Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 13:16, реферат
Одной из важных составных частей военного строительства является комплектование вооруженных сил личным составом. По общепринятому мнению, комплектование представляет собой установленную государством и регулируемую нормами военного права систему обеспечения армии и флота военнослужащими и гражданским персоналом в мирное и военное время, а также создание запаса военно-обученных людских ресурсов.
Системы комплектования ВС некоторых зарубежных государствах | |||
Государства |
Способ комплектования |
Возраст призыв» либо поступления на военную службу {лет) |
Срок военной службы по призыву |
Австрия |
Смешанный |
18-25 |
6 месяцев |
Армения |
Смешанный |
18-25 |
18 месяцев; лица с высшим |
Беларусь |
Смешанный, а также служба в резерве |
18-27 |
18 месяцев; лица с высшим |
Великобритания |
По контракту и в резерве |
17,5-30 20-50 |
В резерве - не более 1 года |
Германия |
Смешанный |
18-23 |
По призыву - 9 месяцев; добровольно - до 23 месяцев |
Греция |
Смешанный |
19-45 |
до 14 месяцев |
Израиль |
По призыву |
Мужчины- 18-29; женщины-18-24 |
Мужчины - 36 месяцев; женщины - 24 месяца; репатрианты - 20 месяцев |
Казахстан |
Смешанный (но сержанты - только по контракту) |
18-27 |
12 месяцев; на офицерских |
Китай |
По призыву, добровольно и в народном ополчении |
18-35 |
По призыву - 24 месяца |
Латвия |
Смешанный |
19-27; (по желанию с 18 лет) |
12 месяцев |
Литва |
Смешанный (рядовые - по призыву, сержанты и офицеры - по контракту) |
18-27 |
12 месяцев |
Эстония |
Смешанный |
18-27 |
12 месяцев |
Люксембург |
По контракту |
17-25 |
18 месяцев |
Норвегия |
Смешанный |
19-24 |
До 12 месяцев |
Португалия |
Смешанный |
18-22 |
4 месяца |
Румыния |
Смешанный |
20-35 |
9 месяцев |
США |
По контракту |
17-40 |
По контракту - на 4 года |
Турция |
Смешанный |
19-41 |
15 месяцев |
Украина |
Смешанный (с 2010 г. по контракту) |
18-27 |
12 месяцев |
Финляндия |
Смешанный |
19-30 |
Рядовые - 6 месяцев; младший комсостав - 9 месяцев; офицеры -12 месяцев |
Франция |
По контракту и в резерве |
18-32 |
Нет призыва; в резерве: 15 дней + 1 день ежегодно |
Швейцария |
Милиционный |
20-42 |
4 месяца |
Швеция |
Смешанный |
19-22 |
Рядовые - 11,5 месяца; Младший комсостав - до 15 месяцев |
Зарубежный опыт комплектования вооруженных сил свидетельствует, что в условиях отсутствия угрозы широкомасштабной войны с применением сил общего назначения, в которой во многом исход боя зависит от использования крупных (многомиллионных по численности) армий, в зарубежных странах отмечается тенденция сокращения численности вооруженных сил и роста уровня их профессионализации.
В настоящее время большинство экономически и политически стабильных стран мира придерживаются смешанного способа комплектования своих вооруженных сил, сочетая набор граждан на военную службу по контракту с их призывом на срочную службу на основе всеобщей воинской обязанности.
Таким образом, абсолютизировать тот или иной способ комплектования нецелесообразно, лучше сбалансированно сочетать преимущества каждого из них. Например, в государствах НАТО на долю контрактников приходится порядка 45 проц. общей численности военнослужащих. В частности, в Германии они составляют около 85 проц., Греции и Норвегии - около 30 проц., Дании - 60-65 проц. При этом допускается дифференциация соотношения призывников и контрактников в различных видах вооруженных сил. В ФРГ численность военнослужащих по призыву составляет: в сухопутных войсках - около 20 проц., в ВВС - 15, в ВМС - 10. Соотношение призывной и контрактной частей ВС определяется в каждом государстве исходя из приоритетов национальной безопасности, характера угроз, а также с учетом экономических возможностей.
В вооруженных силах зарубежных стран хорошо обученные и инициативные профессиональные военнослужащие привлекаются для борьбы с терроризмом и экстремизмом, а также для выполнения задач за пределами национальных территорий. Кроме того, профессиональные военнослужащие необходимы в войсках специального назначения и высокотехнологичных войсках, прежде всего имеющих на вооружении стратегическое оружие, высокоточное оружие и современные информационные системы.
В большинстве государств не отказываются от комплектования части вооруженных сил на основе призыва граждан на военную службу. Призывной контингент необходим в первую очередь для подготовки массового военно-обученного резерва, который может быть востребован в случае крупномасштабного военного конфликта или широкомасштабной войны. Призыв на военную службу как система, охватывающая всю страну, является важным средством консолидации нации и социальной интеграции представителей различных этнических и социальных групп. Кроме того, сохранение призыва обуславливает и наличие альтернативной гражданской службы, посредством которой в обязательном порядке комплектуются дешевые людские ресурсы, обеспечивающие функционирование социальных служб государства. Наконец, содержание призывных армий требует от государства значительно меньших расходов, чем профессиональных армий.
Вопреки распространенным представлениям комплектование вооруженных сил исключительно добровольцами не является непременным атрибутом развитого демократического государства. Если в США, Великобритании, Франции и ряде других государств военнослужащие набираются в армию только по контракту, то в Германии, Финляндии, Греции, Норвегии, Швеции и еще нескольких странах наряду со службой по контракту сохраняется обязательный призыв граждан на военную службу.
В Финляндии и прочих развитых демократических государствах призыв на военную службу не утратил для граждан своей привлекательности. В них обеспечиваются достойные условия оплаты воинской службы по призыву, создаются хорошие бытовые условия для военнослужащих, реально соблюдаются их права и свободы, им предлагаются социальные льготы, и они имеют льготы при поступлении на учебу и трудоустройстве после завершения службы.
В то же время в США и Великобритании, где имеется многолетний опыт .комплектования вооруженных сил в мирное время только на добровольной основе, в условиях нарастания вовлеченности их зарубежных воинских контингентов в «глобальную борьбу с терроризмом», ощущается острый дефицит призывных ресурсов. Таким образом, в случае возрастания военной или террористической угрозы, при необходимости длительного участия значительных воинских контингентов в боевых действиях либо выполнения задач в чрезвычайных ситуациях добровольный способ комплектования становится менее эффективным и уже не в состоянии без принудительного привлечения дополнительных военно-обученных людских ресурсов обеспечить решение всех задач, стоящих перед вооруженными силами страны. Даже такие государства, как США и Великобритания, для того чтобы одновременно решать боевые задачи в двух крупных (Ирак и Афганистан) и нескольких локальных военных конфликтах, вынуждены создавать коалиционные группировки войск и сил флота, привлекая к участию в них своих союзников по НАТО.
1 Начало см.: Зарубежное военное обозрение. - 2009. - № 1. - С. 28 - 31.
Зарубежное военное обозрение №2 2009 С.25-31
Информация о работе Способы комплектования военнослужащими вооружённых сил иностранных государств