Маргелов Василий Филиппович - командующий ВДВ, вклад в развитие ВС СССР в военные годы и послевоенный период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 20:23, реферат

Описание работы

27 декабря 1908 года (9 января по новому стилю) - Василий Филиппович Маргелов родился в Екатеринославле. Отец Филипп Иванович Маркелов рабочий-металлург. Фамилию Маргелов Василий Филиппович «получил» вместе с партбилетом – партийный чиновник по ошибке написал его фамилию через «г». Мать Агафья Степановна. Братья Иван (старший), Николай (младший), сестра Мария.
1921 г. – окончил церковно-приходскую школу. Еще подростком работал грузчиком, плотником, развозил почту. В том же году пошел в ученики в кожевенную мастерскую, вскоре стал помощником мастера.

Содержание работы

Вступление
Биография, семья
История Воздушно-десантных войск
История становления ВДВ
В годы ВОВ
В послевоенные годы
Вооружение ВДВ
Символика ВДВ
Спорт в ВДВ
Награды
Память
В камне и бронзе
Учреждения, улицы имени В.Ф. Маргелова
Музеи
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Маргелов.docx

— 66.19 Кб (Скачать файл)

Летом 1942 года сложилась  крайне тяжелая обстановка под Сталинградом. Требовались крупные, хорошо подготовленные стратегические резервы. Поэтому Ставкой  ВГК было принято решение переформировать  десять воздушно-десантных корпусов в стрелковые дивизии и направить  их на оборону города. Десантники с  честью выполнили свой долг. И в  дальнейшем части и подразделения  ВДВ за свои фронтовые подвиги  не раз отмечались Ставкой Верховного Главнокомандования.

Великая Отечественная  война для ВДВ закончилась  только в августе 1945 года, когда более 4 тыс. десантников после высадки  на аэродромах Харбина, Гирина, в Порт-Артуре и на Южном Сахалине полностью парализовали действия Японской армии.

Боевые заслуги воинов-десантников  в ходе Великой Отечественной  войны были оценены весьма высоко. Всем воздушно-десантным соединениям  было присвоено звание Гвардейских. Тысячи солдат, сержантов и офицеров ВДВ награждены орденами и медалями, а 296 человек удостоены звания Героя Советского Союза.

 

3.1.3. В послевоенные годы

В этот период Воздушно-десантные  войска начали строиться на других организационных и технических  принципах, но обязательно с учетом опыта тех, кто в годы войны  создал десантную школу победы, славы  и профессионализма. В 50-е годы на учениях воздушно-десантных частей особое внимание уделялось новым  способам обороны в тылу противника, живучести десанта, взаимодействию с наступающими войсками при форсировании водных преград, действиям десанта  в условиях применения ядерного оружия. Военно-транспортная авиация оснащается самолетами Ан-12, Ан-22, которые способны доставлять в тыл противника бронетехнику, автомобили, артиллерию, большие запасы материальных средств. С каждым годом увеличивалось число учений с применением воздушных десантов. В марте 1970 года в Белоруссии проводилось крупное общевойсковое учение «Двина», в котором принимала участие 76-я гвардейская воздушно-десантная Черниговская Краснознаменная дивизия. Всего за 22 минуты было обеспечено десантирование более 7 тыс. десантников и свыше 150 единиц боевой техники. А с середины 70-х годов Воздушно-десантные войска стали интенсивно «укрываться броней».

За славную и многотрудную историю ВДВ народ и армия  любят и уважают этот мужественный род войск. ВДВ - это войска сурового морального и физического климата, который научил десантника принципу – «служить до упора», «до выполнено», «до победы». История подтверждает, что всему приходит свое время. Десантники и 30-х, и 40-х, и 80-х годов внесли свой вклад в защиту Отчизны, в дело повышения обороноспособности страны. Так будет и дальше. История ВДВ продолжается.

3.2. Вооружение  ВДВ

«Не будет преувеличением сказать, что в их становлении и развитии от слабо вооруженных парашютно-десантных частей к современному высокомобильному роду войск решающая роль навсегда останется за Василием Филипповичем Маргеловым».

Генерал Павел Федосеевич Павленко

 

Вступая в должность  Командующего, Василий Филиппович получил  войска боевые, высоко подготовленные, но состоящие, в основном, из пехоты с легким вооружением и военно-транспортной авиации (она была тогда составной  частью ВДВ), оснащенной устаревшими  самолетами Ли-2, Ил-14, Ту-2 и Ту-4 с  весьма ограниченными десантными возможностями. В таком состоянии ВДВ не были способны решать крупные задачи в  современных операциях.

Командующий Маргелов уделял много времени и сил развитию воздушно-десантной техники. «Технике не прикажешь, - часто повторял он, ставя задачи своим подчиненным по этим важным вопросам, - поэтому добивайтесь создания в КБ, промышленности, в ходе испытаний надежных парашютов, безотказной работы тяжелой воздушно-десантной техники». Сам он всячески способствовал созданию на существующих предприятиях военно-промышленного комплекса (ВПК) площадей для серийного производства средств десантирования, тяжелых парашютных платформ, парашютных систем и тар для десантирования грузов до 500 кг, грузовых и людских парашютов, парашютных приборов.

В 1949 году на вооружение войск  была принята авиадесантная самоходная артиллерийская установка АСУ-76, разработанная  конструкторским бюро, руководимым  Н.А. Астровым. Испытывался и плавающий  вариант самоходки. Но от ее серийного  производства пришлось отказаться, так  как авиация не могла десантировать  такие машины.

К 1951 году там же была создана  более легкая, тоже гусеничная и  с открытым верхом, АСУ-57. Острые на язык десантники с большим юмором окрестили ее «голожопым «Фердинандом», но очень любили ее за маневренность и «умение» прыгать через довольно широкие рвы.

В 1954 году появилась модифицированная плавающая АСУ-57П с улучшенной пушкой Ч-51М, но она не была принята  на вооружение - достаточно было выпускающихся серийно АСУ-57, к тому же началась разработка уже новой, более мощной, техники.

В это же время появилась  достаточно мощная самоходная установка  СУ-85, на которой была установлена 80-мм пушка Д-70, спаренная с пулеметом  СГМТ. Как и вся послевоенная бронетанковая  техника, самоходка была оснащена приборами  ночного видения, радиостанцией, на корме крепились дымовые шашки  БДШ-5. Су-85 дважды модернизировали. На вооружении ВДВ АСУ-57 и СУ-85 находились практически до появления боевой машины десантной - БМД-1.

В 1946-59 гг. улучшилось оснащение  войск автомобильной техникой и  современными (для того времени) средствами связи. Самым массовым оружием личного  состава оставалось стрелковое вооружение, развитие которого осуществлялось параллельно  с совершенствованием вооружения Сухопутных войск, основные изменения которого были произведены в конце 40-х годов. Для десантников создавались  модификации стрелкового оружия, позволяющие его десантирование на парашютисте - меньший вес, складывающийся приклад.

На повестке дня стояли вопросы создания новой боевой техники  ВДВ и ее последующей модернизации, парашютно-десантной техники, а также  замены существующей авиации на новые  самолеты Ан-8 и Ан-12. К концу 50-х  годов они были приняты на вооружение и поступили в войска. Обладая  грузоподъемностью до 10-12 тонн и  значительной дальностью полета, эти  самолеты давали возможность десантирования больших масс личного состава  со штатной боевой техникой и вооружением.

Всем комплексом этих сложных  вопросов пришлось вплотную заниматься новому Командующему ВДВ. Генерал Маргелов сразу установил тесные контакты с научно-исследовательскими институтами, конструкторскими бюро, конструкторами, учеными, неоднократно выезжал на предприятия, в КБ и НИИ, приглашал конструкторов и ученых в войска. Творцы новой техники видели глубокую заинтересованность Командующего, постоянно ощущали его практическую помощь и моральную поддержку при создании и проведении испытаний новых образцов техники.

Если конструкторы охотно шли навстречу просьбам Командующего, то в «верхних эшелонах власти», в  том числе в Министерстве обороны, всего нужно было добиваться, объясняя необходимость оснащения ВДВ  самыми современными образцами техники  и вооружения. Командующий всегда и везде доказывал, что десантник, выполняя свои опасные боевые задачи в отрыве от основных войск, рискует  своей головой. Так, если ему и  придется отдать свою жизнь, то она  должна очень дорого достаться врагу. Но все же главным он считал выполнение боевой задачи в интересах основных сил и возвращение с победой  домой.

В конце 50-х годов на вооружении войск появились парашютные платформы ПП-127, предназначенные  для десантирования парашютным способом грузов, массой до 4,6 тыс. кг. На таких  платформах можно было десантировать  все виды артиллерии, автотранспорт, радиостанции, инженерную технику и  многое другое. Им на смену пришли платформы  ПП-128, позволяющие десантировать  технику и грузы весом до 6,7 тыс. кг. Одновременно были созданы  парашютно-реактивные средства десантирования, со скоростью приземления груза  близкой к нулю (за счет создаваемой  двигателем реактивной тяги). Системы  позволяли отказаться от большого количества куполов большой площади, что  значительно удешевляло десантирование.

В 1965 году на КБ Волгоградского тракторного завода (ВгТЗ) началась разработка такой машины. На стадии опытно-конструкторской работы (ОКР) эта машина имела заводской индекс – «объект 915», после принятия на вооружение – боевая машина десанта БМД-1, но в войсковой документации ее еще долго обозначали как «объект 915». Работу начинал главный конструктор КБ ВгТЗ Гавалов Игорь Валентинович, которого вскоре сменил Шабалин Аркадий Васильевич. С обоими создателями БМД-1 у Командующего ВДВ был полный контакт и прекрасные деловые отношения.

В результате успешно проведенной работы 14 апреля 1969 года вышло постановление Совмина «О принятии на вооружение Советской Армии гусеничной боевой машины Воздушно-десантных войск». Исполнилось желание генерала армии Маргелова иметь в ВДВ свою авиадесантируемую, плавающую, маневренную, с соответствующим вооружением боевую машин, предназначенную для повышения мобильности, вооруженности и защищенности Воздушно-десантных войск.

Первая партия боевых машин десанта была произведена в конце шестидесятых годов. На протяжении семидесятых годов шло оснащение войск боевой машиной. Вначале ею был оснащен один батальон дивизии в Прибалтике, на котором проводилось ее освоение, отрабатывалось парашютное десантирование и тактика действий.

В дальнейшем, по мере поступления машин, в каждой дивизии ими оснащался один парашютно-десантный полк. В 1978 году перевооружение всех войск на боевые машины в основном было завершено.

Вскоре после поступления первых партий БМД-1 в войска было разработано семейство вооружения на ее базе: артиллерийские самоходные орудия «Нона» и машины управления огнем артиллерии, командно-штабные машины Р-142 и радиостанции дальней связи Р-141, противотанковые комплексы, разведывательная машина. Зенитные части и подразделения оснащались бронетранспортерами, на которых размещались расчеты с переносными комплексами и боезапасом.

5 января 1973 года впервые в мировой практике в Советском Союзе произведено десантирование на парашютно-платформенных средствах в комплексе «Кентавр» с военно-транспортного самолета Ан-12Б гусеничной боевой бронированной машины БМД-1 с двумя членами экипажа на борту - командиром экипажа майор Маргелов Александр Васильевич и механиком-водителем подполковник Зуев Леонид Гаврилович. А 23 января 1976 года, также впервые в мировой практике, десантированная из того же типа самолета, произвела мягкую посадку БМД-1 на парашютно-реактивной системе в комплексе «Реактавр» также с двумя членами экипажа на борту - майором Маргеловым Александром Васильевичем и подполковником Щербаковым Леонидом Ивановичем.

Также благодаря стараниям Василия Филипповича Маргелова Воздушно-десантные войска получили новые современные военно-транспортные самолеты - АН-22 и ИЛ-76.

3.3. Символика ВДВ

Как отмечали его современники, Василий Филиппович умел распознавать важность и извлечь пользу для  дела из казалось бы незначительных факторов. Так было и при создании новой формы десантников.

В довоенные годы личный состав частей ВДВ носил летную форму  одежды, голубые фуражки и петлицы. Потом, уже во время войны, десантникам  ввели общевойсковую форму.

Командующему стало  известно, что солдаты и сержанты, получая краткосрочные отпуска, выйдя за ворота части, снимают красные  погоны и одевают голубые, заранее  ими припасенные на этот случай. Другой бы начальник-формалист пришел в негодование: нарушается приказ, проявляется  недисциплинированность. Командующий  Маргелов, однако, подошел к этому вопросу с иных позиций: живучи десантные традиции, солдату нравится голубое, ибо оно связано с небом, отличает его от обычной пехоты, поднимает его гордость за службу в ВДВ. И он в беседах с командирами частей советовал не препятствовать этому, как бы не замечать. Сам же серьезно задумался над тем, чтобы официально ввести для десантников летную форму, но сделать еще что-то, что отличало бы сразу десантника даже от летчика.

Генерал Лисов Иван Иванович, ветеран войск, внес предложение  изменить головной убор, ввести голубой  берет. Инициатива нашла у Маргелова горячее одобрение, так как первые опыты показали, что солдатам берет был по душе.

Сам Василий Филиппович всегда носил тельняшку вместо нательной  рубашки. Это у него повелось с  тех пор, как в начале войны  в 1941 году ему пришлось командовать  полком балтийских моряков, действовавших  на суше, и такая традиция соблюдалась  им до конца дней.

Он пришел к выводу, что  десантнику тельняшка тоже подойдет не только по удобству, но и как символ смелости, отваги. И, разумеется, будет  отличать его от других солдат.

Так вскоре и возникла идея войти в ходатайство перед  Министром обороны об изменении  формы одежды для солдат и офицеров ВДВ.

Этот фактор сыграл весьма положительную роль не только в повышении авторитета войск среди молодежи, но и в укреплении дисциплины и боевой учебы в войсках.

Командующему пришлось долго обивать пороги военных ведомств, пока, наконец, министр обороны не согласился ввести десантникам береты. 30 июня 1967 года Командующий ВДВ генерал-полковник В.Ф. Маргелов рассмотрел в ресторане «Прага» рисунки, выполненные художником А.Б. Жуком, новой униформы для десантников, в том числе и два берета. При повседневном ношении предполагалось ношение берета защитного цвета с красной звездой. Однако этот берет так и остался на бумаге. На рисунке десантника в малиновом берете В.Ф. Маргелов поставил резолюцию: «Оставить для парадов в Москве». С правой стороны берета располагался голубой треугольный флажок с эмблемой ВДВ, а спереди - звезда в венке из колосьев. У офицеров на берете носилась кокарда с эмблемой образца 1955 года и летная эмблема (звезда с крыльями).

В таких же беретах и в новой форме парашютно-десантные подразделения впервые прошли по Красной площади на военном параде 7 ноября 1967 года. Несколько позже (в 1968 году) малиновые береты заменили на голубые. В чехословацких событиях 68-го года бойцы 103-й вдд были еще в малиновых беретах, а десантники 7-й уже в новых голубых.

26 июля 1969 года приказом МО СССР № 191 были введены очередные правила ношения военной формы одежды. В них впервые «официально» появился берет голубого цвета (до этого приказов о введении беретов для ВДВ не было). Спереди на беретах для солдат и сержантов прикреплялась звезда в венке, а для офицеров - кокарда ВВС. Красный флажок с эмблемой ВДВ на рисунке отсутствовал, но несмотря на это, носился на левой стороне военнослужащими гвардейских частей, а на парадах в Москве перемещался на правую сторону. Идея ношения флажков принадлежала также Командующему ВДВ. В отличие от флажков голубого цвета на малиновых беретах, размеры которых были указаны в технических условиях на изготовление, красные флажки в каждой части изготавливались самостоятельно и не имели единого образца. 4 марта 1989 года в новых правилах ношения одежды было закреплено ношение флажка на беретах всеми военнослужащими Воздушно-десантных войск, десантно-штурмовых частей и частей специального назначения.

Информация о работе Маргелов Василий Филиппович - командующий ВДВ, вклад в развитие ВС СССР в военные годы и послевоенный период