Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 20:23, реферат
27 декабря 1908 года (9 января по новому стилю) - Василий Филиппович Маргелов родился в Екатеринославле. Отец Филипп Иванович Маркелов рабочий-металлург. Фамилию Маргелов Василий Филиппович «получил» вместе с партбилетом – партийный чиновник по ошибке написал его фамилию через «г». Мать Агафья Степановна. Братья Иван (старший), Николай (младший), сестра Мария.
1921 г. – окончил церковно-приходскую школу. Еще подростком работал грузчиком, плотником, развозил почту. В том же году пошел в ученики в кожевенную мастерскую, вскоре стал помощником мастера.
Вступление
Биография, семья
История Воздушно-десантных войск
История становления ВДВ
В годы ВОВ
В послевоенные годы
Вооружение ВДВ
Символика ВДВ
Спорт в ВДВ
Награды
Память
В камне и бронзе
Учреждения, улицы имени В.Ф. Маргелова
Музеи
Заключение
Список литературы
Летом 1942 года сложилась
крайне тяжелая обстановка под Сталинградом.
Требовались крупные, хорошо подготовленные
стратегические резервы. Поэтому Ставкой
ВГК было принято решение
Великая Отечественная война для ВДВ закончилась только в августе 1945 года, когда более 4 тыс. десантников после высадки на аэродромах Харбина, Гирина, в Порт-Артуре и на Южном Сахалине полностью парализовали действия Японской армии.
Боевые заслуги воинов-
3.1.3. В послевоенные годы
В этот период Воздушно-десантные
войска начали строиться на других
организационных и технических
принципах, но обязательно с учетом
опыта тех, кто в годы войны
создал десантную школу победы, славы
и профессионализма. В 50-е годы на
учениях воздушно-десантных
За славную и многотрудную историю ВДВ народ и армия любят и уважают этот мужественный род войск. ВДВ - это войска сурового морального и физического климата, который научил десантника принципу – «служить до упора», «до выполнено», «до победы». История подтверждает, что всему приходит свое время. Десантники и 30-х, и 40-х, и 80-х годов внесли свой вклад в защиту Отчизны, в дело повышения обороноспособности страны. Так будет и дальше. История ВДВ продолжается.
3.2. Вооружение ВДВ
«Не будет преувеличением сказать, что в их становлении и развитии от слабо вооруженных парашютно-десантных частей к современному высокомобильному роду войск решающая роль навсегда останется за Василием Филипповичем Маргеловым».
Генерал Павел Федосеевич Павленко
Вступая в должность
Командующего, Василий Филиппович получил
войска боевые, высоко подготовленные,
но состоящие, в основном, из пехоты
с легким вооружением и военно-
Командующий Маргелов уделял много времени и сил развитию воздушно-десантной техники. «Технике не прикажешь, - часто повторял он, ставя задачи своим подчиненным по этим важным вопросам, - поэтому добивайтесь создания в КБ, промышленности, в ходе испытаний надежных парашютов, безотказной работы тяжелой воздушно-десантной техники». Сам он всячески способствовал созданию на существующих предприятиях военно-промышленного комплекса (ВПК) площадей для серийного производства средств десантирования, тяжелых парашютных платформ, парашютных систем и тар для десантирования грузов до 500 кг, грузовых и людских парашютов, парашютных приборов.
В 1949 году на вооружение войск
была принята авиадесантная
К 1951 году там же была создана более легкая, тоже гусеничная и с открытым верхом, АСУ-57. Острые на язык десантники с большим юмором окрестили ее «голожопым «Фердинандом», но очень любили ее за маневренность и «умение» прыгать через довольно широкие рвы.
В 1954 году появилась модифицированная плавающая АСУ-57П с улучшенной пушкой Ч-51М, но она не была принята на вооружение - достаточно было выпускающихся серийно АСУ-57, к тому же началась разработка уже новой, более мощной, техники.
В это же время появилась достаточно мощная самоходная установка СУ-85, на которой была установлена 80-мм пушка Д-70, спаренная с пулеметом СГМТ. Как и вся послевоенная бронетанковая техника, самоходка была оснащена приборами ночного видения, радиостанцией, на корме крепились дымовые шашки БДШ-5. Су-85 дважды модернизировали. На вооружении ВДВ АСУ-57 и СУ-85 находились практически до появления боевой машины десантной - БМД-1.
В 1946-59 гг. улучшилось оснащение
войск автомобильной техникой и
современными (для того времени) средствами
связи. Самым массовым оружием личного
состава оставалось стрелковое вооружение,
развитие которого осуществлялось параллельно
с совершенствованием вооружения Сухопутных
войск, основные изменения которого
были произведены в конце 40-х годов.
Для десантников создавались
модификации стрелкового
На повестке дня стояли вопросы создания новой боевой техники ВДВ и ее последующей модернизации, парашютно-десантной техники, а также замены существующей авиации на новые самолеты Ан-8 и Ан-12. К концу 50-х годов они были приняты на вооружение и поступили в войска. Обладая грузоподъемностью до 10-12 тонн и значительной дальностью полета, эти самолеты давали возможность десантирования больших масс личного состава со штатной боевой техникой и вооружением.
Всем комплексом этих сложных вопросов пришлось вплотную заниматься новому Командующему ВДВ. Генерал Маргелов сразу установил тесные контакты с научно-исследовательскими институтами, конструкторскими бюро, конструкторами, учеными, неоднократно выезжал на предприятия, в КБ и НИИ, приглашал конструкторов и ученых в войска. Творцы новой техники видели глубокую заинтересованность Командующего, постоянно ощущали его практическую помощь и моральную поддержку при создании и проведении испытаний новых образцов техники.
Если конструкторы охотно шли навстречу просьбам Командующего, то в «верхних эшелонах власти», в том числе в Министерстве обороны, всего нужно было добиваться, объясняя необходимость оснащения ВДВ самыми современными образцами техники и вооружения. Командующий всегда и везде доказывал, что десантник, выполняя свои опасные боевые задачи в отрыве от основных войск, рискует своей головой. Так, если ему и придется отдать свою жизнь, то она должна очень дорого достаться врагу. Но все же главным он считал выполнение боевой задачи в интересах основных сил и возвращение с победой домой.
В конце 50-х годов на вооружении войск появились парашютные платформы ПП-127, предназначенные для десантирования парашютным способом грузов, массой до 4,6 тыс. кг. На таких платформах можно было десантировать все виды артиллерии, автотранспорт, радиостанции, инженерную технику и многое другое. Им на смену пришли платформы ПП-128, позволяющие десантировать технику и грузы весом до 6,7 тыс. кг. Одновременно были созданы парашютно-реактивные средства десантирования, со скоростью приземления груза близкой к нулю (за счет создаваемой двигателем реактивной тяги). Системы позволяли отказаться от большого количества куполов большой площади, что значительно удешевляло десантирование.
В 1965 году на КБ Волгоградского тракторного завода (ВгТЗ) началась разработка такой машины. На стадии опытно-конструкторской работы (ОКР) эта машина имела заводской индекс – «объект 915», после принятия на вооружение – боевая машина десанта БМД-1, но в войсковой документации ее еще долго обозначали как «объект 915». Работу начинал главный конструктор КБ ВгТЗ Гавалов Игорь Валентинович, которого вскоре сменил Шабалин Аркадий Васильевич. С обоими создателями БМД-1 у Командующего ВДВ был полный контакт и прекрасные деловые отношения.
В результате успешно проведенной работы 14 апреля 1969 года вышло постановление Совмина «О принятии на вооружение Советской Армии гусеничной боевой машины Воздушно-десантных войск». Исполнилось желание генерала армии Маргелова иметь в ВДВ свою авиадесантируемую, плавающую, маневренную, с соответствующим вооружением боевую машин, предназначенную для повышения мобильности, вооруженности и защищенности Воздушно-десантных войск.
Первая партия боевых машин десанта была произведена в конце шестидесятых годов. На протяжении семидесятых годов шло оснащение войск боевой машиной. Вначале ею был оснащен один батальон дивизии в Прибалтике, на котором проводилось ее освоение, отрабатывалось парашютное десантирование и тактика действий.
В дальнейшем, по мере поступления машин, в каждой дивизии ими оснащался один парашютно-десантный полк. В 1978 году перевооружение всех войск на боевые машины в основном было завершено.
Вскоре после поступления первых партий БМД-1 в войска было разработано семейство вооружения на ее базе: артиллерийские самоходные орудия «Нона» и машины управления огнем артиллерии, командно-штабные машины Р-142 и радиостанции дальней связи Р-141, противотанковые комплексы, разведывательная машина. Зенитные части и подразделения оснащались бронетранспортерами, на которых размещались расчеты с переносными комплексами и боезапасом.
5 января 1973 года впервые в мировой практике в Советском Союзе произведено десантирование на парашютно-платформенных средствах в комплексе «Кентавр» с военно-транспортного самолета Ан-12Б гусеничной боевой бронированной машины БМД-1 с двумя членами экипажа на борту - командиром экипажа майор Маргелов Александр Васильевич и механиком-водителем подполковник Зуев Леонид Гаврилович. А 23 января 1976 года, также впервые в мировой практике, десантированная из того же типа самолета, произвела мягкую посадку БМД-1 на парашютно-реактивной системе в комплексе «Реактавр» также с двумя членами экипажа на борту - майором Маргеловым Александром Васильевичем и подполковником Щербаковым Леонидом Ивановичем.
Также благодаря стараниям Василия Филипповича Маргелова Воздушно-десантные войска получили новые современные военно-транспортные самолеты - АН-22 и ИЛ-76.
3.3. Символика ВДВ
Как отмечали его современники, Василий Филиппович умел распознавать важность и извлечь пользу для дела из казалось бы незначительных факторов. Так было и при создании новой формы десантников.
В довоенные годы личный состав частей ВДВ носил летную форму одежды, голубые фуражки и петлицы. Потом, уже во время войны, десантникам ввели общевойсковую форму.
Командующему стало известно, что солдаты и сержанты, получая краткосрочные отпуска, выйдя за ворота части, снимают красные погоны и одевают голубые, заранее ими припасенные на этот случай. Другой бы начальник-формалист пришел в негодование: нарушается приказ, проявляется недисциплинированность. Командующий Маргелов, однако, подошел к этому вопросу с иных позиций: живучи десантные традиции, солдату нравится голубое, ибо оно связано с небом, отличает его от обычной пехоты, поднимает его гордость за службу в ВДВ. И он в беседах с командирами частей советовал не препятствовать этому, как бы не замечать. Сам же серьезно задумался над тем, чтобы официально ввести для десантников летную форму, но сделать еще что-то, что отличало бы сразу десантника даже от летчика.
Генерал Лисов Иван Иванович, ветеран войск, внес предложение изменить головной убор, ввести голубой берет. Инициатива нашла у Маргелова горячее одобрение, так как первые опыты показали, что солдатам берет был по душе.
Сам Василий Филиппович всегда носил тельняшку вместо нательной рубашки. Это у него повелось с тех пор, как в начале войны в 1941 году ему пришлось командовать полком балтийских моряков, действовавших на суше, и такая традиция соблюдалась им до конца дней.
Он пришел к выводу, что десантнику тельняшка тоже подойдет не только по удобству, но и как символ смелости, отваги. И, разумеется, будет отличать его от других солдат.
Так вскоре и возникла идея войти в ходатайство перед Министром обороны об изменении формы одежды для солдат и офицеров ВДВ.
Этот фактор сыграл весьма положительную роль не только в повышении авторитета войск среди молодежи, но и в укреплении дисциплины и боевой учебы в войсках.
Командующему пришлось долго обивать пороги военных ведомств, пока, наконец, министр обороны не согласился ввести десантникам береты. 30 июня 1967 года Командующий ВДВ генерал-полковник В.Ф. Маргелов рассмотрел в ресторане «Прага» рисунки, выполненные художником А.Б. Жуком, новой униформы для десантников, в том числе и два берета. При повседневном ношении предполагалось ношение берета защитного цвета с красной звездой. Однако этот берет так и остался на бумаге. На рисунке десантника в малиновом берете В.Ф. Маргелов поставил резолюцию: «Оставить для парадов в Москве». С правой стороны берета располагался голубой треугольный флажок с эмблемой ВДВ, а спереди - звезда в венке из колосьев. У офицеров на берете носилась кокарда с эмблемой образца 1955 года и летная эмблема (звезда с крыльями).
В таких же беретах и в новой форме парашютно-десантные подразделения впервые прошли по Красной площади на военном параде 7 ноября 1967 года. Несколько позже (в 1968 году) малиновые береты заменили на голубые. В чехословацких событиях 68-го года бойцы 103-й вдд были еще в малиновых беретах, а десантники 7-й уже в новых голубых.
26 июля 1969 года приказом МО СССР № 191 были введены очередные правила ношения военной формы одежды. В них впервые «официально» появился берет голубого цвета (до этого приказов о введении беретов для ВДВ не было). Спереди на беретах для солдат и сержантов прикреплялась звезда в венке, а для офицеров - кокарда ВВС. Красный флажок с эмблемой ВДВ на рисунке отсутствовал, но несмотря на это, носился на левой стороне военнослужащими гвардейских частей, а на парадах в Москве перемещался на правую сторону. Идея ношения флажков принадлежала также Командующему ВДВ. В отличие от флажков голубого цвета на малиновых беретах, размеры которых были указаны в технических условиях на изготовление, красные флажки в каждой части изготавливались самостоятельно и не имели единого образца. 4 марта 1989 года в новых правилах ношения одежды было закреплено ношение флажка на беретах всеми военнослужащими Воздушно-десантных войск, десантно-штурмовых частей и частей специального назначения.