История пожарной техники и водоснабжения в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 20:03, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является освещение истории пожаротушения и пожарной деятельности, начиная с V века по настоящее время.
Для реализации этой цели рассматриваются следующие вопросы:
1. История пожарной техники и водоснабжения в России
2. Пожарное дело в эпоху средневековья.
3. История становления и развития пожарного образования в России.
4. История пожарной автоматики.

Содержание работы

Введение 2
26. История пожарной техники и водоснабжения в России 3
6. Пожарное дело в эпоху средневековья 8
16. История становления и развития пожарного образования в России 14
36. История пожарной автоматики 18
Заключение 21
Список литературы 22

Файлы: 1 файл

пожарная техника.docx

— 53.06 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение 2

26. История пожарной  техники и водоснабжения в  России 3

6. Пожарное дело  в эпоху средневековья 8

16. История становления  и развития пожарного образования  в России 14

36. История пожарной  автоматики 18

Заключение 21

Список литературы 22

 

 

Введение

Сегодня Государственная  противопожарная служба (ГПС) – это  мощная оперативная служба в составе  МЧС России, обладающая квалифицированными кадрами, современной техникой, имеющая  развитые научную и учебную базы.

На протяжении сотен лет  накапливался опыт тушения пожаров. В течение этого времени создавались  различные примитивные средства, облегчающие борьбу с пожарами, создавалась необходимость коллективного противостояния огню. Все это привело к необходимости организации пожарной службы. Ей придали статус государственной службы.

Обобщая факты убытков  от пожаров, государственные чиновники  пришли к выводу, что определяющими  являются два общих фактора.

Первую группу факторов составляют: горючесть строительных материалов, внутренней «начинки», планировка зданий и сооружений. В соответствии с этим заменялись горючие строительные материалы на негорючие, создавались рациональные планировки зданий, ограничивающие распространение огня, использовались различные препятствия его развитию и распространению.

Вторая группа факторов включает: быстроту обнаружения и извещения о пожаре, технические характеристики средств тушения, дорожные условия, водоснабжение и т.д. Эти факторы в значительной степени обеспечивают необходимые условия тушения пожаров.

Целью данной работы является освещение истории пожаротушения и пожарной деятельности, начиная с V века по настоящее время.

Для реализации этой цели рассматриваются  следующие вопросы:

1. История пожарной техники и водоснабжения в России

2. Пожарное дело в эпоху средневековья.

3. История становления и развития пожарного образования в России.

4. История пожарной автоматики. 

26. История пожарной техники  и водоснабжения в России

Русские инженеры и мастера  внесли большой вклад в развитие пожарного дела и пожарной техники. Так, в 1779 г. мастер слесарного дела Петр Дальгерон предложил механическую лестницу и за свое изобретение был награжден медалью Российской Академии Наук. В 1809 г. механик К.В. Соболев изобрел выдвижную лестницу, испытал ее в Петербурге и был награжден медалью «За полезное»1.

В 80-х гг. член Русского технического общества И.А. Вермишев предложил тушить нефтепродукты диспергированной водой. В 1901-1904 гг. преподаватель физики в Баку инж. А.Г. Лоран предложил тушить нефтепродукты пеной.

Повлияло на развитие пожарного  дела строительство водопроводов. Они  были созданы в Москве в 1805 г., Новгороде  — в 1848 г., Киеве — в 1870 г., Харькове — в 1879 г.

В 1913 г., обобщая опыт тушения  пожаров, брандмейстер Нарвской пожарной части Петербурга Н.П. Требизов опубликовал книгу «Пожарная тактика», которая переиздавалась до 1928 г.

Пожарная охрана дореволюционной  России оснащалась в основном ручными  пожарными поршневыми насосами, устанавливаемыми на конных обозах. К 1914 г. было 6020 поршневых  насосов и 120 паровых пожарных труб (насосов).

Мощность паровых насосов была 11-30 кВт. Это позволяло при напоре до 15 м обеспечивать подачу воды 750-2250 л/мин. В 1917 г. в стране было около 10 пожарных автомобилей.

После Великой Октябрьской социалистической революции состояние пожарной охраны было крайне тяжелое. К началу 1918 г. в стране не было ни одного промышленного предприятия, производившего пожарную технику и пожарный инвентарь. В пожарных депо-мастерских пожарные Москвы, Петрограда ремонтировали пожарное оборудование и изготовляли пожарный инвентарь кустарным способом.

Энтузиасты приспосабливали  для перевозки боевых расчетов и пожарного оборудования автомобили иностранных фирм «Фиат», пожарный автонасос «Паккард» и др2.

17 апреля 1918 г. был  обнародован декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнем». Декрет предусматривал установление контроля над производством противопожарного оборудования и снаряжения; разработку пожарных инструментов и машин.

В 1922 г. было отпущено 5400 руб. золотом на закупку пожарной техники за границей. Принимались  меры к производству пожарной техники в стране.

В период социалистической индустриализации и коллективизации  сельского хозяйства (1926-1932 гг.) в  стране начато планомерное производство пожарных автонасосов. Первой такой машиной был автонасос АМО-Ф-15.

Пожарные машины явились мощным средством механизации  работ по тушению пожаров. Их эксплуатация требовала квалифицированного технического обслуживания. С этими работами могли  справиться только специально подготовленные кадры. В 1924 г. в Ленинграде открылся пожарный техникум, реорганизованный впоследствии в Пожарно- техническое училище.

В период 1932-1937 гг. была создана серия пожарных автоцистерн  на базе отечественных автомобилей  ЯГ-4 и ЯГ-10.

В 1931-1932 гг. вступили в строй Горьковский и Московский автозаводы. Они выпускали автомашины ГАЗ и ЗИС. На их базе было начато проектирование и создание пожарных машин ПМГ (горьковского завода) и ПМЗ (московского завода ЗИС). Началась разработка пожарных машин со специальными средствами тушения.

С 1933 г. пожарные машины выпускались только на шасси отечественных автомобилей. Началась разработка механических автолестниц. В этот период был создан первый автомобиль воздушно-пенного тушения. Был разработан углекислотно-снежный пожарный автомобиль на шасси ЗИС-5. Создавались водозащитные пожарные автомобили, пожарные автомобили освещения.

Промышленность  страны начала выпускать пожарные автонасосы и автоцистерны ПМГ-1, ПМЗ-1, ПМЗ-2 на базе транспортных автомобилей ГАЗ-АА и  ЗИС-53.

Для пожарной охраны впервые было разработано специальное шасси. На его базе был создан автонасос ЗИС-11.

В предвоенные годы были сформулированы требования к пожарным центробежным насосам, которые должны создавать напор до 140 м и всасывать  воду с глубины не менее 7 м. Созданные пожарные автомобили обладали хорошими тактико-техническими характеристиками.

В начале 50-х гг. были созданы автомобильные пожарные лестницы. Появились пожарные автомобили ГДЗС, водозащитные, углекислотного и пенного тушения, службы связи и освещения, технической службы.

Создание мощной пожарной техники потребовало более качественной подготовки кадров. В 1957 г. был организован инженерный факультет в Высшей школе МВД СССР. На базе этого факультета в 1974 г. была создана Высшая инженерная пожарно-техническая школа МВД СССР. В 1997 г. она была преобразована в Московский институт пожарной безопасности. На его базе в 1999 г. была создана Академия Государственной противопожарной службы МВД России.

В типаже пожарных автомобилей  устанавливается их оптимальная  номенклатура, обосновываются параметры  и показатели их типоразмерного ряда. Наряду с этим определяются базовые модели пожарных автомобилей и их модификации.

Начиная с 1959 г. была создана  серия новых более совершенных автомобилей: пожарных автоцистерн АЦ-40(130)63Б, АЦ-40(131)137, автомобиль порошкового тушения АП-3(130)148, автомобили пожарные аэродромные АА-60(7310)16001 и АА-40(131)139, ПНС-110(131)131.

Промышленность стала  производить пожарные автомобили тяжелого типа, например АЦ-40(375н) Ц1А, на большинстве пожарных автомобилей установлен унифицированный насос ПН-40УА. Он развивает напор до 100 м при подаче воды 40 л/с4.

При разработке новых пожарных автомобилей учитывается ряд  факторов. Во-первых, началось создание пожарных автомобилей на базе грузовых автомобилей с дизельными двигателями. Выпуск таких грузовых автомобилей в стране успешно освоен. Во-вторых, осуществлено увеличение мощности двигателей со 110 до 155 кВт и более. В-третьих, большое внимание уделяется как основным, так и специальным пожарным автомобилям.

Так, были созданы пожарные автолестницы с дизельными двигателями.

С 1985 г. выпускается пожарная автоцистерна АЦ-40 на шасси Урал с  дизельным двигателем КамАЗ 7310.

Автомобиль АКТ используют для тушения пожаров на машиностроительных заводах, аэродромах, объектах нефтехимической  промышленности.

Новый этап развития пожарной техники начался с образования Российской Федерации.

Начиная с 1993 г. предприятиями  страны освоен выпуск нескольких десятков новых моделей ПА, разработано и освоено производство практически всех видов отечественных ПА, необходимых для ведения боевых действий по тушению пожаров.

Разработана серия пожарных насосов нового поколения. Кроме традиционного пожарно-технического вооружения, на ряде автоцистерн устанавливаются лебедки, средства освещения, дымососы и т.д.

Заводами разработана  серия специальных автомобилей: аварийно- спасательных, связи и  освещения, газодымозащитной службы и др5

6. Пожарное дело в эпоху  средневековья

Пожары на Руси были издавна  одним из самых тяжких бедствий. В летописях они упоминаются  и как одно из мощных орудий борьбы с врагами. По несколько раз выгорали города Юрьев, Владимир, Суздаль, Новгород. В 1194 году отмечены огромные пожары в  Ладоге и Руссе. Так было не только на Руси6.

В течение первого периода  средних веков на значительной части  Европы из-за постоянных войн полыхали пожары. Их быстрому распространению  способствовало и то обстоятельство, что при строительстве домов  применялись легкосгораемые материалы: древесина, солома, камыш. К тому же строились они очень тесно.

Вплоть до XV в. пожар считался большим, если огнем уничтожалось несколько  тысяч дворов. Если сгорало 100--200 домов, то о таком пожаре не говорили. В 1212 году огонь уничтожил в Новгороде 4300 дворов из 5000. Москва не была исключением. Пожар 1356 года за два часа уничтожил  практически всю Москву, включая  Кремль и посады. Крупные пожары оставили след в истории многих городов. Город Вормос (Германия) выгорел в 1221 году от пожара, вспыхнувшего в жилом доме. В 1376 и 1380 гг. почти полностью сгорели города Кельн-на-Шпрее и Берлин, Страсбург в XIV веке горел восемь раз. Неоднократно горел город Любек.

Низкий уровень общественной организации и технической культуры оказывали негативное влияние на катастрофические последствия возникающих  пожаров.

Феодальное общество, основанное на глубоких социально--экономических  противоречиях, оказалось полностью  неспособным к борьбе с пожарами. Не было единой структуры, которая могла  бы противостоять огню. Поэтому по мере развития и укрепления государственности предпринимались попытки изменить сложившееся положение7.

Результатом явилось принятие многочисленных противопожарных правил, которыми государственные структуры  хотели оказать влияние на обстановку с пожарами, соблюдение населением мер предосторожности обращения  с огнем.

В частности, стала вводиться  ответственность за поджоги, небрежное  обращение с огнем. Вышедший в XI веке сборник законов, известный под  названием "Русская правда", устанавливал, что поджигатель и члены его семьи за содеянное обращались в рабство, а их имущество шло в казну. Судебник 1497 года усиливает меру наказания за поджог: "Зажигальщику животе не дать, казнить его смертной казни".

Организация пожарной службы на Руси связана с именем великого князя Московского и всея Руси Ивана III (1440-1505 гг.). Москва в то время  представляла собой большой город. Причин для возникновения пожаров имелось достаточно: это и наличие печей без дымоходов, использование для освещения свечей, лампад, применение открытого огня ремесленниками вблизи жилья. С 1453 по 1493 год Москва полностью выгорала десять раз.

В 1504 году после очередного опустошительного пожара издаются противопожарные  правила, которыми запрещается топка  бань и изб летом без крайней  необходимости. Запрещалось также  с наступлением сумерек зажигать в доме свечи. Кузнецам и другим ремесленникам, которые использовали в своем  деле огонь, разрешалось устраивать плавильни и горны вдали от строений и жилищ. Если сборник древнерусских  законов содержал законодательные  меры только против поджигателей, то меры Ивана III в отношении ремесленников  были первым нормативным актом противопожарной  безопасности на Руси. Из него следует, что главной причиной большинства пожаров была полная беспечность населения при использовании огня8.

Указы подобного рода принимались  многими городами Европы. Учитывая степень общественно-экономического развития государств того времени, имеется  достаточно оснований считать эти  документы как нормы права, хотя они и носили декларативный характер, и их практическая ценность была невелика. В ряде государств уже был накоплен опыт борьбы с пожарами. Во Франции, например, имелась как королевская стража, в обязанность которой входило тушение пожаров, так и стража, составленная из ремесленников9. Срок повинности граждан в ней составлял 2 месяца. В Англии борьба с пожарами до XIII века целиком возлагалась на жителей, которые в соответствии с законом держали в домах инструменты для борьбы с огнем. Несмотря на некоторые отличия, общим было одно - борьба с пожарами на этом этапе развития цивилизации за рубежом возлагалась, в основном, на ремесленников, горожан и цеховые организации, которые не обладали способностью к совместным организованным действиям.

Информация о работе История пожарной техники и водоснабжения в России