Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 17:16, курсовая работа
Вооружённые Силы Российской Федерации (ВС России), — государственная военная организация Российской Федерации, предназначенная для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооружённой защиты целостности и неприкосновенности её территории, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации[5].
Вооружённые Силы Российской
Федерации (ВС России), — государственная
военная организация Российской
Федерации, предназначенная для
отражения агрессии, направленной против
Российской Федерации, для вооружённой
защиты целостности и
В состав Вооружённых Сил России входят Сухопутные Войска, Военно-воздушные силы, Военно-Морской Флот; отдельные рода войск — Космические, Воздушно-десантные войска и РВСН; центральные органы военного управления; Тыл Вооружённых Сил, а также войска, не входящие в виды и рода войск.
ВС России сформированы 7 мая 1992 года. Это одни из крупнейших ВС мира, численность их личного состава составляет 1 млн человек. Вооружённые Силы России отличаются наличием крупнейшего в мире[6] арсенала оружия массового поражения, в том числе ядерного, и хорошо развитой системой средств его доставки.
Верховный главнокомандующий
Основная статья: Верховный Главнокомандующий Вооружёнными Силами Российской Федерации
Верховным Главнокомандующим
Вооружёнными Силами Российской Федерации
является Президент Российской Федерации.
В случае агрессии против Российской
Федерации или непосредственной
угрозы агрессии он вводит на территории
Российской Федерации или в отдельных
её местностях военное положение, с
целью создания условий для её
отражения или предотвращения, с
незамедлительным сообщением об этом
Совету Федерации и Государственной
Думе для утверждения
[править]
Министерство обороны
Основная статья: Министерство обороны Российской Федерации
Министерство обороны
Российской Федерации (Минобороны России)
является органом управления Вооруженными
Силами Российской Федерации. К основным
задачам Министерства обороны относятся
выработка и проведение государственной
политики в области обороны; нормативно-правовое
регулирование в области
Министерство обороны
возглавляет Министр обороны
Российской Федерации, назначаемый
на должность и освобождаемый
от должности Президентом
Действующий министр обороны — Анатолий Сердюков.
Генеральный штаб
Начальник Генерального Штаба генерал армии Николай Макаров
Основная статья: Генеральный штаб Вооружённых Сил Российской Федерации
Генеральный штаб Вооружённых Сил Российской Федерации — центральный орган военного управления и основной орган оперативного управления Вооружёнными Силами. Генштаб осуществляет координацию деятельности пограничных войск и органов федеральной службы безопасности, внутренних войск Министерства внутренних дел, Железнодорожных войск, федерального органа специальной связи и информации, войск гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формирований, Службы внешней разведки Российской Федерации, федеральных органов государственной охраны, федерального органа обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти по выполнению задач в области обороны, строительства и развития Вооруженных Сил, а также их применения. Генеральный штаб состоит из главных управлений, управлений и иных структурных подразделений[10].
К основным задачам Генштаба
относятся осуществление
Действующий Начальник Генерального Штаба — генерал армии Николай Макаров.
[править]
ИсторияИстория русской армии
Войско Древней Руси
Новгородское войско
Армия Московской Руси
Полки «Иноземного строя»
Вооружённые силы Российской империи
Белая армия
Вооружённые силы СССР
История Красной Армии
Вооружённые силы Российской Федерации
Вооружённые силы Белоруссии
Вооружённые силы Украины
См. также статью: История русской армии.
[править]
Развал советских вооружённых сил
Первое республиканское военное ведомство появилось в РСФСР 14 июля 1990 года, однако из-за неприятия большинством народных депутатов РСФСР идеи о самостоятельных ВС ведомство назвали не министерством обороны, а Государственным комитетом РСФСР по общественной безопасности и взаимодействию с Министерством обороны СССР и КГБ СССР. После попытки государственного переворота в Вильнюсе 13 января 1991 года, председатель Верховного Совета России Борис Ельцин выступает с инициативой о создании республиканской армии, и 31 января Госкомитет по общественной безопасности был преобразован в Госкомитет РСФСР по обороне и безопасности, во главе которого встал генерал армии Константин Кобец. В течение 1991 года Комитет неоднократно видоизменялся и переименовывался. С 19 августа (день попытки переворота в Москве) по 9 сентября временно функционировало Министерство обороны РСФСР[12].
Одновременно Ельциным была предпринята попытка создать национальную гвардию РСФСР, начался даже приём добровольцев. До 1995 года планировалось сформировать не менее 11 бригад численностью по 3-5 тысяч человек, общей численностью не более 100 тысяч. Предполагалось развернуть части Национальной гвардии в 10 регионах, в том числе в Москве (3 бригады), в Ленинграде (2 бригады) и в ряде других важных городов и районов. Были подготовлены положения о структуре, составе, методах комплектования, задачах Национальной гвардии. К концу сентября в Москве в ряды НГ успели записаться около 15 тысяч человек, большинство из которых — военнослужащие СА. В конце концов на стол Ельцину лег проект указа «О временном положении о российской гвардии», однако он так и не был подписан[13].
После подписания Беловежских
соглашений 21 декабря государствами-
[править]
Вооружённые силы в 1990-е годы
Основные статьи: Российские военные объекты в СНГ, Первая чеченская война, Вторая чеченская война
В состав ВС Российской Федерации
вошли объединения, соединения, воинские
части, учреждения, военно-учебные заведения,
предприятия и организации
В рамках реформирования вооружённых
сил в Генштабе была разработана
так называемая концепция Мобильных
сил. Мобильные силы должны были представлять
собой 5 отдельных мотострелковых бригад,
укомплектованных по штатам военного
времени (95-100 %) с единым штатом и
вооружением. Таким образом планировалось
избавиться от громоздкого мобилизационного
механизма, а в дальнейшем перевести
армию целиком на контрактную
основу. Однако к концу 1993 года были
сформированы лишь 3 таких бригады:
74-я, 131-я и 136-я, при этом не удалось
ни свести бригады к единому штату
(по штату различались даже батальоны
в составе одной бригады), ни укомплектовать
их по штатам военного времени. Недоукомплектованность
частей была настолько значительной,
что в начале Первой чеченской
войны (1994—1996) Грачёв просил Бориса Ельцина
дать санкцию на ограниченную мобилизацию,
на что получил отказ, и Объединённую
группировку войск в Чечне
пришлось формировать из частей со
всех военных округов. Первая чеченская
выявила также серьёзные
После войны новым министром
обороны был назначен Игорь Родионов,
в 1997 году — Игорь Сергеев. Была предпринята
новая попытка создать
постоянной готовности (укомплектованность личным составом — 95-100 % от штата военного времени);
сокращённого состава (укомплектованность — до 70 %);
базы хранения вооружения и военной техники (укомплектованность — 5-10 %);
кадрированные (укомплектованность — 5-10 %).
Вместе с тем перевод армии на контрактный способ комплектования не представлялся возможным из-за недостаточного финансирования, в то время как этот вопрос стал болезненным в российском обществе на фоне потерь в Первой чеченской войне. При этом удалось лишь незначительно увеличить долю «контрактников» в Вооружённых Силах. К этому времени численность армии была сокращена более чем в два раза — до 1,212 млн человек[16].
Во Второй чеченской войне (1999—2006) Объединённая группировка войск формировалась из частей постоянной готовности сухопутных войск, а также Воздушно-десантных войск. При этом из состава этих частей выделялись лишь по одной тактической батальонной группе (в полном составе воевала только одна мотострелковая бригада из Сибирского военного округа) — это делалось для того, чтобы оперативно компенсировать потери в войне за счёт личного состава, оставшегося в местах постоянной дислокации своих частей. С конца 1999 года доля «контрактников» в Чечне начала расти, достигнув в 2003 году 45 %[16].
[править]
Вооружённые силы в 2000-е годы
В 2001 году министерство обороны возглавил Сергей Иванов. После окончания активной фазы боевых действий в Чечне решено было вернуться к «Грачёвским» планам по переводу на контрактное комплектование войск: части постоянной готовности должны были быть переведены на контрактную основу, а остальные части и соединения, БХВТ, ЦБР и учреждения оставить на срочной основе. В 2003 году началась соответствующая Федеральная целевая программа. Первой частью, переведённой на «контракт» в её рамках, стал воздушно-десантный полк в составе 76-й Псковской дивизии ВДВ, а с 2005 года на контрактную основу начали переводить другие части и соединения постоянной готовности. Однако данная программа также не увенчалась успехом из-за слабого денежного довольствия, условий службы и отсутствия социальной инфраструктуры в местах несения службы военнослужащими по контракту[16].
В 2005 году началась также
работа по оптимизации системы управления
Вооружёнными Силами. По замыслу Начальника
Генштаба Юрия Балуевского планировалось
создать 3 региональных командования,
которым подчинялись бы части
всех видов и родов войск. На основе
МВО, ЛенВО, Балтийского и Северного
флотов, а также бывшего Московского
военного округа ВВС и ПВО должно
было быть создано Западное региональное
командование; на основе части ПУрВО,
СКВО и Каспийской флотилии — Южное;
на основе части ПУрВО, СибВО, ДВО
и Тихоокеанского флота — Восточное.
Региональным командованиям должны
были быть переподчинены все части
центрального подчинения в регионах.
При этом Главкоматы видов и родов
войск планировалось