Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2014 в 04:30, курсовая работа
Актуальность данного исследования обусловлена следующими причинами и противоречиями:
- особенностью юношеского возраста как периода становления самостоятельности, развития потребности в самоактуализации, свободы выбора и принятия решений и реальной необходимостью подчиняться требованиям командиров, нормам, правилам воинского устава на службе в армии, что нередко связано с игнорированием такой важнейшей структурной составляющей самосознания, как проявления неуставных взаимоотношений;
Введение………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы изучения особенностей
взаимоотношений в воинском коллективе …………………………...……8
Содержательные аспекты взаимоотношений новобранцев
в воинском коллективе………………………………………………….……8
Особенности неуставных взаимоотношений в воинском
коллективе .……………………………………………….……………………14
Причины нарушений уставных правил взаимоотношений
между военнослужащими, в основе которых лежат
общесоциальные процессы и явления ……...………………………………24
1.4. Содержательные аспекты феномена «адаптация». Адаптация военнослужащих, проходящих военную службу по призыву…………….....36
Заключение….……………………………………………….………….45
Список литературы……………………...…………………………......47
МИНИТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра психологии
направление 030300.68 магистратура «Психология»
А.А. Колокольцев, студент Пм - 112 гр.
КУРСОВАЯ РАБОТА:
Особенности проявления неуставных взаимоотношений у военнослужащих в процессе адаптации к военной службе
Проверил:
к. псх. н., доцент
__________ Сафонова Е.В.
Хабаровск
2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Теоретические основы изучения особенностей
взаимоотношений в воинском коллективе …………………………...……8
в воинском коллективе………………………………………………….
коллективе .……………………………………………….……………………14
между военнослужащими, в основе которых лежат
общесоциальные процессы и явления ……...………………………………24
1.4. Содержательные аспекты
Заключение….………………………………………………
Список литературы……………………...………………………
Введение
Актуальность исследования определяется потребностями общества и государства в успешной социально-профессиональной адаптации военнослужащих, призванных на военную службу по призыву, в условиях проведения реформ Вооруженных Сил в Российской Федерации.
Перестройка и реформирование большинства сфер российского общества повлекло за собой ряд глобальных социальных и личностных изменений современного человека. Всё более востребованным становится человек, умеющий мобилизовать себя на преодоление трудностей в сложных жизненных ситуациях, способный противостоять агрессивным воздействиям среды.
В психологической науке возникла ситуация, характеризующаяся с одной стороны терминологическим разнообразием понятий и категорий, используемых для описания данного феномена, что связано с феноменологической сложностью изучаемого объекта, а с другой стороны - отсутствием четких критериев, на основании которых становится возможным полно представить субъективные характеристики личности, их связь с базовыми свойствами личности.
На современном этапе одним из главных приоритетов военной политики нашего государства является переходом на комплектования подразделений военнослужащими по призыву со службой на один год с расчетом достаточным для этого времени на обучения и получения практики.
Это связано с рядом обстоятельств: - во-первых, отойдет подпонятие как «дедовщина» Вооруженных Сил требует соответствующих изменений в организационной структуре и в системе комплектования войск; - во-вторых, в настоящее время изменения, а точнее реформированием, вызванные достижениями сокращения численности Вооруженных Силах, значительно повышают роль каждого военнослужащего; - в-третьих, сложностью комплектования армии молодежью призывного возраста и набора на службу по контракту отпадет (сокращение призывного контингента, наличие различных льгот и отсрочек, уклонение от призыва и т.д.), а также достаточно невысоким престижем военной службы.
Тем самым основным направлением в работе офицеров и прапорщиков с личным составом является прогнозирование, работа по воспитательной части и обеспечение качественной адаптации военнослужащих по призыву к воинской среде и различным условиям службы. Но при этом не нуждается в доказательстве тот факт, что от социально-профессиональной адаптации военнослужащего к условиям воинской деятельности зависит успешность этой деятельности, психические состояния, определяющие адекватное поведение, внутренний психологический комфорт, оптимальное взаимодействие с окружающей средой и вся система социальных связей личности в условиях военной службы.
Эффективность деятельности военнослужащих во многом определяется с одной стороны наличием новой социальной ситуации и закрытой сферы жизнедеятельности, а с другой стороны - наличием субъективного ядра личности, важнейшей составляющей которого является самоотношение человека.
Это также связано с тем, что военнослужащие по призыву в корне отличаются от военнослужащих по контракту. Если военнослужащие по контракту – лица мужского и женского пола в возрасте от 20 до 55 лет, то военнослужащие по призыву - юноши в возрасте от 18 до 27 лет, что требует от командиров и начальников всех степеней учитывать при обеспечении условий социально-профессиональной адаптации их физиологические, возрастные и социально-психологические особенности.
Актуальность данного исследования обусловлена следующими причинами и противоречиями:
- особенностью
юношеского возраста как
- разработанностью методик изучения, особенностей проявления неуставных взаимоотношений и адаптации личности и ограниченным использованием результатов исследований для создания благоприятных условий адаптации личности к военной службе.
Данные противоречия определили проблему обнаружения специфики проявлений особенности неуставных взаимоотношений личности в адаптации к новой ситуации (на примере военнослужащих срочной службы).
Проблема исследования:
На основе анализа научных трудов и публикаций отечественных и зарубежных авторов проблема профессиональной деятельности военнослужащих остается недостаточно исследованной. Отдельные стороны явились предметом изучения на уровне диссертационных исследований. Все это позволяет сформулировать проблему, которая состоит в следующем.
Рассмотреть, то, как проявляются особенности неуставных взаимоотношений у военнослужащих в процессе адаптации к военной службе?
Цель исследования: изучить особенности проявления неуставных взаимоотношений у военнослужащих в процессе адаптации к военной службе.
Объект исследования: особенности проявления неуставных взаимоотношений у военнослужащих.
Предмет исследования: особенности проявления неуставных взаимоотношений у военнослужащих в процессе адаптации к военной службе.
Задачи исследования:
1. Проанализировать сущность феномена «неуставных отношений» и специфику его проявления в жизнедеятельности человека (в контексте различных концепций).
2.Выявить
сущность и психологические
3.Соотнести проявления развития и особенности формирования с другими базовыми свойствами личности, составляющими основу личностного адаптационного ресурса.
4. Эмпирически
исследовать особенности
5. Рассмотреть связь проявления неуставных отношений и склонности к девиантному поведению военнослужащих.
Гипотеза исследования Мы исходили из следующих допущений:
Методологическую основу исследования составили:
- идеи
субъектно-деятельностного
- идеи единства сознания и деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.В. Петровский и др.);
- концепции развития самосознания (И.С. Кон, В.В. Столин, П.Р. Чамата, И.И. Чеснокова и др.) и развития субъективной реальности человека (Б.С. Братусь, Д.А. Леонтьев, М.К. Мамардашвили, В.А. Петровский, В.И. Слободчиков и др.);
- концепции
социализации и адаптации
- исследования
ученых, связанные с проблемой
адаптации к изменяющимся
- исследования
процесса адаптации
Методы исследования:
1. Общенаучные методы: теоретико-методологический анализ исследований отечественных и зарубежных авторов по изучаемой проблеме; сравнительно-аналитический метод.
2. Эмпирические методы исследования: констатирующий эксперимент; наблюдение; работа с документацией; диагностические методики («Адаптивность» разработан А.Г. Маклаковым, С.В. Чермяниным – МЛО-АЛ, «Висбаденский опросник» Н. Пезешкиан, «Опросник для оценки агрессии» Ч. Спилбергера, «Уровень субъективного контроля» версия Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной, А.М. Эткинд – УСК, «Индивидуально-типологический опросник» Л.Н. Собчик – ИТО).
Теоретическая значимость: материал проанализирован, структурирован и систематизирован.
Практическая значимость: представленный материал может быть использован военными психологами при работе с военнослужащими.
Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей взаимоотношений в воинском коллективе
1.1. Содержательные аспекты взаимоотношений новобранцев в воинском коллективе
В любом воинском коллективе складываются и одновременно сосуществуют два вида отношений. Одни из них, определены законами, уставами, должностными инструкциями. Такие отношения строятся на основе определенного положения, занимаемого каждым в системе военной организации. В воинском коллективе наиболее заметна иерархия отношений по вертикали: отношений между начальниками и подчиненными, старшими и младшими. Например, отношения командира танка и механика-водителя, дежурного по полку и дежурного по роте, разводящего и часового. Каждый из участников таких отношений имеет определенные права, обязанности и предписания как он должен действовать в той или иной ситуации. Эти отношения носят название формальных, поскольку они определены нормативными документами. Обратите внимание, это отношения не между конкретными людьми, а, скорее, между определенными социальными ролями, которые играют люди. Так, когда мы говорим «начальник патруля сделал замечание военнослужащему за нарушение формы одежды», мы имеем в виду именно формальные отношения между двумя категориями военнослужащих. [9]
Само словосочетание «формальные отношения» – очень точно передает их смысл. Форма есть нечто заданное извне, она всегда есть форма чего-то и существует сама по себе только как абстракция. Так и формальные отношения всегда реализуются в виде реальных, жизненных отношений. Такие отношения конкретных людей в конкретной ситуации называют МЕЖЛИЧНОСТНЫМИ или неформальными. Даже вступая во взаимодействие в официальной обстановке по сугубо формальному поводу, люди довольно быстро начинают испытывать те или иные чувства к своим партнерам по общению. Оставаясь личностями в системе безличных общественных отношений, люди неизбежно проявляют свои индивидуальные характеристики. Подчеркнем, формальные отношения всегда реализуются в виде межличностных отношений. Общение начальника и подчиненного это всегда общение двух личностей (лейтенанта Иванова и сержанта Петрова), с присущими им индивидуальными особенностями, которые они волей или неволей учитывают. [9]
Поэтому, неформальные, межличностные отношения невозможно искоренить или игнорировать. Они пропитывают буквально все сферы человеческого взаимодействия. Другое дело, что формальные отношения влияют на характер поведения людей, придают им определенную, сходную для всех форму. Степень этого влияния может быть большей или меньшей, в зависимости от конкретной ситуации. [9]