Методы борьбы с последствиями теневого бизнеса в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 17:35, реферат

Описание работы

Куда идут теневые средства из России? В. Зубков отметил: «Основной поток уходит в Швейцарию, Гонконг, Латвию, Францию, Великобританию, Кипр и часто оседают в зарубежной недвижимости. Это тенденция последних лет. Средства, которые инвестируются в дорогие апартаменты, часто сомнительного происхождения, потому такие операции нужно тщательно отслеживать».

Файлы: 1 файл

ДОКЛАД.docx

— 195.54 Кб (Скачать файл)

Существует мнение о том, что предлагаемый вариант легализации теневого капитала желателен, но нереалистичен, ибо «теневики»-хозяйственники этого не захотят. Однако в этой дискуссии важно принять во внимание следующие очевидные обстоятельства.

Предприниматели рассматриваемой категории постоянно находятся под «дамокловым мечом», причем угрозы идут и от государства, и от криминальных элементов. Уходя от налогов, «теневик»-хозяйственник не избегает поборов: взяток чиновникам-коррупционерам и платы криминалитету (за «крышу»). Экономические последствия этих поборов ддя предпринимателей те же самые, что и результаты жесткого налогового прессинга, однако соответствующие средства выплачиваются государственным и частным рэкетирам, а значит, налицо состав преступления. Такое положение комфортным не назовешь, и с накоплением минимально достаточного капитала у его субъекта (особенно с увеличением возраста и появлением перспективы передачи денег по наследству) резко нарастает стремление «спать спокойно».

Однако это лишь морально-психологическая сторона дела. А есть и чисто экономические факторы, связанные, в частности, с тем, что любая сфера, в том числе «теневая», имеет свои пределы поглощения капитала, и раньше или позже «теневики»-хозяиственники оказываются перед необходимостью выхода за границы занятой ниши.

Наиболее активными критиками идеи легализации «теневого» капитала являются представители правоохранительных органов. И это понятно: по долгу службы они обязаны бороться с любыми нарушениями закона, а вся «теневая» сфера в большей или меньшей степени криминализирована. Но здесь стоит вспомнить народную мудрость: «не пойман — не вор».

 

 

 

 

Важно децентрализовать, укрепить судебную и правоохранительные органы, закрепив за соответствующими институтами часть налоговых доходов;

Необходимо превратить защиту прав акционеров, инвесторов и кредиторов в государственный приоритет.

Реализация предполагаемых мер приведет к снижению объема кредитных и фондовых операций при обеспечении их эффективности и надежности. Многократно возрастут масштабы безналичных расчетов – это для финансовой элиты. Государство получит прирост бюджетных доходов и расходов. Менеджеры обретут перспективу упрочения своего положения легальным образом вместо вынужденной тактики разворовывания остатков имущества предприятия. Подавление налично-денежного и безналичного платеже-расчетного оборота приведет к увеличению потребности в безналичной рублевой массе и облегчит решение проблем дедоллоризации экономики и стабилизации рубля.

Нет нужды доказывать, что криминальное общество не в силах обеспечить внедрение инноваций и экономический рост; хуже того, разрушая систему снабжения населения социальными благами (прежде всего образования, здравоохранения, социального обеспечения), оно обрекает себя на деградацию. В то же время такая система может быть относительно устойчива только при задействовании внешних источников со всеми вытекающими негативными последствиями.

Программа интеграции тенового капитала с легальным — лишь одна, но обязательная составляющая нового курса в экономической политике, суть которого — во всемерном поощрении отечественного товаропроизводителя.

В настоящее время легализация теневых капиталов, направляемых в легальную экономику — едва ли не единственный (в смысле реальной возможности мобилизации) источник крупномасштабного инвестирования в народное хозяйство. Правительство загнало предпринимателя «в тень», и теперь обязано предоставить последнему возможность из нее выйти. Карательные меры к теневикам-предпринимателям приведут к безвозвратной потере для страны огромных капиталов, в создание которых тем или иным путем вложен труд практически каждого россиянина. Заставить эти средства работать для общего дела — задача, достойная истинных реформаторов.

5.В перечень мер, улучшающих среду бизнеса, входят:

-        Улучшение налогового климата;

-        Снижение административного давления на легальный бизнес;

-        Защита собственности и личности предпринимателя и предприятий от посягательств криминальных структур и недобросовестных государственных чиновников;

-        Помощь в кредитовании бизнеса;

-        Устранение системы поборов и вымогательства в любых формах;

-        Создание системы бизнес-инкубаторов, обучения и переобучения предпринимателей с участием государственных средств и ресурсов.

С целью увеличения эффективности мер по борьбе с теневым бизнесом, государственными структурами привлекаются к сотрудничеству в данном вопросе такие заинтересованные стороны, как легальный бизнес и общественные организации.

Легальный бизнес, как нами отмечалось выше, весьма заинтересован в снижении доли теневого предпринимательства. Обладая значительными финансовыми ресурсами, кадровым потенциалом, влиянием на общественное мнение, предпринимательские объединения и союзы вносят свой вклад в борьбу с теневым бизнесом. Конкретно это проявляется в том, что:

-     Легальный бизнес включает во внутренние кодексы корпоративной этики соответствующие положения, касающиеся недопустимости таких действий, как уклонение от уплаты налогов, подкуп должностных лиц, СМИ, судебных органов;

-     Предпринимательские объединения, ассоциации и союзы, действующие на легитимной основе, самостоятельно регулируют поведение своих членов, при необходимости применяя к нарушителям штрафные санкции и меры дисциплинарного характера;

-     Легальный бизнес отказывается от сотрудничества с «предпринимателями-теневиками», тем самым затрудняя их деятельность, а также работу теневого бизнеса в целом;

-     Под патронажем легального бизнеса осуществляются научные исследования по различной тематике, связанной с теневым бизнесом, даются юридические консультации юридическим и физическим лицам по вопросам противодействия незаконному предпринимательству, защиты прав потребителей и интеллектуальной собственности;

-     Легальный бизнес осуществляет большую профилактическую и разъяснительную работу по широкому спектру вопросов, связанных с незаконным предпринимательством. На вебсайтах предпринимательских организаций и объединений, а также в СМИ публикуются соответствующие статистические данные, аналитические статьи и иные материалы.

Очень важна в борьбе с теневым бизнесом поддержка широких масс населения, которая осуществляется как в индивидуальном порядке отдельными активистами, так и посредством включения в противостояние теневому бизнесу общественных организаций. В настоящее время существует большое количество международных и национальных общественных организаций, прямо или косвенно противодействующих теневому бизнесу. К таким организациям относятся:

-     Всемирная организация труда и соответствующие национальные организации, отстаивающие интересы наемных работников. Поскольку у лиц, занятых в теневом секторе, многие права нарушаются (право на медицинское и пенсионное страхование, на отпуск по беременности, на безопасные условия труда и проч.), указанные организации всячески противодействуют незаконному предпринимательству, добиваясь перевода трудовых отношений в законное русло;

-     Всемирная организация интеллектуальной собственности и родственные ей ассоциации и союзы также выступают единым фронтом против теневого бизнеса, так как многие сферы незаконного предпринимательства основаны на копировании литературных и музыкальных произведений, программных продуктов, видеофильмов и иных материалов. Отстаивая законные интересы авторов этих произведений, соответствующие организации принимают необходимые меры против теневого бизнеса;

-     Международное общество защиты прав потребителей, а также национальные организации аналогичного назначения ведут интенсивную борьбу с теневым бизнесом, представители которого каждодневно нарушают права покупателей и потребителей их продукции. Осуществляя практическую помощь населению, общества защиты прав потребителей выполняют огромный объем работы по судебному преследованию изготовителей некачественной продукции, произведенную с нарушением установленных законом норм и правил;

-     Научные организации и фонды. В направлении противодействия теневому бизнесу объемная работа проводится международными научными фондами (фондом Макартуров, Карнеги, Форда и др.) и при реализации соответствующих научных программ (например, в рамках программы TACIS). Под эгидой этих организаций и программ осуществляется финансирование научных грантов и исследований, посвященных теневой экономике, проводятся научно-практические конференции, симпозиумы, семинары и круглые столы, выпускается научная и научно-популярная литература по проблемам функционирования теневого бизнеса.

 

Заключение

Теневая экономика – явление, до сих пор не имеющее чёткого научного определения, являющееся предметом интереса исследователей с 30-х годов XX века.

На мой взгляд, предпочтительным представляется термин «теневая экономика», которым логично обозначать всякую экономическую активность, не зарегистрированную официально уполномоченными органами. «Теневая» составляющая экономики – это такой уклад экономических отношений, который складывается в обществе вопреки законам, правовым нормам, формальным правилам хозяйственной жизни, т.е. находится вне рамок правового поля.

Приведенная в курсовой работе информация представляет собой средний обзор масштабов теневой экономики, но даже эти данные позволяют понять, насколько сильно воздействует теневая экономика на все сферы нашей жизни.

Очевидным представляется снижение уровня «теневой» составляющей в экономике России. По данным Росстата, в 2009 году, доля теневой экономики составляла 16 %, в 2010 году – 15,5%. На апрель 2012 года Росстат оценивает долю теневой экономики в России примерно в 15%.

Немаловажную роль в снижении доли теневой составляющей играет усиление социально-правового контроля, который не связан, как правило, с применением уголовно-правовых норм, его объектами выступают материальные и финансовые средства, а так же экономическая деятельность различных субъектов экономических отношений. В зависимости от этих субъектов социально-правовой контроль может быть государственным (осуществляется специализированными контролирующими органами законодательной и исполнительной власти, а также Прокуратурой РФ) и негосударственным (банковский, страховой, потребительский, аудиторский и т.д.). В общей системе контроля над экономической преступностью приоритетным считается именно социально-правовой контроль, нежели уголовно-правовой.

На сегодняшний день одним из наиболее перспективных приемов борьбы с теневой экономикой предлагается введение ограничения на наличные денежные расчеты (разработчик законопроекта – министр финансов РФ А.Силуанов). Эксперты считают, что установление соответствующих ограничений на законодательном уровне снизит уровень экономических преступлений, поскольку весь коррупционный оборот вертится в наличной сфере. Эффективность и действенность всех этих мер по «высветлению» теневой экономики, можно будет оценить лишь по прошествии времени, однако уже сейчас очевидной является необходимость применения рассмотренных в настоящей работе мер и подходов в борьбе с «теневой» экономикой в комплексе.

 

Список использованной литературы:

 

 

  Кузнецова Т. - Некоторые аспекты исследования неформальной экономики в России//Вопросы экономики №12, 2008г

 

  Улыбин К. Теневая экономика. Изд.4 - М.: Экономика, 2010

 

 

 

 

 

 

newasp.omskreg/

chinovnikpa/old/index.html

corruption.rsuh/index.html

anti-corr/

russ/antolog/predely/4/kordon.htm

ruseconomy/nomer1_200101/ec27.html

 

 

 


Информация о работе Методы борьбы с последствиями теневого бизнеса в современной России