Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2014 в 18:54, контрольная работа
Прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Точное установление места прокуратуры в системе государственно-правовых институтов Российской Федерации имеет ключевое значение для определения правового статуса прокуратуры, ее организационного построения, форм и методов деятельности. Просчеты в решении этого вопроса, безотносительно к тому, влекут ли они понижение роли прокуратуры или наоборот непомерно расширяют ее полномочия, чреваты опасными последствиями как для функционирования правоохранительной системы, так и для общества в целом.
Место прокуратуры Российской Федерации в структуре государственного механизма. Формы взаимодействия прокуратуры Российской Федерации с ветвями государственной власти.
Прокуратура Российской Федерации – единая федеральная
централизованная система органов, осуществляющих
от имени Российской федерации надзор
за соблюдением Конституции Российской
Федерации и исполнением законов, действующих
на территории Российской Федерации. Точное установление места прокуратуры
в системе государственно-правовых институтов
Российской Федерации имеет ключевое
значение для определения правового статуса
прокуратуры, ее организационного построения,
форм и методов деятельности. Просчеты
в решении этого вопроса, безотносительно
к тому, влекут ли они понижение роли прокуратуры
или наоборот непомерно расширяют ее полномочия,
чреваты опасными последствиями как для
функционирования правоохранительной
системы, так и для общества в целом. Именно
в этой области теоретические построения
должны, прежде всего, основываться на
глубоком познании социальной практики,
исключать возможность применения метода
проб и ошибок. В государствах, где правление
осуществляется в соответствии с требованиями
свободы и демократии, важное место занимают
принципы народовластия и разделения
властей. Последний был выдвинут еще в
период революции в Англии в XVII веке левелларами,
а затем получил теоретическое развитие
и обоснование в учениях Джона Локка, Монтескье
и других мыслителей прошлого. Указанный
принцип оказался жизнеспособным и нашел
воплощение в конституциях цивилизованных
стран. В Конституции Российской Федерации
(ст. 10) провозглашается, что государственная
власть в Российской Федерации осуществляется
на основе разделения на законодательную,
исполнительную и судебную. Конституция
вверяет каждую из этих ветвей власти
соответствующему органу, действующему
самостоятельно. Устройство государственной
власти предполагает не только учреждение
органов государственной власти, но и
регламентацию широкого круга отношений
между ними. Органы государственной власти,
несмотря на различие их задач и разделение
полномочий, должны составлять единую
целостную систему и находиться в таких
отношениях с людьми и их интересами, которые
содействовали бы раскрытию роли государства
в обществе.
Формы взаимодействия прокуратуры Российской Федерации с ветвями государственной власти отражены в статье 129 Конституции Российской Фелдерации и в Федеральном Законе от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Так, Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Генеральный прокурор РФ ежегодно представляет Президенту РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в РФ(статья 12 Фз «Опрокуратуре РФ». Конституция РФ содержит положения, касающиеся прокуратуры, в главе «Судебная власть». Однако прокуратура является самостоятельной, независимой структурой, выполняющей функции одного из элементов системы уравновешивания в механизме разделения властей, и не принадлежит к судебной ветви власти. Прокурор предъявляет и поддерживает в суде в интересах пострадавших, в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. Осуществляя уголовное преследование, в суде по уголовным делам прокурор выступает в качестве государственного обвинителя. Прокурор приносит апелляционное, кассационное, надзорное представление, а в арбитражных судах – жалобу на незаконное, необоснованное или несправедливое решение, приговор, определение или постановление суда в вышестоящий суд (Раздел IV ФЗ «О прокуратуре РФ). Взаимодействие Государственной Думы и прокуратуры заключается в том, что Государственная Дума принимает законы, составляющие основное содержание предмета прокурорского надзора за соблюдением и исполнением законов. Генеральный прокурор РФ лично ежегодно представляет палатам Федерального Собрания доклад о состоянии законности и правопорядка в РФ и о проделанной работе по их укреплению. Прокуратура по запросам и обращениям депутатов проводит проверки фактов нарушений законов, принимает меры к их выявлению, устранению и предупреждению.
Предмет, полномочия и правовые средства прокурорского надзора за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов РФ и законностью правовых актов.
Надзор за исполнением законов
и законностью издаваемых правовых актов
является одним из основных направлений
прокурорской надзорной деятельности.
Сфера этой деятельности прокурора чрезвычайно
широка. Прокурор осуществляет надзор
за исполнением большого количества чрезвычайно
разнообразных по содержанию законов,
еще большим числом различного вида субъектов,
исполняющих эти законы и издающих правовые
акты, соответствие законам которых также
проверяется прокурором. В научной и учебной литературе, посвященной
прокурорскому надзору в РФ, рассматриваемое
направление деятельности органов прокуратуры
иногда именуется «общим надзором». Это
объясняется следующими обстоятельствами.
Будучи предусмотренными в Законе, акты
прокурорского реагирования имеют процессуальный
характер. Они составляются по определенной
форме, вносятся в определенные адресаты.
Закон определяет порядок внесения и рассмотрения
актов прокурорского реагирования, права
и обязанности прокурора и лиц, рассматривающих
эти акты. Так в актах прокурорского реагирования
должны быть изложены сущность правонарушения,
его негативные последствия, причины и
условия, способствовавшие его совершению.
В конкретных актах прокурорского реагирования
в зависимости от характера правонарушения
должен ставиться вопрос об устранении
как самого правонарушения, так и способствовавших
ему причин и условий, об ответственности
виновных лиц. Выбор и применение акта
прокурорского реагирования зависят от
характера нарушения закона, конкретных
обстоятельств, ему способствовавших,
и осуществляется прокурором. Протест прокурора – это акт (документ) прокурорского реагирования
на нормативно-правовой акт государственного
органа, органа местного самоуправления
или должностного лица, содержащий подкрепленное
фактическими данными требование об отмене
данного акта или приведении его в соответствие
с законом. Право принести протест на противоречащий
закону правовой акт принадлежит исключительно
прокурору или его заместителю. Следует
отметить, что принесение протеста – это
не только право, но и обязанность прокурора
реализовать свое полномочие по принесению
протеста в каждом случае обнаружения
нормативных правовых актов, противоречащих
Конституции и федеральным законам. Протест
может быть принесен: 1) в орган или должностному
лицу, которые издали этот акт; 2) в вышестоящий
орган или вышестоящему должностному
лицу органа, издавшего нормативный акт;
3) в суд в порядке, предусмотренном процессуальным
законодательством РФ. Куда конкретно
должен быть направлен протест, непосредственно
решает прокурор. Однако в любом случае
его выбор должен основываться на принципах
эффективности и целесообразности. Протест
прокурора на незаконные нормативные
правовые акты всегда приносится в письменной
форме. Внесенный прокурором протест подлежит
обязательному рассмотрению не позднее
чем через 10 дней с момента его поступления
в соответствующий орган или должностному
лицу. В случае принесения протеста на
решение представительного (законодательного)
органа субъекта РФ или органа местного
самоуправления он подлежит рассмотрению
на ближайшем его заседании. При рассмотрении
протеста коллегиальным органом о дне
заседания сообщается прокурору, принесшему
протест. При наступлении исключительных
обстоятельств, требующих немедленного
устранения нарушения закона, прокурор
вправе установить сокращенный срок рассмотрения
протеста. О результатах рассмотрения
протеста незамедлительно сообщается
прокурору в письменной форме. Протест
до его рассмотрения может быть отозван
принесшим его лицом. Представление прокурора
– это документ прокурорского реагирования
на выявленные нарушения закона, которые
наступили в результате действий (бездействий)
или принятия незаконных решений государственными
органами и их должностными лицами. Представление
об устранении нарушений закона вносится
прокурором или его заместителем в орган
или должностному лицу, которые полномочны
устранить допущенные нарушения, и подлежит
безотлагательному рассмотрению. Представление
имеет письменную форму. В течение месяца
со дня внесения представления должны
быть приняты конкретные меры по устранению
допущенных нарушений закона, причин и
условий, им способствовавших; о результатах
принятых мер должно быть сообщено прокурору
в письменной форме. При рассмотрении
представления коллегиальным органом
прокурору сообщается о дне заседания.
В случае несоответствия постановлений
Правительства РФ Конституции и законам
РФ Генеральный прокурор РФ информирует
об этом Президента РФ. Если в ходе проведения
прокурорской проверки обнаружены обстоятельства,
указывающие на наличии в действии (бездействии)
или принятых решениях признаков состава
преступления или административного правонарушения,
то в этом случае прокурор, исходя из характера
нарушения закона должностным лицом, на
основании мотивированного постановления
передает материалы проверки по подследственности
следователю для решения вопроса о возбуждении
уголовного дела или самостоятельно принимает
решение о возбуждении административного
производства. В соответствии с ч. 2 ст. 28.4 КоАП о возбуждении
дела об административном правонарушении
прокурором выносится постановление. Такое
постановление выносится немедленно после
выявления совершения административного
правонарушения, а если требуется дополнительное
выяснение обстоятельств дела либо сведений
о физическом или о юридическом лице, в
отношении которых возбуждается дело
об административном правонарушении,
то постановление выносится в течение
двух суток с момента выявления административного
правонарушения. В случае проведения административного
расследования постановление о возбуждении
дела об административном правонарушении
выносится прокурором по окончании расследования.
Постановление прокурора о возбуждении
производства об административном правонарушении
подлежит рассмотрению уполномоченным
на то органом или должностным лицом в
срок, установленный законом. О результатах
рассмотрения сообщается прокурору в
письменной форме.
В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. В соответствии с указанием Генерального прокурора РФ от 06.07.1999 № 39/7 «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона» применение предостережения отнесено к исключительной компетенции прокурора и его заместителей. Другие работники прокуратуры такими полномочиями не обладают. Предостережение применяется только при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов. Для профилактики нарушений закона при производстве дознания, предварительного следствия и рассмотрении дел судами прокурорам надлежит использовать иные средства прокурорского реагирования, предусмотренные законом. Предостережение должно быть объявлено во всех случаях, когда у прокурора имеются сведения о готовящихся противоправных деяниях. Основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, которые могут привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность. Предостережение о недопустимости нарушений закона не может быть адресовано гражданам и юридическим лицам. Его следует объявлять должностным лицам поднадзорных прокуратуре органов, а также руководителям или иным лицам общественных (религиозных) объединений. Применению предостережений в обязательном порядке должна предшествовать проверка прокурором сведений о готовящихся противоправных деяниях конкретными должностными лицами с истребованием от них письменных объяснений. Предостережение о недопустимости нарушений закона должно быть оформлено в виде специального прокурорского акта в письменной форме. В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке. Применение предостережения отнесено Законом о прокуратуре к исключительной компетенции прокурора и его заместителей. Другие работники прокуратуры такими полномочиями не обладают.
Недавно назначенный на должность помощник прокурора района, не располагая сведениями о нарушении законов, прибыл в ОАО «Кирпичный завод» для проведения проверки исполнения трудового законодательства. Он доложил руководителю завода о цели своего прибытия и потребовал предоставить ему соответствующие документы. Руководитель, посоветовавшись с юристом предприятия, отказался выполнить требование помощника прокурора. Помощник прокурора написал рапорт, в котором изложил суть дела и попросил помощи у прокурора района. Какая информация является основанием для прокурорской проверки? Вправе ли помощник прокурора проводить прокурорскую проверку на данном объекте? Сформулируйте определение понятия «прокурорская проверка». Оцените действия помощника прокурора в соответствии с ФЗ «О прокуратуре РФ».
Прокурорские проверки исполнения законов - это основное правовое средство выявления, пресечения правонарушений и установления обстоятельств, им способствующих. Они проводятся только при наличии сведений о нарушении закона.
Основанием для проведения проверки является информация о фактах нарушения законов, требующая принятия мер прокурором ( п.2 ст. 21 ФЗ «О прокуратуре РФ»). Таким основанием могут быть обращения граждан, сообщения в СМИ, материалы гражданских, уголовных, административных дел.
В соответствии со ст. 21 ФЗ «О
прокуратуре Российской Федерации» прокурор
вправе:
-по предъявлении служебного
удостоверения беспрепятственно входить
на территории и в помещения, занимаемые
федеральными министерствами, государственными
комитетами, службами и иными федеральными
органами исполнительной власти, представительными
(законодательными) и исполнительными
органами государственной власти субъектов
Российской Федерации, органами местного
самоуправления, органами военного управления,
органами контроля, их должностными лицами,
а также органами управления и руководителями
коммерческих и некоммерческих организаций;
-иметь доступ к их документам
и материалам, проверять исполнение законов
в связи с поступившей в органы прокуратуры
информацией о фактах нарушения закона;
Равные полномочия имеет и помощник прокурора на основании статьи 54 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации».
Согласно условиям задачи, помощник прокурора не располагал сведениями о нарушении закона, а значит, оснований для проведения прокурорской проверки не было. Таким образом, только при наличии информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, помощник прокурора имел право беспрепятственно проходить ОАО «Кирпичный завод» и изучать необходимую документацию. Безосновательные проверки организаций не входят в компетенцию прокуратуры. Поэтому прокурор района должен объяснить помощнику, что в первую очередь работник прокуратуры должен сам действовать в рамках закона, а уже потом проверять деятельность других участников правоотношений.
Список литературы:
1.Конституция Российской Федерации //
СПС «Консультант-Плюс».
4. Бойков А.Д. Третья власть в России. — Курск, 2009. С. 106.
5. Бойков А.Д., Карпец И.И. О законотворчестве, судебной власти и правосудии // Государство и право. 2012. № 11. С. 92.
6. Гницевич А.Е. Роль прокуратуры в формировании социалистического правового государства // Правовая реформа и проблемы ее реализации: Мат. региональн. науч.-практ. конф. — Краснодар, 2009. С. 65—66.
7. Калинин В.Н. Акты прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона/Следователь, 2009.№ 4. С.55-62.
8. Нерсесянц B.C. Философия права. — М., 2008. С. 381
9. Николаева Л.А. Надзор прокуратуры: Проблемы теории и практики // Прокурорская и следственная практика. 2007. № 2. С. 84.
10. Мельников Н.В. Прокурорская власть и личность. — М., 2013. С. 37.
11. Петрухин И.Л. Судебная власть и расследование преступлений // Государство и право. 2013. № 7. С. 82.
12. Прокурорский надзор в российской Федерации: учебник для бакалавров / под ред. Е.Р. Ергашева, - М.: Юрайт, 2011-392с
13.Рябко Т. Меры прокурорского реагирования как средство обеспечения, 2011.
Информация о работе Место прокуратуры Российской Федерации в структуре государственного механизма