Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 13:12, реферат
Социологическая школа объединяет тех ученых, которые ищут истоки и объяснение культуры не в историческом или «естественном» развитии человеческого духа. Не в психике и не в биологической предыстории человечества, а в его общественной природе и организации. В центре внимания этого направления находится само общество, его структура и социальные институты (Элиот, П. Сорокин, Вебер, Парсонс). Особенностью мировоззрения П. Сорокина, Т. Элиота, А. Вебера и прочих,— является уверенность в
Основоположники социологической школы, её сущность…………3
Концепция Томаса Стернза Элиота……………………………………………………………3
Концепция Макса и Альфреда Вебера………………………………………………………4
Концепция Толкотта Парсонса………………………………………………………………………5
Концепция Питирима Сорокина………………………………………………………………………6
концепция М.Ковалевского……………………………………………………………………………7
Список литературы………………………………………………………………………………………………10
Общественные явления Ковалевский пытался объяснить путем анализа их происхождения. Этот его метод носит название «генетическая социология». В настоящее время этим термином обозначается эволюционное направление в социологии, занимающееся изучением зарождения, становления и развития наиболее устойчивых социальных образований на основе сравнительно-исторического исследования обществ, находящихся на разных ступенях развития.
Ковалевский в своем творчестве всегда выступал против однофакторных социальных моделей и утверждал идею плюралистической социальной причинности. Он разработал концепцию функционального социального взаимодействия, многоканальной причинности.
В конкретных
исследованиях Ковалевского данная
методологическая установка обычно
реализуется в следующей
1. Выявляется ведущая причина эволюции исследуемого объекта.
2. Различными методами обосновывается ее ведущая роль.
3. Устанавливается иерархия фактов с точки зрения убывания их влияния на объект и его изменения.
При этом ведущая роль какой-либо причины (например, экономики) в определенные эпохи вовсе не предполагает однофакторного объяснения на ее основе всей истории. Поэтому для выяснения реальной роли той или иной причины необходимы не схемы, а глубинные исследования определенной эпохи (объекта), что позволит выявить ее ведущий элемент (потребность). В качестве независимой переменной может быть взято любое условие.
В частности, для Ковалевского процессы возникновения классов и государства лежат в разных плоскостях и не связаны между собой. Социальная дифференциация зависит от разделения труда, которое, в свою очередь, вызвано ростом плотности населения. Причина образования классов, социальных групп, сословий – экономический и биологический факторы, а главная причина возникновения государства коренится в психологическом факторе.
Для Ковалевского социальный прогресс является основным законом социальной жизни. Содержание прогресса он отождествлял с расширением сфер солидарности в виде объединения людей, их социального единства. Главным признаком прогресса является расширение сферы замиренности. Закон солидарности относится к обществу в целом. Ковалевский считал солидарность людей нормой, а классовую борьбу – отклонением от нее. На смену жесточайшим классовым битвам, по его мнению, идут гармония и дружба людей. Даже между трудом и капиталом разобщенность не растет, а уменьшается. Ковалевский признавал, что революции двигают общество вперед, но это движение происходит в «противоестественной форме». Прогресс общества закономерен, а революция есть следствие ошибок правительства, а не историческая необходимость. Нормальный исторический прогресс основан на гармонии, соответствии всех сторон общества, а если эта гармония нарушена, тогда появляется почва для революции.
Список используемой литературы
1. Берестовская Д.С. Культурология: Учеб. пособие. - Симферополь, 2003.
2. Есин
А. Б. Введение в
3. Казанцева С. А. Культурология. - М.: Издательство «Экзамен», 2005 .
4. Кононенко Б.И.
Основы культурологии: Курс
5. Культурология:
Учеб. для студ. техн. вузов / Н.Г.
Багдасарьян, Г.В. Иванченко,
6. Культурология: Розин В.М. Учебник. -- 2-е изд., перераб. и доп. -- М.: Гардарики, 2003.
7. Мамонтов С.П. Основы культурологии: М.: Олимп, 1999.