Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 11:46, контрольная работа
В нормальном, цивилизованном обществе политика осуществляется для людей и через людей. Какую значительную роль ни играли бы социальные группы, массовые общественные движения, политические партии, в конечном счете ее главным субъектом выступает личность, ибо сами эти группы, движения, партии и другие общественные и политические организации состоят из реальных личностей и только через взаимодействие их интересов и воли определяется содержание и направленность политического процесса, всей политической жизни общества.
Активное участие личности в политической жизни общества имеет многоплановое значение.
Введение.
1. Личность как первичный субъект и объект политики.
2. Концепция прав человека: история и современность
3. Основополагающие права человека и их роль в гуманизации политики.
4. Мотивация и предпосылки политической деятельности.
5. Уровни и формы политического участия личности
Заключение.
Литература.
на теме: Личность как субъект политики.
Исполнил: рядовой юстиции
курсант 212 учебной группы
Лушин С.А.
2001г.
Содержание.
Введение.
1. Личность как первичный субъект
и объект политики.
4. Мотивация и предпосылки
политической деятельности.
Заключение.
Литература.
Введение.
В нормальном, цивилизованном обществе
политика осуществляется для людей и через
людей. Какую значительную роль ни играли бы
социальные группы, массовые общественные
движения, политические партии, в конечном
счете ее главным субъектом выступает
личность, ибо сами эти группы, движения, партии и другие общественные и политические
организации состоят из реальных личностей
и только через взаимодействие их интересов
и воли определяется содержание и направленность
политического процесса, всей политической
жизни общества.
Активное участие личности в политиче
Во-первых, через такое участие создаются
условия для более полного раскрытия всех потенций человека, для его творческого самовыражения, что
в свою очередь составляет необходимую предп
Во-вторых, всеобщее развитие человека
как субъекта политики является важным условием тесной связи политических
институтов с гражданским обществом, контроля за дея
В-третьих, через развитие демократии общество удовлетворяет
потребность своих членов участвовать
в управлении делами государства.
1.Личность как первичный субъект
и объект политики.
Анализ места человека в
1) субъекты персональные, движимы
2) субъекты-подданные, понимаю
3) субъекты-партиципанты (
Классификация субъектов политики достаточно
разнообразна. Пожалуй, наиболее широко
распространено их деление на два основных
уровня:
1) социальный, включающий индивидов и различные социальные
слои (в том числе профессиональные, этнические,
демографические и др.). Сюда относятся
личность, профессиональная группа, нация,
класс, элита и т.д.;
2) институциональный, охватыва
Иногда выделяется и третий, «функциональный» урове
В англоязычной политологии вместо термина
«субъект политики» употребляется понятие
«политический актер» (или «актор»). Это
связано прежде всего с тем, что слово
«субъект» (subject) в английском языке традиционно
означает «подданный». Однако имеющиеся
в мировой политической науке терминологические
расхождения не меняют сути дела. Анализ
субъектов политики занимает в ней одно
из центральных мест.
Первичным субъектом политики является
личность (индивид). Как отмечали еще древние (Протагор), «человек
есть мера всех вещей». Э
1) личность как индивидуальные психо-физиологические
(эмоциональные, интеллектуальные и др.)
особенности человека, его специфические
привычки, ценностные ориентации, стиль
поведения и т.п. При анализе личности
под эти углом зрения основное внимание
обычно уделяется политическим лидерам,
от индивидуальных особенностей которых
часто зависит большая политика;
2) личность как представитель группы:
статусной, профессиональной, социально-этнической,
классовой, элиты, масс и т.п., а также как
исполнитель определенной политической
роли: избирателя, члена партии, парламентария,
министра. Такой подход к личности как
бы растворяет ее в более крупных социальных
образованьях или же предписанных ей ролях
и не позволяет отразить автономию и активность
индивида как специфического субъекта
политики;
3) личность как относительно самостоятельный,
активный участник политической и общественной
жизни, обладающий разумом и свободой
воли, не только общечеловеческими, но
и уникальными в своем роде чертами, т.е.
как целостность, не сводимая к ее отдельным
социальным (профессиональным, классовым,
национальным и т.п.) характеристикам и
имеющая политический статус гражданина
или подданного государства. Именно в
этом своем аспекте человек обычно взаимодействует
с властью, выполняет определенные политические
обязанности и выступает субъектом и объектом,
предметом воздействия политики. О таком
понимании личности и пойдет речь в настоящей
главе.
Патермалистская концепция
личности.
Место человека в политической жизни издавна является предметом горячих
споров, которые не утихли и в наши дни. Уже в древности появляются учения, по-разному
оценивающие отношение личности к политике
и государству. Наиболее влиятельные из
них — учения Конфуция, Платона и Аристотеля.
Первый из этих мыслителей детально разработал патерналистскую концепцию
государства, господствовавшую в мировой политической
мысли на протяжении многих веков, а на
Востоке — почти двух тысячелетий.
Патерналистский взгляд на политику и
личность исходит из неравенства политического
статуса людей, трактовки государства
как одной большой патриархальной семьи,
в которой вся полнота власти принадлежит
правителю- отцу. Остальные же граждане
делятся на старших — аристократию и чиновничество,
и младших — простой люд. Младшие должны
безропотно подчиняться старшим, которые,
и прежде всего монарх, в свою очередь
призваны заботиться о благе народа.
В патерналистской концепции власти рядовому
человеку уделяется роль простого исполнителя
царской воли, освещаемой божественным
происхождением или церковным благословением монарха. Индивид выступает здесь не
сознательным или полусознательным субъектом
политики, не гражданином, обладающим
неотчуждаемыми правами, а главным образом
лишь парохиальным, т.е. политически бессознательным
участником политики. И лишь высшие слои
общества поднимаются до полусознательного,
подданнического участия.
В современном мире патерналистские взгляды
на соотношение индивида и власти в основном
преодолены, хотя многие из отмеченных
выше идей и сегодня достаточно широко
распространены в развивающихся странах
с преимущественно крестьянским населением,
в авторитарных и тоталитарны
Политический человек у Платона
и Аристотеля.
Не менее существенное влия
Взгляды Платона на роль индивида в политике
оказали определенное влияние и на мировоззрение
крупнейшего мыслителя античности — Аристотеля,
хотя в целом в вопросе о соотношении личности
и власти его творчество отмечено целым
рядом новых, конструктивных идей. Прежде всего, к ним относится антропологическая трактовка
власти (и политики), обоснование ее производности
от природы человека. Аристотель считает
индивида существом политическим по своей
природе в силу его естественной предопределенности
жить в обществе, коллективе. Человек не
может существовать без общения с другими
людьми. Исторически первыми формами такого
общения являются семья и селение. На их
базе, на определенной стадии общественного
развития возникает государство. Оно есть
высшая форма общения людей.
В отличие от семьи, предполагающей отношения
неравных: подчинение детей и всех младших
отцу, рабов — своему господину, государство
основывается на взаимодействии свободных
и равных граждан. В нем реализуется высшая
цель природы человека — индивид становится
органической частью живого и целостного
политического организма. И в этом смысле
государство имеет первенство перед личностью.
Догосударственные формы человеческого
общежития и аполитичность индивида —
признак низкого уровня развития человеческой
природы, характерного для варваров и
рабов.
Хотя Аристотель и выступает за приоритет
государства в отношениях с гражданином,
но, в отличие от Платона, он противник
огосударствления общества, обобществления
имущества, жен и детей. По его мнению,
тотальная унификация всех граждан, чрезмерное
единство государства ведет к его распаду.
Индивиду и семье необходима определенная
автономия. В целом же Аристотель, как
и его предшественники, еще не отделяет
личность и общество от государства. Гражданин
выступает у него не только субъектом
партиципантом власти, но и ее объектом
во всех своих жизненных проявлениях.
Взгляды Аристотеля на гражданина как
на активный органический элемент государственного
целого, непосредственно участвующий
в политической жизни, законодательной
и судебной деятельности государства
и полностью подчиняющийся его решениям,
характерны для античного понимания демократии.
Эта демократия, считая свободных граждан
непосредственными участниками властных
решений, в то же время никак не защищала
личность от произвола, санкционированного
волей большинства.
Признание тотальности, неограниченности государствен
Индивид выступает в либерализме источником
власти. Государство же — результат соглашения,
договора свободных людей. Оно подконтрольно
и подотчетно народу и призвано выполнять
лишь те функции, которыми его наделяют
граждане. Это, прежде всего задачи обеспечения
безопасности и свободы граждан, охраны
их естественных, священных прав, поддержания
общественного порядка и социального
мира.
Провозглашая верховенство личности,
во взаимоотношениях с властью, либерализм
вместе с тем суживает сферу политики
и тем самым ограничивает диапазон политической
активности граждан. В либеральной классической
теории личность выступает скорее первичным
источником и высшим контролером власти,
чем ее сознательным повседневным участником.
Главной сферой самореализации личности,
проявления ее творческой активности,
инициативы и предприимчивости выступает
гражданское общество.
Скорректированные и обогащенные другими
теориями и идеями либеральные взгляды
на взаимоотношения человека и власти
принадлежат к основополагающим ценностям
современной политической культуры Запада.
Жизнь показала, что пренебрежение такими
либеральными принципами политического
устройства, как свобода личности, приоритет
прав человека над правами государства,
разделение властей, законность, уважение
частной собственности и т.д. чревато гипертрофированным
ростом аппарата власти, чрезмерной идеологизацией
и политизацией общества, установлением
всеобъемлющего партийно-государственного
контроля над обществом и личностью, превращением
человека в винтик огромной государственной
машины, призванный безропотно выполнять
команды сверху. Так и случилось в тоталитарных
государствах и прежде всего в СССР.
Тоталитарная и христианско-демократическая
модели взаимоотношений личности и государства.
Тоталитарная модель взаимо
Тоталитаризм, идеологизируя и политизируя
все общество, беспредельно расширяет
сферу взаимоотношений индивида и власти
и в то же время внутренне деполитизирует
личность, превращает ее в человека-функцию,
лишенного всякой свободы политического
выбора. В конечном счете, он заводит страну
в исторический тупик, поскольку разрушает
главный источник силы государства и общественного
богатства — свободную личность, человека-творца.
В современной политической мысли широко
распространены теории и взгляды, стремящиеся
органично сочетать традиционные ценности
либерализма и некоторые коллективистские
идеи. В первую очередь к ним относятся
к христианская концепция политики, а также социал-демократическая
Первый из этих принципов трактуется как
основа гуманистического отношения к
человеку, уважения каждой личности государством
и обществом. Второй принцип — солидарность
— нередко рассматривают как социально-политическое
кредо христианского учения и даже называют
это учение солидаризмом. Солидарность — это ответственное выполнение человеком
своих общественных обязанностей, забота
каждого о всех и всех — о каждом. Третий
важнейший принцип христианского учения
— субсидарность. Она означает ответственность каждого
за свое благополучие, оказание государственной
поддержки лишь тем, кто сам не может обеспечить
себя: несовершеннолетним, инвалидам,
престарелым, безработным и т.п. Оказывая
по возможности достаточную помощь всем
нуждающимся, государство не должно за
них делать то, что они могут делать сами,
то есть не порождать социальное иждивенчество,
а стремиться помочь людям стать способными
самостоятельно проявить и обеспечить
себя.
Человек и власть в современных демократиях.
Христианская социально-политическая
концепция, а также социалистические идеи
способствовали теоретическому обоснованию
необходимости отказа от традиционных
для раннего либерализма представлений
о роли государства как «ночного сторожа»
и о преимущественно неполитическом характере
жизненной основной среды личности. Оказалось,
что невмешательства государства в область
социально-экономических отношений явно
недостаточно для обеспечения большинству
граждан свободы и нормальных условий
существования, так как это сдерживает
развитие некоторых отраслей экономики,
обесценивает для низших слоев общества
политические и гражданские свободы, делает
их практически трудноосуществимыми.
Оно способствует углублению имущественного
неравенства и обострению социально-классовых
конфликтов, подрывает социальную стабильность
либеральной демократии. Учет всего этого
привел политическую мысль к существенному
смещению акцентов с либеральных идей
ограничения государственной власти для
обеспечения индивидуальной свободы к
христианской концепции использования
государства в интересах достижения всеобщего
блага, сглаживания социальных контрастов,
поддержки слабых и обездоленных. (К этим
идеям восходит теория «государства всеобщего
благоденствия»).
В современных демократических государствах
человек и власть взаимодействуют не т
Некоторые различия в подходах к взаимоотношению
человека и власти в индустриально развитых
демократических государствах мира никак
не ставят под сомнение признание ими,
равно как и международным сообществом
в целом (ООН), статуса личности, любого
человека как источника власти, первичного
и главного субъекта политики. Гарантировать
такой статус личности, обеспечить реальное
или потенциальное превращение каждого
гражданина в сознательного и свободного
субъекта (субъекта-партиципанта) политики
и всей общественной жизни призваны права
человека.