Военный
режим
В
отличие от однопартийных, военные
режимы чаще всего возникают в
результате государственных переворотов
против осуществляющих управление гражданских
лиц. В политической науке пользуется
известностью также наименование этих
режимов как "преторианских" —
термин, введённый С. Хантингтоном в
его книге "Солдат и государство"
(1957 г.). В задачи Преторианской Гвардии,
существовавшей при императорах
в последние дни Римской Империи,
входила охрана их безопасности. Однако
стратегическое положение преторианцев
нередко вело их к действиям, прямо
противоположным ожидаемым —
убийствам императора и продажи
его должности тому, кто предлагал
наибольшую цену.
В этой связи в политологии
нередко используется и термин
"преторианское общество", означающий,
что в обществе весьма высока
вероятность военных переворотов
как средства разрешения накопившихся
политических противоречий. Дэвид
Раппопорт выделяет четыре основных
характеристики "преторианского
общества":
1) Серьезный недостаток консенсуса
в отношении основных функций
и методов правления. Иначе
говоря, в обществе отсутствуют
правила игры среди политических
акторов.
2) Борьба за власть и богатство
принимает особенно острые и
грубые формы.
3) Сверхбогатые меньшинства сталкиваются
с огромными нищающими слоями
общества почти так же, как
это описано у Маркса при
характеристике им завершающей
ступени капитализма.
4) Существует низкий уровень институциализации
политических и административных
органов, ибо уровень легитимности
власти крайне низок, а уровень
нестабильности очень высок. Упадок
общественной морали, коррупция
и продажность приводят к дискредитации
политической жизни и ее последующему
прерыванию. У военных возникает
сильный соблазн вмешаться, руководствуясь
либо стремлением положить конец
слабому и коррумпированному
гражданскому режиму, либо жаждой
получить большую по сравнению
с имеющейся долю в управлении
обществом и распределении общественного
богатства. Формирующийся военный
режим чаще всего осуществляет
власть на доставшемся ему
в наследство институциональном
основании, управляя либо коллегиально
(как хунта), либо периодически
передавая главный правительственный
пост по кругу высших генеральских
чинов.
Огромное количество практических
примеров военного правления
в Латинской Америке, Африке, Греции,
Турции, Пакистане, Южной Корее
и других странах, с одной
стороны, уже позволило создать
достаточно разработанную теорию
взаимоотношений между военными
и гражданскими лицами. Важнейшие
составляющие этой теории —
классификация военных переворотов
(реформистские, консолидирующие,
консервативные, вето-перевороты) и
вызвавших их причин, анализ особенностей
ментальности и этических ценностей
военных (национализм, коллективизм,
негативное отношение к политике,
внутренняя дисциплина, пуританский
образ жизни и пр.), отношение
военных к модернизации и их
потенциал в ее осуществлении
(42). С другой стороны, многосторонний
исторический опыт постоянно
требует развития этой теории
и внесения в лее дополнительных
корректив. Новый в этом отношении
регион потенциально "преторианских
обществ" — бывший Советский
Союз, где армия стремится ко
все более активному участию
в политической деятельности.