образца к дипломам бакалавра и магистра. До 2010-го года страны-участницы обязаны реформировать свои образовательные системы в соответствии с требованиями Болонского процесса.
Страны-участницы и годы их вступления в Болонский процесс:
Шесть основных положений Болонской декларации:
Достоинства и недостатки Болонского процесса
К преимуществам относятся.
\Критика Болонского процесса.
В постсоветских государствах:
В мире:
Модели болонской системы в разных странах, особенности болонской системы в России:
В Европе доминируют две модели системы высшего образования:
3 года обучения + 2 года обучения + 3 года обучения;
4 года обучения + 1 год обучения + 3 года обучения.
Западный бакалавриат имеет не только количественные (четыре года обучения против пяти), но и качественные отличия от российского специалитета. Бакалавриат на Западе называют undergraduate (подготовительное образование)[5]: это лишь подготовка к магистратуре, дающей более глубокое специализированное образование. Бакалавриат дает не законченное профессиональное образование, а только первичное «общее высшее образование»[6]. Западные вузы на уровне бакалавриата не готовят врачей-терапевтов или учителей математики, как это делали советские и российские вузы, когда в них был специалитет[7].
Бакалавриат в Европе и США делится на академический и профессиональный. В академическом готовят бакалавров наук (Bachelor of Science) и бакалавров искусств (Bachelor of Arts). Но диплом бакалавра наук (Bachelor of Science) значит скорее, что человек изучал естественные и точные науки в широком смысле слова. Формально будущий бакалавр наук получает более узкую специализацию (например, является бакалавром наук в области биологии), однако специализация эта далеко не такая углубленная, как у студента российского биофака, хотя бы потому, что западный студент может выбирать себе курсы и, скажем, вместо того чтобы изучать микробиологию, записаться на курс истории. Точно так же дело обстоит и со степенью бакалавра искусств (Bachelor of Arts), с которой человек может работать в самых разных сферах, а не только по своей специальности.
Профессиональный бакалавриат готовит бакалавров архитектуры, инженерии, бизнес-администрирования, но и здесь речь идет об общем образовании. Там готовят просто образованных людей с широким кругозором и минимальной специализацией, причем, как правило, для сферы бизнеса. В США подавляющее большинство профессиональных бакалавров – бакалавры управления бизнесом. Обладателю диплома бакалавра для получения хорошей должности придется продолжить учебу в магистратуре или в специальной школе (типа медицинской). Зато бакалавру легко сменить профессию, ведь глубокой профессиональной специализации у него нет. Именно это и является преимуществом с точки зрения рынка: на рынке постоянно происходит смена технологий, технических новинок, способов организации производства и т. д. И чем уже специализация у человека, тем сложнее его переучивать.
При поступлении в бакалавриат вуза западный студент не обязан выбирать себе специализацию – достаточно ведущей основной дисциплины (major). И даже это не обязательно: в случае сомнений можно выбрать сразу несколько таких ведущих дисциплин. Более того, руководство вуза настаивает на этом: младшекурсник должен попробовать себя в разных областях[8]. Вплоть до конца второго курса западный студент слушает в основном дисциплины по выбору (и минимум обязательных курсов по ведущей дисциплине) на самых разных факультетах. Его даже трудно отнести к конкретному факультету. В этом суть философии образования, положенной в основу западного бакалавриата – Liberal Arts and Sciences. И лишь на старших курсах соотношение профессиональных и выбираемых студентом дисциплин «по интересам» изменится в пользу профессиональных. Однако все равно узкой специализации у студента не будет, например, если он будет изучать математику как обязательную дисциплину, то это все равно будет общая элементарная математика[9].
Магистратура же называется на Западе graduate (выпускное образование). Она дает более узкоспециальное, практическое образование. Продолжается она от одного до трех лет, и поступают в нее далеко не все, кто окончил бакалавриат. Специалисты, получившие диплом магистра (мастера), высоко ценятся на рынке труда и, конечно, получают больше бакалавров. Магистратура открывает путь в докторантуру (впрочем, в ряде вузов для этого достаточно бакалавриата). Именно магистратура больше всего напоминает российское традиционное высшее образование с его уклоном в специализацию[10]. Точного аналога бакалавриата у нас вообще нет.
Болонский процесс в России и проблемы интеграции российской системы образования в мировую
Советская социально-экономическая система в конце 80-х - начале 90-х гг. ХХ века подверглась значительным политическим и экономическим реформам, что было обусловлено необходимостью ее преобразования в соответствии с насущными требованиями ее прогрессивного развития. Процесс реформирования в значительной степени был взаимосвязан с социокультурными факторами. Тоталитарность советского партийного режима и каноны системы не смогли искоренить инакомыслие, процессы перестройки получила поддержку. После жестких запретов началась публикация негативных фактов советской истории, критика пороков тоталитарной системы. В общественном сознании формировалось убеждение в необходимости открытости страны мировым процессам, что позволило вернуть в российскую культуру интеллектуальное наследие русского зарубежья, произошло раскрепощение общественного сознания, возрождение интереса к религии. Перед социальными науками открылись новые возможности и перспективы. Философия, социология, политология, преодолевая марксистско-ленинскую методологию развития научной мысли, начали формировать новые мировоззренческие системы.