Способы завладения ядерным оружием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 14:43, реферат

Описание работы

Террористы стремятся спланировать и совершить теракты все более катастрофических масштабов. Некоторые из террористических групп активно пытаются приобрести ядерное оружие. Угроза ядерного терроризма сегодня более велика, чем во времена «холодной войны», в результате слияния четырех тенденций:
эскалации неограниченного терроризма, которую олицетворяют те террористические группы, которые верят, что их целям послужит причинение максимально возможного вреда, и которые в своих действиях не ограничены запретами, характерными для тех, кто считает, что широкомасштабные теракты могут повредить достижению целей, поскольку вызовут резко негативную реакцию;

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ11.docx

— 63.25 Кб (Скачать файл)

3.3 Применение «грязной» бомбы

Учитывая масштабы использования радиоактивных материалов (ионизирующих источников излучения) в медицине, промышленности и сельском хозяйстве, международное сообщество уделяет особое внимание противодействию угрозе создания и использования террористами так называемой «грязной бомбы». Практически все специалисты сходятся во мнении, что при наличии радиоактивных веществ террористам не составит большого труда реализовать такую задачу. При этом необходимо учитывать следующие обстоятельства:

  • любое государство или негосударственные игроки могут создать и взорвать устройство, рассеивающее радиоактивные материалы (УРРМ, или «грязная бомба»), поскольку технологические барьеры практически не существуют, а радиоактивные материалы находят все большее применение и распространение в различных сферах деятельности;
  • психологический и политический эффект от «грязной бомбы» недостаточно хорошо понимается широкой общественностью и может  потенциально оказать более сильное воздействие по сравнению с вероятностью летального исхода при взрыве ядерного взрывного устройства (ЯВУ);
  • хотя «грязная бомба» не является оружием в классическом понимании военных, она может быть действенным средством принуждения, а ее применение способно вызвать сильнейшую политическую реакцию. В частности, если в стране дислокации вооруженного контингента (например, американского) произойдет подобный теракт, ее руководство может потребовать вывода иностранного контингента со своей территории. В этом смысле использование «грязной бомбы» может оказать стратегическое влияние на ведение военной кампании.

По мнению многих экспертов, террористы более склонны к использованию «грязной бомбы», чем ЯВУ, поскольку УРРМ гораздо легче создать и доставить, чем фабричный ядерный заряд.

Радиационные источники широко используются в различных сферах, на них не распространяются столь же строгие меры контроля, как на расщепляющиеся материалы (ядерное топливо или ядерные материалы военного назначения), и их легко собрать «в гараже», для чего требуются  радиоактивные материалы, оболочка и заряд взрывчатки для рассеивания этих материалов. В то же время радиационные источники представляют опасность для окружающей среды и биологических объектов, являясь генераторами интенсивного ионизирующего излучения.

По данным Аргонской национальной лаборатории (Чикаго), для использования в «грязной бомбе» подходят следующие радиоизотопы:

  • америйций-241;
  • калифорний-252;
  • цезий-137;
  • кобальт-60;
  • индий-192;
  • плутоний-239;
  • полоний-210;
  • радий-226;
  • стронций-90.

Несмотря на значительное общее количество утерянных радиоизотопных источников, практически отсутствуют факты, подтверждающие их использование террористами. Единственный такой случай имел место в ноябре 1995 г., когда в Москве, в Измайловском парке группа чеченских боевиков заложила полуфабрикат мины, содержащий смесь цезия-137 и взрывчатки, и сообщила об этом одному из телеканалов.

В 2002 г. по просьбе Комитета по международным делам сената США Федерация американских ученых рассмотрела различные сценарии использования «грязной бомбы». Как показали результаты одного из сценариев, предполагающего распыление значительного количества кобальта-60 в Манхеттене, загрязнение местности наблюдалось бы на площади в 1000 кв. км, то есть на территории трех штатов, в связи с чем лишь через 10 лет в Нью-Йорк могли бы вернуться его жители. Комиссию по ядерному регулированию (США) особенно обеспокоило то обстоятельство, что хотя период полураспада кобальта-60 составляет всего 5,27 года, около 1% изотопа останется радиоактивным в течение 40 лет, поэтому потребуется дезактивация местности.

Конечно, уровень летальности при использовании радиоизотопов в качестве «грязной бомбы» во много раз ниже по сравнению с подрывом ядерного взрывного устройства, однако психологический и экономический ущерб может быть более чем значительным. Так, в Гоянии (Бразилия) из заброшенной онкологической клиники двое безработных вынесли источник, содержавший 19г цезия-137, проткнули его и продали на металлолом. «Сияющий синий порошок» разобрали члены семьи владельца свалки и знакомые. Некоторые из них  нанесли порошок на тело и пришли на дискотеку. В результате бразильским властям пришлось организовать наблюдение за состоянием здоровья 112 тыс. человек. Было выявлено 249 пораженных, причем у 115 оказались затронуты  и внутренние органы. 49 пострадавших госпитализировали, 26 человек получили радиоактивные ожоги, а пять умерли. Экономический ущерб от устранения последствий этого инцидента составил $30 млн.

3 Террористические группы

В докладе «О американо-российской оценке угрозы ядерного терроризма» указаны три террористические организации, в отношении которых достоверно установлено наличие замысла на приобретение ядерного оружия. Это: «АумСинрике», Террористические группировки с Северного Кавказа, «Аль-Каида». Известно, что в период расцвета «АумСинрике», в начале 90-х гг. ее представители пытались приобрести на территории России компоненты ядерной бомбы. Сейчас данная организация, хоть и продолжает свое существование под другим названием, но значительно уменьшилась в размерах и не обладает прежними возможностями. К тому же она находится под пристальным надзором правоохранительных органов. Террористы с Северного Кавказа предпринимали достаточно серьезные шаги по осуществлению ядерных терактов. Известно об их планах захватить атомную подводную лодку с ядерным оружием на борту. В 2001 г. террористические структуры пытались провести разведку систем охраны и обороны двух баз хранения ядерного оружия. Эти попытки окончились неудачей. В ноябре 1995 г. в московском Измайловском парке чеченскими экстремистами был закопан контейнер с радиоактивным Цезием-137. После его обнаружения Джохар Дудаев заявил: «То, что мы продемонстрировали в Измайловском парке всему мировому сообществу и Москве, - это мизерная доля тех радиоактивных веществ, которые мы имеем». Угроза Дудаева имели под собой реальную основу. В грозненском районе находился спецкомбинат по захоронению радиоактивных веществ - "Радон", где хранились кобальт-60, цезий-137, туллий-170, иридий-192. Этот объект оказался в руках экстремистов, однако в ходе боевых действий контроль над комбинатом был восстановлен. Сейчас, благодаря усилиям российских властей, северокавказские террористические группировки разгромлены и обезглавлены. Однако, это не значит, что террористическая угроза окончательно исчезла. С 2008 г. число терактов вновь начало расти. Кроме того, террористы с Северного Кавказа начали устанавливать контакты с исламистскими группами в других регионах России. Наиболее последовательной в попытках приобрести оружие массового уничтожения является организация «Аль-Каида». Можно сказать, что владение таким оружием – это не прихоть лидеров организации, а важный инструмент для достижения ее стратегических целей. Успешное применение ядерного оружия против США, помимо массовых жертв, приведет к срыву функционирования мировой экономики. Не случайно духовными лидерами «Аль-Каиды» выпущен ряд обращений к своим последователям, в которых подробно обосновывается допустимость массовых убийств «неверных» при помощи ОМУ, а Усама бен Ладен в 1998 г провозгласил получение оружия массового уничтожения «своим религиозным долгом». Но террористическая организация действует иными методами, чем государство. Судя по всему, у «Аль-Каиды» отсутствует долговременная стратегия получения ядерного оружия и какая-либо ядерная инфраструктура. Вместо этого террористы предпочитают действовать «по ситуации», прежде всего стремясь найти внутренних нарушителей из числа персонала, имеющего доступ к ядерным устройствам и материалам. Понимая, что шансы украсть или захватить готовый ядерный заряд минимальны, руководство Аль-Каиды последовательно шло по пути изготовления кустарной ядерной бомбы. Известно, что пакистанский ученый-ядерщик Башируддин Махмуд консультировал Бен Ладена по вопросам создания самодельной ядерной бомбы пушечного типа. Ученый утверждал, что ничего невозможного в изготовлении такой бомбы нет, но в распоряжении «Аль-Каиды» не имелось главного –  необходимых делящихся материалов. В 1990-х и 2003 г. оперативники Аль-Каиды пытались приобрести ядерные материалы на черном рынке, но каждый раз попадали в ловушку мошенников. Также «Аль-Каида» установила контакты с сетью знаменитого торговца ядерными технологиями и «отца» пакистанской ядерной бомбы Абдула Кадир Хана. Этот ученый-ядерщик, получивший образование в Европе, и работавший в ядерной компании URENCO, передал ядерные технологии Пакистану, Ирану и Северной Корее. Однако деятельность сети Хана была прекращена до того, как Бен Ладен сумел получить от нее что-либо действительно важное.

4 Противодействие ядерному терроризму

Помимо спецслужб и правоохранительных органов, существует специализированные международные организации, в функции которых входит предупреждение актов ядерного терроризма.

Центральную роль в координации усилий на данном направлении играет ООН, прежде всего, ее главные органы – Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Международное агентство по атомной энергии(МАГАТЭ), а также различные многосторонние неформальные партнерства.

В последние годы в рамках ООН и ее учреждений принят ряд международно-правовых документов по различным аспектам предотвращения ядерного терроризма. 12 апреля 2005 года ГА ООН приняла консенсусом основополагающий документ в сфере обеспечения ядерной безопасности мирового сообщества - Международную конвенцию о борьбе с актами ядерного терроризма.

Конвенция, открытая для подписания 14 сентября 2005 года, вступила в силу 7 июля 2007 года. Разработанная в рамках ООН по инициативе Российской Федерации, Конвенция стала первым антитеррористическим документом, принятым государствами на упреждение, то есть до совершения террористических актов с использованием ядерных материалов или других радиоактивных веществ, и первым универсальным международным договором, направленным на их предотвращение.

Ее цель - подвести эффективную правовую базу под международное сотрудничество в деле предотвращения актов ядерного терроризма, включая их пресечение и ликвидацию последствий, осуществление комплексных мер для антитеррористической защиты как мирного, так и военного атома.

Представляется важным, что Конвенция требует определения ядерного терроризма в качестве преступления в национальных законодательствах всех государств и обязывает государства-участники осуществлять международное сотрудничество в предотвращении и расследовании актов ядерного терроризма и уголовном преследовании террористов.

Особенность этого документа заключается и в том, что он не только служит делу борьбы с международным терроризмом, но и способствует укреплению глобального режима ядерного нераспространения. Основное внимание Конвенция уделяет предупреждению использования радиоактивных материалов для совершения террористических актов.

Конвенция содержит подробный перечень действий (лиц или группы лиц), которые рассматриваются в ней как преступные. Особо следует отметить значение конвенционных положений, направленных на обеспечение неотвратимости наказания преступников путем утверждения универсальной уголовной юрисдикции на основе принципа autdedereautjudicare (либо выдай, либо суди - лат.), согласно которому государство, на территории которого оказался преступник, обязано либо подвергнуть его уголовному преследованию, либо выдать для этих целей другому государству.

Государства-участники обязуются оказывать друг другу максимальную помощь в связи с расследованиями, уголовным преследованием или процедурами выдачи, предпринятыми в отношении преступлений ядерного терроризма, включая содействие в получении имеющихся у них доказательств, необходимых для разбирательства.

После вступления в силу Конвенции принятие государствами-участниками мер, направленных на предупреждение и пресечение актов ядерного терроризма, перестало быть только вопросом их внутренней политики. К 7 июля 2007 года (на момент вступления Конвенции в силу) ее подписали 115 государств и 22 - ратифицировали.

Устранив правовой вакуум в такой чувствительной сфере безопасности мирового сообщества, Конвенция заложила необходимые юридические основы успешной международной борьбы за предотвращение и ликвидацию ядерного терроризма на глобальном уровне. Вместе с тем, международно-правовая и уголовно-процессуальная основы борьбы против угрозы ядерного терроризма все еще находятся в процессе формирования.

В связи с этим уместно отметить, что более точно смыслу и назначению рассмотренной выше конвенции отвечало бы название «Международная конвенция о предотвращении и ликвидации ядерного терроризма и борьбе с ним», что позволило бы более полно и точно раскрыть логику конвенции, ее ориентированность не только на предупреждение отдельных ядерных терактов и устранение их последствий, но и на искоренение этого зла.

Осознание угрозы ядерного терроризма в мировом сообществе остается все еще недостаточно глубоким. О недооценке опасности свидетельствует такой факт: ее пока ратифицировали менее 30 государств, то есть лишь 15% членского состава ООН.

Конвенция еще далека от приобретения характера универсальной. По-видимому, общее признание угроз со стороны ядерного терроризма еще не трансформировалось у целого ряда стран в понимание того, что они напрямую затрагивают международную и национальную безопасность.

В 2006 году Россия и США выдвинули Глобальную инициативу по предотвращению ядерного терроризма. Эта инициатива – эффективный инструмент международной безопасности. Ее участниками в настоящее время являются 76 государств и 4 международные организации. 14 апреля 2010 года в рамках этой инициативы в Вашингтоне состоялся очередной саммит, на который были приглашены главы государств и правительств 45 стран, а также руководители ряда международных организаций, в том числе МАГАТЭ.

Его участники обсудили вопросы повышения ядерной безопасности и предотвращения угрозы ядерного терроризма, а также конкретные меры, которые помогли бы в будущем полностью обезопасить хранение и транспортировку ядерных материалов. Особое значение этому саммиту придал тот факт, что он состоялся через три дня после подписания президентами России и США нового Договора о стратегических наступательных вооружениях – СНВ-3, который предусматривает значительное сокращение ядерных арсеналов обоих государств.

По итогам саммита было принято совместное коммюнике, в котором заявлено о приверженности всех его участников «укреплению физической ядерной безопасности и предотвращению угрозы ядерного терроризма», подчеркнуто, что «для достижения успеха потребуются ответственные национальные меры и постоянное и эффективное международное сотрудничество».

Кроме того, в коммюнике подтверждена «основная роль МАГАТЭ в сфере международной ядерной безопасности». Участники саммита приняли также план работы по укреплению физической ядерной безопасности, который представляет собой довольно широкий комплекс мер по усилению международного контроля над наиболее «чувствительными» фазами замкнутого ядерно-топливного цикла (ЗЯТЦ): обогащением урана и выделением плутония из отработанного атомного топлива.

Повестка Вашингтонского саммита не была в этом отношении революционной. Она продолжила линию на укрепление мер доверия между ядерными державами, выработку единых международных стандартов охраны ядерных объектов, предложенных еще Московским саммитом стран «группы восьми» 19 – 20 апреля 1996 года. При этом особое внимание было уделено проблемам обеспечения безопасности систем хранения расщепляющихся материалов (РМ).

Следует отметить, что при принципиальной общности понимания угрозы ядерного терроризма всеми участниками саммита, в подходах Российской Федерации и США к решению проблемы профилактики ядерного терроризма сохраняются и некоторые различия. Российская сторона видит ее решение через усиление международных стандартов охраны ядерных объектов, включая хранение расщепляющихся материалов (РМ). Соединенные Штаты – через постепенную интернационализацию ЗЯТЦ, а в перспективе и путем коренной реформы МАГАТЭ.

Тем не менее, ядерный терроризм представляет собой составную часть более широкого явления. Ядерное оружие необходимо руководству террористических организаций как средство для эскалации напряженности в мире.

 

5 Физическая защита, учет и контроль ЯМ и радиоактивных веществ в ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ»

В мире накоплено 27.000 единиц ядерного оружия, из которых 12.000 находятся в состоянии боевого развертывания. Россия, США, Великобритания, Франция и Китай располагают огромными запасами ядерного оружия. Также освоили технологии его производства Израиль, Индия, Пакистан и Северная Корея. О планах создания атомно-энергетических установок объявили Алжир, Египет, ЮАР, Марокко, Турция, страны Персидского залива, Индонезия, Иран.

Указанные тенденции подчеркивают необходимость повышения стандартов ядерной безопасности по всему миру, выявления и нейтрализации террористических групп, стремящихся к обладанию ядерными средствами массового уничтожения. Повышенные требования должны предъявляться к эффективности мер по физической защите, учету, контролю и предотвращению контрабанды радиоактивных материалов.

Информация о работе Способы завладения ядерным оружием